Способ получения трансмиссионного масла
Реферат
Сущность изобретения: способ заключается в смешении остаточного базового масла с деасфальтизатом пропан-бутановой деасфальтизации. 2 табл.
Изобретение относится к способам получения нелегированного трансмиссионного масла класса ТМ-1, используемых для смазки трансмиссии, коробок скоростей, редукторов в транспортной технике и промышленном оборудовании.
Известен способ получения трансмиссионного масла путем смешения веретенного масла с остатками нафтеновых нефтей бакинских, грозненских месторождений [1] Данный способ не позволяет получать масло с приемлемыми для трансмиссионных масел характеристиками из остатков сернистых нефтей типа туймазинской. Наиболее близким к изобретению является способ получения трансмиссионного масла путем смешения базового масла ИС-20 с остаточным экстрактом фенольной очистки и добавления в полученную смесь депрессатора для снижения температуры застывания масла [2] Этот способ дает возможность получать трансмиссионные масла из остатков сернистых нефтей. Однако для достижения необходимых низкотемпературных свойств в данном способе используют депрессорную присадку. Кроме того, экстракт фенольной очистки находит самостоятельное применение в виде масел марок ПН-6К и ПН-6Ш, используемых в качестве пластификаторов синтетических каучуков и мягчителей шинных смесей, что делает нежелательным его использование для данного способа. Изобретение направлено на улучшение качества трансмиссионного масла без использования депрессорной присадки. Это достигается тем, что в способе получения трансмиссионного масла путем смешения базового масла с остаточным компонентом, в качестве базового масла используют остаточное базовое масло, а в качестве остаточного компонента деасфальтизат пропан-бутановой деасфальтизации. Использование заявляемого способа для получения трансмиссионного масла смешением очищенного от парафинов базового масла и деасфальтизата, содержащего смолистые компоненты в незначительных количествах, позволит добиться улучшенного качества получаемого продукта по температуре застывания, температуре вспышки и смазывающим свойствам. Дополнительный эффект однородности масла создает близость молекулярно-массовых распределений компонентов, взятых для смешения, что особенно важно при длительных температурных, химических и механических воздействиях в условиях применения данного масла. Способ осуществляют следующим образом. Остаточное базовое масло смешивают в деасфальтизатом пропан-бутановой деасфальтизации, в результате чего получают трансмиссионное масло. П р и м е р ы 1-3 (по предлагаемому способу). Остаточное базовое масло с вязкостью при 100oC 22,2 сСт смешали с деасфальтизатом пропан-бутановой деасфальтизациис вязкостью при 100oC 68,7 сСт, в примере 1, 82 сСт в примерах 2 и 3. Показатели качества полученных трансмиссионных масел приведены в табл. 1. П р и м е р 4 и 5. В трансмиссионное масло, полученное по примерам 2 и 3, введена депрессорная присадка. Показатели качества полученных масел также приведены в табл. 1. Свойства компонентов трансмиссионного масла приведены в табл. 2. Для оценки качества полученных предлагаемым способом трансмиссионных масел в таблице приведено качество масел, полученных способом по прототипу (Примеры 6, 7 данные взяты из журнала Нефтепереработка и нефтехимия, N 8, 1964, с. 12-14), а также качество масел по ГОСТу (дополнительные данные взяты из [1]). Как видно из табл. 1, использование предлагаемого способа позволит получать трансмиссионные масла с улучшенными по сравнению с прототипом показателями. При одинаковых пределах вязкости в предлагаемом масле, приготовленном без привлечения депрессорной присадки, значения температуры застывания масла намного (3-7oC) ниже, чем это имеет место в прототипе. Кроме того, значительные преимущества достигаются по таким показателям, как температура вспышки (превышение на 100oC и более) и смазывающим свойствам, определяемым на ЧШМ. Критическая нагрузка (Ркр) выше, чем у прототипа, а нагрузка сваривания (Рсв) на уровне данных, приведенных в [1] Диаметр износа шарика (dи) в условиях использования предлагаемого масла значительно более меньший, чем у прототипа. Следует отметить, что вязкость, температура вспышки, температура застывания предлагаемых масел соответствует требованиям ТУ 38.101529-75 (на "Нигрол"), ТУ 38.101.230-75 (на редукторное масло), а также ГОСТ 6411-77 (на цилиндровое масло 38). Это делает их универсальными нелегированными трансмиссионными маслами широкого направления применения: в транспорте (как в трансмиссиях автотранспортной техники, так и в редукторах троллейбусов), паровых машинах, а также в промышленном оборудовании. Добавка же депрессатора в трансмиссионное масло, полученное предлагаемым способом, обеспечит снижение температуры застывания масел минус 14oC-20oC, что позволит выпускать всесезонные трансмиссионные масла класса ТМ-1.Формула изобретения
Способ получения трансмиссионного масла путем смешения базового масла с остаточным компонентом, отличающийся тем, что в качестве базового масла используют остаточное базовое масло и в качестве остаточного компонента - деасфальтизат пропанбутановой деасфальтизации.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2