Фрикционное сцепление
Реферат
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к фрикционным сцеплениям с компенсаторами износа, и предназначено преимущественно для использования в цепи привода большегрузных автомобилей. Фрикционное сцепление содержит установленный без возможности вращения относительно кожуха, однако с возможностью ограниченного осевого смещения нажимной диск, причем между кожухом и нажимным диском расположена, по меньшей мере, одна тарельчатая пружина для нагружения нажимного диска в осевом направлении от кожуха; и регулирующее устройство для обеспечения, по меньшей мере, приблизительно постоянного натяженного состояния тарельчатой пружины в течение срока службы установленного в цепи привода фрикционного сцепления. Новым является то, что фрикционное сцепление содержит пружинящие отводящие средства, которые при выключении фрикционного сцепления обеспечивают аксиальное смещение нажимного диска относительно кожуха в соответствии с путем выключения нажимного диска и прогрессивное распределение нагрузки, по меньшей мере, на этом пути выключения. Техническим результатом является упрощение конструкции, оптимизация функциональных параметров и стабилизация распределения нагрузки при выключении сцепления, а также предотвращение недопустимых перегрузок при работе. 30 з.п. ф-лы, 16 ил.
Изобретение относится к фрикционным сцеплениям, в частности к таким, у которых предусмотрено компенсирующее износ, по меньшей мере, фрикционных накладок сцепления регулирующее устройство, в частности к таким, которые описаны или упомянуты в заявках ФРГ 4239291, 4306505, 4239289, 4322677, 4418026, 4431641 и 19510095. Подобные фрикционные сцепления предназначены, в том числе, для использования в цепи привода грузового автомобиля и содержат в большинстве случаев установленный без возможности вращения относительно кожуха, однако с возможностью ограниченного осевого смещения нажимной диск, причем между кожухом и нажимным диском расположена, по меньшей мере, одна тарельчатая пружина, которая нагружает нажимной диск в осевом направлении от кожуха. Предусмотренное во фрикционном сцеплении регулирующее устройство обеспечивает, по меньшей мере, приблизительно постоянное натяженное состояние тарельчатой пружины в течение срока службы установленного в цепи привода фрикционного сцепления.
В основу настоящего изобретения положена задача создания фрикционных сцеплений описанного выше рода, которые, как и их компоненты были бы просты и экономичны в изготовлении, причем эти компоненты должны иметь также возможность как можно более простого расчета, с тем чтобы обеспечить оптимальное функционирование фрикционного сцепления. Другая задача состоит в создании фрикционных сцеплений, которые на пути выключения язычков тарельчатой пружины и с учетом возможных производственных допусков или разбросов, а также в течение срока службы фрикционного сцепления имели бы как можно более низкую и/или как можно более постоянное распределение нагрузки при выключении, по меньшей мере, после отпускания диска сцепления. Следует также на максимально возможном пути выключения и в течение срока службы фрикционного сцепления предотвратить недопустимое или нежелательное возрастание усилия, которое могло бы нарушить функционирование регулирующего устройства. У фрикционного сцепления описанного выше рода, у которого установленная на кожухе поворотная опора поддерживает тарельчатую пружину с возможностью поворота, причем тарельчатая пружина нагружает объединенный с кожухом без возможности поворота относительно него, однако установленный с возможностью ограниченного осевого смещения нажимной диск, а регулирующее устройство в зависимости от износа, возникающего, по меньшей мере, на фрикционных накладках диска сцепления, смещает тарельчатую пружину в осевом направлении относительно кожуха, лежащие в основе настоящего изобретения задачи решаются, в том числе, за счет того, что во фрикционном сцеплении имеются пружинящие отводящие средства, которые при выключении фрикционного сцепления аксиально смещают нажимной диск относительно кожуха в соответствии с путем выключения нажимного диска и, по меньшей мере, на одном отрезке этого пути выключения имеют прогрессивное распределение нагрузки. Это означает, следовательно, что оказываемое отводящими средствами на нажимной диск осевое усилие при выключении фрикционного сцепления, по меньшей мере, на одном участке движения выключения увеличивается. Это означает также, что при включении