Блочно-модульное конное транспортное средство

Реферат

 

Изобретение относится к гужевому транспорту, в частности к конструкции конных повозок, у которых кузов выполнен поворотным. Конное транспортное средство имеет блочно-модульную компоновку и состоит из двух блоков. Задний блок представляет собой раму, опирающуюся на заднюю тележку, и, в частности, поворотный кузов 5, способный поворачиваться в вертикальной плоскости. Передний блок выполнен в виде подкатной тележки-двуколки 1, может использоваться автономно, при этом угол наклона упряжного устройства 31 к горизонту может регулироваться и фиксироваться, а при необходимости быть свободным для обеспечения "гибкости" агрегата. Оборудованное сиденьем и щитком отдельное место ездового делает его более удобным и безопасным. Задний и передний блоки конного транспортного средства соединяются через тягово-сцепное устройство 4, обеспечивающее независимость обоих блоков при езде по неровной дороге, поворот в горизонтальной плоскости подкатной тележки- двуколки от 1 до 90o относительно средней линии и надежную фиксацию при совместном агрегатировании. Конное транспортное средство оборудовано механизмом подъема кузова, действующим от усилия лошади при повороте подкатной тележки-двуколки в горизонтальной плоскости на 90o. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к гужевому транспорту, в частности к конструкции конных повозок, у которых кузов выполнен поворотным.

Известно блочно-модульное конное транспортное средство, содержащее поворотный в вертикальной плоскости кузов, шарнирно соединенный с рамой, опирающейся на заднюю тележку.

Недостатком известного транспортного средства является то, что процесс разгрузки этих повозок относительно трудоемок. Качество разгрузки - удовлетворительное. Очень сложен процесс осаживания лошади назад с груженой повозкой. Не всегда возможна точная разгрузка повозки, так как этот прием выполняется только назад. Рабочее место ездового расположено в кузове, что создает определенные неудобства при езде с грузом. Кроме того, повозки имеют ограниченное технологическое применение.

Изобретение предназначено для решения следующих задач: создание многофункционального конного транспортного средства блочно-модульной компоновки с возможностью использования переднего его блока как автономно, так и в агрегате с набором задних блоков различного технологического направления; создание отдельного рабочего места ездового, удобного и безопасного, обеспечение независимости заднего и переднего блоков при совместном агрегатировании, создание надежного тягово-сцепного устройства, снижение трудоемкости процесса разгрузки за счет изменения механизма подъема кузова и движения лошади для его осуществления.

Для этого транспортное средство снабжено тягово-сцепным устройством, выполненным в виде дышла, на одном конце которого жестко закреплен верхний поворотный круг со шкворнем, имеющим внизу шляпку и свободно вставленным в отверстие последнего, подставкой, устанавливаемой на раме шарнирно с возможностью вращения в вертикальной плоскости и фиксации в вертикальном положении, втулкой, жестко закрепленной в передней части рамы, а также подкатной тележкой-двуколкой, выполненной с возможностью автономного использования в виде рамы с осью и ходовыми колесами с закрепленными на ней нижним с пазом поворотным кругом и крючком с рукояткой управления, сиденьем, щитком, упряжным устройством, связанным с рамой с возможностью регулирования угла наклона последнего к горизонту, при этом противоположный конец дышла вставлен во втулку с возможностью вращения в ней и с фиксацией передвижения в осевом направлении, а верхний поворотный круг опирается на нижний поворотный круг, причем нижний конец шкворня заходит в паз нижнего поворотного круга, а крючок, шарнирно с возможностью вращения в горизонтальной плоскости закрепленный на раме подкатной тележки- двуколки, обхватывает тело шкворня, кроме того, конное транспортное средство может быть снабжено механизмом подъема кузова, выполненного в виде двуплечего поворотного рычага, плечи которого имеют форму вилки с пазом, фиксатора с рукоятками управления, гидроподъемника кузова и гидроцилиндра, устанавливаемых шарнирно, бака, крана и трубопроводов, причем двуплечий поворотный рычаг шарнирно закрепляется над верхним поворотным кругом на шкворне с возможностью вращения в горизонтальной плоскости, фиксатор шарнирно устанавливается на поперечном брусе рамы подкатной тележки-двуколки, а гидроподъемник своей верхней полостью через бак связан трубопроводами с одной из полостей гидроцилиндра, а противоположная полость последнего с нижней полостью гидроподъемника, причем нижняя полость гидроподъемника, в свою очередь, через кран связана с баком, при этом фиксатор имеет возможность захода в паз одного из вилочных концов двуплечего поворотного рычага, а противоположный конец последнего шарнирно соединен со штоком гидроцилиндра, расположенного над дышлом.

На фиг. 1 представлено блочно-модульное конное транспортное средство с изображением на нем узлов, деталей и размещенных агрегатов механизма подъема кузова; на фиг.2 принципиальная схема механизма подъема кузова.

Конное транспортное средство (фиг.1) состоит из подкатной тележки-двуколки 1, задней тележки 2 с рамой 3, тягово-сцепного устройства 4, поворотного кузова 5 с механизмом подъема 6.

Дышло 7 тягово-сцепного устройства 4, имеющее в передней части верхний поворотный круг 10 с пазом 11 подкатной тележки-двуколки 1. Поворотные круги верхний 8 и нижний 10 соединяются между собой шкворнем 12, на котором сверху закрепляется поворотный двуплечий рычаг 13. Фиксация шкворня 12 в пазе 11 нижнего поворотного круга 10 осуществляется крючком 14, закрепленным на раме 15 подкатной тележки-двуколки 1.

