Шина плясова "обручная" для колеса безрельсового транспортного средства со съемным устройством противоскольжения

Реферат

 

Предложена шина колеса безрельсового транспортного средства (автомобиля и т. п. ). На шине 1 предусмотрено съемное устройство противоскольжения. Протектор шины имеет в плоскости вращения колеса на поверхности одну кольцевую канавку 4, в которой расположен с зацепленными концами в форме крюков 6 и 7 изогнутый обруч 2, прижимающий ко дну канавки элементы противоскольжения 3. Кольцевая канавка 4 имеет расширение 8 и углубление 9, обеспечивающие расположение крюков 6 и 7 полностью внутри протектора. Каждый элемент противоскольжения 3 выполнен в виде шайбы 11, в отверстии которой расположен обруч 2. Шина достаточно изящна, износоустойчива, применима на любых дорогах, но особенно эффективна на горных дорогах и при гололедице, так как значительно сокращается тормозной путь автомобиля и исключается его боковое скольжение. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

Заявляемое техническое решение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано в различных областях народного хозяйства при конструировании шин колес безрельсового транспортного средства (автомобилей, тракторов, мотоциклов и т.д.). Главным образом, такие шины предназначены для автомобилей. Особенно выгодно использовать предлагаемые шины при эксплуатации транспортных средств на горных дорогах и при гололедице.

Известна шина колеса безрельсового транспортного средства со съемным устройством противоскольжения (см. патент США 4334566, кл. В 60 С 27/00, 1982 г. ). У этой шины устройство противоскольжения содержит один, выполненный в виде кольцеобразно изогнутого стержня и снабженный элементами, противоскольжения упруго-гибкий обруч, расположенный в кольцевой канавке вокруг протектора шины на его поверхности. Причем обруч выполнен неразъемным, в виде бесконечного кольцеобразно изогнутого стержня, изготовленного из эластичного материала, а элементы противоскольжения неразъемно закреплены внутри тел стержней обручей и расположены между обручами над поверхностью протектора.

Такая шина имеет существенные недостатки.

1. Производство таких устройств противоскольжения может стать экономически выгодным только в случае, если будет наложен их массовый выпуск, так как здесь требуется дорогостоящее специальное оборудование и особая технология изготовления.

2. Пластмасса, которая требуется для изготовления обручей, довольно дорогая и дефицитная.

3. С такими устройствами противоскольжения недопустима езда с большой скоростью на дорогах с твердым покрытием, так как элементы противоскольжения выступают на значительное расстояние над поверхностью протектора шины, имеют достаточно большой вес и плохую амортизацию.

4. На такой шине ездить без обручей невыгодно, так как будет большая опасность повреждения шины (например, прокол камеры) из-за большой ширины и глубины кольцевой канавки.

5. Требуется значительное время для того, чтобы устройство противоскольжения поставить на шину или снять с шины.

Известна и другая шина колеса безрельсового транспортного средства, снабженная устройством противоскольжения (см.патент США N 3400744, 1968 г. кл. 152-208). Такая шина содержит протектор, имеющий в плоскости вращения колеса на поверхности кольцевую канавку, в которой расположен изогнутый обруч, прижимающий ко дну канавки элементы противоскольжения, причем обруч выполнен в виде каната с замковым устройством на его концах, а элементы противоскольжения выполнены в виде несъемно закрепленных V-образных планок с отверстиями, в которые продет обруч.

У такой шины можно отметить следующие недостатки: 1. конструкция весьма сложная и имеет большой вес; 2. устройство противоскольжения невозможно снять с шины; 3. на таких шинах нельзя ездить по дорогам с твердым покрытием с большой скоростью.

Прототипом заявляемый шины является шина колеса безрельсового транспортного средства со съемным устройством противоскольжения, содержащая протектор, имеющий в плоскости вращения колеса на поверхности, по крайней мере, одну кольцевую канавку, в которой расположен с зацепленными концами в форме крюков изогнутый обруч, прижимающий ко дну канавки элементы противоскольжения, причем обруч содержит гибкие упругие стержни, концы которых выступают над поверхностью протектора и выполняют роль элементов противоскольжения (см. патент США N 2190142, 1940 г. кл. 152-208).

Эта шина имеет существенные недостатки: 1. незначителен срок службы устройства противоскольжения шины; 2. велика вероятность получения травмы при использовании этой шины так как концы гибких упругих стержней выступают на довольно значительную величину над поверхностью протектора шины; 3. весьма низкий эстетический уровень такой шины.

Технический результат достигается тем, что у предлагаемой шины кольцевая канавка имеет расширение и углубление, обеспечивающие расположение крюков полностью внутри протектора, а каждый элемент противоскольжения выполнен в виде шайбы, в отверстии которой расположен обруч.

Также как прототип, предлагаемая шина имеет съемное устройство противоскольжения, содержит протектор, имеющий в плоскости вращения колеса на поверхности, по крайней мере, одну кольцевую канавку, в которой расположен с зацепленными концами в форме крюков изогнутый обруч, прижимающий ко дну канавки элементы противоскольжения, но эта шина имеет и существенные отличия от прототипа. У прототипа обруч содержит гибкие упругие стержни, концы которых выступают над поверхностью протектора и выполняют роль элементов противоскольжения.

