Кресло-коляска
Реферат
Использование: в медицине. Сущность изобретения: кресло-коляска, содержащее боковые рамы 1 и 2 с колесами, соединенные между собой ножницеобразными трубчатыми элементами 3 и 4, сиденье 40, спирку 54, подлокотники 23 и 24, подножки 44, причем оно снабжено двумя дополнительными малыми колесами 12 и 13, установленными на нижних концах вертикальных стоек рам 1 и 2, а ножницеобразные трубчатые элементы 3 и 4 соединены осью 5 проходящей через горизонтальные пальцы 6 и 7 при этом большие приводные колеса 8 и 9, подножки 44, спинка 54 подлокотники 24 и 23 с опорами выполнены съемными, последние на дополнительных стойках выполнены в виде П-образной скобы из трубчатых элементов с редуцированными концами с установленной в ней щекой под телескопическое соединение с вертикальными стойками рам 1 и 2, с вмонтированным в них подпружиненным фиксатором 34 с утопающей кнопкой 35, выполненной в виде V-образной пластинчатой пружины 36, на одной из боковых поверхностей которой выполнены фиксатор 34 и кнопка 35. В результате расширяются функциональные возможности транспортного средства для инвалидов и повышается его эргономичность. 4 з.п.ф-лы, 7 ил.
Изобретение относится к медицине и предназначено для передвижения больных и инвалидов с нарушенной или утраченной функцией опорно-двигательного аппарата и может использоваться в домашних условиях, для прогулок по улице, лечебных учреждениях, домах-интернатах. Известна инвалидная коляска, содержащая большие ведущие передние колеса, маленькие задние поворотные колеса, приводные рычаги, подлокотники, спинку, сиденье (см. инструкцию по эксплуатации Ставровского завода автотракторного оборудования "Кресло-коляска инвалидная складная с рычажным приводом" мод.407). Данная инвалидная коляска предназначена преимущественно для преодоления значительных расстояний вне помещений.
Недостатком данной инвалидной коляски является недостаточная маневренность, особенно в стесненных условиях. Известно складное кресло на колесах, содержащее боковые рамы с колесами, выполненные с возможностью поворота друг относительно друга в плоскостях рам, распорки, соединенные между собой крестообразно посредством оси и нижними концами шарнирно с рамами, сиденье, спинку, подлокотники и телескопические штанги, состоящие из стационарной и подвижной частей, соединенных шарнирно посредством гильз верхними концами с крестовиной и нижними концами жестко с рамой, с установленными между ними шариками (патент СССР N 1184433, кл.F 61 G 5/00). Недостатком складного кресла на колесах является стационарная спинка, отсутствие съемных подлокотников, наличие только двух пар колес, шариковых направляющих, что соответственно сужает функциональные возможности, затрудняет пользователю пересаживание с кровати в коляску и обратно, ограничивает перемещение в стесненных условиях, увеличивает металлоемкость и ухудшает технологичность. Целью изобретения является расширение функциональных возможностей и повышение эргономичности. На фиг. 1 изображен общий вид кресла-коляски (вид сбоку); на фиг. 2 - общий вид кресла-коляски (вид спереди); на фиг. 3 - вид А на фиг.2; на фиг. 4 - сечение Б-Б на фиг. 2; на фиг. 5 - сечение В-В на фиг.2; на фиг.6 - сечение Г-Г на фиг.3; на фиг. 7 - варианты трансформации кресла-коляски. Кресло-коляска имеет две боковые рамы 1 и 2 (фиг.2), соединенные между собой ножницообразными трубчатыми элементами 3 и 4 и шарнирно соединенные осью 5, проходящей через горизонтальные пальцы 6 и 7. На боковых рамах 1 и 2 установлены приводные большие колеса 8 и 9 малые поворотные колеса 10 и 11 (фиг. 1) и дополнительные малые колеса 12 и 13, которые в нормальном состоянии приподняты. Два дополнительных малых колеса 12 и 13 установлены на нижних концах вертикальных стоек рам 1 и 2. Они могут быть установлены как