Роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания (варианты)

Реферат

 

Использование: двигателестроение и может быть использовано в энергетическом машиностроении в качестве гидродвигателя, насоса и двигателя внутреннего сгорания на сухопутном и водном транспорте. Сущность изобретения: двигатель содержит корпус с внутренней рабочей поверхностью, ротор с расположенными в пазах ползунами, шарнирно связанными с поршнями, окна впуска и выпуска. Внутренняя рабочая поверхность выполнена в виде состыкованных между собой тороидальных секторов с различными видами образования (11 вариантов). 11 с.п.ф-лы, 24 ил.

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к поршневым двигателям внутреннего сгорания с вращающимися рабочими органами и может быть использовано в энергетическом машиностроении в качестве гидродвигателя, насоса и двигателя внутреннего сгорания на сухопутном и водном транспорте.

Известен роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания, содержащий корпус, ротор, лопасти-поршни, окна впуска и выпуска (патент Франции N 2 237501, кл. F 02 B 53/02, опубликованный в 1975).

В известном двигателе лопасти-поршни шарнирно соединены с ротором и скользят по внутренним поверхностям корпуса. Корпус в продольном разрезе представляет собой фигуру, состоящую из цилиндрических прямолинейных участков двух, трех, четырех, пяти, шести и более, состыкованных с криволинейными цилиндрическими участками. Корпус в поперечном сечении представляет собой полуокружность, эллипс, овал, парабола, гипербола. Рабочая камера ограничена поверхностями лопастей-поршней, соединенных шарнирно с ротором и рабочей поверхностью корпуса, а герметизация его рабочих камер осуществляется за счет контакта кромок лопастей-поршней с рабочей поверхностью корпуса двигателя по всему периметру лопасти-поршня. Данный двигатель относится к роторно-поршневым двигателям с качающимися заслонками, в данном случае лопастями-поршнями.

Такое конструктивное решение не предусматривает наличия торцового уплотнения, а должно обеспечивать герметичность рабочих камер за счет гарантированного контакта кромок лопастей-поршней с рабочей поверхностью корпуса при выполнении рабочего цикла. Поскольку лопасти-поршни шарнирно связаны с ротором и не имеют радиального перемещения относительно ротора, т.е. не предусмотрены компенсаторные элементы, обеспечивающие постоянный контакт их с рабочей поверхностью корпуса, то на участках перехода с прямолинейного на радиусный, лопасти-поршни отходят от рабочего контура, нарушая герметичность рабочих камер. Отсутствие постоянного контакта лопастей-поршней с рабочей поверхностью корпуса приводит к заклиниванию и может вызывать при повороте ротора огромные усилия, что приводит к нарушению нормального рабочего цикла.

Контур рабочей поверхности двигателя, в продольном разрезе представляющий собой фигуру, составленную из цилиндрических прямолинейных участков двух, трех, четырех, пяти, шести и более состыкованных с криволинейными цилиндрическими участками, создает знакопеременные ускорения и силы инерции, действующие на лопасти-поршни. Взаимодействие лопастей-поршней по линии контакта вызывает огромные удельные давления и контактные напряжения на рабочей поверхности корпуса и на трущихся кромках лопастей. Контур образует огромные динамические удары лопастей-поршней на рабочей поверхности корпуса, что вызывает значительные износы рабочей поверхности корпуса и трущихся кромок лопастей-поршней, что приводит в отдельных случаях к поломкам, выкрашиванию металла с рабочей поверхностью корпуса, т.е. может вызвать явление "питтинга", что значительно сокращает моторесурс двигателя и делает его неработоспособным.

Известен роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания, (авт.св. СССР N 1237780, кл. F 02 B 55/00 от 04.09.84, содержащий корпус с внутренней рабочей поверхностью, ротор с расположенными в пазах ползунами, шарнирно связанными с поршнями, окна впуска и выпуска.

Внутренняя рабочая поверхность корпуса выполнена в виде двух, равных по 1/2 тора, секторов, состыкованных с двумя цилиндрическими поверхностями.

