Способ подвески обсадных колонн
Реферат
Изобретение относится к нефтяной и газовой промышленности и может быть использовано при бурении нефтяных и газовых скважин на суше и морских скважин с надводным устьем. Для подвески обсадной колонны срезают направление и кондуктор на расчетных высотах. На торце направления и кондуктора устанавливают опорную плиту. Затем в скважину на бурильных трубах спускают и закрепляют первую секцию обсадной колонны - якорь расчетной длины. Длину якоря рассчитывают по формуле. После подъема бурильных труб в скважину спускают обсадную колонну, соединяют с якорем, производят натяжение ее на расчетную величину и посадку на клиновую подвеску. Опорная втулка при этом упирается в верхний торец направления. Обсадную колонну цементируют в напряженно-растянутом состоянии. Возможен спуск якоря в скважину на обсадной колонне. Способ позволяет предотвратить осевое перемещение колонного фланца и повысить надежность подвески обсадных колонн.
Изобретение относится к нефтяной и газовой промышленности и может быть использовано при бурении нефтяных и газовых скважин на суше и морских скважин с надводным устьем.
Известен способ подвески обсадных колонн на устье скважин [Реализация научно-технической программы перевооружения буровых предприятий РАО "Газпром" // Материалы Научно-технического совета Российского акционерного общества "Газпром" - М.: ИРЦ "Газпром", 1996 г., с. 42-44], в котором перед спуском первой промежуточной колонны срезают направление и кондуктор на расчетных высотах для установки на кондукторе опорной плиты со стойками и опорой с упором последней в торец направления. Производят спуск первой промежуточной колонны на заданную глубину. На последнюю обсадную трубу устанавливают промежуточную втулку и бандажную втулку с запрессованной муфтой обсадной колонны. Колонна подвешена на направление и кондуктор в растянутом состоянии под действием собственного веса. Для ликвидации непараллельности поверхностей бандажной и опорной втулки устанавливается прокладка. Подвешивание всех последующих промежуточных и эксплуатационной колонн производится на колонный фланец. Недостатками способа являются: невозможность создания необходимого натяжения по всей длине спускаемой обсадной колонны, вероятность потери устойчивости кондуктора при возникающих температурных напряжениях и большом весе последующих обсадных колонн, возможность разрушения бандажной муфты при большом весе последующих обсадных колонн, сложность монтажа и металлоемкость оборудования. Известен способ подвески обсадных колонн на устье скважин [Гноевых А.Н., Ишанов А.И., Тихонов В.Г., Шляховой С.Д. Технико-технологические решения по обеспечению надежности устья скважины // Газовая промышленность, М.: Газ-Оил Пресс сервис 1995 - N 9 - с. 35-36]. Для реализации способа применяется оборудование, включающее опорную плиту, состоящую из опорной втулки со стойками и опорой, и бандажную втулку с запрессованной в нее муфтой обсадной трубы. Перед установкой опорной плиты срезают направление и кондуктор на расчетных высотах, устанавливают на кондукторе опорную плиту со стойками и опорой с упором последней в верхний торец направления. Спускают первую промежуточную обсадную колонну в скважину на заданную глубину и разгружают колонну на бандажную втулку опорной плиты. Колонна находится в растянутом состоянии под действием собственного веса с опорой на направление, кондуктор или поверхность грунта. Подвешивание всех последующих промежуточных и эксплуатационной колонны производится на колонный фланец. Недостатками способа являются: невозможность создания необходимого натяжения по всей длине спускаемой обсадной колонны, вероятность потери устойчивости кондуктора при возникающих температурных напряжениях и большом весе последующих обсадных колонн, возможность разрушения бандажной втулки при большом весе последующих обсадных колонн, подвешивание обсадной колонны только по муфте обсадной трубы, сложность монтажа и металлоемкость оборудования. Наиболее близким к заявляемому является способ [А.