Способ погрузки и разгрузки длинномерного груза с транспортного средства и транспортное средство для его осуществления
Реферат
Изобретение относится к способам погрузки и разгрузки сборно-разборных механизированных мостов на транспортные средства, к транспортным средствам, обеспечивающим погрузку и разгрузку мостов, и может быть использовано в подразделениях аварийно-спасательных служб, содержит тягач, на раме которого установлена лебедка и коник, прицеп, связанный дыщлом с тягачом, на дополнительной раме прицепа смонтирован дополнительный коник, несущий съемную опорную стойку с направляющим блоком, в который запасован трос лебедки с грузозахватным элементом на конце, аппарелями, механизмы изменения межколейного пространства моста до транспортного габарита, каждый из которых состоит из центральной неподвижной трубы, жестко прикрепленной посредством опорных пластин на соответствующих рамах тягача и прицепа, подвижных наружных труб, расположенных на концах неподвижной трубы и установленных с возможностью радиально-продольного перемещения относительно нее приводом и блокирования винтовым фиксатором, смонтированным на каждой подвижной трубе и устанавливаемым с возможностью взаимодействия с пазами, которые выполнены сквозными и овальной формы на цилиндрической поверхности неподвижной трубы на равном расстоянии друг от друга и вертикальных стоек, которые жестко прикреплены на конце каждой подвижной трубы, направляющих роликов, смонтированных в верхних частях указанных вертикальных стоек, съемных консольных ограничительных планок, каждая из которых расположена перпендикулярно указанной вертикальной стойке для обеспечения фиксации моста от вертикальных перемещений. Привод перемещения каждой подвижной трубы относительно неподвижной представляет собой винтовую пару. Винт жестко закреплен на конце каждой подвижной трубы, а гайка жестко установлена на соответствующем торце неподвижной трубы. Опорная стойка выполнена съемной и устанавливаемой с возможностью фиксации гибкими элементами на опорной поверхности дополнительного коника. Лебедка закреплена на задней части рамы тягача, а трос последовательно запасован для обеспечения погрузки переднего конца моста на опорную поверхность дополнительного коника через последовательно расположенные вдоль продольной оси рамы тягача отклоняющие блоки, установленные наклонно к горизонтальной плоскости рамы посредством поворотных кронштейнов, центральный приемный блок, дополнительные направляющие блоки для образования петли из ветвей троса, конец которого закреплен на задней части рамы тягача. При разгрузке моста с транспортного средства, часть троса запасована через шестой дополнительный направляющий блок, закрепленный на раме прицепа. Опорная поверхность дополнительного коника прицепа представляет собой рольганг, который смонтирован на подвижных трубах. Опорная поверхность коника тягача представляет собой направляющие. Наклонные опорные балки расположены заподлицо с задней частью рамы тягача, дополнительные аппарели шарнирно закреплены на раме тягача, дополнительные гибкие тяги с захватными элементами закреплены на боковых сторонах задней части рамы прицепа, а на дышле выполнен ложемент для установки опорной стойки при транспортном положении. Способ погрузки заключается в том, что подготавливают закрепленные на тягаче и прицепе узлы и механизмы для погрузки и разгрузки моста, фиксируют опорную стойку относительно рамы прицепа, соединяют передний конец моста с буксирно-чалочным устройством, запасовывают трос в блоки, образуют петлю из троса, соединяют ее с буксирно-чалочным устройством, поднимают ее над опорной поверхностью дополнительного коника, конец троса закрепляют на задней части рамы тягача, после укладки переднего конца моста на опорную поверхность дополнительного коника производят перезапасовку троса, снимают опорную стойку, убирают петлю из ветвей троса, соединяют конец троса непосредственно с буксирно-чалочным устройством для обеспечения дальнейшего перемещения моста вдоль продольной оси прицепа, производят фиксацию моста от продольных перемещений перед фиксацией моста от поперечно-боковых перемещений, при этом одновременно с фиксацией моста от поперечно-боковых перемещений уменьшают его межколейное пространство до транспортного габарита. Перезапасовка троса для разгрузки моста с транспортного средства заключается в том, что часть троса запасовывают в дополнительный направляющий блок, расположенный на раме прицепа, а конец троса соединяют с буксирно-чалочным устройством. 2 с. и 6 з. п. ф-лы, 22 ил.
