Топливная композиция
Реферат
Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, конкретно к составу топливной композиции, предназначенной для использования в автомобильных двигателях внутреннего сгорания. Предлагается топливная композиция, содержащая в качестве базового топлива прямогонный бензин НК-98oС, смесь стабилизированных бензинов термического и каталитического крекинга, очищенных от сернистых соединений, бензин каталитического риформинга, и добавку, представляющую собой продукт этерификации метилового спирта бутиленами, содержащий 50-85% метил-трет-бутилового эфира и 15-50% трет-бутилового спирта, при следующем соотношении компонентов в композиции, мас.%: прямогонный бензин НК-98oС 1-10; смесь стабилизированных бензинов термического и каталитического крекинга 1-20; добавка 8-15; бензин каталитического риформинга остальное. Использование изобретения позволит расширить сырьевую базу и увеличить выпуск высокооктановых автомобильных бензинов. 3 табл.
Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, конкретно, к составу топливной композиции, предназначенной для использования в автомобильных двигателях внутреннего сгорания.
Повышение требований к качеству автомобильного бензина в части повышения октанового числа, снижения летучести, содержания ароматических углеводородов, эмиссии СО привело к широкому использованию в составах этих топлив кислородсодержащих соединений. Так, известна топливная композиция на основе автомобильного бензина, содержащая 5-40 об. спиртов С4-С8 и 0,1-25 об. воды. Композиция может содержать метиловый, этиловый, пропиловый, изопропиловый, трет-бутиловый и трет-амиловый спирт. Известна топливная композиция на базе бензина, содержащая 2065 об. присадки, в которой 5-35 об. составляет метилтрет-бутиловый эфир; 5-40 об. изопропил-трет-бутиловый эфир и 5-40 об. дибутил-трет-бутиловый эфир, преимущественно компоненты присадки взяты в соотношении 1:1:1. Кроме того, топливная композиция может содержать до 85 об. добавки, представляющей собой один или несколько спиртов, а именно, дибутиловый спирт, трет-бутиловый спирт и до 15 об. метилового спирта. Однако эти композиции имеют недостаточно высокое октановое число, а содержание в них метилового спирта за счет его высокой гигроскопичности приводит к коррозии топливной системы двигателей. Известна высокооктановая топливная композиция, содержащая в качестве базового топлива смесь толуола, изооктана и алкилата и в качестве добавки метил-трет-бутиловый эфир при следующем соотношении компонентов, об. толуол 46-60; изооктан 7-15; алкилат 15-35; метил-трет-бутиловый эфир 5-10. Однако такая композиция является дорогостоящей, так как используемые в ней компоненты являются целевыми продуктами специальных производств. Кроме того, метил-трет-бутиловый эфир, содержащийся в ней, в значительном количестве при сгорании топлива образует карбонильные соединения, которые увеличивают токсичность выхлопных газов. Из вышеизложенного следует, что содержащие в топливных композициях метил-трет-бутилового эфира в отдельности или добавление к нему спиртов, например трет-бутилового спирта, не обеспечивает достижения требуемых качеств автомобильного бензина. Наиболее близкой к заявляемой является топливная композиция на базе бензина, содержащая в качестве высокооктановой добавки продукт этерификации метилового спирта олефинами С4-С5 в присутствии кислотного катализатора, содержащий 21-70 об. непрореагировавшего метилового спирта; 20-60 об. метил-третбутилового эфира; 5-15 об. олефинов в виде исходных непрореагировавших веществ или олигомерных бутенов; 0,5-5 об. кислородсодержащих соединений в виде других простых эфиров и спиртов С2-С6. Добавка содержится в базовом бензине в количестве 5-40 об. Недостатком известной композиции являются неудовлетворительные антикоррозионные и антиокислительные свойства вследствие повышенного содержания в ней метилового спирта и олефиновых углеводородов. Введение соответствующих присадок значительно удорожает стоимость топливной композиции. Изобретение направлено на расширение сырьевой базы при производстве товарных высокооктановых автомобильных бензинов, соответствующих требованиям охраны окружающей среды, и на увеличение их выпуска. Для решения этой задачи предлагается топливная композиция, содержащая в качестве базового топлива прямогонный бензин НК-98oС, смесь стабилизированных бензинов термического и каталитического крекинга, очищенных от сернистых соединений, бензин каталитического риформинга, и добавку, представляющую собой продукт этерификации метилового спирта бутиленами, содержащий 50-85 об. метил-трет-бутилового эфира и 15-50 об. трет-бутилового спирта при следующем соотношении компонентов в композиции, мас. прямогонный бензин НК 98oС 1-10; смесь стабилизированных бензинов термического и каталитического крекинга 1-20; добавка 8-15; бензин каталитического риформинга остальное. Новизной заявляемого технического решения является сочетание используемых в композиции компонентов, их соотношение, а также использование в качестве добавки продукта этерификации метилового спирта бутиленами определенного состава. Подбор компонентов базового топлива в сочетании с добавкой указанного состава позволил получить товарные высокооктановые бензины АИ-91 (ТУ 30.1011225-89), АИ-93 (ГОСТ 2084-77) и АИ-95 (ТУ 38.401728-89). От известных добавок, также представляющих собой продукты этерификации метилового спирта бутиленами, предлагаемая добавка отличается более высоким содержанием трет-бутилового спирта, что позволяет получить требуемые качества товарных продуктов, например в части снижения содержания СО. Добавка представляет собой бинарную композицию, получаемую путем синтеза метилового спирта с бутиленами в присутствии воды и гомогенного катализатора, выпускается по ТУ 301-03-008-94 под названием "ФЭТЕРОЛ". Смесь стабилизированных бензинов термического и каталитического крекинга это продукт, полученный с установки АГФУ, после удаления из смеси вышеуказанных бензинов, взятых в соотношении 1:1, непредельных соединений С2-С5 и сернистых соединений. Предлагаемую топливную композицию готовят путем смешения компонентов при 40-70oС. Характеристики компонентов, используемых при приготовлении образцов предлагаемой топливной композиции, приведены в табл.1. Было приготовлено 6 образцов предлагаемой топливной композиции, их состав приведен в табл.2. Приготовленные образцы были испытаны стандартными методами на соответствие их техническим условиям на бензины АИ-91, АИ-93, АИ-95. Результаты испытаний приведены в табл.3. Данные, приведенные в табл.3, подтверждают, что предлагаемая топливная композиция по всем параметрам соответствует требованиям ТУ. Использование изобретения позволит расширить сырьевую базу и увеличить выпуск высокооктановых автомобильных бензинов.Формула изобретения
Топливная композиция, содержащая базовое топливо и добавку, представляющую собой продукт этерификации метилового спирта бутиленами, отличающаяся тем, что в качестве добавки используют продукт этерификации метилового спирта бутиленами, содержащий 50 85 мас. метил-трет-бутилового эфира и 15 50 мас. трет-бутилового спирта, и в качестве базового топлива композиция содержит бензин каталитического риформинга, прямогонный бензин, начало кипения 98oС и смесь стабилизированных бензинов термического и каталитического крекинга, очищенных от сернистых соединений, при следующем соотношении компонентов, мас. Прямогонный бензин, начало кипения 98o С 1,0 10,0 Смесь стабилизированных бензинов термического и каталитического крекинга 1,0 20,0 Добавка 8,0 15,0 Бензин каталитического риформинга ОстальноепРИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3