с. N 1609962, МПК 5 E 21 B 33/035, "Способ обвязки устья при бурении с надводным размещением противовыбросового оборудования"], в котором производят срезание направления на расчетной высоте. На направлении устанавливают опорную плиту с упором ее в верхний торец направления. Кондуктор натягивают и фиксируют посредством клиньев с насечкой, размещенных между наружной поверхностью кондуктора и внутренней конусной поверхностью опорной втулки. Кондуктор срезают на расчетной высоте, закрепляют на нем колонную головку, соединяют между собой стойками опорную втулку и корпус колонной головки и устанавливают стойки в вертикальные прорези в наружном кольцевом выступе. Опорная плита состоит из корпуса колонной головки, установленного на кондукторе, опорной втулки, имеющей коническую внутреннюю поверхность для установки клиньев с насечкой, концентрично размещенной между кондуктором и направлением с упором в верхний торец направления и стойки, связанные с корпусом колонной головки. Недостатками способа являются: невозможность создания необходимого натяжения по всей длине спускаемой обсадной колонны, вероятность потери устойчивости кондуктора при возникающих температурных напряжениях за счет осевого перемещения колонной головки. Цель изобретения - повышение надежности подвески обсадных колонн. Для достижения поставленной цели необходимо решить задачу минимизации и рационального распределения осевых растягивающих напряжений по обсадной колонне, что предотвращает осевое перемещение колонного фланца при испытании, освоении и эксплуатации скважин, а также при проведении ремонтных работ. Основным условием, предопределяющим расчеты, является исключение "проседания" устья скважины под действием суммарных осевых нагрузок. Поставленная задача решается следующим образом. Перед установкой и монтажом опорной плиты направление и кондуктор срезают на расчетной высоте и производят центрирование кондуктора относительно направления. На торце кондуктора и направления устанавливают и монтируют опорную плиту, причем сопряжения и горизонтальности соответствующих поверхностей обсадных колонн и опорной плиты добиваются шлифовкой верхних кромок направления и кондуктора. Затем в скважину на бурильных трубах спускают и закрепляют якорь, представляющий собой первую секцию спускаемой обсадной колонны расчетной длины, производят разъединение якоря с бурильными трубами и подъем бурильных труб. Далее спускают в скважину обсадную колонну и соединяют ее с якорем. Производят натяжение обсадной колонны до расчетной величины нат и посадку обсадной колонны на клиновую подвеску в виде клиньев с насечкой, размещенных между внутренней поверхностью колонной головки и наружной поверхностью обсадной трубы. После этого производят цементирование обсадной колонны в напряженно-растянутом состоянии. Возможен также спуск якоря на обсадной колонне и цементирование обсадной колонны в две ступени при помощи муфты ступенчатого цементирования (МСЦ). Сначала цементируют якорь, затем производят натяжение колонны на расчетную величину и посадку колонны на клиновую подвеску, после чего цементируют колонну в напряженно-растянутом состоянии. Подвешивание всех последующих промежуточных и эксплуатационной обсадной колонн на колонную головку производится аналогично. Пример: Подвеску обсадных колонн на устье скважины и цементирование колонн в напряженно-растянутом состоянии производят следующим образом. В скважину спускают и цементируют направление диаметром 630 мм и кондуктор диаметром 426 мм, на котором устанавливают опорную плиту с упором на направление и кондуктор. Спускают и цементируют в напряженно-растянутом состоянии обсадную колонну диаметром 324 мм. Спускают и цементируют в напряженно-растянутом состоянии обсадную колонну диаметром 244,5 мм. Длину якоря рассчитывают по следующей методике. Определяют вес обсадной колонны в воздухе: Qк = lкq, (1) где lк - длина спускаемой обсадной колонны; q - удельный вес спускаемой обсадной колонны. Qк = lкq = 3550 м 60,2 кг/м = 213,71 т. Определяют сжимающую нагрузку на опорную плиту (Qсж.оп.), равную весу обсадной колонны в буровом растворе: где р - плотность бурового раствора, г/см3; мет - плотность материала спускаемой обсадной колонны, г/см3. Определяют температурное приращение: t = tр- tст, (3) где tр - температура на устье при эксплуатации скважины, oC; tст - температура нейтрального слоя, oC. t = tp- tст = 71-17 = 54C. Определяют удлинение обсадной колонны от воздействия температурного поля: l = l(tp- tст). (4) где - коэффициент удельного температурного удлинения материала обсадной колонны. Определяют осевую нагрузку от воздействия температурного поля: Pt = 0,785lE(D2- d2). (5) где E - модуль Юнга; D - наружный диаметр обсадной колонны; d - внутренний диаметр обсадной колонны; Определяют необходимую силу натяжения обсадной колонны для посадки ее на клинья опорной плиты: Qнат = Pt+Qmin+, (6) где Qmin - минимально необходимая загрузка клиновой подвески колонной головки; - потеря величины натяжения за счет просадки клиньев. Qнат = Pt+Qmin+ = 303,1+32+10 = 345,1 т; Определяют минимально необходимую длину якоря: где pсц - удельная сила сцепления цементного камня с поверхностью обсадной колонны. Принимаем удельную силу сцепления цементного камня с поверхностью обсадной колонны из реальных условий скважины сц = 0,02 МПа. Принимаем длину якоря равной 250 м. Длина натягиваемой обсадной колонны определится из выражения: L = lк-lя, (8) L = 3550-250 = 3300 м. Определяют вес натягиваемой обсадной колонны в воздухе: Qк = 3300 м 60,2 кг/м = 198,66 т, определяют сжимающую нагрузку на опорную плиту (Qсж.