Сборный промежуточный вал коробки передач и способ его изготовления
Реферат
Изобретение относится к машиностроению и касается конструкции зубчатых колес коробок скоростей автомобилей, конкретно - промежуточных валов коробки перемены передач. Цель изобретения - более рациональное использование материала, снижение трудоемкости изготовления и обеспечения заменяемости в условиях горячей или холодной посадки зубчатых колес на вал - достигается тем, что сборный промежуточный вал коробки предач, состоящий из вала и ряда зубчатых колес разного диаметра, выполнен так, что наименьшее из колес расположено на одном из концов вала и выполнено за одно целое с валом, а остальные жестко с ним соединены и установлены на выполенных на валу дисках-утолщения. На валу в местах жесткого соединения с ним остальных зубчатых колес выполняют утолщения диаметром D, выбранным из соотношения D = (1,7-2,2)d, где d - диаметр концевых участков вала, предназначенных для посадки подшипников, а жесткое соединение вышеупомянутых колес с валом осуществляют с помощью горячей и холодной посадки путем нагревания колес или охлаждения вала. 2 с. п. ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к машиностроению и касается конструкции зубчатых колес коробок скоростей автомобилей, конкретно промежуточных валов коробки перемены передач грузовых автомобилей.
Известен промвал, принятый за прототип, в котором на цилиндрический вал насаживаются зубчатые колеса с помощью шпонок [1] Недостатком такой конструкции является высокая трудоемкость изготовления и нерациональное использование материала из-за значительной длины ступицы зубчатых колес, необходимой для обеспечения прочности соединения. Целью изобретения является более рациональное использование материала, снижение трудоемкости изготовления и обеспечение заменяемости одного из зубчатых колес при разрушении или износе его во время эксплуатации. Цель достигается тем, что сборный промежуточный вал коробки передач, состоящий из вала и ряда зубчатых колес разного диаметра, выполняют так, что наименьшее из колес расположено на одном из концов вала и выполнено за одно целое с валом, остальные жестко с ним соединены и установлены на выполненных на валу дисках-утолщениях, а на валу в местах жесткого соединения с ним остальных зубчатых колес выполняют утолщения диаметром D, выбранным из соотношения D (1,7-2,2) d, где d диаметр концевых участков вала, предназначенных для посадки подшипников, а жесткое соединение вышеупомянутых колес с валом осуществляют с помощью горячей или холодной посадки путем нагревания колес или охлаждения вала. На чертеже указан сборный промежуточный вал коробки перемены передач грузовых автомобилей. Сборный промежуточный вал содержит приводное зубчатое колесо 1, зубчатое колесо 2 второй и третьей передач, зубчатое колесо 3 третьей передачи наименьшего диаметра, выполненное за одно целое; d посадочный диаметр конца вала подшипника; d1 посадочный диаметр диска-утолщения под приводное колесо; d2 посадочный диаметр диска-утолщения под объединенные зубчатые колеса второй и третьей передач. Примером конкретного выполнения является посадка приводного зубчатого колеса на вал с помощью горячей посадки или охлаждения посадочного диска-утолщения. Зубчатое колесо 2 запрессовывается с другого конца вала. Экономический эффект состоит в уменьшении расхода материала на изготовление примерно на 18-20% и снижении расходов на запасные части, так как при разрушении одного из зубчатых колес замена происходит не всей сборной детали, а только изношенной или частично разрушенной.Формула изобретения
1. Сборный промежуточный вал коробки передач, состоящий из вала и ряда зубчатых колес разного диаметра, отличающийся тем, что наименьшее из колес расположено на одном из концов вала и выполнено за одно целое с валом, а остальные жестко с ним соединены и установлены на выполненных на валу дисках-утолщениях. 2. Способ изготовления сборного промежуточного вала коробки передач, заключающийся в изготовлении и сборке составных частей вала, отличающийся тем, что на валу с выполненным за одно целое с ним колесом наименьшего диаметра в местах жесткого соединения с валом остальных колес выполняют утолщения диаметром D, выбранным из соотношения D = (1,7 - 2,2)d, где d- диаметр концевых участков вала, предназначенных для посадки подшипников, а жесткое соединение упомянутых колес с валом осуществляют с помощью горячей или холодной посадки путем нагревания колес или охлаждения вала.РИСУНКИ
Рисунок 1