Бронированный медицинский транспортер
Реферат
Изобретение относится к бронированным машинам, предназначенным для санитарно-эвакуационных работ при боевых действиях. Техническим результатом изобретения является снижение уязвимости медицинского транспортера, повышение оперативности и эффективности в оказании медицинской помощи. Сущность изобретения заключается в том, что ходовая часть выполнена с гусеничным движителем и дополнена гидродинамическим оборудованием для преодоления водных преград на плаву. Имеются отделения управления, моторно-трансмиссионное и медицинское. Последнее выполнено двухъярусным и позволяет размещать раненых на носилках и откидных сидениях. Предусмотрена система механизации погрузки-выгрузки раненых, включающая в себя швеллерное устройство для. облегчения погрузки-выгрузки раненых на носилках, блочный механизм с электроприводом для подъема носилок с ранеными на второй ярус и лебедку с электроприводом для подтягивания раненых на волокуше. Машина снабжена также системой дымовой маскировки, системой защиты экипажа и раненых от оружия массового поражения, системой жизнеобеспечения личного состава. 5 з.п. ф-лы, 7 ил.
Изобретение относится к бронированным медицинским машинам, предназначенным для санитарно-эвакуационных работ при боевых действиях.
Использовавшиеся до последнего времени санитарно-эвакуационные машины на базе обычных автомобилей совершенно не обеспечивали защиту экипажа и перевозимых раненых от повторного поражения и, кроме того, характеризовались недостаточной проходимостью, особенно в период весенне-осенней распутицы. В связи с этим в последние годы для указанных целей стали применять специализированные бронированные машины. Известна многоцелевая бронированная медицинская машина БММ колесного типа, имеющая отделение управления, отделение силовой установки и медицинское отделение, предназначенное для размещения раненых на носилках и сидениях и оборудованное системой механизации погрузки-выгрузки раненых /Военно-медицинский журнал, 1996, т.317, N 11, внутренняя левая сторона разворота обложки/. Однако эта медицинская машина предназначена для использования в составе воинских частей, на оснащении которых состоит только колесная техника. Известны также бронированные медицинские машины гусеничного типа /Jane's apmour and artillery, London, 1985-86, с. 191/. Наиболее близким к предложенному является бронированный медицинский транспортер (БМТ), включающий в себя ходовую часть с гусеничным движителем, а также отделения управления, моторно-трансмиссионное и медицинское с медицинским и санитарно-хозяйственным имуществом /Jane's apmour and artillery, London, 1985-86, с.191 или патент RU N 2086894 F 41 H 7/02, 10.08.97/. Недостатки известного БМТ связаны с отсутствием системы маскировки, невозможностью преодоления водных преград, нерациональной планировкой медицинского отделения и малоэффективной его механизацией. Задача изобретения заключается в снижении уязвимости подобной машины, повышении оперативности и эффективности в оказании медицинской помощи личному составу подразделений. Поставленная задача решается тем, что в БМТ, включающем в себя ходовую часть с гусеничным движителем, а также отделения управления, моторно-трансмиссионное и медицинское, оснащенное медицинским и санитарно-хозяйственным имуществом, медицинское отделение выполнено с возможностью двухъярусного размещения раненых на носилках и/или откидных сидениях и оборудовано системой механизации погрузки-выгрузки раненых, состоящей из швеллерного устройства для облегчения погрузки-выгрузки раненых на носилках, блочного механизма с электроприводом для подъема носилок с ранеными на второй ярус и установленной на крыше лебедки с электроприводом для подтягивания раненых к машине на волокуше. Достижению технического результата способствуют также частные существенные признаки предложения. Отделения управления, моторно-трансмиссионное и медицинское размещены в едином, сваренном из стальных листов корпусе, при этом отделение управления и медицинское отделение расположены соответственно в носовой и кормовой частях корпуса и ограничены слева и справа бортами машины, моторно-трансмиссионное отделение состоит из моторного и трансмиссионного отсеков, первый из которых размещен в средней части машины с обеспечением прохода между отделением управления и медицинским отделением и изолирован от них теплоизолирующими перегородками, а второй - в передней части машины и отгорожен от отделения управления перегородкой с люками для доступа к агрегатам. БМТ снабжен системой защиты экипажа и раненых от оружия массового поражения, выполненной с использованием герметизации отделения управления и медицинского отделения, предохраняющей от ударной волны, а