Способ регистрации схода вагона подвижного состава с рельсов
Реферат
Изобретение относится к транспортной технике, в частности к способам регистрации схода вагона подвижного состава с рельсов. Способ регистрации схода вагона подвижного состава с рельсов заключается в том, что замеряют ускорения необрессоренных частей подвижного состава, одно из которых вертикальное, а другое - поперечное, преобразуют их в электрические сигналы с последующим выделением низкочастотных составляющих. Затем обрабатывают сигналы и сравнивают их с опорными уровнями и при одновременном превышении последних формируют управляющий тормозной сигнал. При этом замеряют скорость движения подвижного состава, соответственно которой вырабатывают аналоговый непрерывный сигнал. Сигнал преобразуют в дискретную последовательность с заданным шагом квантования. С учетом расстояния между шпалами определяют "шпальную" частоту и "околошпальную" полосу частот. Низкочастотные составляющие сигналов ускорений преобразуют в дискретную последовательность сигналов с указанным шагом квантования, для которых рассчитывают энергетические спектры с последующей оценкой энергий в "околошпальной" полосе частот. В пределах "околошпальной" полосы производят сравнения указанных энергий с опорными уровнями в виде энергии сигналов ускорений, возникающих при штатном движении подвижного состава. Достигаемый технический результат состоит в снижении аварийности и повышении безопасности движения на железной дороге.
Изобретение относится к транспортной технике, в частности, к способам регистрации схода вагона подвижного состава с рельсов.
Известен способ регистрации схода вагонов подвижного состава с рельсов [1] , который заключается в том, что замеряют ускорения необрессоренных частей подвижного состава, одно из которых вертикальное, преобразуют их в электрические сигналы с последующим выделением низкочастотных составляющих, обрабатывают их и сравнивают обработанные сигналы с опорными уровнями и при одновременном превышении последних, формируют управляющий тормозной сигнал. Недостаток способа заключается в его неуниверсальности, поскольку он не может быть использован при регистрации на локомотиве схода вагона с рельсов, так как величина ускорения локомотива при сходе вагона не изменяется по величине. Целью настоящего изобретения является повышение универсальности. Поставленная цель достигается тем, что в способе регистрации схода вагона подвижного состава с рельсов, заключающемся в том, что замеряют ускорения необрессоренных частей подвижного состава, одно из которых вертикальное, преобразуют их в электрические сигналы с последующим выделением низкочастотных составляющих, обрабатывают их и сравнивают обработанные сигналы с опорными уровнями и при одновременном превышении последних формируют управляющий тормозной сигнал, замеряют скорость движения подвижного состава, соответственно которой вырабатывают аналоговый непрерывный сигнал, который преобразуют в дискретную последовательность с заданным шагом квантования, и с учетом расстояния между шпалами определяют "шпальную" частоту и "околошпальную" полосу частот, при этом низкочастотные составляющие сигналов ускорений преобразуют в дискретную последовательность сигналов с указанным шагом квантования, для которых рассчитывают энергетические спектры с последующей оценкой энергий в "околошпальной" полосе частот, в пределах которой производят сравнения указанных энергий с опорными уровнями в виде энергии сигналов ускорений, возникающих при штатном движении подвижного состава, причем другое ускорение - поперечное. Такое выполнение способа, при котором замеряют скорость движения подвижного состава, соответственно которой вырабатывают аналоговый непрерывный сигнал, который преобразуют в дискретную последовательность с заданным шагом квантования и с учетом расстояния между шпалами определяют "шпальную" частоту и "околошпальную" полосу частот, при этом низкочастотные составляющие сигналов ускорений преобразуют в дискретную последовательность сигналов с указанным шагом квантования, для которых рассчитывают энергетические спектры с последующей оценкой энергий в "околошпальной" полосе частот, в пределах которой производят сравнения указанных энергий с опорными уровнями в виде энергии сигналов ускорений, возникающих при штатном движении подвижного состава, причем другое ускорение - поперечное, позволяет использовать его при регистрации на локомотиве подвижного состава схода вагона с рельсов и тем самым повысить его универсальность. Предлагаемый способ основан на регистрации энергии сигналов поперечных (координата Y) и вертикальных (координата Z) ускорений необрессоренной части подвижного состава в заданной полосе частот [fo-; fo+], где fo - частота ударов сошедшей колесной пары с рельсов о шпалы ("шпальная частота"); - параметр, задающий "околошпальную" полосу частот, который определяется экспериментально. "Околошпальная" полоса частот [fo-; fo+] изменяется пропорционально скорости движения поезда. Момент схода определяется сравнением энергий сигналов ускорений в "околошпальной" полосе частот по координатам Z и Y при сходе вагона с рельсов с опорными уровнями - энергиями сигналов ускорений, возникающих при штатном движении подвижного состава в указанной полосе частот. Способ реализуется следующей последовательностью действий. 