Такой контур также создает знакопеременные ускорения и силы инерции, действующие на радиальные уплотнения, на поршень и на ползун, что вызывает увеличение удельных давлений со стороны радиальных уплотнений и поршня на внутреннюю рабочую поверхность двигателя, но эти удельные давления снижаются за счет плоскостного контакта рабочей поверхности радиальных уплотнений и внутренней рабочей поверхности.

Благодаря шарнирному соединению поршня с ползунами и выполнению поверхности поршня тороидальной аналогичной внутренней тороидальной поверхности корпуса, поршень при движении по тороидальному участку рабочего контура корпуса копирует эту тороидальную поверхность, обеспечивая плоскостной контакт радиальному уплотнительному элементу, расположенному в средней части поршня. Таким образом уплотнительный элемент благодаря плоскостному контакту с рабочей поверхностью не имеет значительных контактных напряжений как на рабочей поверхности корпуса, так и на рабочей поверхности уплотнительного элемента. Удельное давление уплотнительного элемента по своей величине приближается к удельным давлениям верхнего компрессионного кольца поршневого двигателя внутреннего сгорания.

Создание роторно-поршневого двигателя внутреннего сгорания с улучшенной динамикой, двигателя, не имеющего знакопеременных ускорений и сил инерции с обеспечением многосинхронных циклов в одной секции, что значительно повышает удельные, мощностные и весогабаритные показатели, является задачей, на решение которой направлено изобретение.

Сущность изобретения (вариант 1) заключается в том, что в роторно-поршневом двигателе внутреннего сгорания, содержащем корпус с внутренней рабочей поверхностью, ротор с расположенными в пазах ползунами, шарнирно связанными с поршнями, окна впуска и выпуска, внутренняя рабочая поверхность выполнена в виде тороидальных секторов, состыкованных между собой так, что центры образования тороидальных секторов, чередующихся через один с меньшим и большим радиусами образования, совпадают, соответственно, с вершинами квадратов.

Такое выполнение внутренней рабочей поверхности корпуса за счет выпуклости контура обеспечивает однозначное по знаку и минимальные по величине ускорения и силы инерции, а следовательно, мягкое безударное взаимодействие радиальных уплотнительных элементов, поршня с рабочей поверхностью корпуса, при этом силы инерции имеют направление от центра ротора. Устранение знакопеременности воздействия сил и ускорений на вращающиеся детали роторного двигателя способствует уменьшению износа радиального уплотнительного элемента и рабочей поверхности корпуса двигателя, повышая моторесурс двигателя.

Выполнение внутренней рабочей поверхности в виде тороидальных секторов, состыкованных между собой так, что центры образования тороидальных секторов, чередующихся через один с меньшим и большим радиусами образования, совпадают, соответственно, с вершинами квадратов обеспечивает организацию двух синхронных рабочих циклов в одной секции ротора. Формирование тактов при этом осуществляется за каждые 45o поворота ротора, а четыре такта за 180o, что обеспечивает увеличение мощности в два раза по сравнению с роторно-поршневым двигателем с односинхронным рабочим циклом при равных диаметрах ротора, равных частотах его вращения и равных рабочих объемах этих двигателей. Увеличение мощности таких двигателей за счет увеличения диаметра ротора позволяет иметь достаточно высокие мощностные и удельные весогабаритные показатели, что является весьма существенным в области расширения мощностного диапазона. Вышеописанный двигатель имеет равные однотипные тороидальные сектора (с меньшим и с большим радиусами образования), что обеспечивает технологичность изготовления, лучшую очистку камер от остаточных газов за счет того, что объемы сжатия при выпуске остаточных газов и при такте сжатия равны между собой. Этот двигатель может быть использован в области мощностей от 50 до 100 л.с. при высоких удельных весогабаритных показателях.

Сущность изобретения (вариант 2) заключается в том, что в роторно-поршневом двигателей внутреннего сгорания, содержащем корпус с внутренней рабочей поверхностью, ротор с расположенными в пазах ползунами, шарнирно связанными с поршнями, окна впуска и выпуска, внутренняя рабочая поверхность выполнена в виде тороидальных секторов, состыкованных между собой так, что центры образования тороидальных секторов, чередующихся через один с меньшим радиусом образования, совпадают с вершинами прямоугольника, а тороидальных секторов, чередующихся через один с большим радиусом образования, с вершинами ромба.