также центробежного нагнетателя и фильтра-поглотителя, защищающих от радиоактивной пыли. БМТ снабжен системой жизнеобеспечения личного состава, включающей в себя фильтровентиляционную и отопительно-вентиляционную установки, а также тепло- и шумоизоляцию медицинского отделения. Медицинское отделение выполнено с возможностью разновариантного одновременного размещения раненых: десяти раненых на откидных сидениях, два из которых установлены в проходе моторного отсека, или четырех раненых на носилках и двух - на откидных сиденьях, или двух раненых на носилках и шестерых на откидных сиденьях. БМТ снабжен системой маскировки с дымовыми гранатами, расположенными на корпусе машины. На фиг. 1, 2, 3 представлены виды предложенного БМТ переднего края соответственно сбоку спереди и сзади; на фиг. 4 - детальное изображение медицинского отделения машины и один из вариантов размещения в нем раненых; на фиг. 5 - швеллерное устройство для облегчения погрузки-выгрузки раненых на носилках; на фиг. 6, 7 - другие варианты размещения раненых в медицинском отделении. БМТ имеет ходовую часть с гусеничным движителем 1, гидродинамическим оборудованием 2 для преодоления водных преград на плаву, независимой торсионной подвеской и амортизаторами, а также размещенные в едином, сваренном из стальных листов корпусе отделение управления 3, моторно-трансмиссионное отделение с моторным 4 и трансмиссионным 5 отсеками и медицинское отделение 6. Перечисленные функциональные органы аналогичны использованным в конструкции базовой машины МТ-ЛБ. Медицинское отделение 6 расположено в кормовой части корпуса непосредственно за моторным отсеком и ограничено правым и левым бортами машины. В нем смонтированы швеллерное устройство 7 для облегчения погрузки-выгрузки раненых на носилках и снабженный электроприводом механизм 8 подъема носилок на второй ярус. Особенностью механизма 8 подъема носилок является использование в его конструкции червячной передачи с приводом от электромотора-редуктора. Для входа и выхода, погрузки и выгрузки раненых в корме машины имеются дверцы 9, 10. На крыше медицинского отделения 6 размещены лебедка 11 с электроприводом для подтягивания раненых к машине. В отличие от базовой машины МТ-ЛБ в данном случае нижние топливные баки, служившие одновременно основанием для боковых сидений расчета /десанта/, в интересах обеспечения удобства размещения раненых изъяты. Для сохранения запаса хода в БМТ вместо упомянутых баков установлены три бака новой конструкции, из них два 12 с правой стороны и один 13 с левой стороны на боковых скосах крыши корпуса. Для сообщения отделения управления 3 с медицинским отделением 6 с правой стороны от двигателя имеется проход, в котором размещены два откидных сидения 14. В медицинском отделении 6 расположены откидные сидения для раненых 15, сиденье санитара 16, потолочные плафоны 17, откидной столик 18, бачок для дезинфицирующего раствора 19, канистра для питьевой воды 20, санитарные носилки 21. В медицинском отделении 6 могут одновременно размещаться 10 раненых на откидных сидениях 14, 15, два из которых установлены в проходе моторного отсека, или четверо раненых на носилках 21 и двое - на откидных сидениях 14, или двое раненых на носилках 21 и шестеро на откидных сидениях 14, 15. Швеллерное устройство 7 для облегчения погрузки-выгрузки раненых на носилках включает в себя раму с подвижной /выдвигаемой/ 22 и неподвижной 23 частями, переднюю опору 24, выдвижной желоб 25 рамы, подъемный рычаг 26, наружный желоб 27 рамы. На передних концах желобов 25 подвижной части 22 рамы установлены подшипники 28 для перекатывания на них рамы по направляющим неподвижной части 23 рамы. Зацеп 29 наружного желоба 27 крепится за ручку 30 двери 9 или 10. Система маскировки, обеспечивающая маскировку путем запуска дымовых гранат, включает в себя шесть пусковых установок 31, размещенных по три на каждом борту корпуса машины. Система защиты экипажа и раненых от оружия массового поражения предохраняет экипаж и раненых от воздействия ударной волны за счет герметизации отделения управления 3 и медицинского отделения 6, а также от проникающей радиации благодаря использованию центробежного нагнетателя и фильтра-поглотителя, обеспечивающих очистку воздуха и создание избыточного давления. Система жизнеобеспечения личного состава предназначена для вентиляции и подогрева воздуха внутри обитаемых отделений, поддержания в них температурного режима в заданных пределах и включает в себя фильтровентиляционную и отопительно-вентиляционную установки. Работа предложенного БМТ переднего края, предназначенного для розыска, сбора, оказания первой медицинской помощи, вывоза раненых с поля боя и доставки их на батальонные и полковые медицинские пункты, осуществляется следующим образом. В районе боевых действий войск машина перемещается за их боевыми порядками. При этом экипаж непрерывно ведет визуальное наблюдение за полем боя, а также принимает сообщения и указания по радио. При обнаружении раненых БМТ направляется к месту их расположения, применяя при необходимости систему маскировки, т.