внутри между вертикальными стойками, так и с внешней стороны рам 1 и 2. В местах крепления больших приводных колес 8 и 9 смонтирован механизм быстрого съема и фиксации, выполненный в виде литого сложной конфигурации кронштейна 14 (фиг.2), состоящего из трех полых цилиндров 15,16 и 17, два из которых 15 и 16, вертикальные с диаметрами, соответствующими диаметру передних вертикальных стоек рам 1 и 2 и диаметру двухступенчатого кнопочного подпружиненного фиксатора с резьбой на конце 18 под гайку, размещенного в последнем вертикальном полом цилиндре 16, и соединенные между собой горизонтальным полым цилиндром 17 с внутренним диаметром, соответствующим диаметру оси 19 (фиг.6) больших приводных колес 8 и 9, выполненной с радиальной проточкой 20 на конце, соответствующей ступени с большим диаметром 21 двухступенчатого кнопочного подпружиненного фиксатора 18. В месте пересечения горизонтального полого цилиндра 17 с вертикальным 16 меньшего диаметра выполнено общее овальное отверстие 22. На боковых рамах 1 и 2 установлены съемные подлокотники 23 и 24 (фиг.2) с опорами 25 и 26 на дополнительных стойках 27 и 28, выполненные в виде П-образной скобы из трубчатых элементов с редуцированными концами с установленной в ней щекой 29 (фиг.1). Опоры 25 и 26 на дополнительных стойках 27 и 28 съемных подлокотников 23 и 24 выполнены с бесступенчатой регулировкой по высоте посредством кулачкового механизма, вмонтированного в горизонтальную трубчатую часть П-образной скобы, и выполненного в виде двух цилиндрических кулачков 30 и 31 (фиг.4) со скошенными торцевыми плоскостями с установленным между ними коническим винтом 32 с цилиндрической рукояткой 33. На редуцированных концах П-образной скобы съемных подлокотников 23 и 24 под телескопические соединения с вертикальными стойками рам 1 и 2 вмонтирован подпружиненный фиксатор 34 (фиг.5) с утопающей кнопкой 35, выполненный в виде U-образной пластинчатой пружины 36, на одной из боковых поверхностей которой выполнены фиксатор 34 и кнопка 35. На верхних горизонтальных трубчатых элементах рам 1 и 2 выполнены четыре простейших телескопических соединения, каждое из которых состоит из пары круглых вертикальных трубчатых стоек 37 и 38 (фиг.1), одна из которых 37 крепится к горизонтальному трубчатому элементу 39 по углам сиденья 40, и выполнена в виде вертикального трубчатого элемента 37, а вторая 38 выполнена в виде трубчатого элемента 38 на верхнем горизонтальном трубчатом элементе рам 1 и 2. Сиденье 40 представляет из себя сшитую кожано-тканевую конструкцию прямоугольной формы. К рамам 1 и 2 с одной стороны навешиваются на кронштейн 41, выполненный в виде С-образной скобы с двумя штырьками 42 на концах и с отверстием 43 в выступе в средней части, две подножки 44 с откидной пластмассовой опорой 45. Две подножки 44 регулируются по высоте посредством телескопического соединения и зажима хомутом 46 двух круглых трубчатых элементов 47 и 48. На средней части подножки 44 имеется Г-образная скоба 49 (фиг.2) для крепления поддерживающей ленты 50 для ног. На противоположном конце подножки 44 имеется кронштейн 51 (фиг.1), выполненный в виде Г-образной скобы с двумя отверстиями 52 со смонтированным в средней части быстродействующим фиксатором с рычагом 53, выполненным в виде кулачкового механизма. С другой стороны к рамам 1 и 2 навешивается на кронштейн 41 спинка 54, выполненная в виде Г-образных изогнутых вертикальных стоек с ручками на одном конце и ушками с отверстиями 55 и с размещенным между ними быстродействующим фиксатором с рычагом 53 (фиг.1) на другом конце. Между Г-образными изогнутыми вертикальными стойками спинки 54 закреплено гибкое прошитое полотно прямоугольной формы. На каждом горизонтальном трубчатом элементе рам 1 и 2 смонтирован ручной рычажной тормоз 56 (фиг.1), служащий для стопорения