Способ получения компонента малосернистого печного топлива

Реферат

 

Изобретение может быть использовано в нефтехимической отрасли промышленности. Компонент малосернистого печного топлива получают путем гидроочистки в присутствии каталитической системы, состоящей из слоев алюмокобальт- и алюмоникельмолибденовых катализаторов, нефтяной фракции с температурами начала кипения 280-320oC, конца кипения 360-390oC. При этом в качестве первого по ходу сырья слоя загружен в количестве 10-50 мас.% от общей массы каталитической системы предсульфидированный алюмокобальтмолибденовый катализатор с содержанием серы 1,5(С+М)S, где С - содержание оксида кобальта в алюмокобальтмолибденовом катализаторе, мас.%; И - содержание оксида молибдена в алюмоникельмолибденовом катализаторе, мас. %; S - содержание серы в исходном сырье, мас. %. Способ позволяет получить целевой продукт с содержанием серы не более 0,1 мас.%. 2 табл.

Изобретение относится к нефтепереработке, в частности к способам гидроочистки нефтяных фракций.

Печные топлива получают компаундированием прямогонных и вторичных нефтяных фракций. В выпускаемых в настоящее время печных топливах содержание серы достигает до 1,0% [1]. Для получения мелкозернистого печного топлива, соответствующего современным требованиям, необходимо получение малосернистых компонентов. Наиболее узким местом является гидрообессеривание утяжеленных дизельных фракций, которые входят в состав печного топлива и вносят в него число серосодержащих компонентов. Известен способ гидроочистки нефтяных дистиллятов в среде водорода при повышенных температуре и давлении с применением алюмоникель-или алюмокобальтомолибденовых катализаторов (235-247) [2]. Использование этого способа не дает требуемой глубины гидрообессеривания утяжеленных дизельных фракций. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту является способ гидроочистки углеводородного сырья в присутствии каталитической системы, состоящей из слоев алюмокобальта- и алюмоникельмолибденовых катализаторов [3].

Недостатком этого способа является недостаточная степень гидрообессеривания утяжеленных дизельных фракций - компонентов печного топлива.

Целью изобретения является получение малосернистого, с содержанием серы не более 0,1 мас.%, компонента печного топлива.

Поставленная цель достигается способом получения компонента малосернистого печного топлива путем гидроочистки в присутствии каталитической системы, состоящей из слоев алюмокобальта и алюмоникельмолибденовых катализаторов, нефтяной фракции с температурами начала кипения 280 - 320oC, конца кипения 360 - 390oC,при условии, что в качестве первого по ходу сырья слоя загружают в количестве 10 - 50 мас.% от общей массы каталитической системы предсульфидированный алюмокобальтмолибденовый катализатор с содержанием серы 1,5 (С+М)S, где C - содержание оксида кобальта в алюмокобальтмолибденовом катализаторе, мас.%; М - содержание оксида молибдена в алюмокобальтмолибденовом катализаторе, мас.%; S - содержание серы в исходном сырье, мас.%.

Отличительным признаком предлагаемого изобретения является то, что в качестве первого по ходу сырья слоя загружают в количестве 10 - 50 мас.% от общей массы каталитической системы предсульфированный алюмокобальтомолибденовый катализатор с содержанием серы 1,5 (С+5)S, где C - содержание оксида кобальта в алюмокобальтомолибденовом катализаторе, мас.%; M - содержание оксида молибдена в алюмокобальтомолибденовом катализаторе, мас.%; S - содержание серы в исходном сырье, мас.%.

Использование указанной каталитической системы способствует получению на поверхности катализатора оптимального количества активных центров, ответственных за протекание реакций гидрообессеривания.

В известных способах получение малосернистых компонентов печного топлива с применением описанных технологий неизвестно.

Таким образом, данное техническое решение соответствует критериям "новизна" и "существенное отличие".

Примеры.

Испытания изобретения проведены на нефтяных фракциях, характеристики которых приведены в таблице 1.

Испытания изобретения на фракциях, имеющих температуру начала и конца кипения ниже указанных в формуле предлагаемого технического решения, не приводятся, так как дальнейшее облегчение фракционного состава приводит изобретение в категорию дизельных топлив, и смысл теряется.

Испытания проводились на двух образцах катализаторов. В алюмокобальтмолибденовом катализаторе (АКМ) содержание оксида молибдена составляло 16,0 мас. %, содержание оксида кобальта - 4,0 мас.%, в алюминокельмолибденовом (АНМ) содержание оксида молибдена составляло 18,0 мас.% оксида никеля - 6,0 мас. %. Предсульфидированный алюмокобальтмолибденовый катализатор получали путем обработки окисного алюмокобальтмолибденового катализатора элементарной серой, взятой в количестве, определяемом в соответствии с заявляемой формулой. Перед подачей сырья проводили активацию используемых каталитических систем в среде водородсодержащего газа при постепенном подъеме температуры от температуры окружающей среды до 400oC.

Процесс гидроочистки проводили при температуре 360oC, давлении 3,0 МПа, объемной скорости подачи сырья 2 ч.

Непосредственные данные по составу каталитической системы по примерам 1- 7 приведены в табл.2. В этой же таблице приведено содержание серы в получаемом продукте, а также аналогичные данные по проведению процесса известным способом (пример 7). Примеры 1 и 2 выполнены в соответствии с предлагаемой формулой изобретения. Примеры 3-6 приведены как запредельные.

Из приведенных данных следует, что несоблюдение состава каталитической системы и содержания серы в предсульфидированном катализаторе приводит к снижению степени очистки.

Источники информации 1. Товарные нефтепродукты.- М.: Химия, 1978, с. 69 - 71.

2. Суханов В.П. Каталитические процессы в нефтепереработке.-М., Химия, 1979, с. 235 - 247.

3. Патент US N 4243519, кл. C 10 G 65/04, 1981.

Формула изобретения

Способ получения компонента малосернистого печного топлива путем гидроочистки в присутствии каталитической системы, состоящей из слоев алюмокобальт- и алюмоникельмолибденовых катализаторов, нефтяной фракции с температурами начала кипения 280 - 320oC, конца кипения 360 - 390oC, отличающийся тем, что в качестве первого по ходу сырья слоя загружают в количестве 10 - 50 мас.% от общей массы каталитической системы, предсульфидированный алюмокобальтмолибденовый катализатор с содержанием серы 1,5 (C + M)S, где C - содержание оксида кобальта в алюмокобальтмолибденовом катализаторе, мас.%; M - содержание оксида молибдена в алюмоникельмолибденовом катализаторе, мас.%; S - содержание серы в исходном сырье, мас.%.

РИСУНКИ

Рисунок 1