Узел главного редуктора трансмиссии вертолета

Реферат

 

Изобретение относится к авиастроению и может быть использовано, в частности, для главных редукторов вертолетов. Цель: снижение осевых габаритов и массы вертолетного редуктора за счет жесткой связи выходного вала винта с зубчатым венцом и выполнением корпуса торообразным. Узел главного редуктора трансмиссии вертолета содержит корпус 1, размещенное в нем ведомое колесо 5 с зубчатым венцом 6 на опорах качения 9, жестко связанные с валом винта 8. Вал винта 8 жестко связан с зубчатым венцом 6, а корпус 1 выполнен торообразным. 2 ил.

Изобретение относится к авиации и может быть использовано, в частности, для главных редукторов вертолетов.

Известен узел главного редуктора вертолета, содержащий корпус, ведущее и ведомое колеса. Пpи этом ведомое колесо состоит из жестко соединенных зубчатого венца, диска и выходного вала на опорах [1]. Недостатком такого устройства является малое передаточное отношение, для повышения которого применяют дополнительные зубчатые переборы, т. е. усложняют конструкцию главного редуктора.

Известен узел главного редуктора трансмиссии вертолета (прототип), содержащий корпус, установленный в нем зубчатый венец с размещенными по его периферии опорами качения, связанный с валом винта [2]. Недостатком такого устройства является то, что зубчатый венец связан с валом шлицевым соединением, подвижным в радиальном и осевом направлении. Такая связь предопределяет размещение выходного вала на своих опорах качения, что увеличивает осевые габариты и массу редуктора.

Изобретение направлено на снижение осевых габаритов и массы редуктора. Это достигается тем, что в узле главного редуктора трансмиссии вертолета, содержащем корпус, установленный в нем зубчатый венец с размещенными по его периферии опорами качения, связанный с выходным валом, вал винта жестко связан с зубчатым венцом, а корпус выполнен торообразным, что позволяет устранить опоры вала винта, а опоры качения зубчатого венца использовать для восприятия нагрузок не только с зубчатого венца, но и с вала винта. Устранение опор вала винта, расположенных в прототипе на большом осевом расстоянии друг от друга, позволяет снизить осевые габариты устройства, так как опоры качения зубчатого венца расположены на большом диаметре и в непосредственной близости друг от друга, что позволяет выполнить корпус торообразным, а следовательно, снизить массу редуктора. Кроме того, упрощается также конструкция редуктора в целом за счет устранения опор качения выходного вала несущего винта и упрощения конструкции корпуса.

На фиг.1 показана схема узла, общий вид; на фиг.2 - опоры зубчатого венца.

Узел главного редуктора трансмиссии вертолета содержит корпус 1 тороидальной формы, входной вал 2 жестко соединенный с ведущим зубчатым колесом 3, размещенным на опорах 4 качения. Ведомое колесо 5 состоит из зубчатого венца 6, диска 7 и выходного вала 8 и входит в зацепление с ведущим зубчатым колесом 3. Все три последующих элемента ведомого колеса 5 жестко связаны между собой, что достигается их выполнением из одной заготовки или соединением, например, болтовым соединением или сваркой. Опоры 9 ведомого колеса 5 размещены на периферии диска 7 и одновременно являются опорами выходного вала 8. Опорами 9 могут быть подшипники качения, в данном случае использованы роликоподшипники, воспринимающие как радиальные, так и осевые силы. Наружная обойма подшипника размещена в корпусе 1, внутренняя - на диске 7 зубчатого венца 6. Для удобства сборки и создания натяга по опорам корпус 1 выполнен разъемным (не показано) с плоскостью разъема по оси его симметрии в диаметральной плоскости.

При вращении входного вала 2 вращается жестко соединенное с ним ведущее колесо 3 и соединенное с ним ведомое колесо 5. При этом усилия, действующие на вал винта 8, диск 7 и зубчатый венец 6, воспринимаются опорами 9, расположенными в корпусе 1.

Формула изобретения

УЗЕЛ ГЛАВНОГО РЕДУКТОРА ТРАНСМИССИИ ВЕРТОЛЕТА, содержащий корпус, ведомый зубчатый венец, установленный на размещенных на его периферии опорах качения и соединенный с выходным валом несущего винта, ведущие зубчатые колеса и входные валы, отличающийся тем, что выходной вал несущего винта жестко соединен с зубчатым венцом, а корпус редуктора выполнен торообразным.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2