колес 8 и 9. С внешней стороны спинки 54 имеется карман 57 для принадлежностей и домкрата, выполненного в виде закрытой винтовой пары гайка-винт, установленной в трубчатой рубашке, одним концом закрепленной штифтом к ручке-рукоятке. На трубчатой рубашке выполнен крючок, который служит для закрепления с ушком 58, расположенным на каждом трубчатом верхнем горизонтальном элементе П-образной скобы. Кресло-коляска используется для перемещения следующим образом. Пользователь должен вначале застопорить приводные большие колеса 8 и 9 с помощью ручного рычажного тормоза 56, затем пользователь перемещается с кровати на коляску, предварительно сняв один или оба съемных подлокотника 23 и 24, нажав на подпружиненный фиксатор 34 с утопающей кнопкой 35. Устроившись поудобнее в кресло-коляске, пользователь возвращает на место съемные подлокотники 23 и 24, зафиксировав их подпружиненным фиксатором 34, затем отпускает ручные рычажные тормоза 56. Пользователь начинает движение кресла-коляски, приводя во вращение большие приводные колеса 8 и 9, в стесненных условиях (в дверях квартиры или лифта), то есть там, где кресло-коляска не может пройти по ширине, пользователь может снять большие приводные колеса 8 и 9 или сузить кресло-коляску с помощью домкрата. Снятие больших приводных колес 8 и 9 осуществляется путем нажатия кнопки двухступенчатого подпружиненного фиксатора 18, при этом происходит растопорение осей 19 больших приводных колес 8 и 9. Первая ступень 21 двухступенчатого кнопочного подпружиненного фиксатора 18 выходит из зацепления с радиальной проточкой 20 на конце оси 19 больших приводных колес 8 и 9 из общего овального отверстия 22, после чего пользователь свободно снимает приводные колеса 8 и 9, кресло-коляска опускается на два дополнительных колеса 12 и 13 и проезжает в стесненных условиях. Затем пользователь одевает приводные колеса 8 и 9 путем нажатия кнопки двухступенчатого подпружиненного фиксатора 18, вторая ступень с меньшим диаметром двухступенчатого кнопочного подпружиненного фиксатора 18 свободно пропускает оси 19 больших приводных колес 8 и 9. При необходимости пользователь может поменять местами подножки 44 со спинкой 54, в результате передними могут быть или большие приводные колеса 8 и 9, или малые поворотные 10 и 11, что дает возможность пользователю развивать разные группы мышц. Съем подножек 44 и спинки 54 происходит следующим образом. Подножки 44 путем нажатия на быстродействующий фиксатор с рычагом 53 выводится из зацепления с кронштейном 41, после чего она свободно снимается. Спинка 54 снимается аналогичным способом. Подножки 44 закрепляются со стороны спинки 54, а спинка 54 - со стороны подножек 44, то есть они меняются местами. Съемные подлокотники 23 и 24 регулируются по высоте в зависимости от антропометрических данных пользователя следующим образом. Вращают конический винт 32 с помощью цилиндрической подвижной рукоятки 33, цилиндрические кулачки 30 и 31 раздвигаются и стопорят опоры 25 и 26 на дополнительных стойках 27 и 28 съемных подлокотников 23 и 24. По желанию пользователя могут быть сняты одна или обе подножки 44, один или оба съемных подлокотника 23 и 24, спинка 54, в результате кресло-коляска превращается в табурет на колесах. В стесненных условиях пользователь может использовать домкрат, для чего он устанавливает его крючком в то или иное ушко 58 (фиг.1) зацепив одновременно крючком за тот или иной горизонтальный трубчатый элемент рам 1 и 2. Вращением рукоятки по часовой стрелке ввинчивается винт в гайку, в результате сиденье 40 с пользователем поднимается путем скольжения круглых вертикальных трубчатых стоек 37 и 38, кресло-коляска сужается до 50 мм. Затем пользователь приводит кресло-коляску в исходное состояние в обратной последовательности. В случае, когда пользователь не