Устройство передачи крутящего момента

Реферат

 

Изобретение относится к устройству передачи крутящего момента. Устройство снабжено по меньшей мере двумя инерционными массами, имеющими возможность прокручивания относительно друг друга с помощью подшипниковой опоры в направлении против действия демпфирующего устройства с двумя действующими в окружном направлении аккумуляторами энергии. Одна из инерционных масс имеет возможность соединения с приводным валом двигателя внутреннего сгорания, а другая - с приводным валом коробки передач. Технический результат - увеличение площади фрикционного воздействия муфты при сохранении компактности размеров агрегата в целом. 135 з.п.ф-лы, 14 ил.

Изобретение относится к устройству передачи крутящего момента по меньшей мере с двумя инерционными массами, имеющими возможность кручения относительно друг друга через подшипник против воздействия амортизирующего устройства, снабженного действующими по окружности аккумуляторами энергии, из которых одна - первая - может соединяться с приводным валом двигателя внутреннего сгорания, другая - вторая - через фрикционную муфту с приводным валом коробки передач.

В основу настоящего изобретения была положена задача создания устройств передачи крутящего момента, которые отличались бы незначительной потребной площадью как в аксиальном, так и в радиальном направлениях. Далее, они должны были бы открыть возможность для реализации по возможности большего активного диаметра фрикционного воздействия для фрикционной муфты при сохранении компактности размеров агрегата в целом при соблюдении необходимого диаметра фрикционного воздействия. Далее задача изобретения состояла в увеличении срока службы подобного устройства передачи крутящего момента и в создании по возможности надежных условий для его использования в автомобилях.

Эта цель достигается в соответствии с изобретением за счет того, что аккумуляторы энергии размещены радиально внутри фрикционной поверхности фрикционной муфты в камере, которая представляет собой в основном закрытую камеру и простирается в направлении окружности.

Следующая задача, лежащая в основе изобретения, заключается в обеспечении возможности наипростейшего крепления устройства передачи крутящего момента в качестве конструктивной единицы на приводном валу двигателя внутреннего сгорания. И кроме того, должна быть создана возможность для дешевого и экономичного изготовления и такой же сборки подобных устройств передачи крутящего момента.

Далее, в основе изобретения лежала задача уменьшения числа отдельных деталей и экономия природных ресурсов за счет использования минимального количества материала и снижения количества отходов, а также сохранение окружающей среды путем уменьшения циклов обработки, экономии электроэнергии и снижения количества используемых при обработке материалов.

Следующая задача изобретения состоит в защите узлов устройства передачи крутящего момента от воздействия сверхвысоких моментов и в предотвращении передачи этих сверхвысоких моментов в коробку передач, установленную позади устройства передачи крутящего момента.

Преимущество устройства передачи крутящего момента в соответствии с изобретением заключается в том, что камера ограждает аккумулятор энергии по меньшей мере во внешней радиальной зоне.

Далее, целесообразность можно усмотреть в том, что камера по меньшей мере в радиальной наружной зоне примыкает к контуру аккумулятора энергии.

В качестве преимущества исполнения устройства передачи крутящего момента в соответствии с изобретением можно рассматривать тот факт, что камеру образуют по меньшей мере две стенки, из которых по меньшей мере одна связана со второй инерционной массой.

В общем и целом целесообразность может заключаться в том, что по меньшей мере одна из стенок камеры несет вторую инерционную массу.

Преимуществом для устройства передачи крутящего момента согласно изобретению может быть, например, если в зависимости от потребностей подшипник будет выполнен как подшипник скольжения или же в других случаях как подшипник качения.

Преимуществом является и то, что аккумуляторы энергии образованы с использованием винтовых пружин, причем целесообразно также использовать цилиндрические пружины с двухсторонней навивкой и прямыми концами.

Что касается устройства передачи крутящего момента в соответствии с изобретением, то может оказаться целесообразным, если камера по меньшей мере в радиальном направлении внутри будет герметизирована и по меньшей мере частично наполнена сухим смазочным средством, как, например, графитовым порошком, причем целесообразно герметизировать камеру с помощью лабиринтного уплотнения, т.е. от проникновения пыли.