Изобретение относится к способам погрузки и разгрузки сборно-разборных механизированных мостов с транспортного средства и к транспортным средствам, обеспечивающим погрузку и разгрузку указанных мостов, и может быть использовано в подразделениях аварийно-спасательных служб для наведения многопролетной переправы мостоукладчиком через препятствие для переработки техники при устранении последствий, например, от погодно-климатических и аварийных процессов.
Обычно существующим аварийно-спасательным подразделениям придается специальная техника, в основе которой помимо эвакуационных, разградительных, землеройных и дp. машин входит и мостоукладчик с возимым многосекционным, двухколейным механизированным мостом, который мостоукладчик автоматически укладывает (и берет на себя) на рвы, каналы, водно-болотные участки и др. препятствия при наведении переправ. При наведении многопролетных переправ (от двух до четырех и более мостов) используют транспортные средства для доставки мостов в зону наведения переправы. Транспортное средство обычно состоит из тягача (на колесном или гусеничном ходу) и прицепа, оборудованных грузонесущими рамами, на которых смонтированы коники с грузоопорным элементом. Для погрузки и разгрузки используют самоходные грузоподъемные краны или тягач, и прицеп дооборудуют дополнительными силовыми установками. В разрабатываемом объекте по данной заявке они не могут быть использованы как по принципу погрузки и разгрузки, так и по средствам, обеспечивающим этот принцип. Известен способ погрузки и разгрузки штабелей полых конструкций, в частности понтонов, и устройство для этого (патент ФРГ N 1814242, кл. B 60 P 1/00), где понтоны соединены концами и их поднимают и опускают во время погрузки и разгрузки. Способ заключается в следующем: верхний понтон или уложенного на погрузочную платформу штабеля перемещают назад; после спуска конца понтона на землю или воду передний конец верхнего понтона или уложенного на грузовую платформу опускается на грузовую платформу; во время опускания переднего конца понтона он свободно соединен со следующим понтоном, который и тем самым первый понтон сдвигается назад, а после смещения заднего конца второго понтона осуществляется сдвижка последующих понтонов, пока на грузовой платформе не останется понтонов. Из описания видно, что понтоны последовательно один за другим загружаются или сгружаются с грузовой платформы через опорную заднюю часть транспортного средства. Недостатком известного способа является то, что его невозможно в целом использовать для погрузки и разгрузки многосекционного, двухколейного сложенного моста с изменяемым межколлейным пространством, так как конструкция указанного моста значительно отличается от понтонного, хотя принцип сдвижки с грузовой платформы и надвижки на грузовую платформу заслуживает внимания. Известно транспортное средство, осуществляющее способ погрузки и разгрузки длинномерного груза с транспортного средства, состоящего из соединенных между собой тягача, на раме которого установлены лебедка и коник, и прицепа, на раме которого смонтирован дополнительный коник, несущий съемную опорную стойку с направляющим блоком для троса лебедки, на конце которого закреплен захватный элемент, заключающийся в том, что подготавливают закрепленные на тягаче и прицепе узлы и механизмы для погрузки и разгрузки моста, погрузку осуществляют путем установки опорной стойки над опорной поверхностью дополнительного коника, затем запасовывают трос в указанный блок, соединяют трос с передним концом моста, поднимают мост вверх над опорной поверхностью дополнительного коника, одновременно перемещают мост вдоль продольной оси прицепа, укладывают передний конец моста нижней его поверхностью на опорную поверхность дополнительного коника, перемещают мост вдоль продольной оси прицепа до укладки его на опорную поверхность коника, размещенного на тягаче, фиксируют моста от поперечно-боковых перемещений, а для разгрузки моста производят перезапасовку троса лебедки, перемещают мост тросом лебедки назад с последующим перемещением транспортного средства вперед до полного освобождения последнего от моста (авт.