Способ контроля степени износа деталей двигателя внутреннего сгорания, работающих в присутствии смазочного материала
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к способам определения степени износа деталей двигателя внутреннего сгорания, работающего в присутствии смазочного материала, безразборным методом. Способ контроля степени износа деталей двигателя внутреннего сгорания заключается в том, что в ходе эксплуатации двигателя отбирают пробы смазочного материала, определяют в них методом спектрального анализа концентрации выделившихся в процессе износа таких элементов, как железо, медь, олово, свинец, хром, и последовательно для каждой детали с учетом процентного содержания элементов, являющихся преимущественными в составе материала каждой детали, судят о степени износа деталей. При этом для тепловозного дизеля 10Д100 дополнительно определяют концентрацию магния, никеля и молибдена, определяют процентное содержание остальных элементов, входящих в состав материала каждой детали, а процентное содержание элементов, являющихся преимущественными в составе материала каждой детали, определяют с учетом процентного содержания остальных элементов материалов ранее контролируемых деталей. Данное изобретение направлено на повышение точности оценки степени износа контролируемых деталей. 2 табл.
Реферат
В настоящее время известен ряд методов диагностирования технического состояния и контроля степени износов деталей двигателей безразборным методом, который основан на использовании значений концентраций элементов износа в смазочном материале. Известен способ контроля, в основу которого положена вероятностная модель Байеса /1/. Техническое состояние двигателя оценивается по диагностическому коэффициенту, рассчитываемому на основе анализа диагностической матрицы, содержащей до 3000 значений, с выдачей результата в форме: норма, отказ 1-го уровня, отказ 2-го уровня, отказ 3-го уровня. Такая информация позволяет лишь ориентировочно судить об износе деталей и не дает представление о конкретных размерах детали.
Наиболее близок по своей цели к предлагаемому методу метод, основанный на определении концентрации в масле железа, определении количества изношенного железа, распределении этого количества по группам деталей на основе предварительного изучения интенсивности поступления этого элемента с отдельных групп и определении степени износа деталей [2]. В ходе эксплуатации отбирают пробы смазочного масла и определяют в них концентрацию железа. По полученным значениям концентраций подсчитывают количество изношенного с деталей железа на момент контроля. Полученное количество железа распределяют по узлам двигателя в следующем соотношении:
цилиндровые втулки - 60%
поршневые кольца - 30%
шейки коленвала - 7%
поршневые пальцы - 3%
По объемам железа судят о степени износа каждой группы деталей.
Целью изобретения является повышение точности оценки степени износа контролируемых деталей.
Сущность метода заключается в том, что в процессе эксплуатации через определенные промежутки времени отбирают пробы смазочного масла, регистрируют концентрации элементов продуктов износа, причем количество регистрируемых элементов устанавливается для каждого типа двигателя индивидуально.
В процессе эксплуатации тепловозного дизеля, например типа 10Д100, регистрируют концентрации следующих элементов: железо, медь, олово, свинец, хром, никель, магний, молибден. По значениям концентраций, наработке дизеля и количеству доливов смазочного масла определяют количество изношенных с деталей элементов.
В табл.1 представлен состав элементов, поступающих в смазочное масло с контролируемых деталей в процессе эксплуатации. Для оценки степени износа конкретной группы деталей необходимо определить количество металла, изношенного именно с этой группы. Подсчет количества изношенного металла производится по известным значениям объемов характерных элементов, поступивших в смазочное масло, и их процентным содержаниям в материалах деталей. Ниже приведена последовательность реализации метода оценки степени износа деталей дизеля типа 10Д100:
ШАГ 1 - ввод текущих значений концентраций Fe, Pb, Sn, Сu, Cr, Ni, Mg, Mo.
ШАГ 2 - расчет объемов контролируемых элементов (VFе, vPb, VSn, vcu, VCr, VMg, VMo) по текущим значениям концентраций, наработке дизеля и количеству доливов.
ШАГ 3 - весь объем Pb изношен с вкладышей коленчатого вала, следовательно, износ вкладышей оценивается по Pb
Iвкл=f(VPb)
ШАГ 4 - в материале вкладышей кроме Pb содержатся такие контролируемые элементы, как Sn и Mg. По известным значениям процентного содержания этих элементов в материале вкладышей определяем объемы этих элементов, изношенных с вкладышей коленчатого вала:
ШАГ 5 - Mg содержится в материале вкладышей и компрессионных колец. Следовательно, объем Mg, изношенного с компрессионных колец, определится как:
Износ компрессионных колец оценивается по объему магния
ШАГ 6 - в материале компрессионных колец кроме Mg содержатся Fe, Sn, Cr, Ni, Cu. По известному объему Mg, изношенного с колец, и процентному составу материала колец определяем объемы всех элементов, изношенных с колец:
ШАГ 7 - так как элемент Мо содержится только в материале цилиндровой втулки, следовательно, износ цилиндровой втулки оценивается по объему изношенного Мо.
