Фрикционная муфта

Реферат

 

Изобретение относится к фрикционным муфтам, в частности, для автомобилей. Муфта содержит корпус, нажимной, прижимной диск, полумуфту и тарельчатую пружину. Нажимной диск неповоротно соединен с корпусом с возможностью ограниченного осевого перемещения. Между корпусом и нажимным диском установлена сжатая в осевом направлении тарельчатая пружина. Тарельчатая пружина имеет возможность поворота относительно установленной в корпусе опоры и воздействия на нажимной диск в направлении полумуфты, зажимаемой между нажимным и прижимным дисками. Муфта снабжена поднастроечным устройством, которое выполнено с возможностью компенсации износа фрикционных накладок. Технический результат, достигаемый при реализации изобретения, состоит в обеспечении постоянного силового воздействия тарельчатой пружины на нажимной диск в течение всего срока службы муфты, упрощении конструкции, уменьшении габаритов и повышении надежности муфты. 41 з.п.ф-лы, 32 ил.

Изобретение относится к фрикционной муфте, в частности для автомобилей, с нажимным диском, который соединен с корпусом без возможности относительного проворота, но с возможностью ограниченного осевого перемещения, причем между корпусом и нажимным диском вставлена сжатая в осевом направлении создающая силу нажима тарельчатая пружина, которая, с одной стороны, может поворачиваться относительно установленной в корпусе опоры, а с другой стороны воздействует на нажимный диск в направлении полумуфты, зажимаемой между нажимным диском и опорным диском, выполняющим роль маховика, причем предусмотрено поднастроечное устройство, компенсирующее износ фрикционных накладок муфты.

Автоматические поднастроечные устройства, которые должны обеспечивать практически постоянное силовое воздействие нажимной тарельчатой пружины на нажимной диск, известны например из патентов DE 2251032, DE-OS 2916755 или DE 3518781. При этом поднастроечные устройства, передвигаемые в зависимости от, по меньшей мере, одного контрольного элемента, располагаются или срабатывают между нажимным диском и нажимной тарельчатой пружиной. Так как нажимный диск присоединен к корпусу при помощи тангенциально расположенных листовых пружин, сила которых должна быть сравнительно небольшой, поскольку она направлена против действия силы нажима тарельчатой пружины, обладающий сравнительно большой массой нажимный диск может при расцепленной фрикционной муфте колебаться в осевом направлении, отодвигаясь при этом от тарельчатой пружины, что не только сказывается на функции муфты, но даже ухудшает ее надежность, так как поднастроечное устройство в раскрытом состоянии осуществляет поднастройку до тех пор, пока нажимный диск не упрется в опорный диск, т. е. муфта уже не может больше расцепиться. По этой причине поднастроечные устройства этого рода не получили на практике применения.

В основу рассматриваемого изобретения положена задача устранить эти недостатки и создать поднастроечные устройства упомянутого рода, которые получили бы более широкое применение на практике, в том числе для работы в трудных производственных условиях, обладали бы простой конструкцией, обеспечивали длительную надежную работу, занимали мало места и были экономически приемлемыми в изготовлении. Кроме того, необходимая сила расцепления должна быть невелика, оставаться такой в течение всего срока службы, причем срок службы фрикционной муфты должен в связи с этим увеличиться.

Согласно изобретению эта задача решена благодаря тому, что в фрикционной муфте с нажимным диском, на который воздействует тарельчатая пружина, создающая силу нажима и опирающаяся, с одной стороны, на деталь типа корпуса, а с другой стороны имеющая возможность поворачиваться относительно предусмотренной в корпусе опоры круговой формы, а между крышкой и тарельчатой пружиной находится автоматическое поднастроечное устройство, отодвигающее от корпуса в зависимости от износа выступ опоры поворота со стороны корпуса и выдвигаемое дальше передвигающим устройством, а в направлении на опору для поворота тарельчатая пружина находится под действием подпорной силы. Эту подпорную силу целесообразно сохранять постоянной, чтобы тарельчатая пружина воспринимала силу расцепления только путем силового замыкания, т.е. под действием пружины, а не путем геометрического замыкания через какой-нибудь вставленный элемент. При этом тарельчатая пружина обладает в своем рабочем диапазоне дегрессивной характеристикой, т.е. подпорная сила и сила тарельчатой пружины взаимно согласованы таким образом, что при предусмотренном монтажном положении тарельчатой пружины и без вызванного износом изменения конусности вдоль пути расцепления тарельчатой пружины подпорная сила превышает силу, создаваемую тарельчатой пружиной против действия подпорной силы, а при вызванном износом изменении конусности тарельчатой пружины подпорная сила вдоль частичного участка пути расцепления тарельчатой пружины становится меньше силы, создаваемой тарельчатой пружиной против действия подпорной силы. При этом подпорная сила может быть создана одним пружинным элементом или по меньше мере в основном одним пружинным элементом или же системой пружинных элементов. Во всяком случае под "подпорной силой" следует понимать сумму всех упругих сил, действующих против тарельчатой пружины, если эти силы достаточно заметны, в том числе (или только) те силы, которые создаются листовыми пружинами (для передачи крутящего момента или для отвода); а также (остаточным) пружинением пружинной подвески фрикционных накладок или заменителя такой подвески.