св. N 227110, кл. B 60 P 3/40, 1968). Техническим результатом изобретения является обеспечение погрузки и разгрузки многосекционного, двухколесного, сложенного моста с изменяемым межколейным пространством на транспортном средстве, включающем тягач и прицеп, оборудованных только штатными узлами и механизмами для перевозки длинномерных грузов, без ввода дополнительных энергетических силовых установок или без использования грузоподъемных кранов как самоходных, так и выполненных на транспортном средстве. Технический результат достигается тем, что для погрузки моста на опорную поверхность дополнительного коника передний конец моста соединяют с буксирно-чалочным устройством, включающим в себя дополнительный направляющий блок, трос лебедки запасовывают в отклоняющие блоки, расположенные на задней части рамы тягача, дополнительные направляющие блоки, последовательно расположенные вдоль продольной оси рамы тягача, на опорной стойке и в буксирно-чалочном устройстве, образуют петлю из ветвей троса, соединяют ее с буксирно-чалочным устройством, поднимают ее над опорной поверхностью дополнительного коника, фиксируют опорную стойку относительно рамы прицепа, конец троса закрепляют на задней части рамы тягача, после укладки переднего конца моста на опорную поверхность дополнительного коника производят перепасовку троса, снимают опорную стойку, убирают петлю из ветвей троса, соединяют конец троса непосредственно с буксирно-чалочным устройством для обеспечения дальнейшего перемещения моста вдоль продольной оси прицепа, производят фиксацию моста от продольных перемещений перед фиксацией моста от поперечно-боковых перемещений, при этом одновременно с фиксацией моста от поперечно-боковых перемещений уменьшают его межколейное пространство до транспортного габарита, причем перезапасовка троса для разгрузки моста с транспортного средства заключается в том, что часть троса запасовывают в дополнительный направляющий блок, расположенный на раме прицепа, а конец троса соединяют с буксирно- чалочным устройством. Кроме того при разгрузке моста с транспортного средства посредством мостоукладчика смещение моста производят до упора его заднего конца в грунт, после чего отсоединяют трос от моста, перемещают транспортное средство вперед, устанавливают задний конец моста под углом к грунту, равным 15-18о. Кроме того, опорную стойку поднимают вверх над опорной поверхностью дополнительного коника на высоту, равную 1,0-1,2 толщины сложенного моста при этом расстояние между вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через опорную стойку и вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через заднюю кромку опорной части дополнительного коника задают равным 1,0-1,2 диаметра направляющего блока, расположенного на опорной стойке. Кроме того, после перемещения переднего конца моста от опорной поверхности дополнительного коника на расстояние большее 1/2 геометрической длины моста нижняя его поверхность при переходе на опорную поверхность коника тягача оперта на рабочие поверхности опорных балок и дополнительных аппарелей, расположенных на конике тягача. Известно транспортное средство для осуществления способа погрузки и разгрузки длинномерного груза, преимущественно, двухколейного, секционного, сложенного моста с изменяемым межколейным пространством, содержащее тягач, на раме которого установлены лебедка и коник, прицеп, связанный дышлом с тягачом, на дополнительной раме прицепа смонтированы дополнительный коник, несущий съемную опорную стойку с направляющим блоком, в который запасован трос лебедки с грузоподъемным элементом на конце, аппарели, связанные с опорной поверхностью дополнительного коника, и вертикальные стойки для фиксации моста от поперечно-боковых перемещений (авт.св. N 227110, кл. B 60 P 3/40, 1968). Техническим результатом изобретения является обеспечение погрузки и разгрузки многосекционного, двухколейного, сложенного моста с изменяемым межколейным пространством на транспортном средстве. Для достижения технического результата транспортное средство снабжено установленными на рамах указанных коников механизмами изменения межколейного пространства моста до транспортного габарита, каждый из которых состоит из центральной неподвижной трубы, жестко прикрепленной посредством опорных пластин на соответствующих рамах прицепа и тягача, подвижных наружных труб, расположенных на концах неподвижной трубы и установленных с возможностью радиально-продольного перемещения относительно нее приводом и блокирования винтовым фиксатором, смонтированным на каждой подвижной трубе и устанавливаемым с возможностью взаимодействия с пазами, которые выполнены сквозными и овальной формы на цилиндрической поверхности неподвижной трубы на равном расстоянии друг от друга, указанных вертикальных стоек, которые жестко прикреплены на свободном конце каждой подвижной трубы, направляющих роликов, смонтированных