Шарнирный прямолинейно направляющий механизм

Реферат

 

Сущность изобретения: в шарнирном прямолинейно направляющем механизме шарниры 5, 8 соединения кривошипа 2 со стойкой 1 и коромысла 3 с шатуном 4 выполнены одноподвижными. Шарнир 7 соединения кривошипа 2 с шатуном 4 выполнен сферическим. Шарнир 6 соединения коромысла 3 со стойкой 1 выполнено двухподвижным и установлен в точке пересечения плоскости вращения кривошипа 2 с прямой, проходящей через чертящую точку шатуна 4 параллельно оси шарнира 5. Одна из взаимно перпендикулярных осей шарнира 6 параллельна оси шарнира 8, другая - параллельна оси шарнира 5. Ось шарнира 8 перпендикулярна шатуну 4 и коромыслу 3. При вращении кривошипа 2 чертящая точка шатуна 4 воспроизводит прямую линию. 1 ил.

Изобретение относится к передаточным механизмам и может быть использовано для преобразования вращательного движения ведущего звена кривошипа в прямолинейное возвратно-поступательное движение ведомого объекта чертящей точки без установки жестких прямолинейных направляющих для этой точки.

Известны многозвенные прямолинейные направляющие шарнирные механизмы Поселье-Липкина, Гарта, Брикара, Сильверста-Кемпе [1] чертящая точка которых при вращении кривошипа должна двигаться по прямой линии. Однако из-за многозвенности этих механизмов относительно малые упругие деформации звеньев и зазоры в шарнирных вызывают значительные отклонения фактической траектории чертящей точки от прямой. Для регулирования хода чертящей точки нужно устанавливаться несколько регулировочных устройств, что ведет к увеличению числа звеньев в механизме и дополнительному снижению качества воспроизведения чертящей точки прямой линии.

Наиболее близким к изобретению является четырехзвенный направляющий механизм Эванса [2] содержащий неподвижную стойку, шарнирно соединенные с ней два звена, двуплечий шатун с чертящей точкой на свободном конце, другой конец которого шарнирно соединен с первым звеном, а средняя точка соединена шарнирно со вторым звеном. Все шарниры механизма выполнены одноподвижными, длины плеч шатуна равны длине первого звена.

При поворачивании первого звена вокруг шарнира, соединяющего его со стойкой, приводится в движение шатун и второе звено, чертящая точка шатуна при этом описывает траекторию, на некотором участке близкую к прямой линии. Этому участку траектории чертящей точки соответствует сравнительно небольшой угол поворота первого звена (меньше 90o), второе звено механизма соответственно поворачивается на еще меньший угол.

Недостатком механизма Эванса является то, что его чертящая точка не обеспечивает точного воспроизведения прямой линии даже при отсутствии упругих деформаций звеньев и зазоров в шарнирах. В механизме ни одного из звеньев, шарнирно соединенных со стойкой, не может делать полный оборот, поэтому для работы механизма необходим привод возвратно-поступательного движения; регулировка хода чертящей точки требует значительного усложнения конструкции механизма за счет введения нескольких регулировочных устройств. В основу изобретения поставлена задача создания механизма, в котором число звеньев не превышает четырех, чертящая точка перемещается точно по прямой линии, обеспечивается возможность работы с приводом непрерывного вращения и возможность регулировки хода чертящей точки за счет изменения длины одного звена.

Поставленная задача решается тем, что четырехзвенный прямолинейно направляющий механизм содержит стойку, шарнирно соединенные с ней первое звено кривошип и второе звено коромысло, двуплечий шатун с чертящей точкой на свободном конце, другой конец которого шарнирно соединен с кривошипом. Средняя точка шатуна шарнирно соединена с коромыслом. Длина плеч шатуна равны длине коромысла. Шарниры соединены кривошипа со стойкой и коромысла с шатуном выполнены одноподвижными. Ось шарнира соединения коромысла с шатуном перпендикулярна шатуну и коромыслу. Шарнир соединения кривошипа с шатуном выполнен сферическим, а шарнир соединения коромысла со стойкой выполнен двухподвижным и установлен в точке пересечения плоскости вращения кривошипа с прямой, проходящей через точку шатуна параллельно оси шарнира соединения кривошипа со стойкой. Одна из взаимно перпендикулярных осей шарнира соединения коромысла со стойкой параллельна оси шарнира соединения коромысла с шатуном, а другая параллельна оси шарнира соединения кривошипа со стойкой.

