Прицельно-навигационный комплекс

Реферат

 

Изобретение относится к области авиационного приборостроения, в частности к комплексам бортового оборудования самолетов, обеспечивающих определение координат целей. Достигаемый технический результат - повышение точности определения координат неподвижных целей и координат и составляющих скорости подвижных целей - реализуется тем, что в прицельно-навигационный комплекс, содержащий систему навигации, прицельную систему, индикационно-отрабатывающую систему, задатчик координат ориентиров и времени, блок алгебраического суммирования, блок интеграторов неподвижных целей, блок интеграторов ориентиров, блок интеграторов подвижных целей, введены блок поправок координат неподвижных целей и блок поправок параметров подвижных целей. 1 ил.

Изобретение относится к области авиационного приборостроения, в частности к комплексам бортового оборудования самолетов, обеспечивающего определение координат целей, например, при проведении разведывательных операций.

Известны прицельно-навигационные комплексы определения координат целей, описания которых приведены в книге [1] К.Ф.О'Доннела "Инерциальная навигация", Москва, Наука, 1969 г., стр. 413-421, в книге [2] Р.В.Мубаракшина и др. "Прицельные системы стрельбы", Москва, ВВИА им. Жуковского, 1973, стр. 299-301, в книге [3] О.А. Бабича "Обработка информации в навигационных комплексах", Москва, Машиностроение, 1991 г., стр. 485-191.

В качестве прототипа принимается, описанный в [3] прицельно-навигационный комплекс, содержащий: систему навигации СН, задатчик координат ориентиров и времени ЗКОВ, индикационно-отрабатывающую систему ИОС, прицельную систему ПС, блок алгебраического суммирования БАС, блок интеграторов неподвижных целей БИНЦ, блок интеграторов ориентиров БИО, блок интеграторов подвижных целей БИПЦ.

При определении координат неподвижных целей и координат и скоростей подвижных целей в контурах ПС-БАС-СН-БИНЦ, ПС-БАС-СН-БИПЦ формируются координаты и скорости целей с определяемыми в основном режимами работы СН, погрешностями по координатам от десятков метров до единиц километров и погрешностями по скоростям 0,1 - 1 м/с (см. например, [4], И.И.Помыкаев и др. "Навигационные приборы и системы", Москва, Машиностроение, 1983 г., стр. 396), что является недостатком прототипа.

Техническим результатом, обеспечиваемым при использовании предлагаемого технического решения, является повышение точности определения координат неподвижных целей и координат и составляющих скорости подвижных (особенно наземных и морских) целей.

Достигается технический результат тем, что в комплекс, содержащий систему навигации, прицельную систему, индикационно-отрабатывающую систему, задатчик координат ориентиров и времени, блок алгебраического суммирования, блок интеграторов неподвижных целей, блок интеграторов ориентиров, блок интеграторов подвижных целей, дополнительно введены блок поправок координат неподвижных целей, обеспечивающий формирование точных значений координат обнаруженных неподвижных целей, и блок поправок параметров подвижных целей, обеспечивающий формирование точных значений параметров движения (координат, скоростей, ускорений) обнаруженных подвижных целей по данным блока интеграторов ориентиров.

На чертеже представлена блок-схема предлагаемой системы, содержащей: 1 - система навигации СН, 2 - задатчик координат ориентиров и времени ЗКОВ, 3 - индикационно-отрабатывающая система ИОС, 4 - прицельная система ПС, 5 - блок алгебраического суммирования БАС, 6 - блок интеграторов неподвижных целей БИНЦ, 7 - блок интеграторов ориентиров БИО, 8 - блок интеграторов подвижных целей БИПЦ, 9 - блок поправок координат неподвижных целей БПКНЦ, 10 - блок поправок параметров подвижных целей БПППЦ.

Комплекс работает следующим образом.

В процессе разведывательного полета самолета ПС4 обнаруживает и идентифицирует, например, неподвижную наземную (надводную) цель (или множество таких целей), измеренные координаты этих целей относительно самолета XНСИ = XНС + (здесь XНС - действительные значения координат, высокочастотная центрированная погрешность) с выхода ПС4 поступают на третий вход БАС5, на первый вход которого с выхода CH1 поступают измеренные координаты местоположения самолета где X - действительные значения, = aktk - погрешность типа временного ряда K-й степени с постоянными коэффициентами Ak.