в верхних частях указанных вертикальных стоек, съемных консольных ограничительных планок, каждая из которых расположена перпендикулярно указанной вертикальной стойке для обеспечения фиксации моста от вертикальных перемещений, при этом привод перемещения каждой подвижной трубы относительно неподвижной представляет собой винтовую пару, винт которой представляет собой выходной вал силового редуктора с приводной рукояткой, жестко связанного с концом каждой подвижной трубы, гайка жестко установлена на соответствующем торце неподвижной трубы, а опорная стойка выполнена съемной, устанавливаемой с возможностью фиксации гибкими элементами на опорной поверхности дополнительного коника посредством проушины, которая жестко закреплена на неподвижной трубе, закрепленной на дополнительном конике, при этом лебедка закреплена на задней части рамы тягача, а трос последовательно запасован для обеспечения погрузки переднего конца моста на опорную поверхность дополнительного коника через последовательно расположенные вдоль продольной оси рамы тягача, отклоняющие блоки, установленные наклонно к горизонтальной плоскости рамы посредством поворотных кронштейнов, которые шарнирно закреплены на задней части рамы тягача, центральный приемный блок, расположенный наклонно к горизонтальной плоскости вдоль продольной оси указанной рамы, дополнительные направляющие блоки; первый из которых расположен вдоль продольной оси рамы тягача, второй аналогично закреплен на переднем конце указанной рамы, третий на верхней части защитно-ограничительной стойки, которая жестко закреплена на переднем конце указанной рамы, четвертый установлен на буксирно-чалочном устройстве, пятый на опорной стойке, параллельно указанному направляющему блоку для образования петли из ветвей троса, конец которого закреплен на задней части рамы тягача, а при разгрузке моста с транспортного средства часть троса запасована через шестой дополнительный направляющий блок, который закреплен на раме прицепа, а опорная поверхность дополнительного коника представляет собой рольганг, который смонтирован на подвижных трубах указанного механизма, закрепленного на раме дополнительного коника, а направляющие закреплены соответственно на подвижных трубах этого механизма, смонтированного на раме коника тягача, при этом транспортное средство снабжено наклонными опорными балками, расположенными заподлицо с задней частью рамы тягача, дополнительными аппарелями, шарнирно закрепленными на раме тягача, дополнительными гибкими тягами с захватными элементами, закрепленными на боковых сторонах задней части грузонесущей рамы прицепа, а на дышле выполнен ложемент для установки опорной стойки при транспортном положении. Кроме того защитно-ограничительная стойка выполнена с поперечным сечением в виде трапеции, обращенной меньшим основанием в сторону задней части рамы тягача, а боковые стороны представляют собой отражатели для противоположных поверхностей колей моста. Кроме того гибкие элементы фиксации опорной стойки на дополнительном конике прицепа включают в себя два троса и одну цепь с талрепом, закрепленных верхними концами на стойке, а нижними концами закрепленных к раме дополнительного коника посредством подпружиненных пальцевых фиксаторов. Кроме того, центральная часть неподвижной трубы каждого механизма регулирования межколейного пространства моста до транспортного габарита выполнена с расположенным вдоль продольной оси срезом, закрытым листом жесткости для перемещения межколейных листов моста, и соединена со шкворнем посредством направляющей втулки и опорно-поворотного диска. На фиг. 1 изображен общий вид транспортного средства с транспортируемым мостом, вид сбоку; на фиг. 2 вид сбоку на прицеп с выносом опорной точки связующего элемента привода (троса лебедки через опорную стойку) с мостом; на фиг. 3 вид в плане на прицеп фиг. 2; на фиг. 4 вид сбоку на трособлочную систему тягача (трасса прокладки троса лебедки); на фиг. 5 вид в плане на фиг. 4; на фиг. 6 грузоопорная часть коника с рольгангом (левая часть), где штрих-пунктирными линиями показано положение подвижной трубы при погрузке моста; на фиг. 7 разрез А-А на фиг. 6, где показан винтовой фиксатор труб между собой от продольного перемещения; на фиг. 8 разрез В-В на фиг. 6, где показана центральная часть неподвижной трубы с проушиной под упорную стойку; на фиг. 9 разрез Г-Г на фиг. 8, где изображен палец крепления упорной стойки; на фиг. 10 вид по стрелке В на фиг. 7, где изображен радиально-дуговой паз на неподвижной трубе; на фиг. 