Двухступенчатый редуктор отбора мощности транспортного средства

Реферат

 

Использование: в транспортном машиностроении, в двухступенчатых редукторах отбора мощности транспортных средств. Сущность: редуктор содержит корпус, установленные в нем входной вал с ведущими шестернями, находящимися в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями, установленными на ведомом валу, имеющем шлицы того же типоразмера, что и шлицы переставного вала. Предохранительное устройство состоит из стержня, жестко соединенного посредством кронштейна с валиком переключения передач. Благодаря наличию предохранительного устройства, исключающего поломку выходного переставного вала при включении ступени редуктора, допускается передача большего крутящего момента, т.е. повышается надежность работы редуктора. 2 ил.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано в двухступенчатых редукторах отбора мощности транспортных средств, требующих переналадки с одной частоты вращения на другую.

Известен двухступенчатый редуктор отбора мощности транспортного средства, содержащий установленный в корпусе входной вал с ведущими шестернями, переставной выходной вал с двумя рабочими шлицевыми участками разного диаметра, две ведомые, соосно расположенные приводные шестерни, ступицы которых выполнены с внутренними шлицевыми участками для взаимодействия с соответствующими шлицевыми участками выходного вала.

Недостатками известного редуктора являются: отсутствие предохранительного устройства, исключающего поломку шлицевого хвостовика переставного вала при включении ступени редуктора, допускающую передачу большего крутящего момента, чем может выдержать более тонкий шлицевой хвостовик переставного вала; низкая возможность унификации конструкции, т.к. при необходимости изменения передаточного отношения одной ступени необходимо менять обе ступени, т.к. ведомые шестерни сблокированы.

С целью повышения надежности работы путем исключения поломки тонкого хвостовика переставного вала при превышении допустимых крутящих моментов, двухступенчатый редуктор отбора мощности транспортного средства, содержащий корпус, входной вал с ведущими шестернями, переставной выходной вал с двумя рабочими шлицевыми участками разного диаметра, ведомый шлицевой вал с установленными на нем ведомыми шестернями, имеющий внутреннее шлицевой отверстие для взаимодействия с соответствующим шлицевым участком выходного вала и зубчатую муфту включения передач, которая может быть соединена с валиком переключения вилкой, согласно изобретению снабжен предохранительным устройством, состоящим из стержня, жестко соединенного с зубчатой муфтой посредством кронштейна, валика переключения передач и вилки.

На фиг. 1 изображен двухступенчатый редуктор, налаженный на больший крутящий момент; на фиг. 2 то же, на меньший.

Двухступенчатый редуктор содержит корпус 1, установленные в нем входной вал 2 с ведущими шестернями 3 и 4, находящимися в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями 5 и 6, установленными на ведомом валу 7, имеющем внутренние шлицы того же типоразмера, что и шлицы 8 переставного вала 9. Предохранительное устройство состоит из стержня 10, жестко соединенного посредством кронштейна 11 с валиком переключения передач 12 и установленного в глухое отверстие 13 в переставном валу 9.

Работает редуктор следующим образом.

Крутящий момент передается через пару шестерен 3 и 5 ступени I или шестерни 4 и 6 ступени II на ведомый вал 10 и далее через шлицы "А" переставного вала к машине, работающей с приводом от вала отбора мощности. При включении II передачи обеспечивается возможность передачи большего крутящего момента, чем на I передаче, при этом переставной вал 2 устанавливается вовнутрь редуктора тонким шлицевым хвостовиком "Б", а передача мощности идет через шлицы большего типоразмера "А" (фиг.1). Шлицы "Д" переставного вала 2 сопрягаются со шлицевым отверстием ведомого вала 7, а фиксирующая шайба своими лепестками входит в пазы ведомого вала 10 и фиксируется на нем стопорным кольцом. Предохранительное устройство в этом случае не срабатывает, т.к. стержень 10, входящий с зазором в глухое центральное отверстие "B" со стороны более тонкого хвостовика "Б", может перемещаться от номинального положения вправо и влево, что дает возможность включать как I так и II передачи.

Для переналадки редуктора на меньшую частоту вращения (меньше предельнодопустимый момент) снимают стопорное кольцо, фиксирующую шайбу, переставной вал 2 извлекают из редуктора, поворачивают на 180o и вставляют в редуктор толстым шлицевым концом со шлицами "А". При этом шлицы "Д" входят в сопряжение с шлицевым отверстием вала 10, после чего устанавливается фиксирующая шайба и стопорное кольцо для осевой фиксации. В этом случае можно включить только I передачу, т.к. предохранительное устройство исключает возможность включения ступени II, допускающей передачу крутящего момента, превышающего предельно-допустимые значения для хвостовика со шлицами "Б", за счет того что на торце толстого хвостовика со шлицами "А" отсутствует отверстие, поэтому при включении II передачи стержень 10 предохранительного устройства упирается в торец переставного вала 9 (фиг.2), исключая тем самым ее включение. Отверстие "B" в тонком хвостовике исключает самопроизвольное включение передачи I при перестановке хвостовика шлицами "Б" внутрь редуктора, сохраняя нейтральное положение зубчатой муфты 7 (фиг.1).

Таким образом, благодаря наличию предохранительного устройства, исключающего поломку выходного переставного вала при включении ступени редуктора, допускающей передачу большего крутящего момента, чем может выдержать более тонкий шлицевой хвостовик переставного вала, повышается надежность работы двухступенчатого редуктора отбора мощности.

Формула изобретения

Двухступенчатый редуктор отбора мощности транспортного средства, содержащий корпус, входной вал с ведущими шестернями, переставной выходной вал с двумя рабочими шлицевыми участками разного диаметра, ведомый шлицевой вал с установленными на нем ведомыми шестернями, выполненный с внутренними шлицевыми отверстиями для взаимодействия с соответствующим шлицевым участком выходного вала, зубчатую муфту включения передач и средства осевой фиксации переставного вала, отличающийся тем, что он снабжен предохранительным устройством в виде валика и стержня, связанных посредством кронштейна, зубчатая муфта установлена на ведомом валу, в переставном валу на участке меньшего диаметра выполнено глухое осевое отверстие для размещения в нем стержня, а валик жестко связан с зубчатой муфтой посредством вилки.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2