Мостоукладчик

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к мостопереправочной технике, а именно к мостоукладчикам на шасси танка, и может быть использовано для наведения двухколейного мостового перехода через препятствие как в военных целях, так и в подразделениях аварийно-спасательных служб в чрезвычайных ситуациях мирного времени. Технический результат - повышение технических и эксплуатационных характеристик мостоукладчика. Обитаемое отделение танка оборудовано системами защиты и жизнеобеспечения современного танка, выполнено с возможностью обеспечения доступа к силовым узлам и агрегатам машинного отделения через раздвижную переборку и снабжено фильтровентиляционной установкой, воздухозаборное устройство которой выполнено в виде вертикальной воздухозаборной секции, в качестве которой использована закрепленная на крыше корпуса в межколейном пространстве мостоукладчика выносная полая опора антенны, на днище обитаемого отделения закреплено сиденье командира с обеспечением создания подрессоривания сидения при срабатывании сдающих устройств. Межгусеничный бульдозерный отвал оборудования для самоокапывания совместно с опорно-поворотной рамой механизма укладки моста образует с нижним носовым листом корпуса шасси полость, используемую для усиления рассеивания энергии куммулятивной струи при боевом поражении. Узлы торсионных подвесок первых и вторых пар опорных катков ходовой части снабжены буферными устройствами. Обитаемое отделение может быть снабжено разнесенными по внутреннему объему панелями из противорадиационного материала. 9 з.п. ф-лы, 16 ил.

Реферат

Изобретение относится к мостопереправочной технике, а конкретно к мостоукладчикам, выполненным на шасси танка, и может быть использовано для наведения двухколейного мостового перехода через препятствие как в военных целях, так и в подразделениях аварийно-спасательных служб в чрезвычайных ситуациях мирного времени.

В настоящее время для укладки складных мостов на препятствие используются в основном два способа укладки. В мостоукладчиках МТУ-20 (см. "Руководство по материальной части и эксплуатации танкового мостоукладчика МТУ-20", М., Воениздат, МО СССР, 1969) и МТУ-72 (см. рекламный проспект государственного унитарного предприятия "Уралвагонзавод") мост укладывается способом "раскрытия-сдвигания", когда находящийся на машине сложенный мост сначала полностью раскрывается, а затем перемещается (сдвигается) с мостоукладчка вперед, перекрывая находящуюся перед ним преграду. Раскрытие и сдвигание происходит за счет работы гидравлических и электрических систем мостоукладчика и механизированного моста. Шасси снабжено оборудованием для самоокапывания, ходовой частью, топливной и другими системами обеспечения. Мост выполнен трехсекционным и сложен в два ряда. Один ряд составляет средняя секция моста, а второй ряд состоит из двух концевых секций, уложенных на среднюю. Поскольку две концевые секции размещаются на средней секции в один ряд, длина каждой из них не превышает половину длины средней секции. Это ограничивает возможность увеличения общей длины моста, что является серьезным недостатком. Кроме того, мост имеет недостаточную грузоподъемность.

Другим способом установки моста является способ "опрокидывания-раскрывания", реализованный в перспективных мостоукладчиках.

Известен танковый мостоукладчик AVLB (см. журналы "International Defense Review", №4, 1985, стр.517, и "Зарубежное военное обозрение", №6, 2000, фото на обложке и статью на стр.24), который может быть выполнен на базе танков М60А1 или М48А5, модифицированного для транспортировки, установки и снятия с преграды моста типа "ножницы". Алюминиевый мост длиной 18 м имеет грузоподъемность класса 60. Мост складывается и раскладывается с помощью гидропривода, связанного с гидросистемой мостоукладчика. Сложенный мост, находящийся на мостоукладчике в транспортном (горизонтальном) положении, вначале "опрокидывается" - устанавливается вертикально, а затем раскрывается и укладывается на преграду. Мост может устанавливаться на преграду и сниматься с нее с любого конца моста.

В ходе операции "Буря в пустыне" выявились недостатки указанного мостоукладчика, к числу главных из которых относятся недостаточная мобильность и защищенность экипажа от воздействия поражающих факторов оружия массового поражения и куммулятивных снарядов.

