Механизм отвода среднего диска сцепления

Реферат

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению и предназначено для трансмиссий транспортных средств, а именно для выключения сцепления при переключении передач. Механизм отвода среднего диска сцепления состоит из узла отвода нажимного диска и пружины. Сущность изобретения заключается в том, что узел отвода выполнен в виде цанги, размещенной с натягом в отверстии нажимного диска. Хвостовик цанги размещен в ступенчатом отверстии среднего диска. На конце хвостовика закреплено стопорное кольцо, а в средней части хвостовика выполнен бурт. На хвостовике между стопорным кольцом и буртом установлена пружина, размещенная в ступенчатом отверстии среднего диска. Ступенчатое отверстие среднего диска выполнено с большим диаметром со стороны нажимного диска. Техническим результатом является упрощение конструкции при сохранении эксплуатационных качеств. 4 ил.

Изобретение относится к узлам трансмиссии транспортных средств для выключения сцепления при переключении передач в коробке передач.

Известна конструкция механизма отвода среднего диска сцепления, состоящая из двуплечих рычагов с втулкой, установленных на торцах шипов среднего диска параллельно его основанию, поворачивающихся на осях и стремящихся занять положение, перпендикулярное основанию диска от усилия пружины, которая устанавливает диск в среднее положение (см. "Автомобили КАМАЗ. Руководство по эксплуатации 5320-3902001 РЭ", стр. 88, рис. 62. Москва, "Машиностроение". 1987 г.) Недостатком данной конструкции является невысокая надежность, т.к. оси закреплены консольно и испытывают при этом значительные нагрузки на изгиб, к тому же шипы среднего диска укорочены на высоту, необходимую для размещения двуплечего рычага, что уменьшает активную площадь шипов, которая передает момент двигателя на ведомые диски сцепления, увеличивает давление на них, вызывая их смятие и преждевременный износ.

Наиболее близким по совокупности существенных признаков является конструкция механизма отвода среднего диска сцепления, состоящая из узла отвода нажимного диска и пружины. Узел отвода нажимного диска состоит из жестко закрепленного в ступенчатом отверстии шипа среднего диска пальца. Ступенчатое отверстие шипа маховика и образует гнездо для размещения пружины. Палец узла отвода нажимного диска расположен соосно пружине. На палец насажены: разрезная фрикционная втулка, тарельчатая пружина и удерживающая ее планка (см. "Магистральные поезда Минского автомобильного завода", стр. 43, рис. 26, Москва, "Машиностроение", 1988 г.).

Данная конструкция достаточно сложная, содержит большое количество деталей.

Была поставлена задача упростить конструкцию механизма отвода среднего диска сцепления, не снижая его эксплуатационных качеств.

Поставленная задача решается за счет того, что механизм отвода среднего диска сцепления состоит из узла отвода нажимного диска, расположенного в отверстиях шипов среднего и нажимного дисков, причем отверстие среднего диска выполнено ступенчатым, образуя гнездо под пружину и пружины, узел отвода нажимного диска выполнен в виде цанги, размещенной с натягом в отверстии нажимного диска, а ее хвостовик размещен в отверстии среднего диска и на его конце закреплено стопорное кольцо, при этом в средней части хвостовика выполнен бурт, а пружина надета на хвостовик между стопорным кольцом и буртом и размещена в гнезде шипа среднего диска, кроме того ступенчатое отверстие шипа среднего диска выполнено с большим диаметром отверстия со стороны нажимного диска.

Проведенный анализ уровня техники, включающий поиск по патентным и научно-техническим источникам информации, позволил установить, что аналог, характеризующийся признаками, тождественными всем существенным признакам заявленного технического решения, не обнаружен.

Сопоставительный анализ предлагаемого технического решения и выбранного из выявленных аналогов прототипа позволил установить наличие отличительных признаков в заявляемом техническом решении, изложенных в формуле изобретения. Следовательно, заявленное техническое решение соответствует критерию "новизна".

