Способ повышения коррозионной стойкости колесных пар подвижного состава

Способ повышения коррозионной стойкости колесных пар подвижного состава включает очистку колесной пары струйным методом и защиту очищенных поверхностей от коррозии, совмещенную с операцией очистки. Причем очистку ведут гранулами водяного или сухого льда, а защиту от коррозии выполняют путем подачи на поверхности колесной пары жидкого азота, достигая азотированного слоя. В результате повышается производительность антикоррозионной обработки колесных пар.

Реферат

Изобретение относится к способам защиты от коррозии поверхностей металлических объектов и, в частности, к коррозионной стойкости колесных пар подвижного состава железнодорожного транспорта.

Известен способ повышения коррозионной стойкости колесных пар подвижного состава, включающий подготовку поверхностей оси и дисков колесных пар и нанесения на них коррозионностойкой краски (1).

Однако применяемые краски не защищают колесную пару от коррозии на период эксплуатации 1-3 года. Кроме того, в процессе эксплуатации на ней осаждаются продукты коррозии толщиной 1-2 мм, что затрудняет выполнение дефектоскопического контроля колесной пары. Продукты коррозии и краска настолько прочно приклеиваются к подложке, что для их удаления созданы специальные моечные машины. Однако мойка не позволяет удалить коррозионные отложения и, тем более, краску. Их удаляют вручную.

Известен способ ремонта колесных пар, включающий дефектоскопическую подготовку поверхностей колесной пары, состоящую из очистки ее путем мойки или механическим путем, дефектоскопический контроль и выполнение операции покраски, повышающую коррозионную стойкость колесной пары (2).

Однако технология очистки требует капитальных и больших эксплуатационных затрат, связанных с расходом электроэнергии, соды, тепла. И качество дефектоскопического контроля плохое.

Предлагаемый способ повышения коррозионной стойкости колесных пар подвижного состава заключается в том, что подготовку поверхностей оси и дисков колесных пар, состоящую из операции их очистки и операции защиты поверхностей от коррозии, совмещают, выполняя операцию очистки и коррозионной защиты однотоеменно.

Также отличие в том, что гранулы водяного льда получают путем распыления воды в массе жидкого азота, и одновременно с очисткой за счет струйно-абразивного эффекта осуществляют коррозионную защиту жидким азотом, находящимся на поверхности гранул водяного льда.

Отличие также в том, что сжатым воздухом создают вакуум и за счет вакуума эжектируют гранулы водяного льда одновременно с жидким азотом, и полученную смесь гранул с жидким азотом подают на поверхности колесной пары.

Также отличие в том, что удаляемые продукты коррозии и краски собирают беспылевым способом, или в специальный коллектор, а жидкий азот испаряется в атмосферу.

Опыт 1. В депо снятую с пассажирского вагона колесную пару без мойки подвергают струйной очистке, одновременно проведя азотирование жидким азотом наружной поверхности. Воду распыляют в массе жидкого азота с получением гранул размером 3-5 мм. Полученные таким образом гранулы засыпали в расходный бункер емкостью 60 л. Из бункера гранулы за счет глубокого эжектирования (вакуума) воздухом высокого давления подавали в разгонно-эжекторное устройство (РЭУ).

На выходе из РЭУ получали поток воздуха с гранулами и направляли его на ось колесной пары и последовательно на поверхности ее дисков.

Давление воздуха составляло 5 атм. Расход гранул на одну колесную пару составил 30 кг, расход азота 15 литров.

После обработки в течение 6 минут без перерыва пара была подвергнута дефектоскопическому контролю, т.е. одновременно с очисткой достигли требования инструкции.

Указанное резко сокращает набор оборудования для ремонта колесной пары. Раньше мойка велась в течение 15-20 минут, затем велась очистка вручную поверхности оси колесной пары 5-10 минут, затем ожидали 6-8 часов (период охлаждения пары) для проведения дефектоскопического контроля.

Производительность цехов ремонта колесных пар за счет внедрения указанного способа повысится в 5 раз, снижаются затраты на краску и на выполнение операции окраски, а защита от коррозии достигнута путем воздействия жидкого азота на поверхности колесной пары.

На основе данного способа создается полуавтоматический комплекс струйной подготовки колесных пар при ремонте в депо отрасли.

Опыт 2. Повторили обработку как в п.1, дополнительно подавая жидкий азот струей, перемещаемой непосредственно за соплом РЭУ. Расход гранул льда тот же, расход азота составил 25 литров на одну колесную пару.

Источники, принятые во внимание

1. Справочник железнодорожника. - М., 1950.

2. Технологический процесс ремонта колесных пар. - М., ВНИИЖТ, 1975.

Способ повышения коррозионной стойкости колесных пар подвижного состава, включающий очистку колесной пары струйным методом и защиту очищенных поверхностей от коррозии, отличающийся тем, что операции очистки и защиты от коррозии совмещают, при этом очистку ведут гранулами льда, которые получают путем распыления воды в массе жидкого азота, а посредством сжатого воздуха и создаваемого им вакуума в разгонно-эжекторном устройстве эжектируют полученные гранулы водяного льда одновременно с жидким азотом и полученную смесь подают на поверхность колесной пары, достигая азотированного слоя.