Такое выполнение внутренней рабочей поверхности корпуса за счет выпуклости контура обеспечивает однозначные по знаку и минимальные по величине ускорения и силы инерции, а, следовательно, мягкое безударное взаимодействие радиальных уплотнительных элементов, поршня с рабочей поверхностью корпуса, при этом силы инерции имеют направление от центра ротора.

Устранение знакопеременности воздействия сил и ускорений на вращающиеся детали роторного двигателя способствует уменьшению износа радиального уплотнительного элемента и рабочей поверхности корпуса двигателя, повышая моторесурс двигателя.

Выполнение внутренней рабочей поверхности в виде тороидальных секторов, состыкованных между собой так, что центры образования тороидальных секторов, чередующихся через один с меньшим радиусом образования совпадают с вершинами прямоугольника, а тороидальных секторов, чередующихся через один с большим радиусом образования с вершинами ромба обеспечивает организацию двух синхронных рабочих циклов в одной секции ротора. Формирование тактов при этом осуществляется в среднем за каждые 45o поворота ротора, а четыре такта - за 180o, что обеспечивает увеличение мощности в два раза по сравнению с роторно-поршневым двигателем с односинхронным рабочим циклом при равных диаметрах ротора, равных частотах его вращения и равных рабочих объемах этих двигателей. Увеличение мощности таких двигателей за счет увеличения диаметра ротора позволяет иметь достаточно высокие мощностные и удельные весогабаритные показатели, что является весьма существенным в области расширения мощностного диапазона.

Поскольку центры образования тороидальных секторов с меньшим радиусом образования совпадают с вершинами прямоугольника, а центры образования тороидальных секторов с большим радиусом образования с вершинами ромба, то тороидальные секторы с меньшим радиусом образования равны между собой, а тороидальные секторы с большим радиусом имеют одинаковый радиус образования, а два тороидальных сектора с большим радиусом образования с окнами впуска и выпуска за счет смещения центров образования к оси ротора, образуют большие объемы впуска и выпуска (относительно 1 варианта), т.е. имеют больший объем всасывания при сохранении объема камеры сжатия, а следовательно, имеется возможность повышения степени сжатия и создания многотопливного двигателя. Такой двигатель имеет возможность повышения мощности, топливоэкономичности и удельных весогабаритных показателей. Увеличение объема всасывания на 20 30% дает увеличение мощности двигателя на 40 60% В данном двигателе коэффициент остаточных газов (по сравнению с 1 вариантом) несколько завышен за счет увеличения объема всасывания и расширения в тороидальных секторах с большим радиусом образования с окнами впуска и выпуска. На это количество остаточных газов обеспечит сокращение периода задержки подготовки топлива самовоспламенением. В случае, если произойдет увеличение остаточных газов больше, чем на 25 30% необходимо применить эжекторную систему для отсоса излишка остаточных газов. Этот двигатель может быть использован в области мощностей 150 200 л.с.

Сущность изобретения (вариант 3) заключается в том, что в роторно-поршневом двигателе внутреннего сгорания, содержащем корпус с внутренней рабочей поверхностью, ротор с расположенными в пазах ползунами, шарнирно связанными с поршнями, окна впуска и выпуска, внутренняя рабочая поверхность выполнена в виде тороидальных секторов, состыкованных между собой так, что центры образования тороидальных секторов, чередующихся через один с меньшим и большим радиусами образования, совпадают, соответственно, с вершинами правильных шестиугольников.

Такое выполнение внутренней рабочей поверхности корпуса за счет выпуклости контура обеспечивает однозначное по знаку и минимальные по величине ускорения и силы инерции, а следовательно, мягкое безударное взаимодействие радиальных уплотнительных элементов, поршня, с рабочей поверхностью корпуса, при этом силы инерции имеют направление от центра ротора.

Устранение знакопеременности воздействия сил и ускорений на вращающиеся детали роторного двигателя способствует уменьшению износа радиального уплотнительного элемента и рабочей поверхности корпуса двигателя, повышая моторесурс двигателя.