В качестве аккумулятора энергии, который создает, по крайней мере в основном, подпорную силу, целесообразно использовать пружину, изменяющую свою форму по мере поднастройки, например, тарельчатую пружину. Однако создающие подпорную силу аккумуляторы энергии могут быть образованы и при помощи листовых пружин.

Создающая подпорную силу тарельчатая пружина может прилегать непосредственно к главной тарельчатой пружине, например вдоль радиальной высоты передвигаемой в осевом направлении опорной площадки со стороны крышки.

Особенно целесообразно располагать подстроечное устройство в осевом направлении между тарельчатой пружиной и крышкой. Особенно целесообразно предусматривать в настроечном устройстве отлогие поверхности, выполняющие роль раздвигающих скосов.

При помощи данного изобретения обеспечивается то, что в течение всего срока службы фрикционной муфты тарельчатая пружина практически всегда имеет в сцепленном состоянии одинаковую конусность, т.е. одинаковое натяжение, и достигается практически постоянное силовое воздействие на нажимный диск, а следовательно и на полумуфту, независимо от износа фрикционных накладок, нажимного диска или иных элементов, например опорных площадок со стороны крышки или нажимного диска, тарельчатой пружины или поверхностей трения маховика. Кроме того, согласно изобретению обеспечивается то, что масса нажимного диска не увеличивается наличием поднастроечного устройства. Далее, оно размещено в таком месте, где защищено от воздействия продуктов износа дисков и удалено от источника нагрева, вызванного трением.

Особенно целесообразное исполнение фрикционной муфты согласно изобретению может быть достигнуто благодаря тому, что нажимная тарельчатая пружина опирается в корпусе с возможностью поворота между двумя выступами (из которых тот, который обращен к нажимному диску, подпружинен в направлении к нажимной тарельчатой проушине), причем сила, с которой нажимная тарельчатая пружина действует на подпружиненный выступ при расцеплении муфты, возрастает по мере износа фрикционных накладок и становится больше, чем действующая на подпружиненный выступ противоположная сила или подпорная сила. При этом нажимная тарельчатая пружина обладает такой характеристикой, что если выходить из ее конструктивно обусловленного монтажного положения в муфте, при расслаблении, вызванном износом, создаваемая сила, а тем самым и необходимая сила расцепления, сначала возрастает, а при далее сдеформированном или сжатом состоянии по сравнению с монтажным положением создаваемая пружиной сила в процессе расцепления падает. Благодаря такой конструкции нажимной тарельчатой пружины обеспечивается, что при появлении износа фрикционных накладок может всегда установиться равновесие между силой, приложенной к выступу при расцеплении со стороны нажимной тарельчатой пружины, и приложенной к этому выступу противодействующей силой, потому что когда сила, с которой тарельчатая пружина действует на выступ, превышает подпорную силу, тарельчатая пружина отодвигает контрольную пружину от выступа со стороны крышки и поднастроечное устройство может быть дальше повернуто силой передвигающего устройства. В результате выступ смещается в осевом направлении до тех пор, пока созданная контрольным элементом сила не воспрепятствует дальнейшему повороту и осевому перемещению выступа.

Особенно целесообразным, как уже отмечалось ранее, может быть то, что нажимная тарельчатая пружина встроена в фрикционную муфту таким образом, что она по крайней мере на некоторой части диапазона расцепления муфты, но, предпочтительно, практически во всем диапазоне расцепления, имеет падающую характеристику силы в зависимости от пути. При этом монтажное положение нажимной тарельчатой пружины может быть таким, что в расцепленном состоянии муфты нажимная тарельчатая пружина достигает практически минимума или нижней точки синусообразной характеристики силы в зависимости от пути.