11 грузоопорная часть коника тягача с направляющими (вместо рольгангов); на фиг. 12 разрез Ж-Ж на фиг. 11, где изображен винтовой фиксатор труб коника тягача; на фиг. 13 вид по стрелке Д на фиг. 6, где изображена ограничительная стойка подвижной трубы грузоопорной части дополнительного коника прицепа; на фиг. 14 разрез Е-Е на фиг. 13, где изображен механизм изменения межколейного пространства моста до транспортного габарита; на фиг. 15 исходная позиция транспортного средства, когда связующий элемент привода связан с мостом при взятии его с земли; на фиг. 16 промежуточное положение мостов при погрузке, когда нижняя кромка нижней колей моста опирается на грузоопорную часть дополнительного коника прицепа; на фиг. 17 промежуточное положение моста, когда центр тяжести моста прошел грузоопорную часть дополнительного коника прицепа; на фиг. 18 конечная позиция моста, погруженного на транспортное средство; на фиг. 19 исходная позиция транспортного средства перед разгрузкой моста на землю или взятия его мостоукладчиком; на фиг. 20 промежуточная позиция транспортного средства при разгрузке моста; на фиг. 21 позиция транспортного средства при взятии с него моста мостоукладчиком; на фиг. 22 промежуточная позиция при разгрузке моста на Землю. Способ погрузки и разгрузки двухколейного, секционного, сложенного моста с изменяемым межколейным пространством на транспортном средстве заключается в порядке проведения операций по погрузке и разгрузке и в выборе условий, при которых происходит осуществление этих операций, а конкретно: подготовка узлов и механизмов транспортного средства для погрузки и разгрузки моста; подсоединение связующих элементов узлов и механизмов к мосту; выбор опорной точки под связующий элемент в начале непосредственной погрузки моста; перемещение моста по элементам транспортного средства при погрузке и разгрузке до конечной его позиции; фиксация моста на транспортном средстве с одновременным изменением его межколейного пространства; отсоединение связующих элементов моста. Погрузка и разгрузка моста производится через причем при перемещении моста вдоль продольной оси транспортного средства. При взятии с грунта передний конец моста соединяют с буксирно-чалочным устройством, трос лебедки запасовывают в отклоняющие блоки на задней части рамы тягача, дополнительные направляющие блоки, расположенные вдоль продольной оси рамы тягача, дополнительные направляющие блоки, расположенные вдоль продольной оси рамы тягача, на опорной стойке образуют петлю из ветвей троса, соединяют ее с буксирно-чалочным устройством, поднимают ее с помощью опорной стойки над опорной поверхностью дополнительного коника на высоту, равную 1,0-1,2 толщины сложенного моста и на расстояние от задней кромки опорной части дополнительного коника, равном 1,0-1,2 диаметра направляющего блока опорной стойки, фиксируют стойку относительно рамы прицепа, а конец троса закрепляют на задней раме тягача, после чего мост поднимают с одновременным перемещением вперед и укладывают передним концом на опорную поверхность дополнительного коника, затем производят перезапасовку троса, снимают опорную стойку, убирают петлю из ветвей троса, соединяют конец троса непосредственно с буксирно-чалочным устройством для обеспечения дальнейшего перемещения моста вдоль продольной оси прицепа до укладки его на опорную поверхность коника тягача в транспортное положение, при этом после перемещения переднего конца моста от опорной поверхности дополнительного коника на расстояние большее 1/2 длины моста нижняя его поверхность при переходе на опорную поверхность коника тягача оперта на рабочие поверхности опорных балок и дополнительных аппарелей, расположенных на конике тягача, после чего производят фиксацию моста от продольных перемещений, после этого производят фиксацию моста от вертикальных перемещений, затем производят фиксацию от поперечно-боковых перемещений с одновременным уменьшением межколейного пространства моста от транспортного габарита. При нагрузке моста на грунт производят перезапасовку троса через дополнительный направляющий блок, расположенный на раме прицепа, конец троса соединяют с буксирно-чалочным устройством и перемещают мост тросом лебедки назад до схода моста на грунт с последующим перемещением транспортного средства вперед до полного освобождения от моста, а при разгрузке моста посредством мостоукладчика смещение моста лебедкой производят до упора его заднего конца в грунт, после чего отсоединяют трос от моста и перемещают транспортное средство