Настоящим изобретением решается задача повышения технических и эксплуатационных характеристик мостоукладчика.

Поставленная задача решается тем, что рабочие места экипажа в обитаемом отделении размещены в корпусе шасси в зоне межколейного пространства, обитаемое отделение оборудовано системами защиты и жизнеобеспечения современного танка, например Т-90, межгусеничный бульдозерный отвал оборудования для самоокапывания отнесен от корпуса, образуя, совместно с опорно-поворотной рамой механизма укладки моста и нижним носовым листом корпуса шасси, полость, обеспечивающую усиление рассеивания энергии куммулятивной струи при боевом поражении, а по торцам опорной плиты закреплены дополнительные самоустанавливающиеся тарельчатые опоры с жестким центральным основанием.

Устройство для стыковки гидроэлектросистем мостоукладчика и моста содержит управляющий гидроцилиндр, телескопический сливной трубопровод и телескопическую гильзу электрического кабеля, выдвижные элементы которых соединены между собой плитой и снабжены каждый подпружиненной сквозной шаровой опорой с запорным клапаном на конце или электрическим разъемом, соответственно, при этом концевая секция моста снабжена приемным корпусом узла стыковки систем с ответными клапанами и электрическим разъемом, каждый из которых установлен на подпружиненной шаровой опоре и снабжен направляющим конусом, причем указанное устройство для стыковки размещено в защитном корпусе, снабженном крышкой с гидравлическим приводом ее открывания.

Обитаемое отделение снабжено фильтровентиляционной установкой, воздухозаборное устройство которой выполнено с обеспечением забора из зоны межколейного пространства наименее запыленного воздуха, например в виде установленного под колеей моста наружного кожуха с горизонтальной воздухоподающей секцией, разъемно связанной с вертикальной воздухозаборной секцией, в качестве которой использована закрепленная на крыше корпуса в межколейном пространстве мостоукладчика выносная полая опора антенны, снабженная входным окном с сетчатым фильтром.

Обитаемое отделение выполнено с возможностью обеспечения доступа к силовым узлам и агрегатам машинного отделения через раздвижную переборку из вертикально установленных и шарнирно сочлененных панелей, по меньшей мере одна из которых снабжена фиксаторами открытого и закрытого положения.

Узлы торсионных подвесок первых и вторых пар опорных катков ходовой части снабжены буферными устройствами, каждое из которых образовано жестким упором, закрепленным на борту корпуса и использованным в качестве ограничителя перемещения балансира подвески опорного катка, и пакетом резинометаллических элементов, установленным на подвижном в осевом направлении несущем штоке с отбойником.

На днище обитаемого отделения закреплено сиденье командира с использованием передних и задних сдающих устройств, попарно размещенных с левой и правой сторон сиденья, а спереди и сзади сиденья перпендикулярно продольной оси машины установлены, с обеспечением подрессоривания сидения при срабатывании сдающих устройств, съемные торсионы.

Заправочная горловина топливной системы шасси снабжена жестко закрепленным по ее продольной оси делителем потока топлива, выполненным с обеспечением первоочередного заполнения расходного бака, а дренажный трубопровод связи наружных и внутренних баков снабжен сигнализатором заполнения баков, электрические выводы которого связаны с электросистемой управления заправочного насоса.

На верхней части опорной плиты механизма укладки моста жестко закреплены опорные кронштейны с несущими основаниями под пусковые установки запуска дымовых гранат, размещенные с обеспечением возможности постановки дымовых завес как при наличии моста, так и без него.

Обитаемое отделение снабжено разнесенными по внутреннему объему панелями из противорадиационного материала.

Внутренняя полость опорной плиты механизма укладки моста по всей ее длине снабжена сотовым каркасом жесткости.

