Транспортное судно-тримаран

Реферат

 

Изобретение относится к судостроению, а именно к конструкции судов, предназначенных для перевозки грузов, принимаемых из воды. Транспортное судно-тримаран содержит средний корпус с двойными стенками. Днище среднего корпуса выполнено в виде перемещающихся створок. Судовые энергетические установки размещены во всех трех корпусах. Судно содержит различное крановое оборудование для поднятия грузов и предметов со дна. Достигается расширение габаритных размеров грузов, принимаемых на погрузку для транспортировки по морю, до величин, соразмерных с размерами трюма. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к судостроению, а конкретно к конструкции судов и их трюмов, предназначенных для перевозки грузов, принимаемых из воды.

Известны суда для перевозки грузов (US 4348972 A, SU 1217717 A, SU 1625768 А и FR 2533192 А), включающие основной корпус, подъемно-разгрузочные приспособления и другое палубное оборудование, а также вспомогательные корпуса по бокам основного корпуса, служащие для увеличения устойчивости и грузоподъемности судна.

Недостатком ранее известных технических решений являются малая маневренность судна, особенно при малых скоростях, большой инерционный путь торможения, относительно малая скорость грузообработки.

Цель настоящего изобретения - расширить диапазон скоростей судна, а значит повысить скорость доставки грузов и пассажиров, усовершенствовать операции грузообработки, свести погрузочно-разгрузочные операции судна к одной операции, а значит уменьшить время стоянки в портах и универсализировать перевозимые судном грузы, кардинальным способом улучшить маневренность судна на всем диапазоне скоростей, увеличить срок и дальность автономного плавания, увеличить плавучесть, устойчивость, грузоподъемность, т.е. улучшить характеристики техники безопасности судна, а в итоге добиться снижения себестоимости грузоперевозок.

Поставленная цель достигается тем, что тримаран содержит средний корпус с двойными стенками, где днище среднего корпуса выполнено в виде перемещающихся створок, и судовые энергетические установки размещены во всех трех корпусах. Трюм среднего корпуса выполнен с двойными теплоизолированными стенками. Межкорпусные крепления выполнены с возможностью их перемещения в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Угол межкорпусных креплений между средним и боковыми корпусами выполнен с возможностью сведения к минимуму напряжений в конструкциях межкорпусных креплений и оптимальному совмещению вектора силы тяги судовых двигателей боковых корпусов с направлением оси движения среднего корпуса. Возможен вариант исполнения тримарана с расположением судовых энергетических установок только в боковых корпусах.

На фиг. 1 изображена схема транспортного судна-тримарана.

На фиг. 2 изображена схема среднего корпуса тримарана с раскрываемыми створками днища.

На фиг. 3 - 5 изображена схема погрузки тримарана.

Конструктивно судно является тримараном. Судно 1 состоит из трех корпусов (фиг. 1): средний (грузовой) корпус 2 и боковые корпуса 3. Все корпуса оснащены судовыми энергетическими установками (с гребными винтами 4). Средний корпус 2 судна является грузовым. Корпуса крепятся между собой межкорпусными креплениями 5. На палубе 6 находится надстройка 7 и на боковых корпусах - надстройки 8. Днище среднего корпуса состоит из раскрывающихся створок 9 (створки закрыты) и 10 (створки раскрыты).

Рассмотрим операцию по погрузке судна (фиг. 3-5). Открываются створки днища 9. Забортная вода заполняет трюм среднего корпуса тримарана. Происходит притапливание среднего корпуса до расчетных величин, обеспечивающих прием груза непосредственно из воды в трюм через раскрытые створки днища. Средний корпус тримарана принимает всплывающий груз 12. Далее закрываются створки днища. Забортная вода, оставшаяся в трюме, откачивается за борт и груз размещается в трюме. Судно готово к транспортировке груза и следует в порт назначения.

Судно оборудовано различным крановым оборудованием, которое может быть использовано для поднятия грузов, предметов со дна.

Конструкция и габаритные размеры всех трех корпусов тримарана предусматривают и обеспечивают необходимую плавучесть судна при проведении погрузочно-разгрузочных работ с начала до конца.

Операция по разгрузке судна является обратной операции погрузки.

В случае отклонения массы груза в среднем корпусе от расчетной (в пределах допустимого) предусматривается возможность регулировки величины осадки боковых корпусов судна через забор (выброс) морской воды в боковых корпусах (для снятия возникающих напряжений в межкорпусных креплениях).

