Двухклапанный кран в.и.козина
Реферат
Двухклапанный кран В. И. Козина предназначен для использования в области арматуростроения. Двухклапанный кран содержит корпус 1, запорный орган 12 в виде тарели, шток 13, заглушку 9. Узел привода выполнен в виде рукоятки 8 с резьбовым шпинделем или рукоятки-скобы с осевым выступом и направленными радиально к центру концами, проходящими через выполненные во фланцах корпуса и крышки прорези. На корпусе 1 выполнены выступы 7, ограничивающие поворот скобы. Шток 13 выполнен трехступенчатым. На одной ступени размещена тарель 2, другая ступень уплотнена сальниковым уплотнением, содержащим резиновый кольцевой уплотнительный элемент 21, зажатый двумя гайками 20 и 22, и расположенный в нем выполненный из более мягкого материала уплотнительный элемент 23, поджатый пружиной 24. На штоке расположена дополнительная подвижная тарель 18, а между тарелями установлена пружина 19. На конце штока установлена цилиндрическая или ступенчатая насадка 25, а между торцом штока или насадки и узлом привода расположен шарик 26. Во входном отверстии корпуса установлен фильтр 10. 3 ил.
Изобретение относится к запорным устройствам для использования в газовых сетях низкого и среднего давления до P - 1 кг/см2 перед бытовыми приборами и котельными установками.
Известен кран с запорным органом, выполненным в виде конической пробки. Поворот пробки осуществляется плоской вставной рукояткой, осевой выступ которой входит в ответный паз пробки [1]. Недостатком устройства является то, что рукоятка не прикреплена к пробке крана и при смазке пробки рукоятка падает. Кроме того, в этом устройстве подвергается разрушению выполненный в пробке паз, в который входит выступ рукоятки. Известен газовый кран-клапан, конструкция которого предусматривает установку его только в сетях низкого давления [2]. Герметизация указанного крана выполнена двумя мембранами. Задачей изобретения является создание для систем газоснабжения запорного устройства, которое может работать без дефицитных смазочных масел, является простым в управлении, экономичным и долговечным в эксплуатации. Технический результат достигается тем, что в кране, содержащем корпус с фланцем, входным и выходным отверстиями и седлом, крышку, запорный орган в виде тарели с уплотнительной прокладкой, пружину, нагружающую запорный орган в сторону седла, шток, соединенный с запорным органом, заглушку с направляющим элементом для штока в виде стенок глухого отверстия, в котором расположен конец штока, узел привода, согласно изобретению, узел привода выполнен в виде рукоятки с резьбовым шпинделем или рукоятки-скобы с осевым выступом и направленными радиально к центру концами, проходящими через выполненные во фланцах корпуса и крышки прорези, на корпусе выполнены выступы, ограничивающие поворот скобы, шток выполнен трехступенчатым, на резьбовом участке большей по диаметру ступени размещена тарель, другая ступень штока, проходящая в крышку, уплотнение сальниковым уплотнением, содержащим резиновый кольцевой уплотнительный элемент, зажатый двумя гайками с наружной резьбой, и расположенный в нем выполненный из более мягкого материала уплотнительный элемент, поджатый пружиной, на этой ступени штока между гайкой сальникового уплотнения и тарелью установлена дополнительная подвижная в осевом направлении тарель с уплотнительной прокладкой, а между тарелями установлена пружина, при этом на конце штока, расположенном в крышке, установлена цилиндрическая или ступенчатая насадка, а между торцом штока или насадки и узлом привода расположен шарик, причем во входном отверстии крана установлен сетчатый фильтр. На фиг. 1 показан кран в сборе в закрытом положении, в котором рукоятка установлена перпендикулярно оси, проходящей через патрубки корпуса, и концы рукоятки контактируют с фланцем крышки; на фиг. 2 показан кран в разрезе в открытом положении; на фиг. 3 показана крышка с размещенным в ней шпинделем. Двухклапанный кран содержит корпус 1 с штуцерами 2, в которых выполнены входное 3 и выходное 4 отверстия. На корпусе выполнен фланец 5 с прорезями 6 и выступ 7, предназначенный для ограничения поворота рукоятки 8, имеющей направленные радиально к центру концы. С корпусом соединена заглушка 9. В отверстии 3 входного штуцера 2 установлен сетчатый фильтр 10, закрепленный гайкой 11. В полости корпуса 1 размещен запорный орган в виде тарели 12, установленной на резьбе трехступенчатого штока 13. Нижний конец 14 штока 13 размещен в глухом отверстии заглушки 9. Запорный орган нагружен пружиной 15 в сторону седла 16. На другой ступени 17 штока 13 установлена дополнительная плавающая тарель 18, выполненная в виде диска и имеющая прокладку. Между тарелью 12 и тарелью 18 установлена пружина 19. Часть штока, проходящая в крышку, уплотнена сальниковым уплотнением, включающим в себя гайку 20 в