Анализ основных отличительных признаков показал, что:

- выполнение переборки обитаемого отделения раздвижной из панелей противорадиационного материала обеспечило одновременно доступ к силовым узлам и агрегатам и защиту от радиации;

- выполнение установки межгусеничного бульдозерного отвала оборудования для самоокапывания с образованием совместно с опорно-поворотной рамой механизма укладки моста с нижним носовым листом корпуса шасси полости обеспечивает усиление рассеивания энергии куммулятивной струи при боевом поражении, позволяет повысить уровень защиты от куммулятивных средств поражения;

- снабжение опорной плиты дополнительными тарельчатыми опорами позволило устранить опасный крен моста при просадке грунта в момент его укладки (взятия);

- предложенная конструкция узла стыковки гидроэлектросистем мостоукладчика и моста обеспечивает быструю и надежную связь указанных систем для раскрытия моста, укладки его на преграду, последующего взятия, складывания моста и укладки его на мостоукладчик;

- использование выносной полой опоры антенны в качестве вертикальной воздухозаборной секции фильтровентиляционной установки (ФВУ) упростило конструкцию и обеспечило подачу воздуха в обитаемое отделение из зоны с наименьшей запыленностью;

- снабжение узлов торсионных подвесок первых и вторых пар опорных катков ходовой части буферными устройствами обеспечивает ограничение динамического хода при исключении ударной нагрузки, предотвращает раскачку и опасные крены мостоукладчика при укладке (взятии) моста и при движении по неровностям местности;

- закрепление сиденья командира с использованием передних и задних сдающих устройств, попарно размещенных с левой и правой сторон сиденья, обеспечивает снижение уровня перегрузок на командира при нагрузке большей 3g, а установка спереди и сзади сиденья перпендикулярно продольной оси машины съемных торсионов обеспечивает возвращение сиденья в исходное положение после срабатывания сдающих устройств и подрессоривание сиденья;

- снабжение заправочной горловины топливной системы мостоукладчика делителем потока топлива, выбор диаметров жиклеров в трубопроводах обеспечили увеличение скорости заправки и возможность централизованной заправки через единую горловину;

- снабжение дренажного трубопровода связи наружных и внутренних баков сигнализатором заполнения баков, электрические выводы которого связаны с электросистемой управления заправочного насоса, предотвращает деформацию (раздутие) баков за счет отключения насоса после заполнения баков;

- выбор установки и крепления пусковых установок запуска дымовых гранат обеспечил возможность запуска гранат и установку дымовой завесы в транспортном положении, перед укладкой моста, в процессе укладки, а также и при взятии моста с препятствия;

- введение внутрь опорной плиты жесткого сотового каркаса увеличило прочность опорной плиты, несущей основную нагрузку.

Изобретение поясняется чертежами, на которых показано:

- на фиг.1 - вид сбоку на мостоукладчик с мостом в транспортном положении;

- на фиг.2 - вид сверху на мостоукладчик с мостом в транспортном положении;

- на фиг.3 - продольное сечение обитаемого отделения, сечение Б-Б на фиг.2;

- на фиг.4 - вид сверху на обитаемое и машинное отделения, вид В на фиг.3;

- на фиг.5 - воздухозаборное устройство фильтровентиляционной установки (ФВУ) обитаемого отделения, элемент А фиг.1;

- на фиг.6 - вид сбоку на сиденье командира, вид Г на фиг.4;

- на фиг.7 - вид сверху на сиденье командира, вид Д на фиг.6;

- на фиг.8 - увеличенный вид сверху на машинную переборку, элемент Е фиг.4;

- на фиг.9 - узлы торсионных подвесок первых и вторых пар опорных катков ходовой части, элемент Ж фиг.1;

- на фиг.10 - межгусеничный бульдозерный отвал, элемент И фиг.1;

- на фиг.11 - схема топливной системы мостоукладчика;

- на фиг.12 - сечение по заправочной горловине, повернутый элемент К фиг.2;

- на фиг.13 - сечение по сигнализатору заполнения баков, повернутый элемент Л фиг.2;

- на фиг.14 - сечение по устройству для стыковки гидроэлектросистем мостоукладчика и моста, повернутый элемент М фиг.2;

- на фиг.15 - увеличенный вид сбоку на опорную плиту в сечении, элемент Н фиг.1;

- на фиг.16 - вид сверху на опорную плиту в сечении, вид П на фиг.15.