е. запуская дымовые гранаты. При этом пуск гранат может производиться как с места, так и во время движения машины. Подтягивание раненых к машине из труднодоступных и опасных мест на БМТ выполняется с помощью лебедки 11. Разматывают трос с барабана лебедки 11 вручную и подцепляют к волокуше с раненым. Для подтягивания волокуши с раненым включают электропривод лебедки 11. При необходимости транспортировки раненых на носилках 21 сиденья 15 откидываются и устанавливаются вертикально, позволяя разместить носилки 21 в два яруса. С целью облегчения погрузки раненого в БМТ используется устройство 7. Для установки рамы в положение "погрузка" выдвигают выдвижной желоб 25 до упора. После чего подъемным рычагом 26 поднимают задние концы желобов, подают раму за срез кормовой двери 9 или 10 и фиксируют ее, зацепив за обрамление двери. Далее желоб 25 со стороны стенки медицинского отделения 6 соединяют с наружным желобом 27, который другим концом крепят за ручку 30 кормовой двери 9 или 10 с помощью зацепа 29. В дальнейшем при погрузке раненых переднюю ножку носилок 21 устанавливают на наружный желоб 27 и по желобам 27 и 25 рамы носилки 21 двигаются внутрь медицинского отделения 6 до упора. С помощью подъемного рычага 26 желоба с носилками 21 опускаются и рама досылается вперед вместе с носилками 21 до упора. После этого производят подъем носилок 21 на второй ярус электроприводом механизма 8 подъема носилок. При этом ручки носилок 21 закрепляются на кронштейнах. Выгрузка раненых происходит в обратной последовательности. Выгружают носилки 21 с раненым нижнего яруса. Верхние носилки 21 опускают до желобов рамы и в том же порядке осуществляют их выгрузку из машины. Аналогичные операции с носилками выполняют с помощью механизма 8 подъема носилок, установленного и по другому борту медицинского отделения 6.Формула изобретения
1. Бронированный медицинский транспортер, включающий в себя ходовую часть с гусеничным движителем, а также отделения управления, моторно-трансмиссионное и медицинское, оснащенное медицинским и санитарно-хозяйственным имуществом, отличающийся тем, что медицинское отделение выполнено с возможностью двухъярусного размещения раненых на носилках и/или откидных сидениях и оборудовано системой механизации погрузки-выгрузки раненых, состоящей из швеллерного устройства для облегчения погрузки-выгрузки раненых на носилках, блочного механизма с электроприводом для подъема носилок с ранеными на второй ярус и установленной на крыше лебедки с электроприводом для подтягивания раненых к машине на волокуше. 2. Транспортер по п.1, отличающийся тем, что отделения управления, моторно-трансмиссионное и медицинское, размещены в едином, сваренном из стальных листов корпусе, при этом отделение управления и медицинское отделение расположены соответственно в носовой и кормовой частях корпуса и ограничены слева и справа бортами машины, моторно-трансмиссионное отделение состоит из моторного и трансмиссионного отсеков, первый из которых размещен в средней части машины с обеспечением прохода между отделением управления и медицинским отделением и изолирован от них теплоизолирующими перегородками, а второй - в передней части машины и отгорожен от отделения управления перегородкой с люками для доступа к агрегатам. 3. Транспортер по п.1, отличающийся тем, что он снабжен системой защиты экипажа и раненых от оружия массового поражения, выполненной с использованием герметизации отделения управления и медицинского отделения, предохраняющей от ударной волны, а также центробежного нагнетателя и фильтра-поглотителя, защищающих от радиоактивной пыли. 4. Транспортер по п.1, отличающийся тем, что он снабжен системой жизнеобеспечения личного состава, включающей в себя фильтровентиляционную и отопительно-вентиляционную установки, а также термо- и шумоизоляцию медицинского отделения. 5. Транспортер по п.1, отличающийся тем, что медицинское отделение выполнено с возможностью разновариантного одновременного размещения раненых: десяти раненых на откидных сидениях, два из которых установлены в проходе моторного отсека, или четырех раненых на носилках и двух - на откидных сидениях, или двух раненых на носилках и шестерых на откидных сидениях. 6. Транспортер по п.1, отличающийся тем, что он снабжен системой маскировки с дымовыми гранатами, расположенными на корпусе машины.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7