Большое значение в данном судне будут иметь конструкции межкорпусных креплений, и поэтому они должны быть выполнены таким образом, чтобы обеспечить надежность как при погрузочно-разгрузочных операциях, так и при транспортировке, амортизируя смещение корпусов относительно друг друга при бортовой качке, для чего должна быть предусмотрена возможность их перемещения в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Наряду с межкорпусными креплениями 5, между корпусами 2 и 3 возможно применение различных межкорпусных палубных сооружений 11, работающих на изгиб и сжатие.

Угол межкорпусных креплений 5 (фиг. 1) будет подбираться таким образом, чтобы уменьшить напряжение в конструкциях межкорпусных креплений при плавании судна и оптимальным образом совместить вектор силы тяги судовых двигателей боковых корпусов 3 с направлением оси движения среднего корпуса 2.

Для случаев торможения в боковых корпусах предусмотрена возможность размещения аналогичных систем межкорпусных креплений-упоров в противоположной направленности с углом 180-.

В пути при расходовании топлива осадка боковых корпусов судна будет уменьшаться, что будет вызывать напряжения в межкорпусных креплениях. Во избежание этого предусматривается синхронная закачка забортной воды.

Боковые корпуса выполняются в соответствующем водоизмещении и могут использоваться для размещения бункеров для хранения топлива. Боковые корпуса, которые в обычных классических конструкциях тримарана выполняли вспомогательную роль по увеличению устойчивости судна при волнении воды, в этом судне, можно сказать, стали основными, оснащенные судовыми энергетическими установками. Предусмотрена возможность использования боковых корпусов для транспортировки как пассажиров, так и различных грузов.

Судовые двигатели вместе с рулевыми устройствами в боковых корпусах придают высокую маневренность судну, что особенно важно при соединении-разъединении со средним корпусом и при транспортировке. Судовые двигатели боковых корпусов будут выполнены соответствующей мощности и в пути позволят поднять скорость судна до заявленных величин. Возможно использование более одного гребного винта на боковых корпусах.

На судне предусмотрены судовые микропроцессорные управляющие системы (СМПУС), контролирующие работу механизмов судна, в частности следящие за работой датчиков, контролирующих состояние межкорпусных креплений, и адекватно реагирующие изменением режимов работы судовых двигателей. Использование в судне трех корпусов и размещение судовых энергетических установок в боковых корпусах позволяет изменить навигационные качества судна следующим образом: улучшить плавучесть судна; увеличить остойчивость судна; сделать судно практически непотопляемым; улучшить управляемость судна на всем диапазоне скоростей; увеличить устойчивость судна на курсе; улучшить поворотливость судна - способность судна изменять направление движения не только посредством рулевого механизма, но и путем регулирования тяги каждого из судовых двигателей, что увеличивает возможности судна при маневрировании, прохождении затруднительных участков, швартовке, а также на рейдах, при плавании во льдах и т.д.; разворачиваться практически на одном месте; улучшить управление на заднем ходу; увеличить скорость судна; увеличить ходкость судна благодаря такому углу межкорпусных креплений, который позволит оптимальным образом передать тягу судовых двигателей боковых корпусов базовому корпусу; уменьшить потери скорости судна на волнении; практически устранить рыскание судна; улучшить инерционные (тормозные) качества судна, т.е. уменьшить время погашения инерции (время торможения); уменьшить инерционное расстояние, т.е. расстояние, проходимое судном после реверсирования главных двигателей (с полного хода вперед на полный назад).

Использование в качестве грузового корпуса судна среднего корпуса позволяет: свести операции погрузки-разгрузки судна к одной операции, что позволяет многократно уменьшить время стоянки судна в порту; увеличить оборачиваемость судна.

В итоге, по большому счету, все это приведет к решению главной проблемы морских грузоперевозок - ускорению грузообработки и перевозки грузов, снижению себестоимости грузоперевозок и повышению безопасности плавания судна. Предлагаемая конструкция транспортного судна-тримарана отвечает современным требованиям и тенденциям развития строительства судов - модульно-агрегатным методам их постройки.

Формула изобретения

1. Транспортное судно-тримаран, содержащее средний корпус с двойными стенками, отличающееся тем, что днище среднего корпуса выполнено в виде перемещающихся створок, судовые энергетические установки размещены во всех трех корпусах, а судно содержит различное крановое оборудование для поднятия грузов и предметов со дна.

2. Транспортное судно-тримаран по п.1, отличающееся тем, что трюм среднего корпуса выполнен с двойными теплоизолированными стенками.

3. Транспортное судно-тримаран по п.1, отличающееся тем, что межкорпусные крепления выполнены с возможностью их перемещения в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5