вперед, устанавливая угловое положение моста к грунту 15-18о. Предлагаемый способ осуществляется при помощи транспортного средства, которое показано на фиг. 1-22. Транспортное средство состоит из тягача 1, выполненного на колесной базе с грузонесущей рамой 2, оборудованной коником 3, и с закрепленной на корме рамы 2 штатной тросовой лебедкой 4 для самовытаскивания. Тягач 1 связан жесткой сцепкой, в виде дышла 5 с прицепом 6, оборудованным дополнительной рамой 7 с дополнительным коником 8, опорная поверхность которого представляет собой рольганг с роликами 9 и аппарелями 10, при этом транспортное средство снабжено трособлочной системой, выполненной (фиг. 2, 3, 4, 5) в виде троса 11 лебедки 4, который запасован в опорно-направляющую систему блоков, включающую два блока 12 и 13, которые закреплены на корме рамы 2 посредством шарнирно закрепленного откидного кронштейна 14, в котором блоки 12 и 13 разнесены между собой в наклонно-горизонтальной плоскости с вертикально-наклонными осями под блоки, причем блок 12 использован в качестве приемного блока под трос 11 тросоукладчика 15 барабана лебедки 4, а блок 13 в качестве отводного блока с выводом троса 11 на приемно-тросовый блок 16, закрепленный в той же наклонно-горизонтальной плоскости с вертикально-наклонной осью к раме 2 тягача 1 по его продольной оси с обеспечением вывода троса 11 на опорно-направляющие осевые блоки 17, 18 с горизонтальными осями, от которых через промежуточный отводящий блок 19, закрепленный через кронштейн на передней части рамы 2 с выводом троса 11 в вертикальную плоскость на силовой опорно-выводной блок 20 с горизонтальной осью, установленной в проушинах, приваренных к защитно-ограничительной стойке 21, приваренной к раме 2 по ее центральной продольной оси с возможностью вывода троса 11 с концевым сцепным элементом, например, крюком, в рабочую зону соединения с мостом 22. Кроме того, трособлочная система дополнительно снабжена съемными переносными элементами, а конкретно: буксирно-чалочным устройством 23, выполненным в виде связанных одними концами посредством серьги двух одинаковой длины тросов, снабженных сцепными элементами под проушины колей моста в межколейном пространстве, с выводом серьги на центральную продольную ось моста 22, блоком 24 и переносной съемной опорной стойкой 25, которая на одном конце снабжена опорной проушиной 26 (фиг. 6), а на другом конце двумя направляющими блоками 27, 28 и гибкими элементами крепления, выполненными в виде двух тросовых 29 и одной цепной 30 растяжек, при этом цепная растяжка 30 снабжена талрепом 31 для регулировки ее длины, при этом блок 27 использован в качестве направляющего для троса 11 от лебедки 4 к блоку 24 буксирно-чалочного устройства 23, а другой блок 28 в качестве обратного направляющего этого троса 11 от блока 24 к проушине 32, приваренной к раме 2 тягача 1 при погрузке моста 22 (первого этапа) с грунта на прицеп 6. Транспортное средство снабжено установленными на рамах коников 8 прицепа и тягача механизмами изменения межколесного пространства моста до транспортного габарита. Каждый из указанных механизмов состоит из центральной неподвижной трубы 33 с опорной установочной центральной частью и консольными опорными пластинами (скользунами) 34 под опорные дуговые дорожки 35, жестко закрепленные на рамах прицепа 6 и тягача 1. На противоположных концах трубы 33 от ее центральной части, снаружи надеты одинаковые по конструкции подвижные трубы 36 с возможностью продольного перемещения на 14-15о в обе стороны, т.е. с возможностью прокачки "вперед-назад", при этом трубы 36 по наружным концам снабжены коробчатыми в сечении ограничительными вертикальными стойками 37, которые служат для фиксации от поперечно-боковых перемещений моста 22. Каждая стойка снабжена вертикальными осями 38 (фиг. 13) с направляющими роликами 39 под образующие стенки колей нижней секции моста 22 и съемной консольной ограничительной планкой 40, расположенной перпендикулярно вертикальной стойке для обеспечения фиксации от вертикального перемещения, мост при конечных положениях стопорится подпружиненными пальцем 41 с кольцом 42. На диаметрально противоположных сторонах трубы 36 приварены параллельные между собой плоские фигурные кронштейны 43 для крепления роликов 9 рольганга, кроме того кронштейны 43 служат еще и в качестве ребер жесткости трубы 36, несущий сложенный моста 22, причем в промежутке крепления роликов 9 на каждой трубе 36 установлен винтовой фиксатор 44 с ручкой 45 от продольного перемещения трубы 36 относительно трубы 