Способ получения автомобильного бензина

Реферат

 

Изобретение относится к способу получения высокооктанового автомобильного бензина и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности. Сущность изобретения: способ получения автомобильного бензина путем гидроочистки прямогонного бензина или его смеси с бензином коксования в присутствии катализатора, содержащего 2,0-4,0 мас.% оксида никеля, 12,0-15,0 мас.% оксида молибдена и оксида алюминия - остальное, при повышенных температуре и давлении с последующим каталитическим риформингом, согласно которому исходный бензиновый дистиллат разделяют на две фракции, выкипающие в интервале температур 25(60)-80(120)oС и 80(120)-160(185)oС, из которых фракцию 80(120)-160(185)oС подвергают гидроочистке с последующим каталитическим риформингом и полученный риформат смешивают с фракцией 25(60)-80(120)oС в массовом соотношении от 99:1 до 80:20. 2 з.п.ф-лы.

Изобретение относится к способу получения высокооктанового автомобильного бензина и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности.

Известен способ получения высокооктанового бензина путем гидроочистки и каталитического риформинга смеси прямогонных бензиновых фракций и бензинов термических процессов в соотношении 56%-44% Процесс гидроочистки осуществляют при давлении 3,5 МПа, объемной скорости подачи сырья 3,5 ч-1, соотношении водород/сырье 600 нм33. Температура процесса достигает 300-350oС. Полученный гидрогенизат содержит 7-20 ррм серы и для его доведения до 0,5-1,0 ррм серы (норма на сырье каталитического риформинга) требуется осуществление дополнительной стадии гидроочистки.

Гидрогенизат подвергают ректификации с получением дистиллата, выкипающего в пределах 106-163oС (выход 76 мас.). Каталитический риформинг осуществляют при обычных условиях [1] Таким образом недостатком способа является относительно сложная двухступенчатая схема гидроочистки, требующая к тому же вторичной перегонки гидрогенизата с выделением фр.106-163oС.

Известен также способ облагораживания смеси прямогонного бензина и бензина коксования в соотношении 50-50% в две стадии: сначала на катализаторе ГКД-202П, а затем катализаторе КД-3Н. Состав катализатора ГКД-202П, оксид кобальта 3-5; оксид молибдена 12-15, цеолит РЗУ 2-4, оксид алюминия - остальное. Состав катализатора КД-3Н, оксид никеля 2-3; оксид молибдена 8-10, цеолит ЦВМ 40, оксид алюминия остальное.

Этот способ позволяет достигнуть октанового числа катализата от 73 до 80 по моторному методу. Процесс проводят при температуре 380oС, давлении 3,5 МПа, объемной скорости подачи сырья 4,0 ч-1 [2] Недостатком способа является относительно невысокое октановое число получаемого бензина, а также сложная двухстадийная схема процесса.

Наиболее близким к заявляемому является способ получения автомобильного бензина, сочетающий гидроочистку смеси прямогонного и вторичного бензина с последующим каталитическим риформингом при содержании вторичного компонента в смеси 15-30 мас.

Согласно этому способу гидроочистку проводят последовательно на двух катализаторах: ГКД-202 (1 стадия) и ГО-70 (П стадия). Указанная технология реализуется при давлении до 4 МПа и температуре до 370oС. В результате получают гидрогенизат, содержащий 0,5-1,0 ррм серы, 1-2 ррм азота. Указанный гидрогенизат используют как сырье процесса каталитического риформинга с получением высокооктанового бензина [3] Состав катализатора ГКД-202, оксид кобальта 3-5, оксид молибдена 12-15, цеолит РЗУ 2-4, оксид алюминия остальное. Состав катализатора ГО-70, оксид никеля 2-4, оксид молибдена 12-15, оксид алюминия остальное.