Устройство передачи крутящего момента может иметь преимущественное исполнение, состоящее в том, что камера будет по меньшей мере герметизирована и частично наполнена вязкой /пастообразной средой, в результате чего пространство для смазки, образованное камерой, будет располагаться радиально внутри поверхностей трения фрикционной муфты.

Далее может оказаться целесообразным, если подшипник будет установлен внутри камеры, в результате чего подшипник будет находиться в контакте со смазочным средством, или же внутри пространства для смазки.

В общем плане преимущество может состоять в радиальном размещении подшипника внутри аккумуляторов энергии.

Преимущественная форма исполнения устройства передачи крутящего момента в соответствии с изобретением может предусматривать вариант, когда накладка, образующая вторую стенку камеры, будет радиально вне аккумуляторов энергии жестко, например, сваркой или отбортовкой, связана с накладкой, образующей одну стенку камеры, причем опять же является целесообразным герметизация соединения с использованием кольца круглого сечения между стенками камеры.

Устройство передачи крутящего момента в соответствии с изобретением может также отличаться тем, что накладки, образующие стенки камеры, могут иметь зоны нагружения для аккумуляторов энергии, причем целесообразным является исполнение, когда зоны нагружения могут быть образованы аксиальными, направленными навстречу друг другу выдавленными канавками, которые в аксиальном направлении могут выступать аксиально в промежутках между аккумуляторами энергии.

Особое преимущество имеет тот факт, что в устройстве передачи крутящего момента по изобретению накладки связаны со второй инерционной массой, причем может оказаться целесообразным, если накладки будут шарнирно закреплены на той стороне второй инерционной массы, которая повергнута в сторону от фрикционной поверхности, то есть подхватывают сзади пластину противодавления.

Накладки могут быть соединены со второй инерционной массой с геометрическим замыканием, с фрикционным стопорением или же с силовым замыканием.

В общем и целом в случае устройства передачи крутящего момента особое преимущество состоит в том, что орган ограничения крутящего момента или же проскальзывающая муфта установлены на пути передачи усилия таким образом, что поток крутящего момента - если смотреть от двигателя - течет от первой инерционной массы через фланцевую деталь, входящую в камеру и нагружающую аккумулятор энергии, к аккумуляторам энергии, оттуда к стенкам камеры, оттуда к фрикционной поверхности органа ограничения крутящего момента, расположенной в радиальном направлении вне аккумуляторов энергии, но входящей, однако же, во фрикционную зону фрикционной муфты, которая незначительно выступает наружу в радиальном направлении, а оттуда ко второй инерционной массе.

Далее преимуществом может быть то, что соединение с фрикционным стопорением имеет предварительный натяг в осевом направлении, причем одна тарельчатая пружина может создавать осевое усилие, необходимое для предварительного натяга в осевом направлении.

Целесообразным может быть и тот факт, что это осевое усилие может меняться вследствие воздействия тарельчатой пружины, причем преимущество может состоять в том, что действие тарельчатой пружины осуществляется за счет первой инерционной массы. При этом исполнительный орган может быть выполнен заодно с первой инерционной массой.

Преимущество может состоять и в том, что у устройства передачи крутящего момента согласно изобретению накладки связаны со второй инерционной массой при использовании фрикционного материала в качестве промежуточного слоя, причем фрикционный материал может, кроме того, образовывать термическую изоляцию.

Далее, в качестве преимущества может выступать и то, что накладка, образующая стенку камеры, установлена на подшипнике или же может опираться на подшипник.

Особое преимущество устройства передачи крутящего момента может заключаться в том, что, с другой стороны, аккумуляторы силы опираются на нагруженные зоны, расположенные на входящем (входящих) в камеру фланца (фланцах), который (которые) в радиальном направлении внутри аккумуляторов энергии связан (связаны) с первой инерционной массой, причем целесообразность может состоять в том, что соединение фланцев или фланца с первой инерционной массой осуществляется при использовании крепежных болтов, служащих для соединения первой инерционной массы или соответственно устройства передачи крутящего момента с приводным валом двигателя внутреннего сгорания.

