Комбинированный хоппер-вагон
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к конструкции кузова комбинированного хоппер-вагона, предназначенного для перевозки глинозема и предметов его переработки. Комбинированный хоппер-вагон 1 содержит ходовую часть, бункерный отсек 5 и примыкающие по торцам камеры хранения перевозимого материала с дверными проемами 8 для въезда автокар, жестко соединенные с рамой вагона, оборудованной шкворневыми балками. Хоппер-вагон оборудован четырьмя поворотными подкосами 9, верхний конец каждого из которых упирается в место соединения разграничительной стенки между бункерным отсеком и камерой хранения перевозимого материала и верхней обвязки боковой стены вагона, а нижний - опирается на шкворневую балку, и образующими с силовым бункером и рамой узел ферменного типа. Поворотные подкосы по углам бункерного отсека шарнирно соединены с ним, а на шкворневых балках оборудованы посадочные места для поворотных подкосов, в которых установлены поворотные выдвижные штыри. Изобретение снижает вес вагона при сохранении его грузоподъемности. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
Реферат
Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к конструкции кузова комбинированного хоппер-вагона, предназначенного для перевозки глинозема и предметов его переработки.
Известен кузов бункерного вагона, содержащий боковые и торцевые стенки, перфорированное днище, раму, выполненную из хребтовой и боковых балок, соединенных между собой концевыми, шкворневыми и промежуточными балками. Хребтовая балка рамы выполнена П-образной формы, на верхней горизонтальной полке которой установлена двутавровая балка. На последней установлена еще одна двутавровая балка, с которой соединено перфорированное днище кузова (а.с.СССР N634986, М кл. В 61 D 7/00, 1977 г.).
Известен кузов бункерного вагона, состоящий из боковых и торцевых стенок, рамы, выполненной из хребтовой и боковых балок, соединенных между собой концевыми, шкворневыми и промежуточными балками. Хребтовая балка выполнена коробчатой формы из двух Z-образных профилей. В этой конструкции кузова бункерного вагона решен вопрос улучшения осыпаемости груза. Для этого коробчатый элемент рамы оборудован двухскатным коньком, перекрывающим его верхнюю горизонтальную поверхность и наклонными щитками, перекрывающими вертикальные стенки и нижние полки коробчатого сечения Z-образных профилей. При этом наклонные щитки, с одной стороны, жестко соединены с двухскатным коньком, а с другой - с внутренними наклонными стенками бункеров (см, книгу И.Ф.Пастухов, В.В.Лукин, Н.И.Жуков. "Вагоны", изд-во "Транспорт", М., 1988 г., с.165, рис. 8, 17).
К недостаткам аналогов относится то, что вагоны имеют большой собственный вес, а перевозимым грузов являются только сыпучие материалы.
Прототипом изобретения является кузов хоппер-вагона, защищенного патентом на изобретение №2181089 Российской Федерации от 10.04.2002 г.
Кузов прототипа трехсекционный с примыкающими по торцам герметичного бункерного отсека камерами хранения транспортируемого материала. Вертикальные силовые торцевые стенки, замыкающие бункерный отсек кузова вагона на тележки вагона, размешены на заданном расстоянии от опор кузова, над которыми симметрично размещены камеры для хранения перевозимого материала. Камеры оборудованы двухсторонними дверными проемами для въезда автокар.
Ослабление дверными проемами для въезда автокар боковых стен вагона компенсируется установкой шпрингелей и их вертикальных стоек.
Недостатком прототипа является то, что вагон имеет большой собственный вес.
Целью изобретения является снижение массы комбинированного хоппер-вагона при сохранении его грузоподъемности путем усиления силовой схемы кузова таким образом, чтобы сохранить сквозные дверные проемы в камерах хранения перевозимого материала, не перекрывая их стационарными опорными подкосами, мешающими въезду автокар при проведении погрузочно-разгрузочных работ.
