Устройство смазки двигателя внутреннего сгорания

Реферат

 

Изобретение относится к двигателестроению, а именно, к системам смазки ДВС и позволяет повысить надежность работы двигателей. Устройство смазки двигателя внутреннего сгорания содержит блок-картер, в котором размещен коленчатый вал. Коленчатый вал имеет шатунные шейки и среднюю коронную шейку. Механизм подъема масла содержит зубчатое колесо, которое расположено в лотке. С наружной стороны щеки кривошипа коленчатого вала выполнена кольцевая канавка, сообщающаяся с масляным каналом, в который выступает ниппель. В кольцевой канавке установлен профильный коллектор масла с центральным отверстием. На конце масляного канала, выполненного до середины средней коренной шейки, выполнено глухое радиальное отверстие, сообщающееся с кольцевой канавкой, расположенной между вкладышем и средней коренной шейкой. Дополнительный масляный канал, в который выступает ниппель, снабжен глухим радиальным отверстием, сообщающимся с кольцевой канавкой и заглушкой. Оси масляных каналов параллельны оси коленчатого вала. Радиус центрального отверстия профильного коллектора меньше, чем расстояние от оси коленчатого вала до оси масляных каналов. 2 ил.

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к системам смазки ДВС, и позволяет повысить надежность работы двигателей.

Известно устройство для смазки шатунного подшипника, преимущественно для двигателей внутреннего сгорания, содержащее блок-картер, коленчатый вал, на щеке которого выполнена кольцевая канавка с каналами для подвода масла (а.с. СССР N 968489, 1977, кл. F 01 M 3/00).

Недостатком данного устройства является невозможность доступа масла ко второй шатунной шейке и среднему коренному подшипнику двухцилиндрового ДВС.

Наиболее близким по технической сущности является устройство смазки двигателя внутреннего сгорания, содержащее блок-картер, механизм подъема масла, масляный канал, выполненный в коленчатом валу, с наружной стороны щеки кривошипа коленчатого вала выполнена кольцевая канавка, сообщающаяся с масляным каналом, в которой установлен профильный коллектор масла с центральным отверстием, коленчатый вал снабжен ниппелем, конец которого выступает в масляный канал, а расстояние от оси коленчатого вала до края кольцевой канавки выполнено большим, чем расстояние от оси коленчатого вала до оси масляного канала. (положительное решение по заявке N 94/045474/06, кл. F 01 M 1/06, приоритет 28.12.94 г.).

Недостатком данного устройства является невозможность доступа масла ко второй шатунной шейке и среднему коренному подшипнику двухцилиндрового ДВС.

Целью изобретения является обеспечение смазки второй шатунной шейки и коренного подшипника двухцилиндрового ДВС.

Поставленная цель достигается за счет того, что устройство смазки двигателя внутреннего сгорания, содержащее блок-картер, механизм подъема масла, масляный канал, выполненный в коленчатом валу, с наружной стороны щеки кривошипа коленчатого вала выполнена кольцевая канавка, сообщающаяся с масляным каналом, в которой установлен профильный коллектор масла с центральным отверстием, коленчатый вал снабжен ниппелем, конец которого выступает в масляный канал, расстояние от оси коленчатого вала до края кольцевой канавки (R2) выполнено большим, чем расстояние от оси коленчатого вала до оси масляного канала (R1), снабжено дополнительным масляным каналом, масляные каналы выполнены до середины средней коренной шейки коленчатого вала, на концах масляных каналов выполнены радиальные отверстия, сообщающиеся с кольцевой канавкой, расположенной между вкладышем и средней коренной шейкой, причем оси масляных каналов расположены параллельно оси коленчатого вала, а радиус центрального отверстия (R0) меньше расстояния от оси коленчатого вала до оси масляного канала (R1).

Известны технические решения, в которых масляные каналы выполнены под углом к оси коленчатого вала (а. с. СССР N 1513162., кл. F 01 M 1/04, 15.02.88; патент СССР N 625634, кл. F 16 C 3/14, 06.06.75; П.М.Белов и др. Двигатели армейских машин. ч. 1. М.: 1972, изд. Министерства обороны СССР, с. 446, рис. X1a).

Известны технические решения, в которых радиальные отверстия используются для накопления масла, (а.с. СССР N 1513162, кл. F 01 M 1/04, 15.02.88; патент СССР N 625634, кл. 2 F 16 C 3/124, 06.06.75). Для этой же цели служит кольцевая канавка на коленчатом валу (а.с. СССР N 968489, кл. 3 F 01 M 3/00, 26.09.77).