Целесообразная форма выполнения устройства передачи крутящего момента в соответствии с изобретением может предусматривать два фланца, которые жестко связаны друг с другом в зоне их наружных диаметров.

Преимущество может состоять, кроме того, в том, что два фланца в зоне болтов, служащих для крепления устройства на коленчатом валу, прилегают друг к другу.

В качестве целесообразного можно рассматривать и такой факт, как то, что оба фланца в радиальной зоне расположены между крепежными болтами и своим наружным диаметром в осевом направлении на расстоянии друг от друга.

В общем и целом для устройств передачи крутящего момента может представлять особое преимущество тот факт, что нагружаемые зоны фланцев, связанных с первой инерционной массой или соответственно фланца, связанного с ней, должны быть подогнаны к аккумуляторам энергии, образованным винтовыми пружинами, концевые витки которых выполнены в основном одинаковыми со средними витками. Концы пружины при этом не шлифуются, а только лишь отделяются или "обрубаются".

Далее может выглядеть целесообразным распределение зон нагружения фланца или фланцев по ступеням для внутренних и наружных пружин.

Преимущество может состоять также в том, что накладки имеют распределенные по ступеням зоны нагружения для встроенных друг в друга внутренних и наружных пружин, причем эти зоны нагружения целесообразным образом могут быть образованы двойным втягиванием.

В устройстве передачи крутящего момента в соответствии с изобретением преимущество может состоять в том, что первая инерционная масса и фланец сцентрированы относительно друг друга непосредственно в процессе подгонки.

Преимущество может состоять в том, что фланец имеет центрирующее седло для центрирования устройства передачи крутящего момента на приводном валу двигателя внутреннего сгорания.

Для монтажа устройства передачи крутящего момента согласно изобретению, например, может быть целесообразно, если на фланце установлен подшипник.

Особое преимущество представляет тот факт, что устройство передачи крутящего момента согласно изобретению имеет два фланца для нагружения аккумуляторов энергии, из которых один служит для крепления устройства передачи крутящего момента на приводном валу двигателя внутреннего сгорания, для его центрирования на приводном валу, для установки подшипника и для центрирования первой инерционной массы.

Преимущественная форма исполнения устройства передачи крутящего момента согласно изобретению может иметь уплотнение камеры, расположенное в радиальном направлении внутри нее, причем уплотнение осуществляется соответственно посредством детали типа тарельчатой пружины, которая взаимодействует, с одной стороны, с накладкой, образующей стенку камеры, или с деталью, связанной с этой накладкой, а с другой стороны, с фланцем, граничащим с этой накладкой, или с деталью, связанной с этим фланцем.

Целесообразно, например, для устройства передачи крутящего момента, изготовленного в форме предварительно смонтированного модуля, может быть, если для фиксации крепежных болтов служит связанная с фланцем деталь, которая взаимодействует с уплотнением, выполненным по типу тарельчатой пружины.

Преимуществом может обладать форма исполнения, в которой накладка имеет выемки для прохода крепежных болтов или соответственно для прохода инструмента, служащего для манипулирования крепежными болтами, причем целесообразность опять же может заключаться в том, что выемки окружены буртиком, который может взаимодействовать с одним из уплотнений, выполненных по типу тарельчатой пружины.

Уплотнения, выполненные по типу тарельчатой пружины, могут, кроме того, представлять собой фрикционное демпферное устройство, которое может быть реализовано с небольшими затратами.

Преимущественная форма исполнения устройства передачи крутящего момента в соответствии с изобретением может отличаться тем, что аккумуляторы энергии или камера и фрикционная поверхность фрикционной муфты, размещенная на второй инерционной массе, расположены в той же самой осевой зоне, т.е. перекрывая друг друга в осевом направлении.

Следующее преимущество, например, в части компактности агрегата в целом, может заключаться в том, что подшипник и головки крепежных болтов расположены в одной и той же осевой зоне.