С выхода БИНЦ6 на первый вход БПКНЦ9 и на четвертый вход БАС5 поступают корректирующие сигналы yн, yнpb1, ..., yнpn-1bn-1, где b1,..., bn - постоянные коэффициенты, p - оператор дифференцирования.

В БАС5 по поступившим сигналам формируются: - сигнал измеренного местоположения неподвижной цели (целей) xни = yн + yнpb1 + ... + yнpn-1bn-1, - сигнал откорректированных относительных координат - корректирующий сигнал (при Xн = X + Xнк) который со второго выхода БАС5 поступает на вход БИНЦ6, где формируются сигналы (R = 1+b1p + ... + bnpn).

При этом откуда следует, что при n > k подбором коэффициентов b1,..., bn высокочастотная погрешность подавляется до любой близкой к нулю величины, и после окончания переходного процесса = XНС - этот сигнал поступает на первый выход БАС5.

Сигнал при оговоренных выше условиях, xн = const, в момент времени tн xни = xн + (tн) - этот сигнал измеренных координат цели с погрешностью (tн) также поступает на первый выход БАС5 (например, последовательно с сигналом Сигналы XНИ с первого выхода БАС5 поступают на первый вход ИОС3 (см. например, книгу [4], В.Г.Гришутина "Лекции по авиационным прицельным системам стрельбы", Киев, КВВАИУ, 1980 г., стр. 356) для индикации экипажу, управления самолетом, оружием, трансляции на взаимодействующие самолеты и наземные пункты управления и разведки.

В процессе дальнейшего полета ПС4 обнаруживает и идентифицирует, например, подвижную наземную (надводную) цель (или множество таких целей); измеренные текущие координаты относительно самолета XПСИ = XПС + (здесь XПС - точные значения относительных координат подвижной цели, - высокочастотная центрированная погрешность), с выхода ПС4 поступают на третий вход БАС5 (например, последовательно с XНСИ), на шестой вход которого с выхода БИПЦ8 поступают корректирующие сигналы yп, yп pb1, ..., yпpn-1bn-1, поступающие также на третий вход БПППЦ10.

В БАС5 по поступившим сигнал формируются: - сигнал местоположения подвижной цели (целей) xпи = yп + yпpb1 +... + yпpn-1bn-1 = ryп, - сигнал откорректированных текущих координат - корректирующий сигнал (при XП = X + XПС) который с четвертого выхода БАС5 поступает на вход БИПЦ8, где формируются сигналы (R = 1 + pb1 +pn)bn-1, при этом откуда следует, что, например, при Xп = A0+ A1t + A2t2 (движение подвижной цели с ускорением), n > k, n > 2 и при коэффициентах b1,... bn, обеспечивающих подавление до близких к нулю величин, после окончания переходного процесса Xпс - этот сигнал поступает на первый выход БАС 5 (например, последовательно с сигналом ).

Сигнал при оговоренных выше условиях в части подавления n > k, n > 2 в момент времени tп Xпи = xп(tп) + (tп) - этот сигнал измеренных координат подвижной цели с погрешностью (tп) поступает на первый выход БАС5 (например, последовательность с сигналом XНИ). Сигналы XПИ с первого выхода БАС5 поступают на первый вход ИОС3 для индикации экипажу, управления самолетом, оружием, трансляции на взаимодействующие самолеты и наземные пункты управления и разведки.

В процессе дальнейшего полета ПС4 обнаруживает и идентифицирует наземные неподвижные ориентиры с известными координатами X0, которые с первого выхода ЗКОВ2 поступают на второй вход БАС5. С выхода ПС4 сигналы измеренных относительных координат XОСИ = XОС + (здесь XОС - действительное значение относительных координат) поступают на третий вход БАС5, на пятый вход которого с выхода БИО7 поступают корректирующие сигналы y0, y0pb1, ..., y0pn-1bn-1, поступающие также на вторые входы БПКНЦ9 и БПППЦ10.

В БАС5 по поступившим сигналам формируются: - сигнал откорректированного значения координат местоположения самолета - корректирующий сигнал который с третьего выхода БАС5 поступает на вход БИО7.