Противодействующая сила, приложенная к подпружинному выступу, может быть в целесообразном исполнении создана аккумулятором энергии, который дает в основном постоянную силу, по крайней мере, в пределах предусмотренного диапазона поднастройки. В особенно целесообразном исполнении для этого пригодна надлежащим образом выполненная и в сжатом состоянии вставленная в фрикционную муфту тарельчатая пружина.

Поднастроечное устройство согласно изобретению может найти особенно успешное применение в фрикционных муфтах с нажимной тарельчатой пружиной, которая воздействует на нажимной диск наружными в радиальном направлении участками, а более близкими к центру участками прилегает между двумя выступами опоры для поворота. При такой конструкции тарельчатая пружина может действовать как двуплечий рычаг.

Однако изобретение не ограничено фрикционными муфтами, в которых заодно с тарельчатой пружиной выполнена и рукоятка для расцепления, но распространяется и на другие разновидности муфт, в которых например тарельчатая пружина приводится в действие дополнительной рукояткой.

Для того, чтобы обеспечить надлежащую компенсацию износа и оптимальную силу нажима в фрикционной муфте, может оказаться особенно целесообразным, если контр-скос, предусмотренный на той стороне нажимной тарельчатой пружины, которая обращена, к подпружиненному выступу, выполнить таким образом, чтобы он мог автоматически или самостоятельно перемещаться в осевом направлении в сторону нажимного диска, а в противоположную сторону автоматически или самостоятельно стопориться. Поднастройку контр-скоса, т.е. выступа на стороне крышки, можно осуществлять при помощи аккумулятора энергии, который воздействует на этот контр-скос в сторону нажимного диска, т.е. против нажимной тарельчатой пружины. Можно также автоматически поднастраивать контр-скос в соответствии с перемещением подпружиненного выступа, вызванным износом фрикционной накладки, благодаря чему можно обеспечить беззазорную опору для поворота нажимной тарельчатой пружины.

Контр-скос можно перемещать в осевом направлении при помощи поднастроечного устройства, вставленного между нажимной тарельчатой пружиной и крышкой. При этом в поднастроечном устройстве может иметься кольцеобразная, т. е. выполненная за одно целое деталь, на которую, по крайней мере, в сцепленном состоянии фрикционной муфты воздействует в осевом направлении нажимная тарельчатая пружина. Путем поворота кольцеобразной детали при появлении износа и во время процесса расцепления муфты можно поднастроить опору для поворотов в соответствии с износом накладок. Для этого в особенно целесообразном исполнении поднастроечное устройство или кольцеобразную деталь этого поднастроечного устройства можно снабдить возрастающими в осевом направлении поднастроечными скосами. Далее, может оказаться целесообразным предусмотреть на кольцеобразной детали контр-скосы, которые можно образовать при помощи проволочного кольца. Это проволочное кольцо может быть вставлено в кольцевую канавку детали и соединено с ней путем геометрического замыкания. Геометрическое замыкание может быть осуществлено в виде защелкиваемого соединения.

Раздвигающие скосы могут взаимодействовать для поднастройки с цилиндрическими или сферическими обкатными телами. Однако особенно целесообразной может быть конструкция, при которой раздвигающие скосы взаимодействуют с соответствующими им раздвигающими контр- скосами, так как тогда путем соответствующего выбора угла подъема этих скосов можно обеспечить самоторможение при осевом сближении скосов. Раздвигающие контр-скосы могут находиться в кольцеобразной детали, которую можно установить между деталью, снабженной раздвигающими скосами и крышкой. Однако, особенно простая конструкция может быть обеспечена путем ввода раздвигающих контр-скосов в корпус. Это можно особенно простым образом осуществить в корпусах из листового металла, в которых раздвигающие контр-скосы можно выдавить штамповкой. При этом выдавливание штамповкой можно осуществить в радиально расположенных участках корпуса.

Для того, чтобы обеспечить экономически выгодное изготовление фрикционной муфты, может далее оказаться целесообразным, если по крайней мере часть поднастроечного устройства изготовить из пластмассы. Такие пластмассовые детали можно изготовить методом литья под давлением. В качестве пластмассы наиболее пригодны термопласты, например полиамид. Применение пластмасс возможно потому, что поднастроечное устройство находится в месте, лишь в малой мере подвергающемся воздействию нагрева. Кроме того, благодаря меньшему весу получается и меньший момент инерции массы.