Выполнение внутренней рабочей поверхности в виде тороидальных секторов, состыкованных между собой так, что центры образования тороидальных секторов, чередующихся через один с меньшим и большим радиусами образования совпадают, соответственно, с вершинами правильных шестиугольников, обеспечивает организацию трех синхронных циклов в одной секции ротора. Формирование тактов при этом осуществляется за каждые 30o поворота ротора, четыре такта за 120o, что обеспечивает увеличение мощности в три раза по сравнению с роторно-поршневым двигателем с односинхронным рабочим циклом при равных диаметрах ротора, равных частотах его вращения и равных рабочих объемах их двигателей. Увеличение мощности таких двигателей за счет увеличения диаметра ротора позволяет иметь достаточно высокие весьма существенным в области расширения мощностного диапазона.

Двигатель имеет равные однотипные тороидальные сектора, что обеспечивает технологичность изготовления, лучшую очистку камер от остаточных газов за счет того, что объемы сжатия при выпуске остаточных газов и при такте сжатия равны между собой. Этот двигатель может быть использован в области мощностей от 200 до 250 л.с. при высоких удельных весогабаритных показателях.

Сущность изобретения (вариант 4) заключается в том, что в роторно-поршневом двигателе внутреннего сгорания, содержащем корпус с внутренней рабочей поверхностью, ротор с расположенными в пазах ползунами, шарнирно связанными с поршнями, окна впуска и выпуска, внутренняя рабочая поверхность выполнена в виде тороидальных секторов, состыкованных между собой так, что центры образования тороидальных секторов, чередующихся через один с меньшим радиусом образования, совпадают с вершинами шестиугольника с чередующимися через одну, равными сторонами.

Такое выполнение внутренней рабочей поверхности корпуса за счет выпуклости контура обеспечивает однозначные по знаку и минимальные по величине ускорения и силы инерции, а следовательно, мягкое безударное воздействие радиальных уплотнительных элементов, поршня с рабочей поверхностью корпуса, при этом силы инерции имеют направление от центра ротора.

Устранение знакопеременности воздействия сил и ускорений на вращающиеся детали роторного двигателя способствуют уменьшению износа радиального уплотнительного элемента и рабочей поверхности корпуса двигателя, повышая моторесурс двигателя.

Вполнение внутренней рабочей поверхности в виде тороидальных секторов, состыкованных между собой так, что центры образования тороидальных секторов, чередующихся через один, с меньшим радиусом образования, совпадают с вершинами шестиугольника с чередующимися через одну, равными сторонами, а центры образования тороидальных секторов, чередующихся через один, с большим радиусом образования совпадают с вершинами шестиугольника с равными между собой сторонами, обеспечивает организацию трех синхронных циклов в одной секции ротора. Формирование тактов при этом осуществляется в среднем за каждые 30o, что обеспечивает увеличение мощности в три раза по сравнению с роторно-поршневым двигателем с односинхронным рабочим циклом при равных диаметрах ротора, равных частотах его вращения и равных рабочих объемах их двигателей. Увеличение мощности таких двигателей за счет увеличения диаметра ротора позволяет иметь достаточно высокие мощностные и удельные показатели, что является весьма существенным в области расширения мощностного диапазона.

Поскольку центры образования тороидальных секторов с меньшим радиусом образования совпадают с вершинами шестиугольника с чередующимися через одну равными сторонами, а центры образования тороидальных секторов с большим радиусом образования совпадают с вершинами шестиугольника с равными между собой сторонами, то тороидальные секторы с меньшим радиусом образования равны между собой, а тороидальные секторы с большим радиусом образования имеют одинаковый радиус образования. Кроме того, три тороидальных сектора с большим радиусом образования с окнами впуска и выпуска за счет смещения их центров образования к оси ротора образуют большие объемы впуска и выпуска (относительно 3 варианта), т.е. имеют больший объем всасывания при сохранении объема камеры сжатия, а, следовательно, имеется возможность повышения степени сжатия и создания многотопливного двигателя. Такой двигатель имеет возможность повышения мощности, топливоэкономичности и удельных весогабаритных показателей. Увеличение объема всасывания на 20 30% дает увеличение мощности на 60 90% Однако в данном двигателе коэффициент остаточных газов (по сравнению с 3 вариантом) несколько завышен за счет увеличения объема всасывания и расширения в тороидальных секторах с большим радиусом образования с окнами впуска и выпуска. Но это количество остаточных газов обеспечит сокращение периода задержки подготовки топлива самовоспламенением. В случае, если произойдет увеличение остаточных газов больше, чем на 25 30% необходимо применить эжекторную систему для отсоса излишка остаточных газов. Этот тип двигателя может быть использован в области мощностей 250 300 л.с. при высоких удельных весогабаритных показателях.