фрикционного сцепления оказываемое отводящими средствами на нажимной диск осевое усилие, по меньшей мере, на одном участке движения включения уменьшается. За счет установки подобных пружинящих отводящих средств во фрикционных сцеплениях с регулирующими устройствами, действующих между кожухом и тарельчатой пружиной, можно повысить защиту от перебега при выключении фрикционного сцепления, а именно поскольку, начиная от точки или области регулирования, в которой имеющийся износ накладок компенсируется регулирующим устройством, увеличивается суммарное усилие, которое нагружает тарельчатую пружину к поворотной опоре со стороны крышки. Это суммарное усилие создается во фрикционных сцеплениях описанного выше рода в большинстве случаев имеющимся между фрикционными накладками амортизатором накладок, имеющимися между кожухом и нажимным диском элементами в виде листовых пружин и, по меньшей мере, одним аксиально поддерживающим тарельчатую пружину аккумулятором энергии, который может быть выполнен в виде диафрагмы. При отпускании диска сцепления нажимным диском действие амортизатора накладок на нажимной диск прекращается. В этой точке опускания или в пределах граничащего с этой точкой опускания пути выключения износ накладок компенсируется активизацией регулирующего устройства. Это более подробно описано в приведенном выше уровне техники, поэтому в отношении функционирования и возможного выполнения используемых в связи с настоящим изобретением регулирующих устройств следует настоятельно сослаться на раскрытое содержание этих публикаций, так что в настоящей заявке их подробное описание не требуется. За счет использования пружинящих отводящих средств согласно изобретению, которые, по меньшей мере, на пути выключения, оставшемся после отпускания диска сцепления нажимным диском, имеют прогрессивный характер распределения нагрузки, обеспечивается то, что, по меньшей мере, на этом оставшемся пути выключения увеличивается суммарное усилие, которое аксиально поддерживает тарельчатую пружину, т.е. нагружает к поворотной опоре со стороны крышки, за счет чего соответственно может увеличиться действующее на острие язычков тарельчатой пружины усилие выключения, а именно, в частности, в конце пути выключения без нежелательного регулирования, т.е. регулирования, не вызванного износом. Согласно одному применению отводящих средств согласно изобретению действующее на тарельчатую пружину осевое поддерживающее усилие, которое нагружает тарельчатую пружину к поворотной опоре со стороны крышки и аксиально поддерживает при выключении фрикционного сцепления, с тем чтобы она могла повернуться в зоне диаметра поворотной опоры, может быть приложено исключительно пружинящими отводящими средствами. Целесообразным может быть, однако, если дополнительно к пружинящим отводящим средствам, имеющим на пути выключения прогрессивное, т.е. возрастающее, распределение нагрузки, используются другие упругие средства, в частности средства в виде листовых пружин, которые также оказывают осевое усилие на нажимной диск. Дополнительные средства в виде листовых пружин могут быть при этом установлены между кожухом и нажимным диском таким образом, что на пути выключения фрикционного сцепления, т.е. на протяжении смещения нажимного диска в направлении выключения, они имеют дегрессивную, т.е. убывающее распределение нагрузки. Упругие характеристики пружинящих отводящих средств и дополнительных, действующих параллельно им пружинящих средств могут быть при этом согласованы между собой таким образом, что созданное результирующее усилие, действующее на нажимной диск, на всем возможном пути смещения нажимного диска относительно кожуха остается практически постоянным. Подобное согласование является предпочтительным при использовании дополнительного аккумулятора энергии, который создает преобладающую долю усилия, необходимого для поворотного удержания тарельчатой пружины на кожухе. Для создания прогрессивного на пути выключения распределения отводящих средств согласно изобретению может быть особенно предпочтительным, если элементы в виде листовых пружин имеют заданную волнистость и одной стороной соединены с кожухом, а другой - с нажимным диском таким образом, что, по меньшей мере, при смонтированном фрикционном сцеплении элементы в виде листовых пружин натяжены в осевом направлении сцепления. На основе соединения элементов в виде плоских пружин с кожухом и нажимным диском, а также заданной волнистости создается дополнительное