Проверка соответствия заявляемого технического решения критерию "изобретательский уровень" показала, что из известного уровня техники не выявлено предписываемого предлагаемым техническим решением преобразования, характеризуемого отличительными от прототипа признаками, направленного на решение поставленной задачи: упрощение конструкции механизма отвода среднего диска сцепления, при сохранении его эксплуатационных качеств, т.е. происходит отвод среднего диска и обеспечивается гарантированный зазор между трущимися поверхностями ведомых дисков и ведущим средним диском, нажимным диском и маховиком.

Таким образом заявляемое техническое решение является неочевидным для квалифицированных специалистов в данной области и соответствует критерию "изобретательский уровень".

Заявляемое техническое решение поясняется чертежами, где: на фиг. 1 - изображен механизм отвода среднего диска сцепления (аналог); на фиг. 2 - вид А на фиг. 1; на фиг. 3 изображен механизм отвода среднего диска сцепления (ближайший аналог - прототип); на фиг. 4 изображен заявляемый механизм отвода среднего диска сцепления.

Механизм отвода среднего диска 1 сцепления состоит из пружины 2 и цанги 3, установленной в отверстии шипа нажимного диска 4, и ступенчатом отверстии среднего диска 1 перпендикулярно их рабочим поверхностям.

Цанга 3 установлена в отверстии шипа нажимного диска 4 с натягом. Хвостовик 5 цанги 3 размещен в ступенчатом отверстии шипа среднего диска 1 и на конце хвостовика 5 закреплено стопорное кольцо 6. В средней части хвостовика 5 выполнен бурт 7.

Ступенчатое отверстие шипа среднего диска 1 имеет отверстие большего диаметра со стороны нажимного диска, образуя гнездо для размещения пружины 2. Пружина 2 надета на хвостовик 5 цанги 3 между стопорным кольцом и буртом 7 и размещена в гнезде шипа среднего диска 1. Средний и нажимной диски имеют по четыре шипа, расположенные по наружному диаметру дисков, в которых размещены механизмы отвода среднего диска.

Отвод среднего диска происходит следующим образом: при перемещении нажимного диска 4 в сторону кожуха 8 перемещаются цанги 3, освобождая на некоторую величину пружины 2, которые своим усилием перемещают средний диск 1 в сторону маховика 9 до упора в стопорное кольцо 6. При ходе нажимного диска 4, равному 3 мм, ход среднего диска 1 равен 1 мм, при этом обеспечивается необходимый зазор для ведомых дисков. Отталкивающие пружины 2 имеют усилие, меньшее силы трения между цангами 3 и нажимным диском 4, и не могут переместить их относительно друг друга, но по мере износа накладок ведомых дисков нажимной диск перемещается относительно цанг 3, преодолевая силу трения усилием силовых пружин (не показано).

Предлагаемая конструкция отвода среднего диска содержит минимальное количество деталей по сравнению с прототипом, не ухудшая его эксплуатационных качеств.

Заявляемое техническое решение соответствует требованиям промышленной применимости и может быть изготовлено на стандартном технологическом оборудовании с использованием современных технологий и материалов.

Формула изобретения

Механизм отвода среднего диска сцепления, состоящий из узла отвода нажимного диска, расположенного в отверстиях шипов среднего и нажимного дисков, причем отверстие среднего диска выполнено ступенчатым, образуя гнездо под пружину, и пружины, отличающийся тем, что узел отвода нажимного диска выполнен в виде цанги, размещенной с натягом в отверстии нажимного диска, а ее хвостовик размещен в отверстии шипа среднего диска и на его конце закреплено стопорное кольцо, при этом в средней части хвостовика выполнен бурт, а пружина надета на хвостовик между стопорным кольцом и буртом и размещена в гнезде шипа среднего диска, кроме того, ступенчатое отверстие шипа среднего диска выполнено с большим диаметром отверстия со стороны нажимного диска.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4