Мостоукладчик выполнен на шасси танка, в корпусе 1 которого (см. фиг.1, 2, 3, 4) размещены обитаемое отделение 2 с рабочими местами экипажа и машинное отделение 3 с силовыми агрегатами и узлами привода рабочего оборудования мостоукладчика. Отделения разделены машинной переборкой 4, расположенной вдоль машинного отделения 3. Корпус 1 оборудован ходовой частью с торсионными подвесками 5 опорных катков 6, оборудованием для самоокапывания, выполненным в виде межгусеничного бульдозерного отвала 7, топливной, гидравлической и электрической системами (не показаны).

На корпусе 1 шасси закреплен мост 8, который выполнен двухколейным из трех шарнирно-сочлененных секций: средней 9 и двух крайних 10. В походном (транспортном) положении мост 8 уложен в виде пакета двойного сложения и закреплен на корпусе 1 таким образом, что рабочие места механика-водителя и командира в обитаемом отделении 2 размещены в зоне межколейного пространства.

Механизм укладки моста 8 установлен на носовой части корпуса 1 и включает сцепную раму 11 с устройством 12 для стыковки гидроэлектросистем мостоукладчика и моста и опорно-поворотную раму 13 с опорной плитой 14.

Обитаемое отделение 2 оборудовано системами защиты и жизнеобеспечения: противоатомной защитой и системой противопожарного оборудования (не показаны) современного танка, например, Т-90, в том числе - ФВУ, воздухозаборное устройство (ВЗУ) которой размещено на крыше 15 корпуса 1 (см. фиг.5) и содержит:

- наружный бронированный кожух 16, установленный под одной из секций моста 8;

- горизонтальную воздухоподающую секцию 17;

- вертикальную воздухозаборную секцию 18.

Перечисленные элементы ВЗУ соединены между собой разъемно с возможностью быстрого монтажа-демонтажа при обслуживании. В качестве вертикальной воздухозаборной секции 18 использована выносная полая опора антенны 19, которая закреплена на крыше корпуса 1 в межколейном пространстве моста 8 и снабжена проемом "а", закрытым сетчатым фильтром 20.

На днище 21 обитаемого отделения 2 (см. фиг.6, 7) закреплено сиденье командира 22 с использованием передних и задних сдающих устройств 23, попарно размещенных с его левой и правой стороны и рассчитанных на срабатывание при нагрузке, большей 3g. Указанные устройства могут быть, например, пружинно-шариковыми и выполнены одним из известных способов (не показаны).

Для обеспечения подрессоривания сиденья 22 при срабатывании устройств 23 и возвращения сиденья 22 в исходное положение после прекращения нагрузки спереди и сзади упомянутого сиденья перпендикулярно продольной оси корпуса 1 установлены съемные торсионы 24.

Обитаемое отделение 2 снабжено наружными противорадиационными панелями 25. Машинная переборка 4 содержит вертикальные складные панели 26, 27, подвижную в горизонтальном направлении панель 28 и неподвижную заднюю горизонтальную панель 29. С внутренней стороны обитаемое отделение 2 покрыто неподвижными панелями 30. Все перечисленные панели состоят из внутреннего листа 31 (см. фиг.8), выполненного из противорадиационного материала, и наружного металлического поддона 32. Вертикальные панели 26, 27 сочленены шарнирами 33, а панель 27 снабжена фиксаторами 34, 35 закрытого и открытого положения.

Узлы торсионных подвесок 5 (см. фиг.9) первых и вторых пар опорных катков 6 снабжены буферными устройствами. На бортах 36 корпуса 1 закреплены жесткие упоры 37. На балансирах 38 закреплены буферы 39, выполненные в виде кронштейна со сферической головкой. В кронштейнах 40 на подвижных в осевом направлении штоках 41 со сферическими отбойниками установлены пакеты 42 резинометаллических элементов.