Особое преимущество устройства передачи крутящего момента согласно изобретению может заключаться в том, что аккумуляторы энергии (или камера) размещены (размещена) в радиальном направлении между головками крепежных болтов и фрикционной поверхностью фрикционного сцепления, расположенной на второй инерционной массе.

Целесообразность может состоять в том, что в устройстве передачи крутящего момента согласно изобретению на стороне камеры, обращенной к головкам крепежных болтов, предусмотрена стенка.

И совсем в общих чертежах особенно преимущественная форма исполнения устройства передачи крутящего момента может характеризоваться радиальной последовательностью по меньшей мере четырех из семи следующих узлов: - профиль вала коробки передач - подшипник - головки крепежных болтов - радиальная внутренняя стенка камеры - аккумулятор энергии - радиальная наружная стенка камеры - фрикционная поверхность второй инерционной массы, причем расположение деталей может происходить в различных зонах диаметров, которые не перекрываются.

Далее целесообразным может быть то, что (по меньшей мере четыре) узла в одной и той же осевой зоне.

В случае устройства передачи крутящего момента согласно изобретению преимущество может состоять в том, что подшипник размещен в радиальном направлении внутри головок крепежных болтов.

Размещение головок крепежных болтов между подшипником и аккумуляторами энергии может также иметь преимущество, как, например, конструкция устройства передачи крутящего момента, при которой аккумуляторы энергии и головки крепежных болтов размещены рядом друг с другом и в одной и той же осевой зоне.

Более того, целесообразность может состоять в том, что стенка, образующая камеру (образующая вместе с другими элементами камеру), размещена радиально между аккумуляторами энергии и головками крепежных болтов.

Для некоторых случаев применения преимуществом может быть то, что подшипник размещен радиально вне головок крепежных болтов.

Особое преимущество устройства передачи крутящего момента согласно изобретению может заключаться в том, что аккумуляторы энергии демпфирующего устройства имеют соотношение между длиной и диаметром как 4 - 10: т.е. имеют большое соотношение между длиной и диаметром.

Следующее преимущество состоит в том, что аккумуляторы энергии простираются по зоне окружности, которая составляет 70 - 90%, но преимущественно 80 - 90%.

Целесообразность может проявляться в том, что по меньшей мере один аккумулятор энергии занимает сектор окружности, больший чем 140o.

В случае устройства передачи крутящего момента согласно изобретению особое преимущество может состоять в том, что аккумуляторы по меньшей мере приблизительно имеют такой радиус кривизны, который соответствует условиям их монтажа.

Устройство передачи крутящего момента согласно изобретению в различных формах исполнения может иметь множество пружинных ступеней.

В общем и целом в случае устройства передачи крутящего момента особое преимущество может состоять в том, что у аккумуляторов энергии в форме винтовых пружин их конечные намотки в основном соответствуют намоткам пружины, расположенным между ними, то есть они не зашлифованы и не уложены, а лишь разделены или "обрублены" в зоне одной плоскости приблизительно перпендикулярно к сечению проволоки.

Устройство передачи крутящего момента согласно изобретению может быть целесообразным образом снабжено элементом защиты от насоса, размещенным между аккумуляторами энергии и стенкой камеры, расположенной в радиальном направлении снаружи, на который под действием по меньшей мере центробежной силы опираются аккумуляторы энергии.

В случае устройства передачи крутящего момента согласно изобретению целесообразным может оказаться тот факт, что крышка фрикционного сцепления центрируется на второй инерционной массе.

Далее преимущество состоит в том, что крышка фрикционного сцепления охватывает в осевом направлении вторую инерционную массу, причем крышка фрикционного сцепления может быть сцентрирована на второй инерционной массе своей в осевом направлении протянувшейся зоной, охватывающей инерционную массу.

Целесообразным в случае устройства передачи крутящего момента может быть то, что крышка связана посредством сварного соединения жестко, т.е. неразделимо, со второй инерционной массой.

Для других форм исполнения целесообразным может быть то, что крышка связана со второй инерционной массой с возможностью разъединения, например, посредством болтов или штифтов.