Сущность изобретения заключается в создании комбинированного хоппер-вагона, содержащего ходовую часть, бункерный отсек и примыкающие по торцам камеры хранения перевозимого материала с дверными проемами для въезда автокар, жестко соединенные с рамой вагона, оборудованной балками, оборудованного четырьмя поворотными подкосами, верхний конец каждого из которых упирается в место соединения разграничительной стенки между бункерным отсеком и камерой хранения перевозимого материала и верхней обвязкой боковой стены вагона, а нижний - опирается на шкворневую балку, образующими с силовым бункером и рамой узел ферменного типа: поворотные подкосы по углам бункерного отсека шарнирно соединены с ним, а на шкворневых балках оборудованы посадочные места для поворотных подносов, в которых установлены поворотные подвижные штыри; шарнирное соединение выполнено в виде шаровой опоры.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где
на фиг.1 изображен общий вид комбинированного хоппер-вагона с подкосами, установленными в рабочее положение;
на фиг.2 - общий вид подкоса в рабочем положении;
на фиг.3 - общий вид подкоса в повернутом положении для обеспечения погрузочных (разгрузочных) работ;
на фиг.4 изображена нижняя опора, подкоса в рабочем положении.
Комбинированный хоппер-вагон 1 (фиг.1) оборудован подкатными тележками 2, сопрягается с комбинированным кузовом 3 через подпятниковые опоры 4, сопрягаемые со шкворнями и опорами подкатных тележек 2. Кузов 3 - трехсекционный, содержит герметичный отсек бункерного типа 5 для перевозки глинозема, загружаемого через люки 6 и выгружаемого в межрельсовое пространство через люки 7, размещенные на бункерах. К отсеку 5 по торцам примыкают камеры для хранения материалов из алюминиевых сплавов, оборудованные дверными проемами 8, размеры которых обеспечивают въезд и камеры автокар при погрузочных (разгрузочных) работах через грузовые площадки. Камеры оборудованы подносами 9, настилами 10, недвижными силовыми рамами 11 и поджимными устройствами 12. Дверные проемы закрываются дверями 13. Кузов 3 понизу оборудован обвязочными швеллерами 14 и хребтовой балкой 15, на которые опираются силовые стенки 16, разделяющие отсек 5 и камеры 17 хранения перевозимых материалов.
Подкосы 9 (фиг.2) состоят из верхней регулируемой опоры 18, раскоса 19, ручки 20, штыря 21 и стопора 22 (фиг.4).
Для обеспечения доступа в камеры 17 хранения транспортируемого материала при выполнении погрузочных (разгрузочных) работ поворот подкоса 9 (фиг.1, 2) в нерабочее положение (фиг.3) осуществляется следующим образом.
При помощи ручки 20 (фиг.2, 3, 4) поворачивается штырь 21 (фиг.2, 3, 4), при этом за счет стопора 22 (фиг.4) и винтовой канавки на штыре 21, одновременно происходит его подъем на величину шaгa винтовой канавки. После поворота на 90° в верхней опоре подкос занимает положение, перпендикулярное к дверному проему кузова вагона (фиг.3), т.е. освобождает доступ в камеры 17 хранения транспортируемого материала. Установка подкоса 9 в рабочее положение производится после выполнения погрузочных (разгрузочных) работ в обратной последовательности.
Применение поворотных подкосов позволяет перераспределить усилия, действующие на силовые элементы кузова комбинированного хоппер-вагона, т.е. значительно снизить усилия в хребтовой балке, заключается в снижении мacсы (веса) самого комбинированного хоппер-вагона при сохранении его грузоподъемности.
1. Комбинированный хоппер-вагон, содержащий ходовую часть, бункерный отсек и примыкающие по торцам камеры хранения перевозимого материала с дверными проемами для въезда автокар, жестко соединенные с рамой вагона, оборудованной шкворневыми балками, отличающийся тем, что он оборудован четырьмя поворотными подкосами, верхний конец каждого из которых упирается в место соединения разграничительной стенки между бункерным отсеком и камерой хранения перевозимого материала и верхней обвязки боковой стены вагона, а нижний опирается на шкворневую балку, образующими с силовым бункером и рамой узел ферменного типа.
2. Комбинированный хоппер-вагон по п. 1, отличающийся тем, что поворотные подкосы по углам бункерного отсека шарнирно соединены с ним, а на шкворневых балках оборудованы посадочные места для поворотных подкосов, в которых установлены поворотные выдвижные штыри.
3. Комбинированный хоппер-вагон по п. 2, отличающийся тем, что шарнирное соединение выполнено в виде шаровой опоры.