натяжение этих элементов в виде листовых пружин в продольном направлении. Это натяжение элементов в виде листовых пружин может быть при этом рассчитано таким образом, что в смонтированном состоянии фрикционного сцепления имеется обжим в продольном направлении этих элементов в виде листовых пружин. За счет соответствующего расчета этого обжима можно повлиять на упругую характеристику встроенных во фрикционное сцепление отводящих средств согласно изобретению. Для обеспечения безупречного функционирования фрикционного сцепления с компенсирующим износ накладок регулирующим устройством может быть особенно предпочтительным, если рассматриваемое в направлении ослабления прогрессивное распределение нагрузки отводящих средств имеется, по меньшей мере, приблизительно по всему охватывающему путь выключения нажимного диска и путь износа рабочему диапазону смонтированного фрикционного сцепления. Преимущественно прогрессивное распределение нагрузки должно продолжаться по обе стороны этого рабочего диапазона, по меньшей мере, на небольшой отрезок пути. Для конструкции фрикционного сцепления согласно изобретению может быть особенно целесообразным, если элементы в виде плоских пружин проходят, по меньшей мере, приблизительно по касательной или, по меньшей мере, приблизительно в направлении периферии относительно кожуха или нажимного диска. Для монтажа фрикционного сцепления может быть предпочтительным, если пружинящие отводящие средства образованы листовыми пружинами, которые имеют одну среднюю и две концевые зоны, причем, с одной стороны, средняя зона соединена с кожухом или нажимным диском, а, с другой стороны, концевые зоны соединены с нажимным диском или кожухом. Могут быть использованы также, по меньшей мере, два комплекта листовых пружин, причем отдельные листовые пружины одним концом прочно соединены с кожухом, а другим - с нажимным диском, причем плоские пружины обоих комплектов расположены между кожухом и нажимным диском с противоположным действием в направлении периферии. Таким образом, один комплект плоских пружин действует между кожухом и нажимным диском в направлении сдвига, а другой - в направлении растяжения. Это значит, следовательно, что в соответствии с тенденцией один комплект плоских пружин нагружается на растяжение, а другой подвергается изгибающей нагрузке. Воздействующие на нажимной диск отводящие средства согласно изобретению могут найти применение предпочтительным образом в сочетании с фрикционными сцеплениями, содержащими устройство компенсации износа, действующее между кожухом и тарельчатой пружиной. Подобное регулирующее устройство вызывает в зависимости от возникающего износа, в частности, на фрикционных накладках диска сцепления осевое смещение тарельчатой пружины относительно кожуха. Для выполнения и функционирования регулирующего устройства может быть особенно целесообразным, если тарельчатая пружина аксиально поддерживается пружинящими средствами с возможностью ее поворота вокруг размещенной на кожухе или опертой на него кольцеобразной поворотной опоры. Для некоторых случаев применения может быть предпочтительным, если тарельчатая пружина оперта с возможностью поворота на кожух сцепления между двумя опорами, из которых опора, поддерживающая тарельчатую пружину при выключении сцепления, аксиально подпружинена в направлении тарельчатой пружины или кожуха сцепления. При подобном выполнении может быть предпочтительным, если подпружиненная опора установлена с возможностью осевого смещения. Кольцеобразная обкатываемая опора, предусмотренная непосредственно аксиально между кожухом сцепления и тарельчатой пружиной, и имеющаяся с другой стороны тарельчатой пружины поддерживающая опора могут иметь, по меньшей мере, приблизительно одинаковый с тарельчатой пружиной контактный диаметр. Целесообразным может быть также, если обе эти опоры имеют отличный от тарельчатой пружины контактный диаметр. Предпочтительно если поддерживающая опора имеет меньший контактный диаметр, чем обкатываемая опора со стороны крышки. Воздействующие на нажимной диск пружинящие отводящие средства согласно изобретению и оказываемое на подпружиненную поддерживающую опору усилие могут предпочтительным образом действовать параллельно. Для функции регулирования регулирующего устройства, предусмотренного между тарельчатой пружиной и кожухом сцепления, может быть особенно целесообразным, если при износе накладок необходимое для выключения фрикционного сцепления распределение нагрузки