Спасательное устройство

Реферат

 

Устройство относится к спасательной технике и предназначено для эвакуации людей, например, из зданий. Содержит жестко закрепленный на неподвижной оси корпус, тормозной механизм. Внутри корпуса размещена с возможностью вращения катушка с образованием замкнутой полости, заполненной вязкой жидкостью. На катушке размещен силовой трос. Тормозной механизм выполнен в виде дисков, установленных в замкнутой полости, жестко закрепленных на неподвижной оси. Между дисками установлен дополнительный диск, жестко закрепленный на внутренней поверхности катушки. На диске, жестко закрепленном на поверхности катушки, выполнены отверстия. Данная конструкция спасательного устройства обеспечивает повышенную эффективность торможения вращения катушки. 2 з.п.ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к спасательной технике и предназначено для эвакуации людей, например, с подъемных кранов и зданий в случае пожара или какой-либо другой аварийной ситуации.

Известно спасательное устройство, содержащее жестко закрепленный на неподвижной оси корпус, внутри которого размещена с возможностью вращения катушка с образованием замкнутой полости, заполненной вязкой жидкостью, размещенный на катушке силовой трос, тормозной механизм в виде дисков, установленных в замкнутой полости, жестко закрепленных на неподвижной оси, а между ними установлен дополнительный диск, жестко закрепленный на внутренней поверхности катушки (патент США № 4523664, кл. А 62 В 1/12 18.06.1985 г.).

Недостатком известного устройства является малая эффективность торможения вращения катушки.

Задачей настоящего изобретения является создание нового спасательного устройства с повышенной эффективностью торможения вращения катушки.

Для достижения указанного технического результата спасательное устройство содержит жестко закрепленный на неподвижной оси корпус, внутри которого размещена с возможностью вращения катушка с образованием замкнутой полости, заполненной вязкой жидкостью, размещенный на катушке силовой трос, тормозной механизм в виде дисков, установленных в замкнутой полости, жестко закрепленных на неподвижной оси, а между ними установлен дополнительный диск, жестко закрепленный на внутренней поверхности катушки, на последнем выполнены отверстия.

Отверстия на диске, жестко закрепленном на внутренней поверхности катушки, выполнены как минимум на двух окружностях относительно оси диска, вход и выход которых лежат на одной окружности, причем оси отверстий имеют угол наклона к оси диска в диапазоне от минус 15 до плюс 15 с изменением знака угла наклона оси отверстий каждого последующего ряда относительно предыдущего.

Кроме того, отверстия на диске, жестко закрепленном на внутренней поверхности катушки, имеют конусную форму, причем основание конуса направлено в сторону вращения диска и обращено у отверстий, выполненных на одной окружности, к торцу одного неподвижного диска, а у отверстий, выполненных на второй окружности, к торцу второго неподвижного диска. На фиг.1 изображено спасательное устройство, его продольный разрез; на фиг.2- вид А-А на фиг.1; на фиг.3 - разрез Б-Б на фиг.2; на фиг.4 - разрез В-В на фиг.2.

Спасательное устройство содержит жестко закрепленный на неподвижной оси 1 корпус 2, внутри которого размещена катушка 3 с силовым тросом 4. Крышки 5 и 6 катушки 3 установлены на оси 1 с возможностью вращения путем закрепления их на подшипниках 7. Торцовые поверхности крышек 5 и 6 и подшипников 7, а также внутренняя поверхность катушки 3 и наружная поверхность оси 1 образуют замкнутую полость 8, которая заполнена вязкой жидкостью. Диски 9 и 10 жестко закреплены на неподвижной оси 1, а между ними установлен дополнительный диск 11 с отверстиями 12, который жестко закреплен на внутренней поверхности катушки 3.

Устройство работает следующим образом. Для эвакуации человека, например, с крана устройство закрепляется на элементе крана, а силовой трос к монтажному поясу эвакуируемого.

Под действием веса спускаемого человека трос 4 идет вниз, заставляя вращаться катушку 3, а вместе с ней и дополнительный диск 11 с отверстиями 12. При этом возникают силы трения скольжения между слоями вязкой жидкости и стенками неподвижных дисков, что и создает момент сопротивления. Разность между крутящим моментом и моментом сопротивления обеспечивает плавный спуск и безопасную скорость приземления человека.

Отличительные признаки настоящего изобретения позволяют значительно повысить эффективность торможения вращения катушки. Это связано с тем, что набегающий на вращающийся диск поток с одной стороны создает динамический напор, а с другой стороны - отсос через отверстия в диске.

Протекающий поток жидкости через отверстия создает дополнительное торможение вращения катушки. За счет конусности отверстий увеличивается скорость истечения жидкости из отверстий, интенсифицируется процесс торможения вращающегося диска тормозного механизма, в том числе за счет уменьшения закрутки потока у покрывающей поверхности конуса.

Результаты испытаний показали, что эффективность торможения достигается при угле наклона оси отверстий к оси диска, находящемся в диапазоне от минус 15 до плюс 15, с изменениями знака угла наклона осей отверстий каждого последующего ряда относительно предыдущего ряда.

Формула изобретения

1. Спасательное устройство, содержащее жестко закрепленный на неподвижной оси корпус, внутри которого размещена с возможностью вращения катушка с образованием замкнутой полости, заполненной вязкой жидкостью, размещенный на катушке силовой трос, тормозной механизм в виде дисков, установленных в замкнутой полости, жестко закрепленных на неподвижной оси, а между ними установлен дополнительный диск, жестко закрепленный на внутренней поверхности катушки, отличающееся тем, что на диске, жестко закрепленном на поверхности катушки, выполнены отверстия.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что отверстия на диске, жестко закрепленном на внутренней поверхности катушки, выполнены как минимум на двух окружностях относительно оси диска, вход и выход которых лежат на одной окружности, причем оси отверстий имеют угол наклона к оси диска в диапазоне от минус 15 градусов до плюс 15 градусов с изменением знака угла наклона оси отверстий каждого последующего ряда относительно предыдущего ряда.

3. Устройство по п.1 или 2, отличающееся тем, что отверстия на диске, жестко закрепленном на внутренней поверхности катушки, имеют конусную форму, причем основание конуса направлено в сторону вращения диска и обращено у отверстий, выполненных на одной окружности к торцу одного неподвижного диска, а у отверстий, выполненных на второй окружности, - к торцу второго неподвижного диска.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4