Согласно другому признаку изобретения поднастроечное устройство можно выполнить таким образом, что в направлении расцепления муфты оно действует по принципу обгонной муфты, тогда как в направлении, противоположном расцеплению, оно является самотормозящимся. Для этого раздвигающие скосы и (или) контр-скосы можно выполнить таким образом, чтобы они имели в осевом направлении угол подъема от 4o до 20o, предпочтительно же порядка 5-12o. В целесообразном исполнении раздвигающие скосы и (или) контр-скосы выполняются таким образом, что в результате фрикционного контакта происходит самоторможение. Однако, самоторможение может быть достигнуто или также поддержано при помощи геометрического замыкания, если например один из скосов сделать мягким, а второй снабдить профилировкой или же оба скоса снабдить профилировкой. В результате этих мероприятий отпадает надобность в применении дополнительных средств для устранения нежелательного возврата в прежнее положение.

Поднастроечное устройство может оказаться особенно целесообразным и простым, если действующее по круговой траектории передвигающее устройство выполнено в виде встроенной с предварительным натяжением пружины, которая воздействует в направлении поднастройки на деталь, снабженную раздвигательными скосами и (или) на деталь, снабженную контр-скосами. Это пружинное воздействие может быть с успехом осуществлено таким образом, что не будет или практически не будет нарушена функция остальных пружин, в частности главной тарельчатой пружины и пружины, воздействующей в радиальном направлении на податливый выступ.

Для многих случаев применения может оказаться целесообразным наличие в поднастроечном устройстве нескольких передвижных поднастроечных элементов, например передвижных в радиальном и (или) тангенциальном направлении поднастроечных клиньев или обкатных тел. Далее может оказаться целесообразным срабатывание поднастроечного устройства в зависимости от частоты вращения. Так, например, можно использовать центробежную силу, действующую на отдельные элементы поднастроечного устройства, для приведения его в действие и(или) для его стопорения при определенных эксплуатационных состояниях двигателя. В частности, можно блокировать поднастроечное устройство средствами, зависящими от центробежной силы, начиная с некоторого определенного значения частоты вращения, что может происходить, например при по крайней мере приближении к частоте вращения холостого ходя или при частоте вращения ниже, чем на холостом ходу, вследствие чего поднастройка при появлении износа осуществляется только при низких частотах вращения. Это имеет то преимущество, что избегаются нежелательные поднастройки, которые могли бы возникнуть из-за вибраций при высоких частотах вращения.

Особенно простую и надежную конструкцию поднастроечного устройства можно обеспечить, подпружинив передвигаемые относительно корпуса детали, снабженные раздвигательными скосами и(или) контр- скосами или участками последних. Если имеется только одна такая деталь с соответствующими скосами или их участками, передвигаемая относительно корпуса, то подпружинивают только ее. Особенно целесообразно при этом создавать пружиной силу в тангенциальном направлении.

Далее, с точки зрения конструкции и функции фрикционной муфты может быть целесообразно, если контрольная пружина, выполненная в виде тарельчатой пружины, опирается своим наружным в радиальном направлении краем на неподвижную в осевом направлении деталь, например, корпус, а своими расположенными ближе к центру участками - на обкатываемый выступ, обращенный в сторону, противоположную крышке. Этот обкатываемый выступ можно также выполнить зацело с контрольной пружиной, т.е. контрольная тарельчатая пружина может быть одновременно и выступом. Для удержания контрольной пружины в натянутом состоянии в корпусе могут быть предусмотрены опорные площадки. Эти опорные площадки можно образовать в виде отдельных присоединенных к корпусу опорных элементов. Однако целесообразно выполнить опорные площадки зацело с корпусом, например, можно предусмотреть в корпусе выдавленные или вырезанные и отогнутые участки, которые поддерживают контрольную пружину в осевом направлении.