Сущность изобретения (вариант 5) заключается в том, что в роторно-поршневом двигателей внутреннего сгорания, содержащем корпус с внутренней рабочей поверхностью, ротор, с расположенными в пазах, ползунами, шарнирно связанными с поршнями, окна впуска и выпуска, внутренняя рабочая поверхность выполнена в виде тороидальных секторов, состыкованных между собой так, что центры образования тороидальных секторов, чередующихся через один, с меньшим и большим радиусами образования, совпадают, соответственно, с вершинами правильных восьмиугольников.

Такое выполнение внутренней рабочей поверхности корпуса за счет выпуклости контура обеспечивает однозначное по знаку и минимальные по величине ускорения и силы инерции, а, следовательно, мягкое безударное взаимодействие радиальных уплотнительных элементов, поршня с рабочей поверхностью корпуса, при этом силы инерции имеют направление от центра ротора.

Устранение знакопеременности взаимодействия сил и ускорений на вращающиеся детали роторного двигателя способствует уменьшению износа радиального уплотнительного элемента и рабочей поверхности корпуса двигателя, повышая моторесурс двигателя.

Выполнение внутренней рабочей поверхности в виде тороидальных секторов, состыкованных между собой так, что центры образования тороидальных секторов, чередующихся через один, с меньшим и большим радиусами образования, совпадают, соответственно, с вершинами правильных восьмиугольников, обеспечивает организацию четырех синхронных циклов в одной секции ротора. Формирование тактов при этом осуществляется за каждые 22o30' поворота ротора, четыре такта за 90o, что обеспечивает увеличение мощности в четыре раза по сравнению с роторно-поршневым двигателем с односинхронным рабочим циклом при равных диаметрах ротора, равных частотах его вращения и равных рабочих объемах их двигателей. Увеличение мощности таких двигателей за счет увеличения диаметра ротора позволяет иметь достаточно высокие мощностные и удельные весогабаритные показатели, что является весьма существенным в области расширения мощностного диапазона.

Двигатель имеет равные однотипные тороидальные сектора, что обеспечивает технологичность изготовления, лучшую очистку камер от остаточных газов за счет того, что объемы сжатия при выпуске остаточных газов и объемов при такте сжатия равны между собой. Этот двигатель может быть использован в области мощностей от 250 300 л.с. при высоких удельных весогабаритных показателях.

Сущность изобретения (вариант 6) заключается в том, что в роторно-поршневом двигателе внутреннего сгорания, содержащем корпус с внутренней рабочей поверхностью, ротор с расположенными в пазах ползунами, шарнирно связанными с поршнями, окна впуска и выпуска, внутренняя рабочая поверхность выполнена в виде тороидальных секторов, состыкованных между собой так, что центры образования тороидальных секторов, чередующихся через один, с меньшим радиусом образования совпадают с вершинами восьмиугольника с, чередующимися через одну, равными сторонами, а центры образования тороидальных секторов, чередующихся через один, с большим радиусом образования, совпадают с вершинами восьмиугольника с равными между собой сторонами.

Такое выполнение внутренней рабочей поверхности корпуса за счет выпуклости контура обеспечивает однозначные по знаку и минимальные по величине ускорения и силы инерции, а, следовательно, мягкое безударное воздействие радиальных уплотнительных элементов, поршня с рабочей поверхностью корпуса, при этом силы инерции имеют направление от центра ротора.

Устранение знакопеременности воздействия сил и ускорений на вращающейся детали роторного двигателя способствует уменьшению износа радиального уплотнительного элемента и рабочей поверхности корпуса двигателя, повышая моторесурс двигателя.