возрастает, благодаря чему можно, по меньшей мере, на небольшом участке кривой характеристики усилия выключения создать усилие, вызывающее небольшое осевое смещение подпружиненной поддерживающей опоры. Это небольшое осевое смещение позволяет регулирующему устройству компенсировать возникающий износ. Тарельчатая пружина может иметь предпочтительным образом характеристику, которая обеспечивает во время смещения подпружиненной поддерживающей опоры уменьшение усилия, необходимого для поворота тарельчатой пружины. Благодаря подобному выполнению тарельчатой пружины можно обеспечить возможность установления при наличии износа накладок равновесия между усилиями, действующими с обеих сторон аксиально на тарельчатую пружину. Предпочтительным образом тарельчатая пружина, по меньшей мере, на части пути выключения, в частности на отрезке, в пределах которого происходит регулирование, может иметь крутопадающую характеристику усилие-путь. Оказываемое на поддерживающую опору осевое усилие может предпочтительным образом обеспечиваться аккумулятором энергии, который создает в основном постоянное или возрастающее усилие в диапазоне регулирования регулирующего устройства, необходимом в течение срока службы фрикционного сцепления. Аксиально податливая или перемещаемая поддерживающая опора может быть простым образом образована или, по меньшей мере, нагружена деталью в виде тарельчатой пружины. Для некоторых фрикционных сцеплений может быть предпочтительным, если между кожухом и нажимным диском предусмотрены пружинящие средства в виде листовых пружин, которые нагружают нажимной диск в направлении выключения фрикционного сцепления, действуют параллельно пружинящим отводящим средствам и, по меньшей мере, на пути выключения нажимного диска имеют дегрессивную характеристику усилия. При подобном выполнении фрикционного сцепления описанная выше подпружиненная поддеркивающая опора может быть не нужна. Пружинящие средства в виде листовых пружин могут быть предпочтительным образом прочно или жестко соединены с кожухом и нажимным диском. Расположение пружинящих средств в виде листовых пружин может быть при этом таким, что, по меньшей мере, часть передаваемого между кожухом и нажимным диском крутящего момента передается ими. Целесообразно, чтобы пружинящие средства в виде листовых пружин передавали практически весь крутящий момент, так что в этом случае пружинящие отводящие средства не испытывают дополнительную нагрузку. Для функционирования регулирующего устройства может быть особенно предпочтительным, если вследствие происходящего в течение срока службы фрикционного сцепления осевого смещения нажимного диска относительно кожуха возрастает возвратное усилие, оказываемое пружинящими средствами в виде листовых пружин на нажимной диск. У фрикционных сцеплений, у которых тарельчатая пружина во время выключения аксиально поддерживается только пружинящими средствами, предусмотренными между кожухом и нажимным диском, особенно целесообразно, если создаваемое этими пружинящими средствами результирующее усилие является, по меньшей мере, приблизительно постоянным, по меньшей мере, на осевом пути смещения нажимного диска, возникающего из-за износа, в частности, на фрикционных накладках диска сцепления в течение срока службы фрикционного сцепления. Результирующее усилие, создаваемое за счет наложения усилий пружинящих отводящих средств и дополнительных пружинящих средств в виде листовых пружин и нагружающее нажимной диск в направлении отвода или выключения, должно быть, следовательно, по меньшей мере, приблизительно постоянным. Для некоторых случаев применения может быть целесообразным, если это результирующее усилие, по меньшей мере, незначительно возрастает на осевом пути смещения нажимного диска относительно кожуха. Это возрастание может составлять порядка 5-25% начального значения. Особенно простое и экономичное выполнение фрикционного сцепления может быть обеспечено за счет того, что оно содержит тарельчатую пружину, которая во включенном состоянии фрикционного сцепления оперта на размещенную на кожухе или опертую на него кольцеобразную поворотную опору, причем нагружающие нажимной диск аксиально в направлении этой поворотной опоры непосредственно или косвенно пружинящие элементы, а это, по меньшей мере, предусмотренные между кожухом и нажимным диском пружинящие средства в виде листовых пружин для передачи крутящего момента, предусмотренные между кожухом и нажимным диском пружинящие отводящие средства и