Рама 3 задней тележки 2 состоит из верхнего прямоугольника 16, нижнего прямоугольника 17 и задней оси 18 ходовых колес, связанных между собой поперечинами 19. В передней части рамы 3 между двумя поперечинами 20 закрепляется втулка 21, в которую вставляется дышло 7. Кузов 5 шарнирами 22 опирается на левую и правую продольные балки 23 верхнего прямоугольника 16 рамы 3.

Под кузовом 5 на кронштейнах 24 и 25 закрепляется шарнирно гидроподъемник 26. Гидроцилиндр 27 также устанавливается шарнирно над дышлом 7 на кронштейне 28, шток которого крепится к поворотному двуплечему рычагу 13. На противоположной стороне поворотного рычага 13 имеется паз 29 для захода фиксатора 30.

Подкатная тележка-двуколка 1 состоит из упряжного устройства 31 рамы 15 с осью и ходовыми колесами 32 и нижним поворотным кругом 10, сиденья 33, щитка 34. На поперечине 35 рамы 15 устанавливается фиксатор 30 с рукояткой 36.

Угол наклона упряжного устройства 31 при автономном использовании подкатной тележки-двуколки 1 устанавливается тягами 37 и 38, а роль дополнительной опоры в статическом положении заднего блока выполняет подставка 39. При агрегатировании подкатной тележки- двуколки 1 в сцепе с задней тележкой 2 тяги 37 и 38 расцепляются.

Механизм подъема кузова (фиг.2) повозки состоит из гидроподъемника 26, гидроцилиндра 27, шток которого шарнирно соединен с поворотным двуплечим рычагом 13, бака 40, крана 41, связанных между собой трубопроводами 42.

Подъем кузова конного транспортного средства при разгрузке на левую или правую сторону осуществляется следующим образом. Ездовой рукояткой 36 вводит фиксатор 30 в паз 29 поворотного двуплечего рычага 13, предварительно освободив шарниры 22 со стороны, противоположной сваливанию груза. Затем подкатная тележка-двуколка 1 с запряженной в нее лошадью поворачивается на 90o в сторону, противоположную стороне сваливания груза. Происходит совместное вращение подкатной тележки-двуколки 1 и поворотного двуплечего рычага 13 вокруг шкворня 12. Рычаг 13, вращаясь, приводит в движение шток гидроцилиндра 27. Одновременно, поворачиваясь и выдвигаясь, он перекачивает масло в гидроподъемник 26. Шток последнего, выдвигаясь, осуществляет подъем кузова 5. После разгрузки ездовой возвращает подкатную тележку-двуколку с лошадью в исходное положение. Кузов 5 опускается. Выведя рукояткой 36 фиксатор 30 из паза 29 поворотного рычага 13, ездовой приводит конное транспортное средство в положение для транспортных переездов.

При автономном использовании подкатной тележки-двуколки ее отсоединение производится следующим образом. Ездовой соединяет тяги 37 и 38 между собой, добиваясь тем самым жесткого соединения упряжного устройства 31 и рамы 15, а также фиксируется в вертикальном положении подставка 39. Затем крючок 14 отводится в сторону, освобождая "тело" шкворня 12, подкатная тележка-двуколка подается вперед и шкворень 12, проскользив по пазу 11 нижнего поворотного круга 10, освобождается. Далее подкатная тележка- двуколка 1 может использоваться автономно.

Формула изобретения

1. Блочно-модульное конное транспортное средство, содержащее поворотный в вертикальной плоскости кузов, шарнирно соединенный с рамой, опирающейся на заднюю тележку, отличающееся тем, что оно снабжено тягово-сцепным устройством, выполненным в виде дышла, на одном конце которого жестко закреплен верхний поворотный круг со шкворнем, имеющим внизу шляпку и свободно вставленным в отверстие последнего, подставкой, устанавливаемой на раме шарнирно с возможностью вращения в вертикальной плоскости и фиксации в вертикальном положении, втулкой, жестко закрепленной в передней части рамы, а также подкатной тележкой-двуколкой, выполненной с возможностью автономного использования в виде рамы с осью и ходовыми колесами с закрепленными на ней нижним с пазом поворотным кругом и крючком с рукояткой управления, сиденьем, щитком, упряжным устройством, связанный с рамой с возможностью регулирования угла наклона последнего к горизонту, при этом противоположный конец дышла вставлен во втулку с возможностью вращения в ней и с фиксацией передвижения в осевом направлении, а верхний поворотный круг опирается на нижний поворотный круг, причем нижний конец шкворня заходит в паз нижнего поворотного круга, а крючок, шарнирно с возможностью вращения в горизонтальной плоскости закрепленный на раме подкатной тележки-двуколки, обхватывает тело шкворня.

2. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что оно снабжено механизмом подъема кузова, выполненным в виде двуплечего поворотного рычага, плечи которого имеют форму вилки с пазом, фиксатора с рукояткой управления, гидроподъемника кузова и гидроцилиндра, устанавливаемых шарнирно, бака, крана и трубопроводов, причем двуплечий поворотный рычаг шарнирно закрепляется над верхним поворотным кругом на шкворне с возможностью вращения в горизонтальной плоскости, фиксатор шарнирно устанавливается на поперечном брусе рамы подкатной тележки-двуколки, а гидроподъемник своей верхней полостью через бак связан трубопроводами с одной из полостей гидроцилиндра, а противоположная полость последнего с нижней полостью гидроподъемника, причем нижняя полость гидроподъемника, в свою очередь, через кран связана с баком, при этом фиксатор имеет возможность захода в паз одного из вилочных концов двуплечего поворотного рычага, а противоположный конец последнего шарнирно соединен со штоком гидроцилиндра, расположенного над дышлом.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2