Межгусеничный бульдозерный отвал 7 (см. фиг.10) подвешен на проушинах 43, жестко закрепленных на опорно-поворотной раме 13, и зафиксирован в походном положении на упорных стойках 44 с помощью съемных накладок 45 с зазором с нижним носовым листом 46, причем величины расстояний Н, H1, и Н2 выбраны из условия обеспечения ослабления энергии куммулятивной струи.

Топливная система мостоукладчика (см. фиг.11, 12) содержит размещенную на крыше 15 заправочную горловину 47, связанную трубопроводом 48 через бензиновый центробежный насос (БЦН) 50 и левый носовой бак 51 - с наружными баками 52 и трубопроводом 49 - с внутренними баками. Левый носовой бак 51 включен в топливную систему в качестве расходного бака и связан с двигателем (не показан). По продольной оси заправочной горловины 47 жестко закреплен делитель потока топлива 53, выполненный в виде усеченного конуса с конусностью 1:5-1:5,5, установленный малым основанием к верху и снабженный сквозным внутренним отверстием "б" с жиклером 54. Со стороны большего основания конуса соосно отверстию "б" жестко закреплен трубопровод 49, связывающий горловину 47 с внутренними топливными баками, а трубопровод 48, связывающий горловину 47 с БЦН 50, жестко закреплен на втулке 55 и снабжен жиклером 56.

Дренажный трубопровод 57 связи наружных и внутренних баков снабжен сигнализатором заполнения баков 58, он может быть выполнен, например, в виде стакана 59 (см фиг.13), в котором установлен с возможностью продольного перемещения по направляющей 60 поплавок 61 с магнитом 62. В направляющей 60 установлен управляемый магнитом 62 геркон 63, электрические выводы которого связаны с электросистемой управления БЦН 50 (не показана).

На сцепной раме 11 установлен корпус 64 (см фиг.14) устройства 12 для стыковки гидроэлектросистем мостоукладчика и моста. Внутри указанного корпуса по центру установлен управляющий гидроцилиндр 65 с выдвижным полым элементом (штоком) 66, по бокам от него установлены телескопический сливной трубопровод 67 с выдвижным элементом 68 и телескопическая гильза 69 с выдвижным элементом 70 для электрокабеля 71.

Выдвижные элементы 66, 68, 70 связаны между собой посредством плиты 72, а на конце указанных элементов выполнены шаровые наконечники 73, которые с накидными гайками 74 использованы в качестве шаровых опор. В гайки 74 элементов 66, 68 герметично ввернуты клапаны 75, а в накидную гайку 74 элемента 70 ввернут разъем 76.

В запорных клапанах 75 и разъеме 76 выполнена заходная фаска "в". На каждой из концевых секций 10 моста 8 установлен приемный корпус 77 устройства 12 для стыковки гидроэлектросистем мостоукладчика и моста. Внутри указанного корпуса размещены ответные клапаны 78 для клапанов 75 на гидроцилиндре 65 и на сливном трубопроводе 67, а также ответный разъем 79. Клапаны 78 и разъем 79 ввернуты в гайки 80 и герметично установлены на шаровых опорах 81, закрепленных в приемном корпусе 77. Все упомянутые шаровые опоры устройства 12 установлены на конических пружинах 82, а в корпусах ответных клапанов 78 и ответного разъема 79 выполнены заходные конусы "г". Защитные корпуса 64, 77 снабжены крышками с гидравлическим приводом их открывания (не показаны).

На верхней части опорной плиты 14 (см. фиг.15, 16) жестко закреплены опорные кронштейны 83 с несущими основаниями 84 под пусковые установки 85 для запуска дымовых гранат.

Опорная плита 14 выполнена коробчатого сечения, в ее внутренней полости по всей длине установлен и вварен сотовый каркас жесткости, состоящий из поперечных 86 и продольных 87 вертикальных ребер жесткости. Продольные ребра жесткости 87 через торцевую стенку опорной плиты 14 выведены наружу и совместно с выступом 88 и дополнительной верхней планкой 89, которые жестко связаны между собой, использованы в качестве опорно-несущего кронштейна с цапфой 90 под тарельчатую опору 91 с жестким центральным основанием 92, шарнирно связанным с крестовиной 93. Внутренняя полость опоры 91 разделена секторами жесткости 94, которые связаны между собой ребрами жесткости 95.