Недостатком этого способа является сложная двухстадийная схема гидрообработки сырья, снижающая производительность процесса на 30-40% а также невозможность уменьшения содержания азота до требуемых норм (менее 0,5 ррм). Все это требует увеличения "жесткости" каталитического риформинга и, как следствие, ведет к уменьшению выхода товарного бензина до 83-85% Изобретение направлено на разработку способа, обеспечивающего повышение выхода автомобильного бензина при одновременном упрощении технологической схемы процесса.

Это достигается способом получения автомобильного бензина путем гидроочистки прямогонного бензина или его смеси с бензином коксования в присутствии водорода при повышенных температуре и давлении с последующим каталитическим риформингом, согласно которому исходный бензиновый дистиллат разделяют на две фракции, выкипающие в интервале температуре 25(60)-80(120)oС и 80(120)-160(185)oС, из которых фракцию 80(120)-160(185)oС подвергают гидроочистке с последующим каталитическим риформингом и полученный риформат смешивают с фракцией 25(60)-80(120)oС в массовом соотношении от 99:1 до 80:20.

Гидроочистку фракции 80(120)-160(185)oС осуществляют при давлении 3-4 МПа, температуре 240-360oС, объемной скорости подачи сырья 2-9 ч-1.

В качестве катализатора используют композицию, содержащую, мас. оксид никеля 2,0-4,0; оксид молибдена 12,0-15,0 и оксид алюминия остальное.

Каталитический риформинг осуществляют при давлении 2-4 МПа, температуре 470-510oС, объемной скорости подачи сырья 0,5-5,0 ч-1. В качестве катализатора используют композицию, содержащую 0,3-0,7 мас. платины на оксиде алюминия.

Новым в заявляемом способе является то, что исходный бензиновый дистиллат разделяют на две фракции: 25(60)-80(120)oС и 80(120)-160(185)oС, из которых последнюю подвергают гидроочистке с последующим каталитическим риформингом и полученный риформат смешивают с фракцией 25(60)-80(120)oС в массовом соотношении от 99:1 до 80:20.

Это позволяет гибко регулировать октановое число получаемого товарного бензина с выработкой автобензинов типа АИ-91, АИ-93 или АИ-95 в зависимости от потребности рынка. Одновременно достигается увеличение выхода автомобильного бензина на 1-17 мас. (при выходе риформата не менее 86 мас. на сырье риформинга). То есть выход целевого продукта составляет соответственно 87-105% на сырье риформинга, что существенно выше, чем в известных схемах производства.

Пример 1. Прямогонную нефтяную фракцию, выкипающую в интервале температур 25-160oС, разделяют путем ректификации на 2 фракции: фр.25-80oС и 80-160oС.

Фракция 80-160oС характеризуется содержанием серы 200 ррм и октановым числом 60 по моторному методу. Указанную фракцию подвергают гидроочистке в присутствии катализатора, содержащего, оксид никеля 2, оксид молибдена 12, оксид алюминия остальное.

Условия гидроочистки: давление 3 МПа, температура 240oС, объемная скорость подачи сырья 9 ч-1.

В результате получают гидрогенизат, содержащий менее 0,5 ррм серы, который и направляют на каталитический риформинг с получением катализата, характеризующегося октановым числом 95,3 И.М. (85 М.М.). Риформинг проводят при давлении 2 МПа, температуре 470oС, объемной скорости подачи сырья 0,5 ч-1 на катализаторе, содержащем 0,7% Pt на Al2O3. Риформат смешивают с фракцией 25-80oС в соотношении 99:1, что позволяет получить бензин типа АИ-95 (октановое число 95 И.М.). Выход товарного бензина от исходного сырья риформинга составляет 87,5 мас.

Пример 2. Прямогонную нефтяную фракцию, выкипающую в интервале температур 40-170oС, разделяют путем ректификации на 2 фракции: 40-100oС и фр. 100-170oС.

Фр. 100-170oС характеризуется содержанием серы 300 ррм и октановым числом 56 по моторному методу. Указанную фракцию подвергают гидроочистке в присутствии катализатора, содержащего, оксид никеля 3, оксид молибдена 13, оксид алюминия остальное.