виде диска, кольцевой уплотнительный элемент 21, выполненный из жесткой резины, и зажимающую его гайку 22. Внутри кольцевого уплотнительного элемента 21 расположен уплотнительный элемент 23, выполненный из более мягкого материала. Указанный элемент 23 поджат пружиной 24. На конце ступени 17 штока расположена цилиндрическая или ступенчатая насадка 25, а в канале насадки размещен шарик 26, контактирующий с торцом ступени 17 штока. Крышка 27 закреплена на резьбе в сальниковой полости корпуса. При совпадении прорезей 28 крышки с прорезями 6 фланца корпуса радиальные концы рукоятки-скобы проходят через указанные прорези, опускаясь ниже фланца 5. После этого крышка 27 может быть повернута с целью устранения совпадения прорезей. Осевой выступ 29 рукоятки 8 входит в прорезь насадки 25. После снятия усилия с рукоятки 8 пружина 15 перемещает рукоятку в положение, соответствующее закрытому положению крана, в котором концы рукоятки находятся в прорезях 6 фланца 5, как это показано на фиг. 1. Рукоятка 8 может быть соединена с насадкой 25 средством 30. В другом варианте устройства привод выполнен в виде шпинделя 31, соединенного с рукояткой 32. В этом случае крышка 33 выполнена с фланцем 34, содержащим отверстия 35 для крепежных болтов. Между шпинделем и торцом штока 13 установлена двухступенчатая насадка 36, в торце которой размещен шарик 37. Расстояние h, показанное на фиг. 2, соответствует рабочему зазору между седлом 16 и тарелью 12. Двухклапанный кран работает следующим образом. После нажатия на рукоятку 8 ее радиальные выступы выходят из прорезей 6 и размещаются ниже фланца 5. После поворота рукоятки на 90o радиальные выступы, находящиеся ниже фланца, расположены вдоль оси, проходящей через патрубки, как это показано на фиг. 2. При снятии усилия с рукоятки 8 ее концы упрутся снизу во фланец 5 и рукоятки останется в нижнем положении. В варианте, показанном на фиг. 3, шпиндель 31, соединенный с крышкой 33 резьбой, может быть ввинчен рукояткой 32 до упора рукоятки в крышку 33. При расположении рукоятки в крайнем нижнем положении шток 13 отводит тарель 12 от седла 16, открывая его проходное отверстие. Кран при этом открыт. Дополнительная тарель 12 может быть отведена от гайки 20, как показано на фиг. 2, или постоянно прижата к ней пружиной 19, дополнительно герметизируя шток. Закрытие крана (фиг. 2) производится поворотом рукоятки 8 на 90o против часовой стрелки до упора радиально расположенных концов рукоятки в выступы 7. После снятия нагрузки с рукоятки пружина 15 перемещает шток с тарелью 12 в сторону седла 16. Прокладка на тарели 12 плотно прилегает к седлу 16, прекращая проход газовой среды через седло. Закрытие крана в варианте, содержащем шпиндель, производится вращением рукоятки против часовой стрелки до упора шпинделя 31 в крышку 33. Перемещение рукоятки не влияет на положение пружины 24, поджимающей сальниковое уплотнение. Ремонт и замена деталей привода производится после поворота крышки 27 против часовой стрелки до совпадения прорезей 6 и 28, снятия рукоятки 8 и полного вывертывания крышки 27. Снятие крышки 33 производится после вывертывания крепежных болтов из отверстий 35. После выполнения указанных рабочих операций производится осмотр и ремонт сальника без выхода среды в атмосферу.Формула изобретения
Двухклапанный кран, содержащий корпус с фланцем, входным и выходным отверстиями и седлом, крышку, запорный орган в виде тарели с уплотнительной прокладкой, пружину, нагружающую запорный орган в сторону седла, шток, соединенный с запорным органом, заглушку с направляющим элементом для штока в виде стенок глухого отверстия, в котором расположен конец штока, узел привода, отличающийся тем, что узел привода выполнен в виде рукоятки с резьбовым шпинделем или рукоятки-скобы с осевым выступом и направленными радиально к центру концами, проходящими через выполненные во фланцах корпуса и крышки прорези, на корпусе выполнены выступы, ограничивающие поворот скобы, шток выполнен трехступенчатым, на резьбовом участке большей по диаметру ступени размещена тарель, другая ступень штока, проходящая в крышку, уплотнена сальниковым уплотнителем, содержащим резиновый кольцевой уплотнительный элемент, зажатый двумя гайками с наружной резьбой и расположенный в нем выполненный из более мягкого материала уплотнительный элемент, поджатый пружиной, на этой ступени штока между гайкой сальникового уплотнения и тарелью установлена дополнительная подвижная в осевом направлении тарель с уплотнительной прокладкой, а между тарелями установлена пружина, при этом на конце штока, расположенном в крышке, установлена цилиндрическая или ступенчатая насадка, а между торцем штока или насадки и узлом привода расположен шарик, причем в входном отверстии крана установлен сетчатый фильтр.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3