1. Во время движения подвижного состава замеряют вертикальные (координата Z) и поперечные (координата Y) ускорения, в соответствии с которыми вырабатывают аналоговые непрерывные электрические сигналы в виде случайных стационарных процессов Z(t) и Y(t) соответственно. 2. Сигналы фильтруют, выделяя их низкочастотные составляющие, и затем преобразуют в дискретную последовательность сигналов Z(t) и Y(t) с заданным шагом квантования t. 3. Для полученных дискретных последовательностей рассчитывают оценки энергетических спектров Sz и Sy процессов Z(k) и Y(k) конечной длительности по формуле: , где - N число отсчетов; Zk - значение ускорения в k-й момент времени; mz - среднее значение ускорений; t - шаг квантования; - круговая частота; f - частота. 4. Замеряют скорость подвижного состава, соответственно которой вырабатывают аналоговый непрерывный сигнал. Последний преобразуют в дискретную последовательность сигналов с тем же шагом квантования t. Рассчитывают "шпальную" частоту по формуле: fo=v/l, где v - скорость движения поезда (м/с); l - расстояние между шпалами. Для регистрации схода вагона с рельсов устанавливают "околошпальную" полосу частот [fo-; fo+] = [f1;f2] 5. По полученному энергетическому спектру S и значениям граничных частот [f1; f2] вычисляют значения энергии сигналов ускорений по Z и Y-координатам в заданной полосе частот по формуле: б где Si - значения отсчетов спектральной плотности в диапазоне частот f=[f1; f2] 6. При сходе колесной пары вагона с рельсов в результате периодических ударов колесной пары по шпалам с частотой fo генерируются колебания в рельсах, регистрируемые датчиками ускорений. Это приводит к росту значений энергии сигналов ускорений, определяемых соотношением (3). 7. При движении подвижного состава происходит непрерывная оценка энергий спектров сигналов ускорений по Z и Y-координатам в заданной полосе частот t и сравнение их с экспериментально установленными опорными уровнями - энергиями ускорений при штатном движении поезда в той же полосе частот. При одновременном превышении энергий сигналов ускорений по Z и Y-координатам в m раз опорных уровней формируется сигнал схода вагона с рельсов, в соответствии с которым вырабатывается управляющий сигнал для включения тормоза. Использование данного способа позволяет снизить аварийность и повысить безопасность движения на железной дороге.Формула изобретения
Способ регистрации схода вагона подвижного состава с рельсов, заключающийся в том, что замеряют ускорения необрессоренных частей подвижного состава, одно из которых вертикальное, преобразуют их в электрические сигналы, с последующим выделением низкочастотных составляющих, обрабатывают их и сравнивают обработанные сигналы с опорными уровнями и при одновременном превышении последних формируют управляющий тормозной сигнал, отличающийся тем, что замеряют скорость движения подвижного состава, соответственно которой вырабатывают аналоговый непрерывный сигнал, который преобразуют в дискретную последовательность с заданным шагом квантования, и с учетом расстояния между шпалами определяют "шпальную" частоту и "околошпальную" полосу частот, при этом низкочастотные составляющие сигналов ускорений преобразуют в дискретную последовательность сигналов с указанным шагом квантования, для которых рассчитывают энергетические спектры с последующей оценкой энергий в "околошпальной" полосе частот, в пределах которой производят сравнения указанных энергий с опорными уровнями в виде энергии сигналов ускорений, возникающих при штатном движении подвижного состава, причем другое ускорение - поперечное.RH4A - Выдача дубликата патента Российской Федерации на изобретение
Дата выдачи дубликата: 26.04.2005
Наименование лица, которому выдан дубликат:Горьковская железная дорога (RU)
Извещение опубликовано: 10.08.2005 БИ: 22/2005
MM4A - Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 09.09.2006
Извещение опубликовано: 27.07.2007 БИ: 21/2007
MM4A Досрочное прекращение действия патента из-за неуплаты в установленный срок пошлины заподдержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 09.09.2007
Дата публикации: 27.12.2011