Способ освобождения транспортного судна от застревания во льдах

Реферат

 

Использование: во время транспортных морских операций при осуществлении ледовых плаваний в условиях сжатий в Арктике и замерзающих морях. Сущность: ледокол, ведущий транспортное судно, совершает разворот, проходит в обратном направлении на удалении от освобождаемого судна и после нового разворота производит околку судна на параллельном курсе, преимущественно при расстоянии между бортами 10-30 м, этот проход в обратном направлении производят с наветренной стороны освобождаемого судна под острым углом к направлению ветра, преимущественно - курсом в бейдевинд, а разворот с выходом на параллельный курс осуществляют после пересечения вектора ветра, действующего на корму освобождаемого судна. 1 ил.

Изобретение относится к транспортным морским операциям, в частности к ледокольной проводке транспортных судов во льдах, и может быть использовано при осуществлении ледовых плаваний в условиях сжатий в Арктике и замерзающих морях.

Известен способ освобождения судна от застревания во льдах, при котором ведущий ледокол совершает разворот на циркуляции, проходит в обратном направлении от освобождаемого судна и после нового разворота производит околку судна на параллельном курсе.

Целью предлагаемого способа является повышение эффективности работ в условиях сильных боковых сжатий, в частности, сформированных действием ветра боковых направлений.

Цель достигается тем, что в способе, при котором ведущий ледокол совершает разворот на циркуляции, проходит в обратном направлении на удалении от освобождаемого судна и после нового разворота производит околку судна на параллельном курсе, преимущественно, при расстоянии между бортами 10-30 м, этот проход в обратном направлении производят с наветренной стороны освобождаемого судна под острым углом к направлению ветра, преимущественно курсом в бейдевинд, а разворот с выходом на параллельный курс осуществляют после пересечения вектора ветра, действующего на корму освобождаемого судна.

На чертеже показана схема последовательности операций, выполняемых ледоколом при реализации способа.

Ледоколом 1, ведущим по прокладываемому им каналу 2 транспортное судно 3 после получения сообщения с этого судна 3 о застревании его во льду, совершает разворот на циркуляции в зоне 4 и проходит в обратном направлении, создавая дополнительный обводной канал 5 на удалении от освобождаемого судна 3 и с наветренной стороны этого судна 3. При этом направление движения ледокола 1 на участке 5 задают под острым углом к направлению ветра 6, преимущественно курсом в бейдевинд, т.е. под углом от 10 до 80о (на чертеже показан вариант ситуации при движении курсом в крутой бейдевинд с постепенным переходом в полный бейдевинд правого борта). После пересечения ледоколом 1 вектора ветра 7, действующего на корму освобождаемого судна 3, в зоне 8 совершают pазворот в направлении освобождаемого судна 3, проходят к этому судну, создавая отрезок канала 9, а затем осуществляют околку судна 3 на параллельном курсе 11 с подветренной стороны судна 3. Околку производят по известным правилам, т.е. проходя ледоколом 1 мимо освобождаемого судна 3, выдерживая расстояние между бортами в пределах 10-30 м в зависимости от толщины ледяного покрова.

В предлагаемом способе курс обратного движения ледокола задан под острым углом к направлению ветра, преимущественно в бейдевинд. При этом, во-первых, ледокол 1 в конечном итоге огибает зону концентрации 12, а во-вторых, его движение на участках 5 и 9 задаваемой траектории осуществляется под углом к фронту сжатий. При таких условиях ледоколом 1 развивается скорость, в 3-4 раза превышающая возможную скорость движения по кратчайшей траектории возврата, т.е. контркурсом на удалении 100-150 м от исходного канала 2.

Формула изобретения

СПОСОБ ОСВОБОЖДЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СУДНА ОТ ЗАСТРЕВАНИЯ ВО ЛЬДАХ, при котором ведущий ледокол совершает разворот, проходит в обратном направлении от освобождаемого судна и после нового разворота производит околку судна на параллельном курсе, отличающийся тем, что околку судна на параллельном курсе производят преимущественно при расстоянии между бортами 10-30 м, а проход в обратном направлении производят с наветренной стороны освобождаемого судна под острым углом к направлению ветра преимущественно курсом в бейдевинд, а разворот с выходом на параллельный курс осуществляют после пересечения вектора ветра, действующего на корму освобождаемого судна.

РИСУНКИ

Рисунок 1