Целесообразность может состоять также в том, чтобы устройство передачи крутящего момента имело бы такое исполнение, при котором крышка сама по себе имела бы возможность разъединения, например, аналогично тому, как это описано в немецкой заявке на выдачу патента P 4232320, для того, чтобы она могла бы, например, заменить диск сцепления.

В устройстве передачи крутящего момента в соответствии с настоящим изобретением преимущество может заключаться в том, что несущий щиток диска сцепления фрикционного сцепления по меньшей мере в основном подогнан к контуру камеры.

Соответствующие устройства передачи крутящего момента могут преимущественным образом быть снабжены щитком и/или контуром, предохраняющим от смазочных средств, которые устанавливаются на несущем щитке диска сцепления и/или на накладке, обращенной к этому диску и образующей стенку камеры, в зоне выемок, выполненных в накладке.

Целесообразным может оказаться тот факт, что несущий щиток диска сцепления имеет выемки, через которые пропускаются крепежные болты или инструмент для манипулирования крепежными болтами.

Что касается устройства передачи крутящего момента, у которого нажимной диск фрикционного сцепления нагружается тарельчатой пружиной, имеющей кольцеобразное базовое тело и язычки, то преимущество в этом случае заключается в том, что контур тарельчатой пружины подгоняется к контуру несущего щитка диска сцепления по меньшей мере в положении, в котором тарельчатые пружины и несущий щиток приближены друг к другу, причем тарельчатая пружина ради целесообразности может иметь в зоне своих язычков выемки, предназначенные для прохода крепежных болтов или для прохода инструмента для манипулирования крепежными болтами.

В общем и целом преимущество устройства передачи крутящего момента может заключаться, в частности, в том, что тарельчатые пружины имеют выемки для прохода кулачков нажимного диска, установленных на нажимном диске муфты сцепления, причем выемки могут быть образованы самым простым образом за счет по меньшей мере частичного отпадения язычков.

Особое преимущество устройства передачи крутящего момента может заключаться в том, что листовые пружины, которые жестко, но с возможностью смещения в осевом направлении, соединяют нажимной диск с крышкой фрикционного сцепления, размещаются на стороне крышки, повернутой от нажимного диска.

Далее, что касается, например, осевого монтажного пространства, то целесообразность состоит в том, что нажимной диск со своей стороны, противолежащий фрикционной поверхности, согласован с контуром опоры тарельчатой пружины, расположенной со стороны крышки, так, например, имеет углубление, в которое по меньшей мере частично в осевом направлении входят опорные средства тарельчатых пружин (проволочное кольцо/проволочные кольца и его/их средства для удержания) в выдвинутом состоянии нажимного диска.

Преимущество может заключаться также и в том, что нажимной диск и детали опоры тарельчатой пружины, расположенной со стороны крышки, перекрывают друг друга в осевом и радиальном направлении в выдвинутом положении фрикционного сцепления таким образом, что опора тарельчатой пружины может входить в соответствующие углубления нажимного диска.

Преимущественная форма исполнения устройства передачи крутящего момента согласно изобретению может быть выполнена таким образом, что опора тарельчатой пружины, расположенная со стороны крышки, образуется пластинами, выполненными заодно с крышкой, причем нажимной диск по причине целесообразности со своей стороны, противолежащей фрикционной поверхности, может быть приспособлен к контуру пластин.

Далее особое преимущество состоит в том, что в устройстве передачи крутящего момента по изобретению первая инерционная масса согласована по меньшей мере частично с контуром зон камеры, обращенных к ней.

Преимущество, например, в части расходов, может заключаться в том, что первая инерционная масса изготавливается преимущественно из листа (листовых деталей).

Кроме того, может оказаться целесообразным, если первая инерционная масса несет зубчатый обод венца маховика.

Зубчатый обод венца маховика может быть образован преимущественным образом гофрированной листовой деталью, стенки которой прилегают друг к другу, как это, например, описано в немецкой заявке P 4315209.

Целесообразно также выполнять зубчатый обод венца маховика заодно с первой инерционной массой.

Для повышения первичного момента инерции имеет преимущество тот факт, что первая инерционная масса устройства передачи крутящего момента имеет массивное кольцо, причем массивное кольцо может быть образовано литой деталью либо гофрированной листовой деталью.