Известно техническое решение, при котором масло подается по центральной масляной магистрали, выполненной по оси коленчатого вала. (Бурков В.В. Минитракторы.-Л.: Машиностроение, 1987, с. 90).

Предлагаемое устройство относится к системам смазки с мокрым картером, при котором масло подается к трущимся деталям масляным насосом или под давлением масла (а.с. СССР N 1513162, кл. F 01 M 1/04, 15.02.88; Белов П.М. и др. Двигатели армейских машин. ч.II. М .: 1972. изд. Министерства обороны СССР, с. 446, рис. K1. 1a; Бурков В.В. Минитракторы. -Л: Машиностроение, 1987, с.90).

В предлагаемом техническом решении масляный насос заполняет масляную ванну. Из масляной ванны масло поступает в масляные каналы под действием центробежных сил.

Изобретение поясняется чертежами.

На фиг. 1 показан разрез по оси коленчатого вала; на фиг. 2 - узел А на фиг. 1; Устройство смазки двигателя внутреннего сгорания содержит блок-картер 1, в котором размещен коленчатый вал 2. Коленчатый вал 2 имеет шатунные шейки 3 и 4 и среднюю коренную шейку 5. Механизм подъема масла содержит зубчатое колесо 6, которое расположено в лотке 7. С наружной стороны щеки 8 кривошипа коленчатого вала 2 выполнена кольцевая канавка 9, сообщающаяся с масляным каналом 10 в который выступает ниппель 11. В кольцевой канавке 9 установлен профильный коллектор 12 масла с центральным отверстием 13. На конце масляного канала 10, выполненного до середины средней коренной шейки 5, выполнено глухое радиальное отверстие 14, сообщающееся с кольцевой канавкой 15, расположенной между вкладышем 16 и средней коренной шейкой 5. Дополнительной масляный канал 17, в который выступает ниппель 18, снабжен глухим радиальным отверстием 19, сообщающимся с кольцевой канавкой 15, и заглушкой 20. Оси масляных каналов 10 и 17 параллельны оси коленчатого вала 2. Радиус центрального отверстия 13 (R0) меньше, чем расстояние от оси коленчатого вала 2 до оси масляных каналов 10 и 17 (R1).

Устройство работает следующим образом.

При запуске двигателя, зубчатое колесо коленчатого вала 2 приводит в движение зубчатое колесо 6, которое осуществляет подъем масла зубьями по лотку 7. При этом масло, выдавливаемое зубьями зубчатого колеса 6 через центральное отверстие 23 попадает в кольцевую канавку 9 и растекается по ней. Так как радиус центрального отверстия 13 (R0) меньше, чем расстояние от оси коленчатого вала 2 до оси масляного канала 10 (R1), происходит накопление масла в кольцевой канавке 9, образуется постоянная масляная ванна. Под действием центробежных сил избыток масла масляной ванны по каналу 10 попадает через ниппель 11 к поверхности коленчатого вала 2 и смазывает трущиеся поверхности шейки 3. Масло по каналу 10 поступает в глухое радиальное отверстие 145 и в кольцевую канавку 15. Происходит смазка средней коренной шатунной шейки 5. По кольцевой канавке 15 масло перетекает в глухое радиальное отверстие 19 и через дополнительный масляный канал 17 и ниппель 18 смазывает шатунную шейку 4. Заглушка 20 поддерживает постоянное давление в масляной системе.

Предлагаемое устройство при длительных испытаниях двухцилиндрового 4-х тактного двигателя обеспечило смазку всех трущихся поверхностей.

Формула изобретения

Устройство смазки двигателя внутреннего сгорания, содержащее блок-картер, механизм подъема масла, масляный канал, выполненный в коленчатом валу, с наружной стороны щеки кривошипа коленчатого вала выполнена кольцевая канавка, сообщающаяся с масляным каналом, в которой установлен профильный коллектор масла с центральным отверстием, коленчатый вал снабжен ниппелем, конец которого выступает в масляный канал, а расстояние от оси коленчатого вала до края кольцевой канавки выполнено большим, чем расстояние от оси коленчатого вала до оси масляного канала, отличающееся тем, что оно снабжено дополнительным масляным каналом, масляные каналы выполнены до середины средней коренной шейки коленчатого вала, на концах масляных каналов выполнены глухие радиальные отверстия, сообщающиеся с кольцевой канавкой, расположенной между вкладышем и средней коренной шейкой, причем оси масляных каналов расположены параллельно оси коленчатого вала, а радиус центрального отверстия профильного канала меньше, чем расстояние от оси коленчатого вала до оси масляного канала.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2