может сам приводить в движение кресло-коляску с помощью больших приводных колес 8 и 9, он может их снять так, как было описано выше, кресло-коляска останется на четырех малых колесах - двух малых поворотных колесах 10 и 11 и двух дополнительных малых колесах 12 и 13, в результате чего снижается вес и сокращаются габариты кресло-коляски до 50 мм. Изобретение по сравнению с прототипом обеспечивает удобство при преодолении стесненных условий, удобство при пользовании кресло-коляской за счет наличия съемных подлокотников и возможности перестановки подножек и спинки. Также преимуществом является возможность получения нескольких вариантов трансформации кресла-коляски. Кресло-коляска обладает большой маневренностью и при необходимости может двигаться в любую сторону с помощью больших приводных колес. При преодолении небольших препятствий высотой до 5 см кресло-коляска имеет независимые вертикальные перемещения колес. Часть деталей кресла-коляски имеет защитно-декоративное покрытие светло-серого цвета, которое хорошо гармонирует со всей конструкцией кресла-коляски.Формула изобретения
1. Кресло-коляска, содержащее боковые рамы с колесами, соединенные между собой ножницеобразными трубчатыми элементами, сиденье, спинку, подлокотники, отличающееся тем, что снабжено двумя дополнительными малыми колесами, установленными на нижних концах вертикальных стоек рам, при этом ножницеобразные трубчатые элементы шарнирно соединены осью, проходящей через горизонтальные пальцы, большие приводные колеса, подножки, спинка, подлокотники с опорами выполнены съемными, последние на дополнительных стойках выполнены в виде П-образной скобы из трубчатых элементов с редуцированными концами с установленной в ней щекой под телескопическое соединение с вертикальными стойками рам, с вмонтированным в них подпружиненным фиксатором с утопающей кнопкой, выполненной в виде U-образной пластинчатой пружины, на одной из боковых поверхностей которой выполнены фиксатор и кнопка. 2. Кресло-коляска по п.1, отличающееся тем, что опоры на дополнительных стойках съемных подлокотников выполнены с бесступенчатой регулировкой по высоте посредством кулачкового механизма, вмонтированного в горизонтальную трубчатую часть П-образной скобы и выполненного в виде двух цилиндрических кулачков со скошенными торцевыми плоскостями с установленным между ними коническим винтом с цилиндрической рукояткой. 3. Кресло-коляска по п.1, отличающееся тем, что в месте крепления больших приводных колес смонтирован механизм быстрого съема и фиксации, выполненный в виде кронштейна, состоящего из полых цилиндров, два из которых вертикальные с диаметрами, соответствующими диаметру передних вертикальных стоек рам и диаметру двухступенчатого кнопочного подпружиненного фиксатора, размещенного в последнем вертикальном полом цилиндре, и соединенные между собой горизонтальным полым цилиндром с внутренним диаметром, соответствующим диаметру оси больших приводных колес, выполненной с радиальной проточкой на конце, соответствующей ступени с большим диаметром двухступенчатого кнопочного подпружиненного фиксатора, в месте пересечения горизонтального полого цилиндра с вертикальным меньшего диаметра выполнено общее овальное отверстие. 4. Кресло-коляска по п.1, отличающееся тем, что подножки имеют кронштейн в виде Г-образной скобы со смонтированным в средней части быстродействующим фиксатором с рычагом, выполненным в виде кулачкового механизма. 5. Кресло-коляска по п.1, отличающаяся тем, что спинка на конце имеет ушки с отверстием, с размещенным между ними быстродействующим фиксатором с рычагом, выполненным в виде кулачкового механизма.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7MM4A - Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 24.11.2006
Извещение опубликовано: 20.01.2008 БИ: 02/2008