Тогда R = 1 + b1p + ... + bnpn, откуда следует, что при n > k соответственно при подавлении до величин, близких к нулю = X, этот сигнал откорректированных координат местоположения самолета поступает на первый выход БАС5, подключенный на первый вход ИОС3 для индикации экипажу, управления самолетом, трансляции на взаимодействующие самолеты и наземные пункты управления.

На третий вход БПКНЦ9 со второго выхода ЗКОВ2 поступают сигналы времени tн и текущего времени t.

БПКНЦ9 по техническому исполнению является арифметическим устройством, выполняющем операции алгебраического суммирования и умножения (см., например, книгу [5] Преснухина Л.Н., Нестерова П.В. "Цифровые вычислительные машины, Москва, Высшая школа, 1981 г., стр. 329). По поступившим сигналам в БПКНЦ 9 осуществляется формирование компенсирующей поправки (tн) и откорректированных координат местоположения цели Xни= yн+yнpb1+...+yнpn-1bn-1= Xн+(tн) (в момент времени tн) Z0 = y0 + y0pb1 + ... + y0pn-1bn-1 = (t); z1 = y0pd1 + ... + y0pn-1dn-1 = d1 = const, ..., dn-1 = const, a0(Z0, ..., Zk,t), a1(Z1, ..., Zk,t), ak, Например, при K = 1, (t) = a0 + a1t, a1 = Z1 соответственно a0 = Z0 - Z1t; (tн) = a0 + a1tн = z0 - z1 (t-tн); Сигнал откорректированных координат местоположения неподвижной цели = XН с выхода БПКНЦ6 поступает на второй вход ИОС3 для индикации экипажу, управления самолетом, оружием и трансляции на наземные пункты управления и разведки.

Со второго выхода ЗКОВ2 сигналы времени tп и текущего времени t поступают на первый вход БПППЦ10, по техническому исполнению являющимся арифметическим устройством ([5], стр. 392), в котором на операциях алгебраического суммирования и умножения формируются компенсирующие поправки и откорректированные параметры подвижной цели - при ее движении с ускорением xп(t) = (A0 + A1t + A2t2): xни(tп) = yпr = xп(tп) + (tп); z0 = y0 + y0 pb1 + ... + y0pn-1bn-1 = (t), z1 = y0pd1 + ... + y0pn-1dn-1 = (здесь e1, . .., en-1, m1,..., mn-1, d, ..., dn-1 - постоянные коэффициенты), a0(z0,..., zk, t), a1(z1,..., zk, t),..., ak (tп) = a0 + a1tп+ ...+ aktпk, (tп) = a1 + 2a2tп + ... + ak k tпk-1, (tп) = 2a2 + ... + ak k(k-1) tпk-2, Сигналы откорректированных параметров подвижной цели с выхода БПППЦ10 поступают на третий вход ИОС3 для индикации экипажу, управления самолетом, оружием, трансляции на наземные пункты управления и разведки.

Таким образом, обеспечивается достижение технического результата - повышение точности определения координат местоположения множества обнаруженных неподвижных целей, параметров движения подвижных целей и, как следствие этого, повышение боевой эффективности применения самолетов в текущей и последующих боевых операциях.

Формула изобретения

Прицельно-навигационный комплекс, содержащий блок алгебраического суммирования и подключенные выходами к его первому-шестому входам систему навигации, задатчик координат ориентиров и времени, прицельную систему, блок интеграторов неподвижных целей, блок интеграторов ориентиров, блок интеграторов подвижных целей, а также индикационно-отрабатывающую систему, на вход которой подключен первый выход блока алгебраического суммирования, второй, третий и четвертый выходы которого подключены соответственно к входам блока интеграторов неподвижных целей, блока интеграторов ориентиров и блока интеграторов подвижных целей, отличающийся тем, что в него дополнительно введены блок поправок параметров подвижных целей и блок поправок координат неподвижных целей, выход которого подключен к второму входу индикационно-отрабатывающей системы, на третий вход которой подключен выход блока поправок параметров подвижных целей, на первый, второй и третий входы которого подключены соответственно второй выход задатчика координат ориентиров и времени, выход блока интеграторов ориентиров и выход блока интеграторов подвижных целей, а на первый, второй и третий входы блока поправок координат неподвижных целей подключены соответственно выход блока интеграторов неподвижных целей, выход блока интеграторов ориентиров и второй выход задатчика координат ориентиров и времени.

РИСУНКИ

Рисунок 1