Газовый кран-клапан в.и.козина

Реферат

 

Использование: в системах бытового газоснабжения низкого давления. Сущность изобретения: кран-клапан газовый содержит корпус с входным и выходным отверстием и седлом, крышку, запорный орган в виде тарелки с уплотнительной прокладкой и пружину, нагружающую запорный орган в сторону седла. Между корпусом и крышкой, а также в корпусе закреплены две мембраны. В корпусе установлена заглушка с направляющими элементами для штока запорного органа. Привод выполнен в виде соединенного с рукояткой штока, в отверстии которого перпендикулярно его оси установлен штифт, на внутренней поверхности крышки выполнены два вертикальных противоположно расположенных паза. Штифт размещен в пазах. На уплотнительной прокладке запорного органа установлен толкатель, контактирующий с мембраной. 4 з. п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к запорным устройствам для использования в газовых сетях низкого давления.

Известны пробковые краны для газовых плит [1] которые изготавливаются из латунных и бронзовых сплавов и в связи с этими являются дорогостоящими. Кроме того, они требуют периодической смазки в процессе эксплуатации.

Известные шаровые краны [2] содержащие неметаллические уплотнения, сложны в изготовлении, финансово не выгодны и требуют значительных усилий для открытия и закрытия, что в бытовой практике не приемлемо.

Известно запорное устройство, используемое в газовых отопительных аппаратах ОАГВ [3] содержащее корпус с входным и выходным отверстиями и седлом, корпус закрыт крышкой, в которой размещен привод запорного органа. Запорный орган выполнен в виде тарели с уплотнительной прокладкой и нагружен пружиной. Между корпусом и крышкой закреплена мембрана. Привод клапана выполнен в виде электромагнита.

Однако известное устройство не удобно в эксплуатации в связи с отсутствием в нем ручного привода.

Задачей изобретения является создание для систем бытового газоснабжения запорного устройства, которое может работать без дефицитных смазочных масел и является простым в управлении.

Технический результат достигается тем, что в газовом кране-клапане, содержащем корпус с входным и выходным отверстиями и седлом, крышку, в которой размещен привод, запорный орган в виде тарелки с уплотнительной прокладкой, пружину, нагружающую запорный орган в сторону седла, мембрану, закрепленную между крышкой и корпусом, заглушку с направляющими элементами для штока запорного органа, привод выполнен в виде соединенного с рукояткой штока, в отверстии которого перпендикулярно его оси установлен штифт, на внутренней поверхности крышки выполнены два вертикальных противоположно расположенных паза, а шток размещен с возможностью осевого перемещения при нахождении штифта в пазах и поворота при выходе штифта из пазов, при этом на уплотнительной прокладке запорного органа установлен толкатель, контактирующий с мембраной.

Кроме того, в торце штока привода выполнен осевой канал и в нем установлена вставка грибовидной формы, контактирующая выпуклой поверхностью с мембраной.

Кран-клапан снабжен дополнительной мембраной и между мембранами размещен контактирующий с ними диск.

Причем толкатель выполнен грибовидной формы и установлен с возможностью контакта с дополнительной мембраной выпуклой поверхностью.

Кроме того, в осевом канале штока размещена пружина, нагружающая вставку в сторону мембраны.

На чертеже показан газовый кран-клапан, разрез.

Кран-клапан содержит корпус 1 с входным и выходным отверстиями, в корпусе выполнено седло 2. Корпус сверху закрыт крышкой 3, между корпусом и крышкой зажата мембрана 4. Другая мембрана 5 закреплена кольцом 6 непосредственно в корпусе. В полости корпуса размещен запорный орган 7 в виде тарели с уплотнительной прокладкой 8. На запорном органе имеется шток 9, входящий в направляющие элементы заглушки 10. Запорный орган нагружен пружиной 11 в сторону закрытия седла 2. На уплотнительной прокладке 8 размещен толкатель 12, выполненный в виде грибка и контактирующий выпуклой поверхностью с мембраной 5. Между мембранами 4 и 5 размещен контактирующий с ними диск 13.