33, на которой выполнены разнесенные по ее длине сквозные пазы 46 овальной формы под фиксатор 44, при этом длина шага между пазами 46 выполнена равной 0,4-0,5 величины увеличения (уменьшения) межколейного пространства, а сама дуга паза 46 выполнена в секторе диаметра трубы 33 с углом 14-15о, что обеспечивает прокачку труб 36 относительно трубы 33, у которой (фиг. 14) наружные торцы связаны с наружными торцами трубы 36 соединением "винт-гайка". Привод перемещения каждой подвижной трубы 36 относительно неподвижной 38 представляет собой винтовую пару, винт 47 которой является выходным валом силового редуктора, неподвижно закрепленного своим корпусом 48 на торце трубы 36 и снабженного наружной приводной рукояткой 49, а гайка 50 установлена в гнезде 51 фланца 52 с кожухом 53 и крышкой 54, неподвижно закрепленных на торце трубы 33, при этом гайке 50 установлена в гнезде 51 с радиально продольным люфтом, обеспечивающим прокачку труб 33 и 36 относительно друг друга без увеличения или уменьшения расстояния между стойками 37, причем между торцами трубы 33 и трубами 36 установлено уплотнительное эластичное кольцо 55. Центральная часть трубы 33 (фиг. 8) выполнена с продольным срезом закрытым листом жесткости 56 и снабжена опорно-поворотным диском 57 и направляющей втулкой 58 под шкворень 59. Продольный срез на трубе 33 выполнен с целью прохождения межколейных листов (на фиг. не показано) моста 22 при его перемещении по поперечной балке грузоопорной части коника 8. По продольной оси коника 8 на диске 57 и трубе 33 (фиг. 8) приварены проушины 60 под проушину 26 стойки 25, при этом проушины 60 являются дополнительными ребрами жесткости трубы 33. На раме 7 прицепа 6 в плоскости (в плане на раму 7) равнобедренного треугольника по его вершинам приварены проушин 61 под растяжки 29 и проушина 62 для цепной растяжки 30 упорной стойки 25, проушина 26 которой снабжена быстросъемным подпружиненным пальцем фиксатором 63 с ручкой (фиг. 9). Для закрепления стойки 25 по походному (фиг. 2) на дышле 5 выполнен ложемент под нее в виде дискового кронштейна 64 под блоки 27, 28 и проушины 65 под проушину 26 с возможностью фиксации пальцем-фиксатором 63. Откидные аппарели 10 закреплены шарнирно на трубах 36 со стороны кормы прицепа 6. На раме 7 прицепа 6 по бокам съемно закреплены тросовые ограничители 66 со сцепными элементами, например, крюками (фиг. 21), под которые на стенках колей моста 22 выполнены ответные проушины. Опорная часть коника 3 тягача 1 выполнена аналогично опорной части дополнительного коника 8 прицепа 6, кроме ряда небольших изменений, а конкретно вместо рольганга опорная часть коника 3 снабжена (фиг. 11, 12) направляющими 67, приваренными сверху к трубам 36, на которых ближе к центральной части шарнирно закреплены наклонные опорные балки 68, наружные поверхности которых размещены заподлицо, в одной наклонной плоскости с задней кормовой частью рамы 2 тягача 1, на которой в той же плоскости (фиг. 5) шарнирно закреплены откидные дополнительные аппарели 69, которые совместно с рамой 2 и балками 68 образуют механический подпор-скользун под передние концы колей моста 22 при его погрузке на тягач 1. Защитно-ограничительная стойка 21 выполнена коробчатой по форме трапеции в поперечном сечении, закрепленной малым основанием в сторону кормы тягача 1, при этом боковые стенки стойки 21 используются в качестве отражетелей-отбойников для противоположных колей моста 22. Для разгрузки моста трособлочная система снабжена обратным силовым опорно-направляющим блоком 70 (фиг. 2 и 20) под трос 11 лебедки 4, установленным в проушинах на раме 7 прицепа 6. Для фиксации моста 22 от продольных перемещений при транспортировке, на трубе 36 коника 3 закреплены передние 71 и задние 72 фиксирующие цепи через кронштейны 73. Работа транспортного средства. Для погрузки сложенного моста 22 с грунта на транспортное средство (фиг. 15, 16, 17, 18) необходимо подготовить трособлочную систему, а конкретно установить стойку 25 в проушины 60 и зафиксировать пальцем 63 (фиг. 19), закрепить растяжки 29 в проушины 61, в растяжку 30 в проушину 62 (фиг. 2). Затем посредством талрепа 31 натянуть (выбрать слабину) всех растяжек 29, 30. К буксирно-чалочному устройству 23 подсоединить блок 24. Трос 11 от блока 20 ввести на блок 27 стойки 25, пропустить через блок 24 и вывести на блок 28, от которого конец троса 11 закрепляется на проушине 32 (фиг. 4) тягача 1. Аппарели 10 опустить на грунт. В этом положении (фиг. 15) система готова к работе по погрузке моста 22 на транспортное