Двигатель внутреннего сгорания

Реферат

 

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания для установки масляного фильтра. Конструкция обеспечивает удобное обслуживание масляного фильтра без увеличения габаритов двигателя. ДВС содержит блок-картер, головку цилиндров с коллекторами, корпус привода навесных агрегатов, закрепленный на торце картера и выступающий по ширине за габарит картера, масляный фильтр со съемным колпаком, установленный на боковой стенке картера. Масляный фильтр установлен съемным колпаком вверх с наклоном к горизонтальной оси двигателя в сторону корпуса привода навесных агрегатов так, что съемный колпак расположен под коллектором головки цилиндров над выступающим за габарит картера по ширине двигателя корпусом привода навесных агрегатов. Конструкция обеспечивает удобное обслуживание масляного фильтра без увеличения габаритов двигателя. 2 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания для установки масляного фильтра.

Известен двигатель внутреннего сгорания [1], содержащий блок-картер, головку цилиндров с коллекторами, привод навесных агрегатов и масляные фильтры со съемными колпаками для их обслуживания. Фильтры установлены колпаками вверх вертикально на переднем торце двигателя. Такое размещение фильтров обеспечивает к ним хороший доступ, однако такое расположение фильтров увеличивает габарит двигателя по длине, что не позволяет применять двигатель в стесненных по длине габаритах моторного отсека.

Известен двигатель внутреннего сгорания типа Д6 [2], содержащий картер, блок цилиндров, головку цилиндров с коллекторами, привод навесных агрегатов и масляный фильтр, установленный на боковой стенке блок-картера. Фильтр установлен горизонтально. Привод навесных агрегатов двигателя не выступает за контур картера в его поперечном сечении. Поэтому он не мешает съему колпака и обслуживанию фильтра. Однако при развитом корпусе привода агрегатов, который имеют большинство двигателей, выходящем за поперечный контур картера, обслуживание фильтра невозможно. Горизонтальное размещение фильтра невозможно также при короткой длине двигателя или размещении на этой же боковой стенке других навесных агрегатов (стартера, генератора и др.).

Известен также двигатель внутреннего сгорания Д-240 [3], взятый за прототип, содержащий блок-картер, головку цилиндров с коллекторами, привод навесных агрегатов и масляный фильтр, установленный ла боковой стенке блок-картера. Фильтр установлен съемным колпаком вверх с небольшим наклоном от вертикальной оси для обеспечения более удобного обслуживания при снятии колпака. Небольшой наклон от вертикальной оси фильтра выполнен, чтобы при снятии колпак не задевал за нависающий над фильтром коллектор. Размещение фильтра на боковой стенке блок-картера позволяет уменьшить габарит двигателя по его длине. Однако такое размещение фильтра не всегда может быть осуществимо. При больших габаритах нависающего над фильтром коллектора и больших габаритах самого фильтра съем колпака может быть затруднен или невозможен. Отклонение оси фильтра от вертикальной оси двигателя увеличивает габарит двигателя по его ширине.

Задачей настоящего изобретения является обеспечение удобного обслуживания масляного фильтра (съем колпака) без увеличения габаритов двигателя (по длине и ширине) при его установке на боковой стенке картера.

Решение задачи осуществляется за счет того, что в двигателе внутреннего сгорания, содержащем блок-картер, головку цилиндров коллекторами, привод навесных агрегатов, размещенный в корпусе, закрепленном на торце картера и выступающем по ширине за габарит картера, а также масляный фильтр со съемным колпаком для обслуживания, этот фильтр установлен на боковой стенке картера колпаком вверх с наклоном к горизонтальной оси двигателя в сторону корпуса привода агрегатов.

Новыми существенными признаками является то, что масляный фильтр установлен с наклоном к горизонтальной оси двигателя в сторону корпуса привода агрегатов. Съемный колпак фильтра расположен под коллектором головки цилиндров над выступающий за габарит картера по ширине двигателя корпусом привода агрегатов.