Привод крана выполнен в виде штока 14, соединенного с рукояткой 15, в котором выполнено сквозное отверстие и в нем размещен штифт 16. В крышке выполнены два вертикальных паза 17, расположенных напротив друг друга. Шток 14 установлен с возможностью осевого перемещения при нахождении штифта 16 в указанных пазах 17 и поворота при выхода штифта из пазов. В штоке со стороны его торца выполнен осевой канал 18, в котором размещена вставка 19, имеющая грибовидную форму и контактирующая выпуклой поверхностью с мембраной 4. Вставка 19 нагружена пружиной 20, размещенной в том же осевом канале 18. Крышка 3 закреплена на корпусе винтами 21.

Кран-клапан работает следующим образом.

В исходном положении, когда кран-клапан закрыт, рукоятка 15 установлена перпендикулярно оси патрубков. Шток 14 при этом находится в верхнем положении и не оказывает воздействия на подвижные детали крана-клапана, а именно мембрану 4 и 5, толкатель 12 и запорный орган 7.

Под действием пружины 11 запорный орган 7 прокладкой 8 плотно закрывает седло 2 в корпусе, препятствуя проходу газовой среды.

При нажатии на рукоятку 15 до упора шток 14 перемещается вниз. Штифт 16, закрепленный в штоке, выходит из пазов 17. После поворота рукоятки 15 на 90о она располагается вдоль оси входного и выходного патрубков. При отпускании рукоятки штифт 16 упирается в торцовую поверхность выступа, выполненного в крышке, фиксируя шток 14 в нижнем положении.

При движении вниз шток 14 через мембрану 4, диск 13 и мембрану 5 и толкатель 12 воздействует на запорный орган 7, отводя его от седла 2 и открывая его проходное отверстие. Кран-клапан при этом открыт.

Закрытие кран-клапана производится поворотом рукоятки 15 на 90о в любом направлении. При совпадении штифта 16 с пазами 17 шток 14 перемещается вверх под действием пружины 11, нагружающей запорный орган 7 в сторону закрытия седла 2. Прокладка 8 запорного органа плотно прилегает к седлу 2 и проход газовой среды прекращается.

Ремонт и замена деталей привода производится после отвертывания винтов 21 и снятия крышки 3 с расположенными в ней штоком 14, вставкой 19 и пружиной 20. При этом наличие мембраны 5 предотвращает проход газовой среды в атмосферу.

Формула изобретения

1. Газовый кран-клапан, содержащий корпус с входным и выходным отверстиями и седлом, крышку, в которой размещен привод, запорный орган в виде тарели с уплотнительной прокладкой, пружину, нагружающую запорный орган в сторону седла, мембрану, закрепленную между крышкой и корпусом, заглушку с направляющими элементами для штока запорного органа, отличающийся тем, что привод выполнен в виде соединенного с рукояткой штока, в отверстии которого перпендикулярно к его оси установлен штифт, на внутренней поверхности крышки выполнены два вертикальных противоположно расположенных паза, а шток размещен с возможностью осевого перемещения при нахождении штифта в пазах и поворота - при выходе штифта из пазов, при этом на уплотнительной прокладке запорного органа установлен толкатель, контактирующий с мембраной.

2. Кран-клапан по п.1, отличающийся тем, что в торце штока привода выполнен осевой канал и в нем установлена вставка грибовидной формы, контактирующая выпуклой поверхностью с мембраной.

3. Кран-клапан по п.1, отличающийся тем, что он снабжен дополнительной мембраной и между мембранами размещен контактирующий с ними диск.

4. Кран-клапан по п.3, отличающийся тем, что толкатель выполнен грибовидной формы и установлен с возможностью контакта с дополнительной мембраной выпуклой поверхностью.

5. Кран-клапан по п.2, отличающийся тем, что в осевом канале штока размещена пружина, нагружающая вставку в сторону мембраны.

РИСУНКИ

Рисунок 1