Способ разрушения вихрей на входе в воздухозаборник гтд и устройство для его осуществления

Реферат

 

Изобретение относится к авиационной технике, а именно: к способам и устройствам для защиты ГТД летательных аппаратов от повреждений посторонними предметами. Целью изобретения является повышение эффективности подавления вихрей на входе в воздухозаборник ГТД при его компоновке за стойкой колес шасси летательного аппарата. Способ разрушения вихрей на входе в воздухозаборник ГТД включает выдув струи сжатого воздуха вниз и назад, в пространство между нижней обечайкой воздухозаборника и поверхностного аэродрома, причем струи сжатого воздуха направляют вбок со стороны стойки колес шасси на поверхность аэродрома в зону формирования вихревых течений, создавая течение, обеспечивающее отрыв вихрей от поверхности аэродрома. Устройство для разрушения вихрей на входе в воздухозаборник ГТД содержит систему подвода 1 сжатого воздуха, воздушный коллектор 2 с соплами 3 для выдува воздуха между воздухозаборником и поверхностью аэродрома 5. 2 с. п. ф лы, 2 ил.

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к способам и устройствам для защиты ГТД (газотурбинных двигателей) летательных аппаратов от попадания посторонних предметов.

Известен способ разрушения вихрей на входе в воздухозаборник ГТД, заключающийся в выдуве струй сжатого воздуха вниз и назад в пространство между нижней обечайкой воздухозаборника и поверхностью аэродрома.

Недостатком известного способа является то, что при компоновке двигателя за стойкой шасси, эффективность разрушения вихрей снижается в случае, если воздухозаборники размещены сзади-сбоку от стойки шасси.

Известно устройство для разрушения вихрей на входе в воздухозаборник ГТД, содержащее систему подвода сжатого воздуха в пространство между нижней обечайкой воздухозаборника и поверхностью аэродрома, выходные сечения сопел ориентированы назад, в сторону реактивного сопла двигателя.

Недостатком известного устройства является то, что при компоновке двигателя за стойкой шасси эффективность разрушения вихрей невысока в случае, если воздухозаборники размещены сзади-сбоку от стойки шасси.

Целью изобретения является повышение эффективности подавления вихрей на входе в воздухозаборник ГТД при его компоновке за стойкой колес шасси летательного аппарата.

Это достигается тем, что способ разрушения вихрей на входе в воздухозаборник ГТД заключается в выдуве струи сжатого воздуха вниз и назад, в пространство между нижней обечайкой воздухозаборника и поверхностью аэродрома, причем струи сжатого воздуха направляют вбок со стороны стойки колес шасси на поверхность аэродрома в зону формирования вихревых течений, создавая течение, обеспечивающее отрыв вихрей от поверхности аэродрома.

Это достигается тем, что устройство для разрушения вихрей на входе в воздухозаборник ГТД содержит систему подвода сжатого воздуха, воздушный коллектор с соплами для выдува воздуха в пространство между нижней обечайкой воздухозаборника и поверхностью аэродрома, выходные сечения сопел ориентированы назад, в сторону реактивного сопла двигателя, причем воздушный коллектор закреплен на стойке колес шасси, а сопла расположены по бокам и сзади колес шасси, обеспечивая выдув струй вниз вбок на поверхность аэродрома в зону формирования вихревых течений.

На фиг. 1 изображено устройство для разрушения вихрей для случая подкрыльевой компоновки воздухозаборников за передней стойкой летательного аппарата, общий вид; на фиг. 2 предложенное устройство, вид спереди.

Устройство для разрушения вихрей на входе в воздухозаборник ГТД содержит систему подвода 1 сжатого воздуха, воздушный коллектор 2 с соплами 3 для выдува сжатого воздуха между воздухозаборником 4 и поверхностью аэродрома 5. Устройство закреплено на стойке 6 шасси.

Устройство работает следующим образом.

При запуске ГТД воздух, всасываемый в двигатель, инициирует у поверхности аэродрома под воздухозаборником вихревое течение, вызывая заброс посторонних предметов с поверхности аэродрома в двигатель. Выдув струй сжатого воздуха в пространство между нижней обечайкой воздухозаборника 4 и поверхностью аэродрома 5 сбоку вниз и назад со стороны стойки 6 шасси в зону формирования вихревых течений создает у поверхности аэродрома течение, сдувающее вихрь под воздухозаборник в сторону реактивного сопла, что предотвращает попадание посторонних предметов в двигатель.

Формула изобретения

1. Способ разрушения вихрей на входе в воздухозаборник ГТД, включающий выдув струи сжатого воздуха вниз и назад в пространство между нижней обечайкой воздухозаборника и поверхностью аэродрома, отличающийся тем, что струи сжатого воздуха дополнительно отклоняют вбок со стороны стойки колес шасси на поверхность аэродрома в зону формирования вихревых течений, создавая течение, обеспечивающее отрыв вихрей от поверхности аэродрома.

2. Устройство для разрушения вихрей на входе в воздухозаборник ГТД, содержащее систему подвода сжатого воздуха, воздушный коллектор с соплами для выдува воздуха в пространство между нижней обечайкой воздухозаборника и поверхностью аэродрома, выходные сечения сопл ориентированы назад в сторону реактивного сопла двигателя, отличающееся тем, что воздушный коллектор закреплен на стойке колес шасси, а сопла расположены по бокам и сзади колес шасси, обеспечивая выдув струй вниз и вбок на поверхность аэродрома, в зону формирования вихревых течений.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2