средство через прицеп 6. На конике 3 балки 68 и аппарели 69 откидываются в рабочее положение, стойки 37 находятся в крайних положениях (фиг. 6, 11, штрихпунктр. линии). Включается привод лебедки 4 и натягивается трособлочная система, начинается перемещение моста 22, конец которого поднимается вверх, а сам мост перемещается вперед до занятия положения (фиг. 16), при котором нижние кромки нижних колей моста 22 опираются на ролики 9 рольганга дополнительного коника 8. В этом положение мост 22 может положить и мостоукладчик, так как только это положение обеспечивает расцепление (или сцепление) механизма укладки мостоукладчика с мостом 22. После укладки моста 22 на рольганг дополнительного коника 8 производится перезапасовка трособлочной системы, при этом блок 24 и стойка 25 убираются на свои штатные места крепления, а конец троса 11 перезакрепляется с проушины 32 на скобу буксирно-чалочного устройства 23, после чего вновь производится перемещение моста 22 вперед, который, проходя опорную часть дополнительного коника 8 точкой центра тяжести, последовательно при движении опирается своей передней частью на промежуточную аппарель 69, раму 2 и балку 68 (фиг. 17) и укладывается на направляющие 67 коника 3 (фиг. 18). В этом положении мост 22 фиксируется от продольных перемещений вперед цепью 71, а назад цепью 72. Конец троса 11 отсоединяется от устройства 23 и закрепляется в транспортное положение (фиг. 18). Аппарель 10 убирается с грунта и мост 22 фиксируется от поперечно-боковых перемещений с одновременным изменением межколейного пространства моста до транспортного габарита. Для этого предварительно (фиг. 6, 14) выкручивается фиксатор 44 из крайнего паза 46, а затем последовательно, начиная на дополнительном конике 8 прицепа 6 и кончая на конике 3 тягача 1, рукояткой 49 вращаем выходной вал 47 редуктора, при этом гайка 50, перемещаясь, первоначально выбирает радиальные и продольные люфты в гнезда 51, а затем, упираясь в крышку 54 фланца 52, создает возможность перемещения винта 47 трубы 36 со стойкой 37 к центральной части трубы 33, тем самым сжимает колеи моста 22 между собой до транспортного габарита, после чего винт 44 вкручивается и заходит в очередной паз 46, тем самым фиксируя мост 22 от поперечно-боковых перемещений, а для того чтобы мост 22 не производил вертикальных перемещений над выступающей частью колеи моста 22, вводится съемная консольная ограничительная планка 40 (фиг. 6), которая стопорится подпружиненным пальцем 41 (фиг. 13). Мост 22 готов для транспортировки. Для разгрузки моста 22 с транспортного средства аппарель 10 откидывается на грунт, а балка 68 и аппарель 69 в рабочее положение. Трос 11 заводится на блок 70 прицепа 6 и сцепляется со скобой буксирно-чалочного устройства 23 (фиг.19). Затем отсоединяют цепи 71, 72, от колей моста 22 и последовательно выкручивают все винтовые фиксаторы 44 из пазов 46 для разводки колей моста 22 в рабочее положение путем последовательного, начиная с дополнительного коника 8 прицепа 6, вращения приводной рукоятки 49, при этом, вращаясь, вал 47 перемещает гайку 50 до торца фланца 52, после чего вал 47 с корпусом редуктора 48, а значит и с трубой 36 и совместно с колеями моста 22 перемещаются в поперечном направлении наружу. После развода колей винтовой фиксатор 44 вводят в противолежащий паз 46 трубы 33 и убирают ограничительную планку 40. Мост 22 готов к разгрузке. Включив привод лебедки 4, перемещают мост 22 назад в сторону задней части тягача, при этом после входа его с направлющих 67 коника 3 мост 22 своим передним концом скользит (фиг.20) по механическому подпору (балки 68 рамы 2 и промежуточной аппарели 69) до перехода центра его тяжести опорной части дополнительного коника 8 прицепа 6, после чего мост 22 своей задней частью упирается в грунт. С этого полоежния мост 22 может быть уложен на грунт или подготовлен для взятия мостукладчиком. Для укладки на грунт с положения, когда его задняя часть упирается в грунт, сначала отсоединяют трос 11 от буксирно-чалочного устройства 23 и перемещают транспортное средство вперед, а мост 22, сойдя с рольганга дополнительного коника 8 до аппарели 10, скользит вниз до полной его укладки на грунт (фиг.22). Для взятия моста 22 мостоукладчиком необходимо мосту 22 придать угол наклона относительно грунта 10-18о. Для этого после отсоединения от моста троса 11 мост соединяется с прицепом 6 тросовыми ограничителями 66. При движении транспортного средства вперед мост перемещается по рольгангу дополнительного коника 8 до тех пор, п