С точки зрения функции фрикционной муфты, особенно для уменьшения переменной силы расцепления, в том числе и ее максимального значения, может оказаться особенно целесообразным, если полумуфта, зажимаемая между нажимным и опорным дисками, имеет фрикционные накладки, между которыми предусмотрена так называемая пружинная подвеска, как она например известна из патента DE-OS 3631863. Применением такой полумуфты облегчается приведение в действие фрикционной муфты, в частности процесс расцепления. Это объясняется тем, что в сцепленном состоянии муфты натянутая пружинная подвеска воздействует на нажимный диск силой реакции, направленной против силы, создаваемой на нажимном диске при помощи нажимной тарельчатой пружины или включающе-выключающей тарельчатой пружины. В процессе расцепления нажимный диск, передвигаясь в осевом направлении, сначала отжимается назад под действием натянутой пружинной подвески фрикционных накладок, причем одновременно вследствие предусмотрено в зоне расцепления сравнительно круто падающего участка силовой характеристики нажимной тарельчатой пружины, создаваемая ею сила воздействия на нажимный диск падает. По мере падения силы, с которой нажимная тарельчатая пружина воздействует на нажимный диск, уменьшается также и сила отталкивания, создаваемая пружинной подвеской фрикционных накладок. Сила, действительно нужная для расцепления фрикционной муфты, равна разности между силой отталкивания пружинной подвески и силой нажима тарельчатой пружины. После расслабления пружинной подвески фрикционных накладок, т.е. при отходе нажимного диска от фрикционных накладок (отпускается полумуфта нажимным диском) необходимая сила расцепления определяется фактически нажимной тарельчатой пружиной. Силовую характеристику пружинной подвески фрикционных накладок и силовую характеристику нажимной тарельчатой пружины можно особенно удачным образом взаимно согласовать таким образом, чтобы при отпускании полумуфты нажимным диском, сила, необходимая для воздействия на нажимную тарельчатую пружину, находилась на низком уровне. Следовательно, если осуществить целенаправленно согласование и даже уравнивание силовой характеристики пружинной подвески фрикционных накладок с силовой характеристикой нажимной тарельчатой пружины до отпускания полумуфты нажимным диском, для воздействия на нажимную тарельчатую муфту может потребоваться лишь весьма малая, в предельном случае почти нулевая, сила для преодоления остаточного сопротивления ведомой части привода. Далее, силовую характеристику нажимной тарельчатой пружины можно подобрать таким образом, чтобы после отпускания полумуфты сила, еще создаваемая нажимной тарельчатой пружиной и противодействующая ее повороту или необходимая для поворота нажимной тарельчатой пружины, была очень мала по сравнению с силой, которую эта пружина создает в сцепленном состоянии муфты. Возможны также такие варианты исполнения, при которых при отпускании полумуфты нажимным диском требуется лишь весьма малая или практически нулевая сила для того, чтобы воздействовать на нажимную тарельчатую пружину с целью расцепления муфты. Такие фрикционные муфты можно сконструировать таким образом, чтобы сила переключения находилась в пределах 0-200 Н.

Согласно дополнительному признаку изобретения фрикционную муфту можно сконструировать так, чтобы при отпускании полумуфты нажимным диском осевая сила, создаваемая нажимной тарельчатой пружиной, находилась по крайней мере приблизительно в нулевом диапазоне, причем при продолжении процесса расцепления эта сила может стать отрицательной, т.е. направление действия силы, создаваемой нажимной тарельчатой пружиной, меняется. Это значит, что при полностью расцепленной фрикционной муфте она практически остается сама по себе раскрытой и только путем внешнего силового воздействия можно снова осуществить процесс сцепления.