ШАГ 8 - по известному процентному содержанию элементов в материале втулки и ранее определенному , рассчитываем объемы элементов, изношенных с цилиндровой втулки:
ШАГ 9 - рассчитываем объем Ni, изношенного с поршневого пальца:
ШАГ 10 - износ поршневого пальца оценивается по объему ранее определенного, изношенного Ni:
ШАГ 11 - по известному процентному содержанию элементов в материале поршневого пальца рассчитываются и :
ШАГ 12 - с учетом ранее выполненных операций рассчитывается объем Сr, изношенного с головки поршня:
ШАГ 13 - износ головки поршня оценивается по определенному объему Сr:
ШАГ 14 - с учетом ранее проведенных операций рассчитывается объем Сu, изношенный с бронзовых втулок вставки поршня и верхней головки шатуна:
ШАГ 15 - оценивается износ бронзовых втулок по :
ШАГ 16 - по известному процентному составу материала бронзовых втулок и ранее определенному рассчитывается объем Sn, изношенный с бронзовых втулок:
ШАГ 17 - с учетом ранее выполненных операций определяется объем Sn, изношенного с тронка поршня:
ШАГ 18 - износ тронка поршня оценивается по объему изношенного Sn:
ШАГ 19 - с учетом ранее выполненных операций рассчитывается объем железа, изношенного с шеек коленчатого вала:
ШАГ 20 - износ шеек коленчатого вала оценивается по объему изношенного железа:
Способ подтверждается результатами эксперимента. Под контролем находился дизель типа 10Д100 №17247 МА с начала эксплуатации до проведения ремонта. Наработка дизеля составила 170 тыс. км. В табл.2 приведены текущие значения концентраций контролируемых элементов и количество доливов смазочного масла.
При распределении объема железа в соответствии с /2/ получаем, мм3:
цилиндровые втулки - 50572;
поршневые кольца - 25286;
шейки коленвала - 5900;
поршневые пальцы - 2528.
Таблица 2 | |||||||||
№ ТО-3 | Количество долива, кг. | Концентрация элемента, г/т. | |||||||
Fe | Сu | Sn | Сr | Pb | Ni | Mg | Мо | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | 0 | 17 | 3 | 14 | 4 | 16 | |||
2 | 0 | 28 | 10 | 8 | 4 | 10 | 5 | 0 | 0 |
3 | 0 | 17 | 15 | 10 | 3 | 14 | 6 | 1 | 1 |
4 | 50 | 80 | 17 | 18 | 8 | 120 | 6 | 2 | 1 |
5 | 1200 | 65 | 18 | 12 | 8 | 10 | 7 | 2 | 2 |
Продолжение табл.2 | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
6 | 0 | 23 | 4 | 5 | 4 | 10 | 5 | 2 | 2 |
7 | 0 | 37 | 12 | 9 | 4 | 22 | 2 | 1 | 3 |
8 | 50 | 42 | 12 | 6 | 3 | 30 | 3 | 2 | 3 |
9 | 0 | 36 | 8 | 4 | 4 | 13 | 3 | 2 | 2 |
10 | 1500 | 31 | 15 | 4 | 4 | 28 | 3 | 1 | 2 |
11 | 0 | 18 | 2 | 4 | 2 | 7 | 3 | 2 | 0 |
12 | 0 | 18 | 6 | 7 | 3 | 13 | 1 | 0 | 2 |
13 | 0 | 35 | 12 | 8 | 3 | 24 | 2 | 1 | 3 |
14 | 0 | 35 | 12 | 9 | 2 | 20 | 4 | 2 | 3 |
15 | 0 | 40 | 21 | 10 | 2 | 6 | 5 | 3 | 2 |
16 | 0 | 50 | 15 | 7 | 2 | 7 | 4 | 3 | 3 |
17 | 0 | 60 | 20 | 8 | 2 | 16 | 5 | 4 | 3 |
18 | 100 | 63 | 21 | 10 | 1 | 20 | 6 | 3 | 3 |
19 | 0 | 40 | 15 | 13 | 3 | 64 | 5 | 4 | 2 |
20 | 0 | 50 | 10 | 7 | 3 | 10 | 4 | 2 | 3 |
21 | 0 | 70 | 12 | 12 | 5 | 25 | 4 | 3 | 3 |
В результате расчетов получены объемы элементов, изношенных с контролируемых деталей, мм3:
железо - 84286;
медь - 9696;
олово - 8861;
хром - 5002;
свинец - 17275;
магний - 1843;
молибден - 1421;
никель - 1449.
При оценке по предлагаемому методу объемы железа распределяются следующим образом, мм3:
цилиндровые втулки - 48138;
поршневые кольца - 23182;
шейки коленвала - 9645;
поршневые пальцы - 3321.
Следовательно реализуется возможность оценки степени износа по уточненным объемам одного характерного элемента, относящегося к конкретной контролируемой детали. Объем железа, изношенного с деталей, скорректирован (уточнен):
для цилиндровых втулок на 4,8%;
для поршневых колец на 8%;
для шеек коленчатого вала на 39%;
для поршневых пальцев на 24%.
Источники информации
1. Диагностика технического состояния дизелей. М., Транспорт, 1977, с.56.
2. Соколов А.И. Диагностика судовых двигателей по параметрам работающего масла. Двигателестроение, 1980, №11, с.46-48.
Способ контроля степени износа деталей двигателя внутреннего сгорания, работающих в присутствии смазочного материала, заключающийся в том, что в ходе эксплуатации двигателя отбирают пробы смазочного материала, определяют в них методом спектрального анализа концентрации выделившихся в процессе износа таких элементов, как железо, медь, олово, свинец, хром, и последовательно для каждой детали с учетом процентного содержания элементов, являющихся преимущественными в составе материала каждой детали, судят о степени износа деталей, отличающийся тем, что для тепловозного дизеля 10Д100 дополнительно определяют концентрацию магния, никеля и молибдена, определяют процентное содержание остальных элементов, входящих в состав материала каждой детали, а процентное содержание элементов, являющихся преимущественными в составе материала каждой детали, определяют с учетом процентного содержания остальных элементов материалов ранее контролируемых деталей.