Условия гидроочистки: давление 3,5 МПа, температура 300oС, объемная скорость подачи сырья 5 ч-1.

В результате получают гидрогенизат, содержащий менее 0,5 ррм серы, который и направляют на каталитический риформинг с получением катализатора, характеризующегося октановым числом 95,5 И.М. (85 М.М.).

Риформинг проводят при давлении 3 МПа, температуре 495oС объемной скорости подачи сырья 2 ч-1 на катализаторе, содержащем 0,5% Рt на Аl2O3. Риформат смешивают с фракцией 40-100oС в соотношении 90:10, что позволяет получить бензин типа АИ-93 (октановое число 93,2 И.М.). Выход товарного бензина от исходного сырья риформинга составляет 96 мас.

Пример 3. Прямогонную нефтяную фракцию, выкипающую в интервале 60-185oС, разделяют путем ректификации на 2 фракции: фр. 60-120oС и 120-185oС.

Фракция 120-185oС характеризуется содержанием серы 400 ррм и октановым числом 50 по моторному методу. Указанную фракцию подвергают гидроочистке в смеси с бензином коксования (содержание серы 3000 ррм, октановое число 65 по моторному методу). Соотношение прямогонного бензина и бензина коксования: 85: 15% Гидроочистку осуществляют в присутствии катализатора, содержащего, мас. оксид никеля 4, оксид молибдена 15, оксид алюминия остальное.

Условия гидроочистки: давление 4 МПа, температура 360oС, объемная скорость подачи сырья 2 ч-1.

В результате получают гидрогенизат, содержащий менее 0,5 ррм серы, который и направляют на каталитический риформинг с получением катализата, характеризующегося октановым числом 94 И.М. (84 М.М.). Риформинг проводят при давлении 4 МПа, температуре 510oС, объемной скорости подачи сырья 5 ч-1 на катализаторе, содержащем 0,3% Pt на Al2O3. Риформат смешивают с фракцией 60-120oС в соотношении 80: 20, что позволяет получить бензин типа АИ-91 (октановое число 91 И.М.). Выход товарного бензина от исходного сырья риформинга составляет 106 мас.

Таким образом, реализация предлагаемого способа позволяет при облагораживании бензиновых фракций прямой перегонки нефти или их смесей с бензином коксования получать товарные автомобильные бензины типа АИ-91, АИ-93 и АИ-95. При этом выход бензина на стадии риформинга достигает 86 мас. и более, а суммарно, с учетом легких головных фракций, 87-106% от прямогонного бензина (или смеси прямогонного бензина и бензина коксования).

ЛИТЕРАТУРА 1. "Нефтепереработка и нефтехимия", 1990, N 8, с.17.

2. "Нефтепереработка и нефтехимия", 1990, N 8, с.20.

3. Нефть, процессы и продукты ее углубленной переработки. СБорник трудов ВНИИНП, часть 5, Москва 1993, с.70. Хавкин В.А. и др.

Формула изобретения

1. Способ получения автомобильного бензина путем гидроочистки прямогонного бензина или его смеси с бензином коксования в присутствии катализатора, содержащего 2,0 4,0 мас. оксида никеля, 12,0 15,0 мас. оксида молибдена и оксида алюминия остальное, при повышенных температуре и давлении с последующим каталитическим риформингом, отличающийся тем, что исходный бензиновый дистиллат разделяют на две фракции, выкипающие в интервале температур 25(60) 80(120)oС и 80(120) 160(185)oС, из которых фракцию 80(120) 160(185)oС подвергают гидроочистке с последующим каталитическим риформингом и полученный риформат смешивают с фракцией 25(60) - 80(120)oС в массовом соотношении от 99:1 до 80:20.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что гидроочистку осуществляют при давлении 3 4 МПа, температуре 240 360oС, объемной скорости подачи сырья 2 9 ч-1.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что каталитический риформинг осуществляют при давлении 2 4 МПа, температуре 470 510oС, объемной скорости подачи сырья 0,5 5,0 ч-1.