На фиг. изображена схема предлагаемого четырехзвенного прямолинейно направляющего механизма в прямоугольной системе координат Oxyz. Механизм состоит из стойки 1, совпадающей с осью Oy, первого звена кривошипа 2, второго звена коромысла 3, двуплечего шатуна 4 с чертящей точкой M на свободном конце. Длины плеч шатуна 4 равны длине коромысла 3. Звенья механизма соединены между собой шарнирами. Шарнир 5 соединения кривошипа со стойкой выполнен одноподвижным. Шарнир 6 соединения коромысла со стойкой выполнен двухподвижным (сферический шарнир с пальцем). Шарнир 7 соединения кривошипа с шатуном выполнен сферическим. Шарнир 8 соединения коромысла со средней точкой шатуна выполнен одноподвижным. Шарнир 6 расположен в точке пересечения оси Oy и прямой CD, проходящей через чертящую точку M шатуна параллельно оси Ox.

Оси шарнирно ориентированы определенным образом относительно системы координат Oxyz и звеньев механизма. Ось шарнира 5 совпадает с осью Ox. Ось шарнира 8 перпендикулярна коромыслу 3 и шатуну 4. Оси I и II шарнира 6 взаимно перпендикулярны, ось I нормаль плоскости прорези для пальца совпадает с прямой CD, ось II продольная ось пальца параллельна оси шарнира 8.

Кривошип 2 приводится во вращение двигателем, расположенным на стойке I (двигатель не изображен на схеме). Движение через шатун 4 передается чертящей точке M и коромыслу 3, совершающему вращение вокруг шарнира 6.

Расположение шарнира 6, равенство длин коромысла 3 и плеч шатуна 4, а также ориентация осей шарниров 5, 6 и 8 обеспечивают следующее свойство механизма: чертящая точка M всегда находится на оси 1 шарнира 6 независимо от величины угла поворота кривошипа 2 и от его длины.

Наличие этого свойства обеспечивает точное воспроизведение чертящей точкой механизма прямолинейного отрезка M0M1 при непрерывном вращении кривошипа 2 и одновременно создает возможность регулирования хода чертящей точки (длина отрезка M0M1) за счет изменения только длины кривошипа.

Использование заявляемого решения позволяет при непрерывном вращении кривошипа шарнирного четырехзвенника обеспечить точное совпадение всей траектории чертящей точки с прямой линией и возможность регулировки хода чертящей точки по траектории в заданных пределах за счет изменения длины одного звена кривошипа.

Источники информации: 1. Артоболевский И.И. Механизмы в современной технике, т. 1. М. "Наука". 1970. с. 423-436.

2. Источник 1, с. 401.

Формула изобретения

Шарнирный прямолинейно направляющий механизм, содержащий стойку, шарнирно соединенные с ней два звена и двуплечий шатун с чертящей точкой на свободном конце, другой конец которого шарнирно соединен с первым звеном, средняя точка с вторым звеном, шарниры соединения первого звена со стойкой и второго звена с шатуном выполнены одноподвижными, длины плеч шатуна равны длине второго звена, отличающийся тем, что первое звено выполнено в виде кривошипа, второе в виде коромысла, шарнир соединения кривошипа с шатуном выполнен сферическим, ось шарнира соединения коромысла с шатуном перпендикулярна шатуну и коромыслу, шарнир соединения коромысла со стойкой выполнен двухподвижным и установлен в точке пересечения плоскости вращения кривошипа с прямой, проходящей через чертящую точку шатуна параллельно оси шарнира соединения кривошипа со стойкой, причем одна из взаимно перпендикулярных осей шарнира соединения коромысла со стойкой параллельна оси шарнира соединения коромысла с шатуном, а другая параллельна оси шарнира соединения кривошипа со стойкой.

РИСУНКИ

Рисунок 1