Устройство для электрического освещения пассажирского вагона с общим салоном

Реферат

 

Использование: в транспортных средствах, с общим пассажирским салоном. Сущность изобретения: за счет включения между группами ламп двухполюсного контактора и вентиля снижается бросок пускового тока при включении ламп в салоне. 2 ил.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано в пассажирских вагонах, имеющих общий салон, например в вагонах электро- и дизель-поездов.

Известно устройство для освещения пассажирского вагона, содержащее первую и вторую группу ламп накаливания. Каждая группа ламп подключена к своей паре линейных проводов "плюс" и "минус". По одному линейному проводу в каждой группе подключено к источнику электропитания постоянного тока посредством коммутационного элемента [1] Недостаток этого устройства сложность, поскольку применяемая схема переключения групп ламп с последовательного соединения на параллельное содержит большое число бесконтактных элементов (тиристоров) и блоков управления для них.

В качестве прототипа взято устройство для электрического освещения пассажирского вагона, содержащее первую и вторую группы ламп накаливания, подключенные посредством коммутационного элемента к источнику питания постоянного тока. Группы ламп накаливания соединены между собой посредством контактов контактора, катушка которого подключена к выходной цепи источника питания [2] Однако в этом известном устройстве линейные провода влияют на неравномерность распределения тока по лампам. Лампы, расположенные в конце вагона, светят с меньшей яркостью из-за влияния сопротивления линейных проводов.

Цель изобретения обеспечение равномерности токоделения для всех ламп.

На фиг. 1 показана принципиальная схема устройства; на фиг. 2 диаграмма его работы.

Предложенное устройство содержит две группы 1 и 2 ламп накаливания, размещенных соответственно в два ряда на потолке пассажирского салона вагона. Обычно в каждой группе имеется 10-15 ламп мощностью по 60-100 Вт. Лампы каждой группы подключены к своим линейным проводам 3-4 и 5-6. Провода 3 и 6 подключены к источнику электропитания 7, который состоит из генератора постоянного тока 8 и аккумуляторной батареи 9, соединенных параллельно. По крайней мере один из проводов 3 и 6 подключен к источнику посредством контактора 10. На другом конце вагона между проводами 4 и 5 включен диод 11, а между проводами 3 и 5, 4 и 6 контакты 12 и 13 двухполюсного контактора 14. Его катушка 15 подключена к проводам 3 и 6.

Устройство работает следующим образом.

В исходном состоянии (до момента tо на фиг. 2) контакторы 10 и 14 выключены, все лампы групп 1 и 2 обесточены. В момент to включают контактор 10, подключая лампы групп 1 и 2 к источнику 7. При этом группы 1 и 2 соединены последовательно через диоды 11. Амплитуда пускового тока равна I=I= где U7 напряжение источника 7 (обычно 110 В); n число ламп в каждой из групп 1 и 2; Rлx активное сопротивление лампы в холодном состоянии, причем Rлx (10-15)Uн2н, где Uн, Рн номинальные значения напряжения лампы (равно U7) и ее мощности.

В данном случае за счет последовательного соединения групп 1 и 2 ток Iиmax снижается вдвое по сравнению с прямым включением всех ламп 1-2 на источник. По мере прогрева ламп 1-2 их ток снижается.

Одновременно в момент to питания подается на катушку 16 контактора 14, последний срабатывает и в момент t1 замыкает контакты 12 и 13. Лампы 1 и 2 переключаются на параллельное соединение, а диод 11 будет под обратным напряжением. В этот момент имеем бросок тока группы ламп Iгmax' и тока источника Iиmax' 2гmax' Далее лампы 1-2 прогреваются и их ток равен номинальному току группы Iгн.

Задержка включения контактора 14 должна быть 0,4-0,6 с, что соответствует времени включения обычного электромагнитного контактора.

Технико-экономическая эффективность предложения определяется простотой реализации, снижением броска пускового тока вдвое, равномерным распределением тока по лампам в каждой группе 1 и 2, так как к линейным проводам 3-4 и 5-6 питание подведено с разных концов вагона (питающий конец на фиг. 1 помечен звездочкой).

Формула изобретения

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ОСВЕЩЕНИЯ ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА С ОБЩИМ САЛОНОМ, содержащее первую и вторую группы ламп накаливания, каждая из которых подключена к своей паре линейных проводов, причем по одному линейному проводу, соединенному с каждой группой ламп, подключено к источнику питания на питающем конце вагона посредством коммутационного элемента, а между другими линейными проводами, соединенными с общими группами ламп, включен вентиль, при этом к источнику питания подключена катушка двухполюсного контактора, каждый из двух контактов которого включен между одноименными линейными проводами, отличающееся тем, что подключение катушки двухполюсного контактора, его контактов и вентиля выполнено на непитающем конце вагона.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2