Предлагаемая конструкции позволяет обеспечить удобное обслуживание фильтра при его установке на баковой стенке картера.

Новые существенные признаки, предлагаемые в данной конструкции, не присущи известным решениям (аналогу и прототипу) этой задачи.

Совокупность существенных признаков заявляемого изобретения достаточна и необходима для достижения обеспечиваемого технического результата - поставленной задачи.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен вид сбоку двигателя внутреннего сгорания, на фиг.2 изображен вид А фиг.1.

Двигатель внутреннего сгорания содержит блок-картер 1, головку цилиндров 2 с коллектором 3, нависающим над боковой стенкой картера 1. На переднем торце картера 1 установлен корпус 4 привода навесных агрегатов. Корпус 4 выступает за габарит блок-картера 1 по ширине (см. фиг.2). На боковой стенке картера 1 закреплен масляный фильтр 5 со съемным колпаком 6 для обслуживания фильтра 5. Масляный фильтр 5 установлен с наклоном съемного колпака 6 в сторону корпуса 4 привода навесных агрегатов под углом к горизонтальной оси 7. Съемный колпак 6 фильтра 5 расположен под коллектором 3 головки цилиндров 2 и над выступающим за габарит картера 1 корпусом 4 привода навесных агрегатов. В боковой стенке картера 1 расположена главная масляная магистраль 8, выполненная в виде сверленого канала в стенке блок-картера 1, которая сообщается с масляным фильтром 5 сверлением 9. Обеспечивается простой по конструкции и короткий по протяженности подвод масла от фильтра 5 к главной масляной магистрали 8. На боковой стороне картера 1, на которой установлен масляный фильтр 5, расположены и другие агрегаты двигателя, например зарядный генератор 10, стартер 11 и водяной насос 12. Благодаря наклонному расположению масляного фильтра 5 обеспечивается общее расположение агрегатов, не мешающее друг другу. При горизонтальном расположении масляного фильтра 5 над корпусом 4 масляный фильтр выступил бы из габаритов двигателя по длине, что усложняет подвод масла от фильтра 5 к главной масляной магистрали 8. При вертикальной установке масляного фильтра 5 колпаком 6 вверх коллектор 3 певал бы съему колпака 6 и обслуживанию фильтра 5.

Таким образом, размещение масляного фильтра 5 с наклоном к горизонтальной оси 7 двигателя в сторону корпуса 4 привода агрегатов обеспечивает компактное размещение агрегатов двигателя и удобное обслуживание масляного фильтра 5 (съем колпака 6).

Источники информации 1. Дизель ДМ-21А. Дизель-генератор ДГ. Руководство по эксплуатации 0390-00-000 РЭ. СССР. Москва: Внешторгиздат. Изд. 416060. С-У. Зак.361, с. 12-13, рис. 1, рис. 3, с. 67, рис. 39.

2. Дизели судовые Д6. Руководство по эксплуатации ЗД6 РЭ, с. 7, рис. 1. с.9, рис. 3.

3. Тракторные дизели. Справочник. Под общ. ред. Б.А.Взорова, - М., Машиностроение, 1981, с. 42-43, рис. 1.10, 1.11.

Формула изобретения

Двигатель внутреннего сгорания, содержащий блок-картер, головку цилиндров с коллекторами, привод навесных агрегатов, размещенный в корпусе, закрепленном на торце картера и выступающем по ширине за габарит картера, а также масляный фильтр со съемным колпаком для обслуживания, установленный на боковой стенке картера, отличающийся тем, что масляный фильтр установлен съемным колпаком вверх с наклоном к горизонтальной оси двигателя в сторону корпуса привода навесных агрегатов таким образом, что съемный колпак расположен под коллектором головки цилиндров над выступающим за габарит картера по ширине двигателя корпусом привода навесных агрегатов.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2