предусмотренный при необходимости между фрикционными накладками диска сцепления амортизатор накладок, создают результирующее поддерживающее усилие, которое противодействует действующему на тарельчатую пружину при выключении фрикционного сцепления усилию выключения и которое, по меньшей мере, при отпускании или при, по меньшей мере, приблизительно полной разгрузке фрикционных накладок нажимным диском, по меньшей мере, приблизительно соответствует имеющемуся тогда результирующему усилию, действующему в направлении выключения на тарельчатую пружину. Фрикционное сцепление может быть выполнено таким образом, что, по меньшей мере, после отпускания фрикционных накладок диска сцепления нажимным диском и/или, по меньшей мере, в полностью выключенном состоянии фрикционного сцепления лишь пружинящие отводящие средства и пружинящие средства в виде листовых пружин оказывают на нажимной диск усилие, которое аксиально противодействует, по меньшей мере, действующему в этом случае усилию выключения и преимущественно немного выше, чем оно, или находится с ним, по меньшей мере, в равновесии. Пружинящие отводящие средства согласно изобретению с прогрессивным при выключении фрикционного сцепления распределением нагрузки могут найти применение также предпочтительным образом в сочетании с саморегулирующимися фрикционными сцеплениями, известными, например, из заявки ФРГ 19524827. При такой комбинации нагружающая нажимной диск тарельчатая пружина может быть установлена без проворачивания относительно кожуха сцепления, причем за счет принципа работы воздействующих на нажимной диск отводящих средств согласно изобретению тем не менее обеспечено распределение нагрузки выключения, практически постоянное на протяжении всего износа, т.е. срока службы фрикционного сцепления. Проворачивание тарельчатой пружины относительно кожуха, например, вследствие высоких угловых ускорений двигателя можно при подобной форме выполнения предотвратить. В отношении конструктивных и функциональных признаков следует настоятельно сослаться на заявку ФРГ 19524827, так что ее содержание следует рассматривать как интегрированное в настоящую заявку. Сущность изобретения более подробно поясняется с помощью чертежей, изображающих: фиг.1 - фрикционное сцепление согласно изобретению; фиг.2 - разрез по линии II-II по фиг.1; фиг.3 - в увеличенном масштабе вид по стрелке III по фиг.1; фиг. 4 - предусматриваемое между кожухом и нажимным диском фрикционного сцепления пружинящее отводящее средство при виде сверху; фиг.5 - вид по стрелке V по фиг.4; фиг. 6 - предусматриваемый между кожухом и нажимным диском фрикционного сцепления пружинящий элемент в виде листовой пружины; фиг.7-9 - диаграммы с рабочими характеристиками фрикционного сцепления и его деталей; фиг. 10 - фрикционное сцепление; фиг.11 - вид по стрелке XI по фиг.10; фиг.12-14 - диаграммы с рабочими характеристиками фрикционного сцепления по фиг.10 и 11 и его деталей; фиг. 15 - разрез другого фрикционного сцепления, выполненного согласно изобретению; фиг. 16 - тарельчатую пружину для применения во фрикционном сцеплении по фиг.15. Изображенное на фиг. 1 и 2 фрикционное сцепление 1 содержит кожух 2 и нажимной диск 3, соединенный с ним без возможности вращения, однако с возможностью ограниченного осевого смещения. Аксиально между нажимным диском 3 и крышкой 2 натяжена нажимная тарельчатая пружина 4, которая установлена с возможностью поворота вокруг размещенной на кожухе 2 кольцеобразной поворотной опоры 5 и нагружает нажимной диск 3 в направлении прочно соединенного с кожухом 2 диска 6 противодавления, например маховика, за счет чего фрикционные накладки 7 диска 8 сцепления зажимаются между поверхностями трения нажимного диска 3 и диска 6 противодавления. Нажимной диск 3 соединен без возможности вращения с кожухом 2 посредством листовых пружин 9, расположенных в направлении периферии или по касательной. В изображенном примере выполнения диск 8 сцепления содержит так называемые пружинящие сегменты 10 накладок, которые при включении фрикционного сцепления 1 обеспечивают прогрессивное возрастание крутящего момента за счет того, что во время ограниченного осевого смещения обеих фрикционных накладок 7 в направлении друг к другу они обеспечивают прогрессивное возрастание действующих на фрикционные накладки 7 осевых усилий. Может быть использован, однако, и диск сцепления, у которого фрикционные накладки 7 аксиально практически жестко закреплены на несущем диске. В изображенном примере