В дальнейшем изобретение подробнее разъясняется при помощи чертежей, где, в частности, представлены: фиг. 1 - вид спереди на фрикционную муфту согласно изобретению; фиг. 2 - разрез по линии II-II по фиг.1; фиг. 3 - примененное в фрикционной муфте согласно фиг.1 и 2 передвижное кольцо; фиг. 4 - разрез по линии IV-IV по фиг.3; фиг. 5 - примененное в фрикционной муфте согласно фиг.1 и 2 опорное кольцо; фиг. 6 - разрез по линии VI-VI по фиг.5; фиг. 7 и 7а - пружина, создающая силу поворота передвижного кольца; фиг. 8-11 - графики различных силовых характеристик, иллюстрирующих взаимозависимость отдельных пружинных и поднастроечных элементов патентуемой фрикционной муфты; фиг. 12-13 - другой вариант исполнения патентуемой фрикционной муфты, причем на фиг.13 дан разрез по линии XIII согласно фиг.12; фиг. 14 - вид спереди на примененное в фрикционной муфте согласно фиг. 12 и 13 передвижное кольцо; фиг. 15-17 - особенности еще одной фрикционной муфты с поднастроечным устройством; фиг. 18 и 19 - графики различных силовых характеристик, иллюстрирующих взаимодействие нажимной тарельчатой пружины и пружинной подвески фрикционных накладок, а также вызванное этим воздействие на характер изменения силы расцепления фрикционной муфты; фиг. 20 - частичный вид на еще один вариант патентуемой фрикционной муфты; фиг.20а - частичный вид по стрелке А согласно фиг. 20; фиг. 21 - разрез по линии XXI согласно фиг.20; фиг. 22 - частичный вид на передвижное кольцо, применяемое в фрикционной муфте согласно фиг. 20-21; фиг. 23 и 24 - еще один вариант исполнения патентуемой фрикционной муфты; фиг. 25 - вид на передвижное кольцо, которое может быть применено в фрикционной муфте согласно фиг. 12 и 13 или 20-21; фиг. 26-29 - дополнительные варианты исполнения фрикционных муфт; фиг. 30-32 - особенности еще одного варианта исполнения фрикционной муфты, причем на фиг.31 дан частичный вид по стрелке А согласно фиг.30, а на фиг.32 - разрез по линии В-В согласно фиг.31.

В изображенной на фиг.1 и 2 фрикционной муфте имеется корпус 2 и соединенный с ним без возможности относительного проворота, но с возможностью осевого перемещения нажимный диск 3. Между нажимным диском 3 и крышкой 2 в осевом направлении вставлена сжатая нажимная тарельчатая пружина 4, которая может поворачиваться относительно установленной в корпусе 2 опоры 5 и воздействует на нажимный диск 3 в направлении на жестко соединенный с корпусом 2 опорный (прижимной) диск 6, например маховик, причем фрикционные накладки 7 полумуфты 8 зажимаются между фрикционными поверхностями нажимного диска 3 и опорного диска 6.

Нажимный диск 3 соединен с корпусом 2 без возможности относительного проворота при помощи листовых пружин 9, направленных по окружности, т.е. тангенциально. В изображенном варианте исполнения полумуфта 8 имеет так называемые секторные пружинные подвески 10 фрикционных накладок, которые обеспечивают прогрессивное возрастание крутящего момента при включении фрикционной муфты 1, когда они в результате ограниченного осевого сближения обеих фрикционных накладок 7 делают возможным прогрессивное нарастание осевых сил, действующих на фрикционные накладки 7. Однако, можно было бы применить и полумуфту, в которой фрикционные накладки практически жестко закреплены в осевом направлении на несущем диске. В этом случае можно было бы применить "комплект пружинной подвески", т.е. пружинную подвеску, последовательно соединенную с тарельчатой пружиной, например, пружинную подвеску между крышкой и маховиком, между крышкой и прокладкой со стороны крышки, между тарельчатой пружиной и нажимным диском или просто за счет упругости крышки.

В изображенном примере исполнения тарельчатая пружина 4 имеет кольцеобразную основную часть 4а, из которой радиально к центру выходят включающе-выключающие язычки 4b. При этом тарельчатая пружина 4 встроена таким образом, что своими участками, расположенными дальше от центра, воздействует на нажимный диск 3, а участками, расположенными ближе к центру, может поворачиваться вокруг опоры 5.

Опора 5 для поворота содержит два выступа 11, 12, которые в данном случае образованы проволочными кольцами и между которыми тарельчатая пружина 4 удерживается или зажимается в осевом направлении. На выступ 11, предусмотренный на обращенной к нажимному диску 3 стороне тарельчатой пружины 4, воздействует в осевом направлении в сторону корпуса 2 аккумулятор энергии 13. Аккумулятор энергии 13 выполнен в виде тарельчатой пружины или детали 13 типа тарельчатой пружины, которая своим наружным краем 13а упирается в корпус 2, а участками, расположенными ближе к центру, воздействует в осевом направлении на выступ 11 против включающе-выключающей тарельчатой пружины 4 и следовательно в сторону корпуса 2. Тарельчатая пружина 13, вставленная между нажимным диском 3 и включающе-выключающей тарельчатой пружиной 13, имеет наружный кольцеобразный краевой участок 13b, от внутреннего края которого выходят радиально к центру язычки, упирающиеся в выступ 11.

