Система смазки двигателя внутреннего сгорания с мокрым картером
Реферат
Сущность изобретения: система содержит масляный картер, шестеренчатый насос 1 с маслозаборником 2, редукционным клапаном 34 и нагнетательным патрубком, подключенным через маслоочиститель 12 к главной масляной магистрали 13, полую решетку 4 с входом, сообщенным с выходом редукционного клапана 34 и выходными калиброванными отверстиями 6, направленными вверх, гидроаккумулятор 35 и насос 11 двустороннего действия. Всасывающая полость насоса 11 сообщена с нижней частью картера 8, его нагнетательная полость - с входом гидроаккумулятора 35, выход последнего соединительным трубопроводом 31 с установленным в нем обратным клапаном 32 сообщен с входом полой решетки 4. 4 ил.
Изобретение относится к автотракторному двигателестроению, в частности к системе смазки.
Известна система смазки, содержащая насос, фильтр, поддон, радиатор охлаждения масла. Однако она не обеспечивает деаэрацию масла в поддоне двигателя. Наиболее близкой к предлагаемой является система смазки, содержащая поддон двигателя, масляный насос, маслоочиститель, полую решетку, выходные калиброванные отверстия. Однако с увеличением наработки двигателя и износа трущихся сопряжений снижается подача масляного насоса и увеличивается прокачиваемость масла через главную масляную магистраль, из-за чего снижается эффективность препятствия попаданию воздушных пузырьков в масляный насос, например, двигателя КамАЗ-740 и т.д. Цель изобретения повышение эффективности работы системы на протяжении всего периода эксплуатации двигателя до ремонта. Это достигается за счет использования в гидромагистрали, подводящей масло от насоса, системы смазки к трущимся сопряжениям, смазывающимся под давлением первого и второго редукционных клапанов, причем входной трубопровод полой решетки соединен с трубопроводом второго редукционного клапана, а через обратный клапан и трубопровод с надпоршневым пространством гидроаккумулятора системы смазки. На фиг.1 показана схема системы смазки тягового двигателя транспортного средства с подрессоренной осью; на фиг.2 схема полой решетки с выходными калиброванными отверстиями; на фиг.3 схема поршневого насоса двустороннего действия; на фиг.4 кинематическая связь штока насоса с подреcсоренной осью транспортного средства. Система смазки содержит масляный насос 1, маслозаборник 2, дополнительный редукционный клапан 3, который срабатывает по верхнему пределу установленного заводом-изготовителем номинального давления масла в главной масляной магистрали (например: для двигателя КамАЗ-740 это составляет 4,5 кГ/см2), полую решетку 4, входной трубопровод 5 полой решетки, выходные калиброванные отверстия 6, нижнюю часть 7 картера 8, вход 9 полой решетки, трубопровод 10, соединяющий поршневой насос двустороннего действия 11 входом в гидроаккумулятор, маслоочиститель 12, главную масляную магистраль (ГММ) 13, уплотнение 14, шток 15, всасывающие клапаны 16, нагнетательные клапаны 17, поршень 18, редукционный клапан 19 поршневого насоса, раму 20 транспортного средства, кронштейны 21 для крепления насоса 11 и опоры 22 к раме, двуплечего рычага 23 для привода штока 15 от подрессоренной оси 24, моторное масло 25, воздушные пузырьки 26, пружину 27, усилие которой больше усилия пружины редукционного клапана 34, а также усилия пружины обратного клапана 32, поршень 28, надпоршневое проcтранство 29, упоры 30 для ограничения перемещения поршня, соединительный трубопровод 31 с обратным клапаном 32 для подачи масла из надпоршневого пространства внутрь полой решетки, трубопровода 33 для подачи масла из редукционного клапана 34 (при его срабатывании) внутрь полой решетки, причем редукционный клапан 34 срабатывает по нижнему пределу установленного заводом-изготовителем номинального давления масла в главном масляной магистрали, например, для двигателей КамАЗ-740 это 4,0 