выполнения тарельчатая пружина 4 содержит создающее усилие нажима кольцеобразное основание 4а, от которого отходят направленные радиально внутрь исполнительные язычки 4b. Тарельчатая пружина 4 установлена при этом таким образом, что лежащими радиально дальше наружу зонами она нагружает нажимной диск 3, а лежащими радиально дальше внутрь зонами имеет возможность опрокидывания вокруг поворотной опоры 5. Как видно, в частности, из фиг.3, у изображенного примера выполнения дополнительно к пружинящим средствам 9 в виде листовых пружин между кожухом 2 и нажимным диском 3 действуют средства 11 в виде листовых пружин. Выполненные в виде листовых пружин дополнительные пружинящие средства 11 натяжены между кожухом 2 и нажимным диском 3 таким образом, что во включенном состоянии фрикционного сцепления 1 они оказывают на нажимной диск 3 осевое усилие, которое вытесняет нажимной диск 3 в направлении кожуха 2. Для этого выполненные в виде листовых пружин пружинящие средства 11 своими концевыми зонами 12 прочно соединены с кожухом 2, а лежащей между этими концевыми зонами 12 промежуточной зоной 13 - с нажимным диском 3. Концевые зоны 12 в изображенном примере выполнения склепаны с кожухом 2 посредством распорных пальцев 14. Промежуточная зона 13 у изображенного примера выполнения вместе с отрезком 15 элементов 9 в виде листовых пружин прочно соединена посредством заклепки или пальца 16 с радиальным выступом или кулачком 17 нажимного диска 3. Как видно из фиг. 3, могут использоваться несколько уложенных друг на друга элементов 9 и 11 в виде листовых пружин. Так, например, могут использоваться два уложенных друг на друга элемента 9 и три уложенных друг на друга элемента 11 в виде листовых пружин, причем изображенное на фиг.3 соединение между кожухом 2 и нажимным диском 3, преимущественно при рассмотрении по периферии фрикционного сцепления 1, выполнено в трех местах, а именно преимущественно на равном угловом расстоянии. Элементы 11 в виде листовых пружин выполнены и натяжены таким образом, что при выключении фрикционного сцепления 1 они аксиально смещают в направлении кожуха 2 нажимной диск 3 в соответствии с путем выключения нажимного диска 3 и, по меньшей мере, на этом пути выключения имеют прогрессивное распределение нагрузки. Последнее означает, что, если смотреть на пути выключения или пути отвода нажимного диска 3, оказываемое элементами 11 в виде листовых пружин осевое усилие увеличивается, по меньшей мере, на одном отрезке, преимущественно по всему диапазону пути выключения или пути отвода нажимного диска 3. Элементы 9 в виде листовых пружин также установлены с осевым натяжением между кожухом 2 и нажимным диском 3. Натяжение элементов 9 в виде листовых пружин при этом таково, что, если смотреть на пути выключения нажимного диска 3, осевое усилие, оказываемое элементами 9 в виде листовых пружин на нажимной диск 3, является в направлении выключения нажимного диска 3 дегрессивным, т. е. уменьшается. Усилия, оказываемые элементами 9, 11 в виде листовых пружин на нажимной диск 3, действуют, следовательно, в одном осевом направлении и тем самым суммируются. Как видно из фиг.4 и 5, элементы 11 в виде листовых пружин состоят из относительно тонкого листового материала, который может иметь толщину порядка 0,2-0,6 мм, причем при необходимости может применяться также более толстый материал. Преимущественно элементы 11 в виде листовых пружин штампованы из ленто- или пластинообразной пружинной стали, причем в штампе они могут одновременно приобрести нужную форму. Элементы 11 в виде листовых пружин выполнены продолговатыми, причем они в концевых зонах 12 имеют уширение, выполненное в виде головки, а средняя зона 13 также уширена. В уширенных зонах 12, 13 выполнены отверстия 12а, 13а, которые служат для обеспечения соответствующего соединения, в частности склепывания. Из фиг.5 видно, что в ненатяженном состоянии элементы в виде листовых пружин выполнены между концевыми зонами 12 выпуклыми. Форма выбрана при этом с возможностью обеспечения нужной кривой характеристики усилие-путь во встроенном во фрикционное сцепление 1 состоянии. Как видно из сравнения фиг.3 и 5, элементы 11 в виде листовых пружин во встроенном во фрикционное сцепление состоянии и, по меньшей мере, при включенном фрикционном сцеплении 1 деформированы в осевом направлении сцепления и обжаты также в своем продольном направлении. Веденные за счет этого в элементы 11 в виде листовых пружин усилия или напряжения создают, по