Особое преимущество в устройстве передачи крутящего момента согласно изобретению может заключаться в том, что массивное кольцо охватывает осевую зону крышки картера сцепления и перекрывает ее по меньшей мере частично в осевом направлении.

Преимущество может заключаться также в том, что демпфирующее устройство устройства передачи крутящего момента содержит нагружаемое фрикционное устройство, причем оно может располагаться преимущественно в радиальном направлении вне аккумуляторов энергии или же в радиальном направлении вне среднего диаметра трения фрикционного сцепления.

В общем и целом, в части устройств передачи крутящего момента преимущество может заключаться в том, что нагружаемое фрикционное устройство содержит по меньшей мере одну фрикционную деталь с двумя поверхностями трения, расположенными в радиальном направлении на расстоянии друг от друга.

Кроме того, фрикционная деталь может иметь фрикционное соединение с первой информационной массой.

Целесообразным может быть также тот факт, что фрикционная деталь может нагружаться деталью второй инерционной массы.

У таких фрикционных устройствах преимущество может заключаться в том, что фрикционные детали и нагружающие детали по периметру имеют зазор.

При этом может быть предусмотрено несколько фрикционных деталей с различным зазором относительно нагружающих деталей.

Целесообразная конструкция устройства передачи крутящего момента может предусматривать вариант, когда расположенная в осевом направлении зона крышки фрикционного сцепления является составной частью нагружаемого фрикционного устройства.

Далее преимущество может составлять тот факт, что материальное кольцо первой инерционной массы используется как составная часть нагружаемого фрикционного устройства.

Нагружаемое фрикционное устройство может быть преимущественным образом размещено в зоне, в которой массивное кольцо охватывает зону крышки картера сцепления.

Например, для функционирования гистерезисного устройства может иметь преимущество тот факт, что нагружаемое фрикционное устройство по меньшей мере имеет один аккумулятор энергии, причем этот аккумулятор энергии может действовать в радиальном направлении.

Преимущество устройства передачи крутящего момента согласно изобретению состоит в том, что нагружаемое фрикционное устройство может быть образовано по меньшей мере одним размещенным в первой инерционной массе фрикционным башмаком, причем целесообразно этот амортизационный башмак пристегнуть.

При этом преимущество может заключаться в том, что нагружаемое фрикционное устройство имеет множество распределенных по периметру фрикционных башмаков.

К примеру, для названных фрикционных свойств может иметь преимущество тот факт, что по меньшей мере одна фрикционная поверхность (несколько фрикционных поверхностей) одного фрикционного башмака /нескольких фрикционных башмаков выполнена/ выполнены из искусственного материала, такого как, например, PTFE, PEEK, PA6.6.

Для увеличения, например, срока службы устройства передачи крутящего момента согласно изобретению особое преимущество может составить тот факт, что несущий щиток диска сцепления и/или тарельчатые пружины будут иметь дополнительные выемки, в частности, для осуществления вентиляции устройства передачи крутящего момента.

Далее, к тому же может быть целесообразно предусматривать вентиляционные отверстия в осевой или же в радиальной области крышки фрикционного сцепления.

Преимущество может также состоять в наличии вентиляционных отверстий в первой инерционной массе или же во второй инерционной массе - там радиально вне камеры.

Устройство передачи крутящего момента согласно изобретению может отличаться преимущественным образом наличием вентиляции с помощью потока воздуха, проходящего через несущий диск диска сцепления, вдоль стенки камеры, через отверстия во второй инерционной массе вне камеры в направлении первой инерционной массы.

С целью дальнейшего улучшения температурных условий устройство передачи крутящего момента согласно изобретению может иметь вентиляционные отверстия в первой инерционной массе, предназначенные для потока воздуха, направляемого на стенку камеры и проходящего вдоль второй инерционной массы.

Далее преимущество может состоять в том, что вентиляционные отверстия предусмотрены в первой инерционной массе для потока воздуха, направляемого на вторую инерционную массу.