У предлагаемой шины кольцевая канавка имеет расширение и углубление, обеспечивающие расположение крюков полностью внутри протектора, а каждый элемент противоскольжения выполнен в виде шайбы, в отверстии которой расположен обруч.

Таких существенных признаков нет ни у прототипа, ни у других известных шин.

В дополнительных пунктах формулы изобретения предложенной шины указаны и другие существенные отличия.

Все выше перечисленные отличия конструктивных признаков предлагаемой шины от конструктивных признаков прототипа являются очень существенными благодаря чему и достигается технический результат изобретения. У предлагаемой шины появляются такие свойства, которых нет и в принципе не может быть у прототипа. В результате не только существенно улучшаются эксплуатационные характеристики шины, но и расширяется область применения таких шин.

Перечисленные выше отличительные признаки неизвестны вообще. Следовательно, можно утверждать, что заявляемое техническое решение соответствует критерию "существенная новизна".

На фиг.1 изображена шина; фрагмент разреза шины вдоль кольцевой канавки.

На фиг.2 то же, фрагмент вида сверху.

На фиг. 3 фрагмент поперечного разpеза шины; элемент противоскольжения выполнен в виде квадратной шайбы (увеличено).

На фиг.4 то же; элемент противоскольжения выполнен в виде круглой шайбы (увеличено).

Шина 1, которая предназначена для колеса безрельсового транспортного средства, содержит смонтированное на ее поверхности съемное устройство противоскольжения, выполненное в виде одного или нескольких упруго-гибких обручей 2, снабженных элементами противоскольжения 3, причем, каждый обруч помещен в кольцевую канавку 4, выполненную вокруг шины на поверхности протектора вдоль его беговой дорожки (т.е. в плоскости вращения колеса). Разъемный обруч 2 выполнен в виде упруго-гибкого стержня 5, на концах которого предусмотрены зацепленные друг за друга крюки 6 и 7; такой обруч можно изготовить из отрезка высокопрочной проволоки. Один крюк 6 обруча изогнут по окружности и помещен в кругообразное расширение 8, выполненное на поверхности протектора симметрично относительно кольцевой канавки 4, а другой крюк 7 изогнут V-образно и помещен в углублении 9, выполненное на две кольцевой канавки.

На поверхности протектора поперек кольцевой канавки 4 выполнены пазы 10, в которых расположены закрепленные с помощью обруча 2 элементы противоскольжения 3.

Элемент противоскольжения 3 выполнен в виде шайбы 11 и надет на стержень 5 обруча 2. Шайбы 11 могут быть самыми различными по форме; наиболее простые из них квадратные шайбы 2 (фиг.3) и круглые шайбы 13 (фиг.4).

Устройство работает следующим образом.

1. При движении колеса по скользкому дорожному покрытию закрепленные обручем 2 на протекторе шины 1 элементы противоскольжения 3 зацепляются за неровности поверхности дороги, благодаря чему исключается как буксование колеса, так и его скольжение, в том числе и боковое.

2. Благодаря тому, что обруч 2 выполнен упруго-гибким, устройство всегда плотно прижато к поверхности шины 1, независимо от величины давления в шине. При наезде колеса на небольшой твердый предмет, если между шиной 1 и этим предметом окажется обруч 2 или элемент противоскольжения 3, и если шина будет достаточно эластичной, то обруч будет упруго деформирован в той же степени, что и шина.

Способ монтажа устройства противоскольжения на шине 1 состоит в следующем: нужно элементы противоскольжения 3 надеть через разогнутый крюк 7 на стержень обруча, а затем эти элементы последовательно вставлять в пазы 10 протектора, одновременно изгибая стержень обруча до тех пор, пока не наступит возможность зацепить друг за друга крюки 6 и 7; после этого согнуть крюк 7 до нормальной величины изгиба и поместить крюки в выемку 8 и углубление 9.

Рекомендуется, если шина пневматическая, монтаж и демонтаж устройства противоскольжения производить при пониженном давлении воздуха в шине.

Таким образом, достигаемый технический результат предлагаемой шины заключается в следующем.

1. Устраняются все указанные выше недостатки прототипа.

2. Простота конструкции шины.

3. Низкая себестоимость.

4. Универсальность.

2. Общественно-полезные преимущества от использования предлагаемого изобретения.

1. Снижение себестоимости изделия.

2. Увеличение срока службы.

3. Улучшение качества изделия.

4. Повышение безопасности движения транспортных средств.

Формула изобретения

1. Шина для колеса безрельсового транспортного средства со съемным устройством противоскольжения, содержащая протектор, имеющий в плоскости вращения колеса на поверхности по крайней мере одну кольцевую канавку, в которой расположен с зацепленными концами в форме крюков изогнутый обруч, прижимающий ко дну канавки элементы противоскольжения, отличающаяся тем, что кольцевая канавка имеет расширение и углубление, обеспечивающие расположение крюков полностью внутри протектора, а каждый элемент противоскольжения выполнен в виде шайбы, в отверстии которой расположен обруч.

2. Шина по п.1, отличающаяся тем, что на поверхности протектора поперек кольцевой канавки выполнены пазы для элементов противоскольжения.

3. Шина по п.1, отличающаяся тем, что шайба выполнена квадратной.

4. Шина по п.1, отличающаяся тем, что шайба выполнена круглой.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4