меньшей мере, во включенном состоянии фрикционного сцепления 1 с обеих сторон средней крепежной зоны 13 осевую выпуклость. За счет соответствующего выбора расстояния между местами закрепления, которые в изображенном примере выполнения образованы распорными пальцами 14, можно определить введенные в элементы 11 в виде листовых пружин напряжения или повлиять на их деформации. Во встроенном состоянии элементы 11 в виде листовых пружин, следовательно, натяжены как в осевом направлении фрикционного сцепления, так и в направлении периферии или в продольном направлении. Как видно из фиг.3 и 6, элементы 9 в виде листовых пружин имеют U-образный вырез 18, который охватывает язычкообразный участок 19 или образует его. С обеих сторон язычкообразного участка 19 вырез 18 ограничен перемычками 20. Обе перемычки 20 и язычкообразный участок 19 соединены между собой отрезками 21. На другом своем конце перемычки 20 соединены между собой участком 22, причем этот участок 22 переходит в проходящий в продольном направлении изображенного элемента 9 в виде листовой пружины язычок или удлинение 23. В свободной концевой зоне 24 удлинения 23 выполнено отверстие 25, посредством которого образуют соединение, например заклепочное соединение, с кожухом 2 сцепления или нажимным диском 3. Язычкообразный участок 19 также имеет граничащее со свободной концевой зоной 24 отверстие 27 для образования заклепочного соединения с кожухом 2 сцепления или нажимным диском 3. Как видно из фиг.3, в изображенном примере выполнения участок 19 склепан с нажимным диском 3, а концевой участок 24 - с кожухом 2. Из фиг.3 видно далее, что элементы 11 и 9 в виде листовых пружин прочно соединены с соответствующей деталью 2 и 3 одинаковыми заклепочными элементами 14, 16. Язычкообразные участки 19 повернуты или смещены в осевом направлении относительно остальных участков элементов 9 в виде листовых пружин, по меньшей мере, во встроенном в сцепление состоянии, а именно таким образом, что элементы 9 в виде листовых пружин упруго натяжены, если смотреть в осевом направлении фрикционного сцепления 1, а именно таким образом, что усилие, оказываемое элементами 9 в виде листовых пружин на нажимной диск 3, вытесняют его в направлении кожуха 2. Изображенное выполнение согласно изобретению элементов 9 в виде листовых пружин позволяет при относительно короткой конструктивной длине реализовать относительно длинный путь изгиба между обоими местами 25, 27 закрепления. На диаграмме по фиг.7 изображены кривые усилие-путь элементов 9, 11 в виде листовых пружин и результирующая характеристика. При этом на оси абсцисс нанесен ход пружины, а на оси ординат нанесено усилие. Кривая 28 представляет упругую характеристику элементов 9 в виде листовых пружин, используемых в связи с фрикционным сцеплением 1. В изображенном примере выполнения элементы 9 в виде листовых пружин создают пропорционально возрастающую, т.е. прямую характеристику усилие-путь. За счет соответствующего выполнения и формы элементов 9 в виде листовых пружин можно создать, однако, иную характеристику, которая, по меньшей мере, на одном отрезке может проходить криволинейно. Кривая 29 соответствует упругой характеристике элементов 11 в виде листовых пружин, предназначенных для применения с фрикционным сцеплением 1. Из кривой 29 видно, что исходя из ослабленного положения элементы 11 в виде листовых пружин имеют сначала практически прямолинейное возрастание усилия в соответствии с участком 30. Происходящее сначала в зависимости от пути деформации возрастание усилия постепенно уменьшается вслед за участком 30, причем начиная с определенного пути деформации создаваемое элементами 11 в виде листовых пружин усилие уменьшается по мере увеличения пути деформации, а именно в соответствии с отрезком 31, который в изображенном примере выполнения проходит прямо. За счет соответствующего выполнения элементов 11 в виде листовых пружин отрезок 31 по мере увеличения пути деформации может падать более или менее круто. При расчете по диаграмме на фиг.7 участки или отрезки 30, 31 кривой 29 прямые. Эти участки 30, 31 могут проходить, однако, за счет соответствующего выполнения элементов 11 в виде листовых пружин, по меньшей мере, на одном отрезке криволинейно. Обе кривые 28, 29 согласованы между собой таким образом, что результирующая кривая 32 имеет область 33, в пределах которой созданное элементами 9, 11 в виде листовых пружин осевое усилие, действующее на нажимной диск 3, по меньшей