оп.), равную весу обсадной колонны в буровом растворе: Определяют удлинение обсадной колонны от воздействия температурного поля l = 10,210-63300(71-17)102 = 18,2 см. Определяют осевую нагрузку от воздействия температурного поля: Pt = 0.785 18.2 2.1 103 (24.452 - 22.452) = 281.4 т. Определяют необходимую силу натяжения обсадной колонны для посадки ее на клинья опорной плиты. Учитывая, что осевая нагрузка на обсадную колонну от действия температуры превышает собственный вес обсадной колонны в буровом растворе, перед ее цементированием необходимо произвести натяжение обсадной колонны с 150.6 т до 323.4 т, т.е. дополнительно на 172.8 т. В скважину на бурильных трубах спускают и закрепляют якорь, представляющий собой первую секцию спускаемой обсадной колонны расчетной длины. Производят разъединение якоря с бурильными трубами и подъем бурильных труб. Затем в скважину спускают техническую обсадную колонну диаметром 244.5 мм и соединяют ее с якорем. Производят натяжение обсадной колонны на расчетную величину Qнат и производят посадку обсадной колонны на клиновую подвеску, в виде клиньев с насечкой, размещенных между внутренней поверхностью колонного фланца и наружной поверхностью обсадной трубы. Производят цементирование обсадной колонны в напряженно-растянутом состоянии. Или в скважину спускают обсадную колонну и закрепляют якорь, представляющий собой первую секцию спускаемой обсадной колонны расчетной длины. Производят натяжение обсадной колонны на расчетную величину Qнат и посадку обсадной колонны на клиновую подвеску в виде клиньев с насечкой, размещенных между внутренней поверхностью колонного фланца и наружной поверхностью обсадной трубы. Производят цементирование обсадной колонны в напряженно-растянутом состоянии. Также производится подвешивание всех последующих промежуточных и эксплуатационной обсадной колонн. Предлагаемый способ позволяет производить: - подвешивание промежуточных и эксплуатационной колонн в растянутом состоянии с опорой на направление и кондуктор; - цементирование всех обсадных колонн в подвешенном и растянутом состоянии с необходимой нагрузкой; - создание неподвижной опоры для колонного фланца всех обсадных колонн на клиньевые подвески; - предотвращение потери устойчивости кондуктора при возникающих температурных напряжениях и большом весе последующих обсадных колонн; - предотвращение осевого перемещения колонного фланца и обсадных колонн на устье при изменении температуры и давления в скважине; - предотвращение разрушения оборудования для подвески обсадных колонн на устье скважины, упрощение конструкции и монтажа оборудования для подвески обсадных колонн на устье скважины, а также снижение металлоемкости оборудования для обвязки устья скважины; - предотвращение возможности гидроразрыва пласта при цементировании обсадных колонн.Формула изобретения
Способ подвески обсадных колонн, включающий установку опорной плиты путем срезания направления и кондуктора на расчетных высотах, установку на кондукторе корпуса колонной головки со стойками и опорной втулкой с упором последней в верхний торец направления и закрепление корпуса колонной головки на кондукторе, установку обсадной колонны на клиновую подвеску, расположенную между внутренней поверхностью колонной головки и наружной поверхностью обсадной трубы, и цементирование обсадной колонны, отличающийся тем, что в скважину спускают и цементируют нижнюю секцию обсадной колонны, длину которой рассчитывают по формуле где Qнат - величина необходимого усилия натяжения; D - наружный диаметр обсадной колонны; pсц - удельная сила сцепления цементного камня с поверхностью обсадной колонны, затем спускают верхнюю секцию обсадной колонны, соединяют ее с нижней, зацементированной секцией, проводят натяжение обсадной колонны до расчетной величины, устанавливают ее на клиновую подвеску, после чего цементируют обсадную колонну в напряженно-растянутом состоянии.PD4A - Изменение наименования обладателя патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение
(73) Новое наименование патентообладателя:Общество с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Астрахань» (RU)
Адрес для переписки:414000, г. Астрахань, Кировский район, ул. Ленина/ул. Бабушкина, 30/33, литер строение А, ООО «Газпром добыча Астрахань»
Извещение опубликовано: 20.11.2010 БИ: 32/2010