Выполнение внутренней рабочей поверхности в виде тороидальных секторов, состыкованных между собой так, что центры образования тороидальных секторов, чередующихся через один, с меньшим радиусом образования, совпадают с вершинами восьмиугольника, с чередующимися через одну, равными сторонами, а центры образования тороидальных секторов, чередующихся через один, с большим радиусом образования, совпадают с вершинами восьмиугольника с равными между собой сторонами, обеспечивает организацию четырех синхронных циклов в одной секции ротора. Формирование тактов при этом осуществляется в среднем за каждые 22o30' поворота ротора, четыре такта 90o, что обеспечивает увеличение мощности в четыре раза по сравнению с роторно-поршневым двигателем с односинхронным рабочим циклом при равных диаметрах ротора, равных частотах его вращения и равных рабочих объемах их двигателей. Увеличение мощности таких двигателей за счет увеличения диаметра ротора позволяет иметь достаточно высокие мощностные и удельные весогабаритные показатели, что является весьма существенными в области расширения мощностного диапазона.

Поскольку центры образования тороидальных секторов с меньшим радиусом образования совпадают с вершинами восьмиугольника с, чередующимися через одну, равными сторонами, а центры образования тороидальных секторов, чередующихся через один, с большим радиусом образования, совпадают с вершинами восьмиугольника с равными между собой сторонами, то тороидальные секторы с меньшим радиусом образования равны между собой, а тороидальные секторы с большим радиусом имеют одинаковый радиус образования. Кроме того, четыре тороидальных сектора с большим радиусом образования с окнами впуска и выпуска за счет смещения их центров образования к оси ротора образуют большие объемы впуска и выпуска (относительно варианта 5), т.е. имеют больший объем всасывания при сохранении объема камеры сжатия, а, следовательно, имеется возможность повышения степени сжатия и создания многотопливного двигателя. Такой двигатель имеет возможность повышения мощности, топливоэкономичности и удельных весогабаритных показателей. Увеличение объема всасывания на 20 30% дает увеличение мощности двигателя на 80 120% В двигателе коэффициент остаточных газов (по сравнению с 5 вариантом) несколько завышен за счет увеличения объема всасывания и расширения в тороидальных секторах с большим радиусом образования с окнами впуска и выпуска. Но это количество остаточных газов обеспечит сокращение периода задержки подготовки топлива самовоспламенением. В случае, если произойдет увеличение остаточных газов больше, чем на 25 30% необходимо применить эжекторную систему для отсоса излишка остаточных газов. Этот тип двигателя может быть использован в области мощностей 280 330 л.с. при высоких удельных весогабаритных показателях.

Сущность изобретения (вариант 7) заключается в том, что в роторно-поршневом двигателе внутреннего сгорания, содержащем корпус с внутренней рабочей поверхностью, ротор с расположенными в пазах ползунами, шарнирно связанными с поршнями, окна впуска и выпуска, внутренняя рабочая поверхность выполнена в виде тороидальных секторов, состыкованных между собой так, что центры образования тороидальных секторов, чередующихся через один, с меньшим радиусом образования совпадают с вершинами восьмиугольника, с чередующимися через одну, равными между собой четырьмя сторонами и остальными равными между собой противоположными сторонами, а центры образования тороидальных секторов, чередующихся через один, с большим радиусом образования, совпадают с вершинами восьмиугольника, с чередующимися через две, равными между собой сторонами.

Такое выполнение внутренней рабочей поверхности корпуса за счет выпуклости контура обеспечивает однозначные по знаку и минимальные по величине ускорения и силы инерции, а следовательно, мягкое безударное воздействие радиальных уплотнительных элементов, поршня с рабочей поверхностью корпуса, при этом силы инерции имеют направление от центра ротора.

Устранение знакопеременности воздействия сил и ускорений на вращающиеся детали роторного двигателя способствует уменьшению износа радиального уплотнительного элемента и рабочей поверхности корпуса двигателя, повышая моторесурс двигателя.