Для подпирания детали 13 типа тарельчатой пружины в изображенном примере исполнения в корпусе 2 закреплены дополнительные средства 14, которые образуют опору для поворотов детали 13 типа тарельчатой пружины. Эти дополнительные средства можно образовать из приваренных или приклепанных секторных деталей 14, которые могут быть равномерно распределены по периметру. Однако, можно средства 14 выполнить в виде кольцеобразной замкнутой детали. Далее, опорные средства 14 можно изготовить задело из корпуса 2, например выдавив выступы на некотором осевом участке корпуса или вырубив в нем язычки, которые после введения и сжатия детали 13 типа тарельчатой пружины можно путем деформации завести под наружный край этой детали. Далее можно между опорными средствами 14 и деталью 13 типа тарельчатой пружины предусмотреть соединение или защелкивание байонетного типа, т. е сначала сжать деталь 13, а затем завести ее наружный в радиальном направлении край за опорное средство 14. После этого путем соответствующего поворота детали 13 типа тарельчатой пружины относительно корпуса можно ввести опорные участки детали 13 в контакт с опорными средствами 14. При этом опорные участки детали 13 типа тарельчатой пружины можно образовать в виде выступов, выходящих радиально наружу из кольцеобразной основной части 13b.

Для предохранения от поворота включающе-выключающей тарельчатой пружины 4 или детали 13 типа тарельчатой пружины, а также для центрирования проволочных колец 11, 12 в корпусе 2 закреплены расположенные в осевом направлении центрирующие элементы в виде приклепанных штифтов 15. Приклепанные штифты 15 имеют выдвинутый в осевом направлении стержень 15а, который проходит сквозь вырез, предусмотренный между соседними язычками 4b тарельчатой пружины, и может быть обхвачен участками 13d соответствующего язычка 13с тарельчатой пружины 13.

Деталь типа тарельчатой пружины или тарельчатая пружина 13 выполняет роль контрольной пружины, которая создает на заданном рабочем пути по крайней мере в основном приблизительно постоянную силу. С помощью этой контрольной пружины 13 определяется приложенная к язычкам 4с сила расцепления муфты, причем всегда обеспечивается по меньше мере приблизительное равновесие между силой, создаваемой на выступе 11 силой расцепления и противодействующей силой, создаваемой на этом выступе тарельчатой контрольной пружиной. Под силой расцепления следует понимать силу, которую прикладывают во время выключения фрикционной муфты к язычкам 4с или к рукоятке расцепления язычков тарельчатой пружины, тем самым противодействуя контрольной пружине 13.

Выступ 12 опоры для поворотов со стороны корпуса опирается в корпусе 2 через поднастроечное устройство 16, предусмотренное в осевом пространстве между тарельчатой пружиной 4 и корпусом 2. Благодаря этому поднастроечному устройству 16 при осевом перемещении выступов 11 и 12 в сторону нажимного диска 3 или опорного диска 6 не может возникнуть нежелательный зазор между выступом 12 и корпусом 2 или между выступом 12 и тарельчатой пружиной 4. Тем самым обеспечивается отсутствие нежелательных мертвых или холостых ходов при переключении фрикционной муфты, благодаря чему достигается оптимальная эффективность действия и тем самым безупречное переключение фрикционной муфты. Осевое перемещение выступов 11 и 12 опоры для поворотов происходит при осевом износе поверхностей трения нажимного диска 3 и опорного диска 6, а также фрикционных накладок 7. Однако при помощи заявленных устройств поднастройка происходит также и при износе выступов 11, 12, примыкающих к ним в осевом направлении участков тарельчатой пружины и при износе тарельчатой пружины на участке опорных выступов нажимного диска (зона 3а) или на примыкающих к ним участках тарельчатой пружины. Принцип автоматической поднастройки опоры 5 для поворотов разъясняется ниже при помощи графиков, представленных на фиг. 8-11.