кГ/см2, гидроаккумулятор 35 для аккумулирования масла 25 в надпоршневом пространстве поступающего от насоса 11 поршневого типа. При движении транспортного средства с работающим тяговым двигателем масло 25 из поддона 8 подается насосом 1 через маслоочиститель в ГММ 13. Причем, если количество поданного насосом масла 25 рав- няется расходу последнего, через ГММ 13 редукционный клапан 34 не срабатывает. Синхронно за счет колебаний подрессоренной оси 24 через двуплечий рычаг 23 шток 15 вместе с поршнем 18 совершают возвратно-поступательные движения, вследствие чего моторное масло из нижней части 7 картера 8 всасывается через клапаны 16 и нагнетается через клапаны 17 в трубопровод 10 и далее в надпоршневое пространство 29 гидроаккумулятора 35. Далее по трубопроводу 31 и обратный клапан 32 масло 25 поступает на вход 9 полой решетки 4. Вытекая через калиброванные отверстия 6 под избыточным давлением, создаваемым насосом 11, масло 25 устремляется вверх навстречу воздушным пузырькам 26. Воздушные пузырьки 26, соприкасаясь с встречным потоком масла 25, устремляются обратно вверх, так и не приблизившись к полой решетке 4. Ввиду того, что неровности на проезжей части дороги различные, амплитуда колебания подрессоренной оси 24 не одинаковая, а следовательно, и подача насоса 1 не стабильная. При большой подаче насоса 11 в сравнении с расходом масла 25 через калиброванные отверстия 6 пружина 27 деформируется от перемещения поршня 28 и излишне поданное насосом 11 масло 32 заполняет надпоршневое пространство 29 до тех пор, пока поршень 28 не соприкоснется с упорами 30. Дальнейшая повышенная подача насоса 11 приводит к срабатыванию редукционного клапана 19 насоса 11. При движении транспортного средства по ровной дороге колебания оси 24 и подача насоса 11 уменьшаются, однако подача масла 25 к калиброванным отверстиям 6 остается стабильной за счет расходования масла 25, находящегося в надпоршневом пространстве 29 гидроаккумулятора 35, обеспечивая эффективный заслон проникновения воздушных пузырьков 26 к маслозаборнику 2. При расходовании масла 25 из надпоршневого пространства 29 и работе тягового двигателя при недвижущемся транспортном средстве насос не работает. Излишне поданное насосом 1 масло 25 в ГММ 13 через редукционный клапан 34 поступает по маслопроводу 33, предварительно закрыв обратный клапан 32 в полую решетку 4. Если насосом 1 подается масло 25 больше в ГММ 13 и в полую решетку 4, чем необходимо в ГММ 13, повышается давление, например, до 4,5 кг/см2, после чего срабатывает первый редукционный клапан 3, не снижая при этом эффективности истечения масла 25 через калиброванные отверстия 6. Следовательно, поставленная цель достигается за счет комбинированной подачи масла 25 внутрь полой решетки при различной степени износа деталей и узлов двигателя.Формула изобретения
СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С МОКРЫМ КАРТЕРОМ, содержащая масляный картер, шестеренчатый масляный насос с маслозаборником, погруженным в масло, редукционным клапаном и нагнетательным патрубком, подключенный к главной масляной магистрали через маслоочиститель, размещенную в нижней части масляного картера полую решетку с входом, сообщенным с выходом редукционного клапана, и выходными калиброванными отверстиями, направленными вверх, причем маслозаборник насоса расположен ниже полой решетки, отличающаяся тем, что она снабжена соединительным трубопроводом с установленным в нем обратным клапаном, насосом двустороннего действия, гидроаккумулятором и дополнительным редукционным клапаном, всасывающая полость насоса двустороннего действия сообщена с нижней частью масляного картера, его нагнетательная полость - с входом гидроаккумулятора, выход которого посредством соединительного трубопровода с установленным в нем обратным клапаном сообщен с входом полой решетки.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4