Выполнение внутренней рабочей поверхности в виде тороидальных секторов, состыкованных между собой так, что центры образования тороидальных секторов, чередующихся через один, с меньшим радиусом образования, совпадают с вершинами восьмиугольника, с чередующимися через одну, равными между собой четырьмя сторонами и остальными равными между собой противоположными сторонами, а центры образования тороидальных секторов, чередующихся через один, с большим радиусом образования, совпадают с вершинами восьмиугольника, с чередующимися через две, равными сторонами, обеспечивает организацию четырех синхронных циклов в одной секции ротора. Формирование тактов при этом осуществляется в среднем за каждые 22o30' поворота ротора, четыре такта за 90o, что обеспечивает увеличение мощности в четыре раза по сравнению с роторно-поршневым двигателем с односинхронным рабочим циклом при равных диаметрах ротора, равных частотах его вращения и равных рабочих объемах их двигателей. Увеличение мощности таких двигателей за счет увеличения диаметра ротора позволяет иметь достаточно высокие мощностные и удельные весогабаритные показатели, что является весьма существенным в области расширения мощностного диапазона.

Поскольку центры образования тороидальных секторов с меньшим радиусом образования совпадают с вершинами восьмиугольника, с чередующимися через одну, равными между собой противоположными сторонами, а центры образования тороидальных секторов, чередующихся через один, с большим радиусом образование совпадают с вершинами восьмиугольника с, чередующимися через две, равными между собой сторонами, то тороидальные секторы с меньшим радиусом образования равны между собой, а тороидальные секторы с большим радиусом имеют одинаковый радиус образования с окнами впуска и выпуска за счет смещения их центров образования к оси ротора, образуют большие объемы впуска и выпуска (относительно варианта 5), т.е. имеют больший объем всасывания при сохранении объема камеры сжатия, а, следовательно, имеется возможность повышения степени сжатия и создания моноготопливного двигателя. Но, с другой стороны, в результате того, что объем всасывания меньше по сравнению с объемом расширения, имеется возможность осуществить рабочий цикл с продолженным расширением, повышающим топливоэкономичность на 4 8% и снизить шум выпускных газов. По сравнению с 6 вариантом имеет место повышение топливоэкономичности и снижение шумности отработавших газов при незначительном уменьшении мощности.

Сущность изобретения (вариант 8) заключается в том, что в роторно-поршневом двигателе внутреннего сгорания, содержащем корпус с внутренней рабочей поверхностью, ротор, с расположенными в пазах, ползунами, шарнирно связанными с поршнями, окна впуска и выпуска, внутренняя рабочая поверхность выполнена в виде тороидальных секторов, состыкованных между собой так, что центры образования тороидальных секторов, чередующихся через один, с меньшим и большим радиусами образования, совпадают, соответственно, с вершинами правильных десятиугольников.

Такое выполнение внутренней рабочей поверхности корпуса за счет выпуклости контура обеспечивает однозначные по знаку и минимальные по величине ускорения и силы инерции, а, следовательно, мягкое безударное взаимодействие радиальных уплотнительных элементов, поршня с рабочей поверхностью корпуса, при этом силы инерции имеют направление от центра ротора.

Устранение знакопеременности взаимодействия сил и ускорений на вращающиеся детали роторного двигателя способствует уменьшению износа радиального уплотнительного элемента и рабочей поверхности корпуса двигателя, повышая моторесурс двигателя.

Выполнение внутренней рабочей поверхности в виде тороидальных секторов, состыкованных между собой так, что центры образования тороидальных секторов, чередующихся через один, с меньшим и большим радиусами образования, совпадают, соответственно, вершинами правильных десятиугольников, обеспечивает организацию пяти синхронных циклов в одной секции ротора. Формирование тактов при этом осуществляется за каждые 18o поворота ротора, четыре такта за 72o, что обеспечивает увеличение мощности в пять раз по сравнению с роторно-поршневым двигателем с односинхронным рабочим циклом при равных диаметрах ротора, равных частотах его вращения и равных рабочих объемах их двигателей. Увеличение мощности таких двигателей за счет увеличения диаметра ротора позволяет иметь достаточно высокие мощностные и удельные весогабаритные показатели, что является весьма существенным в области расширения мощностного диапазона.

Двигатель имеет равные однотипные тороидальные сектора, что обеспечивает технологичность изготовления, лучшую очистку камер от остаточных газов за счет того, что объемы сжатия при выпуске остаточных газов и объемов при такте сжатия равны между собой. Этот двигатель может быть использован в области мощностей 300 350 л.с. при высоких удельных весогабаритных показателях.