В поднастроечное устройство 16 входит подпружиненный поднастроечный элемент в виде кольцеобразной детали 17, показанной на фиг. 3 и 4. Кольцеобразная деталь 17 имеет расположенные по окружности и поднимающиеся в осевом направлении раздвигательные скосы 18, распределенные по периметру детали 17. Поднастроечный элемент 17 вставлен в муфту 1 таким образом, что скосы 18 обращены в сторону дна корпуса 2а. На торце поднастроечного элемента 17, противоположном торцу с раздвигательными скосами 18, в кольцевую канавку 19 (фиг. 2) вставлен в виде проволочного кольца выступ 12 опоры для поворотов. При этом канавку 19 можно выполнить таким образом, чтобы выступ 12 в поднастроечном элементе 17 был закреплен и в осевом направлении. Это можно осуществить например таким образом, чтобы по крайней мере некоторые участки поднастроечного элемента 17, примыкающие к канавке 19, прочно удерживали выступ 12 или закрепляли его защелкивающим соединением. Применяя разные материалы для выступа 12 и поднастроечного элемента 17, целесообразно для компенсации различий в тепловом расширении деталей, вызванных большими изменениями температуры, выполнить выступ 12 в виде разомкнутого проволочного кольца, т. е. разрезать его хотя бы в одном месте периметра, благодаря чему станет возможным перемещение проволочного кольца относительно канавки 19 вдоль окружности и проволочное кольцо 12 сможет приспособиться к изменениям диаметра канавки 19.

В изображенном примере исполнения поднастроечный элемент 17 изготовлен из пластмассы, например из жаростойкого термопласта, который можно к тому же армировать волокнами. Благодаря этому поднастроечный элемент 17 можно изготовить простым образом методом литья под давлением. Как уже отмечалось, поднастроечный элемент из пластмассы с малой плотностью обладает меньшим моментом инерции массы, в результате чего уменьшается чувствительность к крутильным вибрациям. Сам выступ опоры для поворота можно было бы тоже изготовить в виде кольца из пластмассы. Однако можно изготовить поднастроечный элемент и в виде листовой штампованной детали или путем спекания. Кроме того, при соответствующем выборе материалов выступ 12 можно изготовить за одно целое с поднастроечным элементом 17. Выступ 11 можно выполнить заодно с контрольной пружиной 13. Для этого на вершинах язычков 13с можно предусмотреть соответствующие выпуклости, например в виде гофра.

Поднастроечное кольцо 17 центрируется осевыми участками 15а заклепанных штифтов 15, равномерно распределенных по периметру. Для этого поднастроечное кольцо 17 имеет центрирующие контуры 20, образованные в выемках 21, проходящих вдоль периметра и расположенных радиально ниже выступа 11. Для образования выемок 21 поднастроечное кольцо 17 снабжено на внутреннем краевом участке радиально выступающими вовнутрь кулачками 22, которые ограничивают собой в радиальном направлении внутренние контуры выемок 21.

Как видно из фиг.3, между равномерно распределенными выемками 21 вдоль периметра расположены раздвигательные скосы 18. Выемки 21 имеют вдоль периметра такую форму, что допускают по крайней мере такой поворот поднастроечного кольца 17 относительно корпуса 2, который обеспечивает в течение всего срока службы фрикционной муфты компенсацию износа, появляющегося на поверхностях трения нажимного диска 3 и опорного диска 6, а также фрикционных накладок, но также и износа самой муфты, т.е. например выступов 11, 12, расположенных между ними участков тарельчатой пружины, выступов на торце нажимного диска (участок 3а) или примыкающих к этим выступам участков тарельчатой пружины 4. Угол этого поднастроечного поворота может в зависимости от формы раздвигательных скосов составлять от 8o до 60o, а предпочтительно находиться в диапазоне 10-30o. В изображенном примере исполнения этот угол поворота составляет около 12o, причем угол подъема 23 раздвигательных скосов тоже находится в диапазоне 12o. Этот угол 23 выбирается таким образом, чтобы трение, возникающее при взаимном прижимании раздвигательных скосов 18 поднастроечного кольца 17 и контр-скосов 24 опорного кольца, изображенного на фиг. 5 и 6, препятствовало проскальзыванию скосов 18 и 24. В зависимости от материала сопряженной пары деталей на участке раздвигательных скосов 18 и контр-скосов 24 угол 23 может находиться в пределах 4-20o.

Поднастроечное кольцо 17 подпружинено в тангенциальном направлении, а именно - в направлении поднастроечного поворота, т.е. в том направлении, в котором при надвигании скосов 18 на контр-скосы 24 опорного кольца происходит осевое перемещение поднастроечного кольца 17 в сторону нажимного диска 3, иначе говоря, в осевом направлении удаление от радиального участка корпуса 2а. В примере исполнения, изображенном на фиг.1 и 2, подпружинивание поднастроечного кольца 17 обе