мере, приблизительно постоянное. Этим также, что более подробно поясняется ниже, обеспечивается, по меньшей мере, приблизительно постоянная рабочая точка фрикционного сцепления по фиг. 1-3 в его включенном состоянии. Это обеспечивает также, по меньшей мере, приблизительно постоянный рабочий диапазон для тарельчатой пружины 4. Для выключения фрикционного сцепления 1 на лежащие радиально внутри концы 4с язычков тарельчатой пружины через подшипник выключения оказывают усилие по стрелке А. В результате этого тарельчатая пружина 4 поворачивается вокруг поворотной опоры 5 по типу двуплечего рычага, вследствие чего нажимной диск 3 постепенно разгружается и под действием элементов 9, 11 в виде листовых пружин, следуя за наружным краем тарельчатой пружины 4, смещается в направлении кожуха 2. При этом после превышения определенного диапазона общего пути выключения происходит отпускание фрикционных накладок 7 диска 8 сцепления. Вплоть до этого отпускания предусмотренный между фрикционными накладками 7 амортизатор накладок способствует процессу выключения. После полной разгрузки или отпускания фрикционных накладок 7 нажимным диском 3 он прижат к тарельчатой пружине 4 только элементами 9, 11 в виде листовых пружин. Опирание между тарельчатой пружиной 4 и нажимным диском 3 происходит посредством кулачков 3а нажимного диска 3. Поворотная опора 5, на радиальной высоте которой тарельчатая пружина 4 при приведении в действие фрикционного сцепления 1 поворачивается подобно двуплечему рычагу, включает в себя только опорное кольцо 34, зажатое между кожухом 2 и тарельчатой пружиной 4, по меньшей мере, во включенном состоянии фрикционного сцепления 1. Кольцо 34, образующее одну поворотную опору для тарельчатой пружины 4, оперто на кожух 2 через регулирующее устройство 35. Это регулирующее устройство 35 препятствует образованию зазора между кольцом 34 и тарельчатой пружиной 4 при осевом смещении тарельчатой пружины 4 в направлении диска 6 противодавления вследствие износа фрикционных накладок 7. Это осевое смещение тарельчатой пружины 4 более подробно описано ниже. Кольцеобразная деталь 34, несущая или образующая одновременно обкатываемую опору для тарельчатой пружины 4, имеет проходящие в направлении периферии и аксиально возрастающие набегающие уклоны 36, распределенные по периферии детали 34. Набегающие уклоны 36 опираются на чеканенные в крышке 2 ответные набегающие уклоны 37. Уклоны 36, 37 выполнены в направлении периферии в отношении своей длины и угла выпрямления с возможностью обеспечения, по меньшей мере, одного угла проворачивания кольца 34 относительно кожуха 2, который в течение срока службы фрикционного сцепления 1 обеспечивает регулирование износа, возникающего на поверхностях трения нажимного диска 3 и диска 6 противодавления, а также на фрикционных накладках 7. В отношении выполнения и оформления подобных уклонов следует сослаться на заявку ФРГ 4322677, содержание которой следует рассматривать как интегрированное в настоящую заявку. Кольцо 34 подпружинено в направлении периферии, а именно в направлении, которое за счет набегания уклонов 36 на ответные уклоны 37 вызывает осевое смещение кольца 34 в направлении нажимного диска 3, т.е. аксиально от кожуха 2. Как видно из фиг.1, подпружиненность регулировочного кольца 34 обеспечивается винтовыми пружинами 38, которые проходят в направлении периферии крышки 2 и натяжены между регулировочным кольцом 34 и кожухом 2. Пружины 38 оказывают через уклоны 36, 37 на тарельчатую пружину 4 осевое усилие, направленное в том же направлении, что и усилие выключения, т.е. по стрелке А. В связи с характеристиками, показанными на диаграммах по фиг. 7-9, следует более подробно пояснить принцип работы описанного выше фрикционного сцепления 1. Кривая 40 на фиг.8 представляет характеристику усилия, прикладываемого тарельчатой пружиной 4, когда она аксиально деформируется между двумя опорами, радиальное расстояние между которыми соответствует радиальному расстоянию между поворотной опорой 5 и радиально внешним опорным диаметром 3а. Кривая 41 представляет характеристику усилия, которое необходимо приложить к нажимному диску 3 против стрелки А, с тем чтобы конически деформировать тарельчатую пружину 4 во фрикционном сцеплении 1. Разность усилий между кривыми 40, 41 соответствует усилию, прикладываемому элементами 9, 11 в виде листовых пружин. Это усилие противодействует усилию, приложенному тарельчатой пружиной 4 к нажимному диску 3. Точка 42 представляет