Сущность изобретения (вариант 9) заключается в том, что в роторно-поршневом двигателе внутреннего сгорания, содержащем корпус с внутренней рабочей поверхностью, ротор, с расположенными в пазах, ползунами, шарнирно связанными с поршнями, окна впуска и выпуска, внутренняя рабочая поверхность выполнена в виде тороидальных секторов, состыкованных так, что центры образования сектоpов, чередующихся через один, с меньшим радиусом образования, совпадают с вершинами десятиугольника с чередующимися через одну, равными сторонами, а центры образования тороидальных секторов, чередующихся через один, с большим радиусом образования, совпадают с вершинами десятиугольника с равными между собой сторонами. Такое выполнение внутренней рабочей поверхности корпуса за счет выпуклости контура обеспечивает однозначные по знаку и минимальные по величине ускорения и силы инерции, а следовательно, мягкое безударное воздействие радиальных уплотнительных элементов, поршня с рабочей поверхностью корпуса, при этом силы инерции имеют направление от центра ротора.

Устранение знакопеременности воздействия сил и ускорений на вращающиеся детали роторного двигателя способствует уменьшению износа радиального уплотнительного элемента и рабочей поверхности корпуса двигателя, повышая моторесурс двигателя.

Выполнение внутренней рабочей поверхности в виде тороидальных секторов, состыкованных между собой так, что центры образования тороидальных секторов, чередующихся через один, с меньшим радиусом образования, совпадают с вершинами десятиугольника с, чередующимися через одну, равными сторонами, а центры образования тороидальных секторов, чередующихся через один, с большим радиусом образования, совпадают с вершинами десятиугольника с равными между собой сторонами, обеспечивает организацию пяти синхронных циклов в одной секции ротора. Формирование тактов при этом осуществляется в среднем за каждые 18o поворота ротора, четыре такта за 72o, что обеспечивает увеличение мощности в пять раз по сравнению с роторно-поршневым двигателем с односинхронным рабочим циклом при равных диаметрах ротора, равных частотах его вращения и равных диаметрах ротора, равных частотах его вращения и равных рабочих объемах их двигателей. Увеличение мощности таких двигателей за счет увеличения диаметра ротора позволяет иметь достаточно высокие мощностные и удельные весогабаритные показатели, что является весьма существенным в области расширения мощностного диапазона.

Поскольку центры образования тороидальных секторов с меньшим радиусом образования совпадают с вершинами десятиугольника с, чередующимися через одну, равными сторонами, а центры образования тороидальных секторов, чередующихся через один, с большим радиусом образования, совпадают с вершинами десятиугольника с равными между собой сторонами, то тороидальные секторы с меньшим радиусом образования равны между собой, а тороидальные секторы с большим радиусом имеют одинаковый радиус образования. Кроме того, пять тороидальных секторов с большим радиусом образования с окнами впуска и выпуска за счет смещения из центров образования к оси ротора образуют большие объемы впуска и выпуска (относительно 8 варианта), т.е. имеют больший объем всасывания при сохранении объема камеры сжатия, а следовательно, имеется возможность повышения степени сжатия и создания многотопливного двигателя. Такой двигатель имеет возможность повышения мощности, топливоэкономичности и удельных весогабаритных показателей. Увеличение объема всасывания на 20 30% дает увеличение мощности двигателя на 100 150% Однако, в данном двигателе коэффициент остаточных газов (по сравнению с 7 вариантом) несколько завышен за счет увеличения объема всасывания и расширения в тороидальных секторах с большим радиусом образования с окнами впуска и выпуска. Но это количество остаточных газов обеспечит сокращение периода задержки подготовки топлива воспламенением. В случае, если произойдет увеличение остаточных газов больше, чем на 25 30% необходимо применить эжекторную систему для отсоса излишка остаточных газов. Этот тип двигателей может быть использован в области мощностей 320 270 л.с. при высоких удельных весогабаритных показателях.

Сущность изобретения по варианту 10 заключается в том, что в роторно-поршневом двигателе внутреннего сгорания, содержащем корпус с внутренней рабочей поверхностью, ротор, с расположенными в пазах, ползунами, шарнирно связанными с поршнями, окна впуска и выпуска, внутренняя рабочая поверхность выполнена в виде тороидальных секторов, состыкованных так, что центр