Преимущественная форма исполнения устройства передачи крутящего момента может иметь увеличенную площадь поверхности для улучшения отвода тепла на стороне второй инерционной массы, обращенной от фрикционной поверхности, или же на стороне нажимного диска, обращенной от фрикционной поверхности, которая может быть образована, к примеру, выдавленными углублениями, раззенкованными углублениями, выполненными кольцевой фрезой.

Целесообразным является исполнение, где увеличенные поверхности и/или вентиляционные отверстия выполнены в форме лопастей вентилятора.

Преимущественная форма исполнения устройства передачи крутящего момента согласно изобретению может быть выполнена таким образом, что устройство передачи крутящего момента вместе с фрикционным сцеплением и фрикционным диском будет образовывать единый предварительно смонтированный узел, который, как таковой, прикрепляется с помощью крепежных болтов на приводной вал двигателя внутреннего сгорания на стороне, которая обращена от двигателя, причем в случае необходимости крепежные болты могут оставаться внутри узла, что обеспечивает их сохранность.

Устройство передачи крутящего момента согласно изобретению может быть выполнено преимущественным образом как с фрикционной муфтой в качестве так называемой нажимной муфты, так и с такой же муфтой в качестве так называемой вытянутой муфты.

В общем и целом в части устройств передачи крутящего момента преимущество может состоять в том, что вторая инерционная масса, орган ограничения крутящего момента/проскальзывающая муфта и аккумуляторы энергии, действующие по окружности, расположены соосно в радиальном направлении, причем аккумуляторы энергии могут быть размещены в камере, которая в основном закрыта и простирается в направлении по окружности.

Целесообразная форма исполнения устройства передачи крутящего момента согласно изобретению может отличаться соосным в радиальном направлении расположением опоры.

Преимущественная форма устройства передачи крутящего момента может быть выполнена таким образом, что орган ограничения крутящего момента/проскальзывающая муфта будет расположен в радиальном направлении между аккумуляторами энергии и второй инерционной массой.

Сущность изобретения поясняется ниже чертежами, на которых показано: На фиг. 1- разрез устройства передачи крутящего момента согласно изобретению.

На фиг. 2 - частичный вид устройства передачи крутящего момента согласно изобретению в направлении стрелки 11 на фиг. 1.

На фиг. 3 - вид возможного размещения пружин.

На фиг. 4 - частичный разрез, показывающий расположение фрикционного устройства.

На фиг. 3 - фрикционный башмак в другой форме исполнения для фрикционного устройства по фиг. 4.

На фиг. 6 и 8 - разрезы или частичные разрезы других форм исполнения устройств передачи крутящего момента согласно изобретению.

На фиг. 9 - упрощенный частичный вид в направлении стрелки IX на фиг. 8.

На фиг. 10 - частичный разрез другого вида исполнения устройства передачи крутящего момента - фиг. 11 - частичный разрез по стрелке XI на фиг. 10.

На фиг. 12 - частичный разрез по стрелке XII на фиг. 10.

На фиг. 13 и 14 - частичные разрезы других видов исполнения устройств передачи крутящего момента согласно изобретению.

На фиг. 1 изображен разделенный на две части маховик 1, снабженный первой или первичной инерционной массой 2, закрепляемой на неизображенном коленчатом валу двигателя внутреннего сгорания, а также второй или вторичной инерционной массой 3. На этой второй инерционной массе 3 закреплено фрикционное сцепление 4 при использовании в качестве прокладки диска сцепления 5, с помощью которого может осуществляться сцепление или расцепление также неизображенной коробки передач. Диск сцепления 5 изображен в своем неподвижном исполнении и служит в качестве примера. Этот диск сцепления 5 может, к примеру, иметь и другие формы конструктивного исполнения, которые содержат фрикционные и/или демпфирующие элементы и могут быть оснащены также подвеской с накладкой.

Инерционные массы 2 и 3 установлены в данном случае с включением между ними жестко соединенных узлов с возможностью относительно друг друга посредством подшипниковой опоры 6, которая размещена в данном приведенном примере в радиальном направлении внутри резьбовых отверстий 7, предназначенных для крепежных болтов 8 при осуществлении монтажа первой инерционной массы 2 или соответственно всего устройства 1 передачи крутящего момента на приводном валу двигателя внутреннего сгорания. Представленный здесь однорядный шарикоподшипник 6 имеет уплотнительную крышку 6a с камерой для хранения смазочного вещества, причем эта уплотнительная крышка 6a одновременно служит теплоизоляцией, уменьшая поток тепла от второй инерционной массы 3 к подшипнику 6 или предотвращая образование теплового моста. Между обеими инерционными массами 2 и 3 действует демпфирующее устройство 9, которое в данном случае имеет винтовые нажимные пружины 10, размещенные в кольцеобразном пространстве 11, образующем тороидальную зону 12. Примененные и изображенные здесь винтовые нажимные пружины 10 могут быть заменены другими аккумулирующими энергию элементами, имеющими другое исполнение, как, например, витыми изгибными пружинами. Кольцеобразное пространство 11 заполнено при этом по меньшей мере частично сухим смазочным средством, таким как, например, графитовый порошок или что-либо подобное, или пастообразной вязкой средой, как, например, масло или смазка.

Первичная инерционная масса 2 имеет деталь 13b, которая может быть изготовлена преимущественно из листового материала или способом вытяжки, причем эта деталь 13 служит для крепления первой инерционной массы 2 всего разделенного на две части маховика 1 на приводном валу двигателя внутреннего сгорания или же на валу, связанном с приводным валом. Деталь 13 образует зону 14, имеющую форму фланца и простирающуюся в основном и радиальном направлении, внутри несет фланец 15; простирающиеся в радиальном направлении зоны 15a фланца 15, снабженные выемками 7, имеют коаксиальные резьбовые или сквозные отверстия, предназначенные для крепежных болтов 8. Одноразрядный подшипник качения 6 установлен своим внутренним кольцом 16 на наружной боковой поверхности или на несущем ободе на осевом концевом участке 15b фланца 15. На наружное кольцо 17 подшипника качения подшипниковой опоры 6 опирается вторая инерционная масса 3.

Зона 14, простирающаяся в основном радиально, в радиальном направлении снаружи переходит в чашеобразную зону 18, расположенную в осевом направлении на стороне двигателя внутреннего сгорания, которая затем в радиальном направлении снаружи вновь переходит в радиально простирающуюся зону, которая расположена в осевом направлении на расстоянии от двигателя внутреннего сгорания и образует зубчатый обод венца 19. Для образования зубчатого обода венца маховика 19 материал листового тела 13 в радиально расположенной наружной зоне деформируется с образованием складок, в результате чего вновь образуется колено 20, направленное радиально вовнутрь и прилегающее своей стенкой к радиально расположенному участку листового тела 13. Профиль или зубчатый венец зубчатого обода маховика 19 может быть выполнен после образования складок листа в этой листовой фасонной детали. Этот профиль может быть выполнен металлорежущей обработкой, как, например, фрезерованием или же прошиванием. Профиль зубчатого обода маховика 19 может быть образован также тиснением. Затем профиль может быть выполнен методом штамповки. Другая возможность изготовления таких профилей заключается в том, что они вырезаются лучами, обладающими большой энергией, например лазерными лучами. Преимуществом в данном случае может быть тот факт, что по меньшей мере в зоне профиля или же зубчатого венца зубчатого обода маховика 19 соответствующие листовые фасонные детали будут иметь большую твердость, чем в других зонах. Такое частичное увеличение твердости, т.е. увеличение твердости на отдельных участках, может быть достигнуто путем индуктивной закалки или цементирования.

Для увеличения момента инерции масс маховика 1 с двумя массами, вращающимися вокруг своей оси вращения, первичная инерционная масса 2, соединенная с двигателем внутреннего сгорания, имеет массивное кольцо 21. Массивное кольцо 21 образовано листовым телом, имеющим два колена 22 и 23, направленных в осевом направлении, а также два колена 24 и 25, направленных в радиальном направлении, таким образом материальное кольцо имеет L-об