Работа

При работе мостоукладчика в условиях повышенной запыленности или заражения местности включенная ФВУ всасывает в себя воздух, сепарирует его и пропускает через фильтр в обитаемое отделение 2. При этом из межколейного пространства (наименее запыленной зоны) воздух поступает через фильтр 20 и проем "а" внутрь опоры антенны 19 и по секциям 17 и 18 поступает в кожух 16, а из него - в ФВУ.

Конструкцией сиденья командира 22 предусмотрено снижение динамических нагрузок за счет срабатывания сдающих устройств 23 при достижении нагрузок величины, большей 3g, как при минном подрыве, так и при движении по пересеченной местности, за счет создания подрессоривания с помощью торсионов 24 и возвращения сиденья 22 в исходное положение после прекращения нагрузки.

В обитаемом отделении 2 первоначально производят монтаж, при котором панели 25, 29, 30 устанавливают принятым порядком посредством болтов и шайб (не показаны), а машинную переборку 4 монтируют с обеспечением подвижности ее панелей 26, 27 и 28, после чего панели 26, 27 переводят в закрытое положение до упора и закрепляют фиксатором 34. При этом все панели защищают экипаж от проникающей радиации и нейтронного излучения.

Для проведения технического обслуживания или ремонта силовых агрегатов, расположенных в машинном отделении 3, раскрывают машинную переборку 4. Для этого, отключив фиксатор 34, поворачивают панели 26, 27 в открытое положение вдоль одного из бортов (см. штрихпунктирное положение на фиг.8) и закрепляют фиксатором 35. После чего в машинном отделении 3 производят необходимые работы.

При наезде мостоукладчика на препятствие балансир 38 с буфером 39 перемещается вверх, где в определенный момент сферическая часть буфера вступает в контакт со сферической частью отбойника штока 41. В связи с тем что балансир 38 совершает вращательное движение, а шток 41 - поступательное, в зоне контакта происходит перекатывание указанных сферических поверхностей друг по другу. При этом усилие передается на пакеты 42 резинометаллических элементов, которые, сжимаясь, смягчают удар, до тех пор, пока балансир 38 не упрется в жесткий упор 37.

Работа межгусеничного бульдозерного отвала 7 по выполнению землеройно-транспортных функций происходит, как на танковом бульдозере. Для этого снимают накладки 45, и отвал 7 опускается на грунт.

При переводе отвала 7 в походное положение его поворачивают вокруг оси проушин 43 и прижимают к поверхности опорно-поворотной рамы 13, закрепляют накладками 45. При этом образуется коробчатая полость из нижнего носового листа 46, отвала 7 и двух боковин рамы 13.

В случае обстрела мостоукладчика противотанковыми, в том числе куммулятивными средствами, отвал 7 выполняет функцию дополнительной бронированной преграды, при этом куммулятивная струя, пробив отвал 7, попадает в полость, которая усиливает рассеивание энергии куммулятивной струи.

При заправке топливной системы топливо под давлением от топливозаправщика поступает в заправочную горловину 47, где происходит разделение потока на два. Один поток по трубопроводу 48 и жиклер 56 поступает к БЦН 50 и левому носовому баку 51, который таким образом заполняется в первую очередь и используется в качестве расходного - из него происходит забор топлива в двигатель. Другую часть этого потока БЦН 50 перекачивает в наружные баки. Второй поток через сквозное отверстие "б" в делителе потока топлива 53 с жиклером 54 по трубопроводу 49 поступает во внутренние баки. Наличие жиклеров 54, 56 позволяет распределить поток топливозаправщика таким образом, что все баки топливной системы заправляются одновременно, и использовать топливозаправщик на режиме максимального расхода и давления в процессе всего периода заправки.

После заполнения всех баков топливо поступает в дренажный трубопровод 57 связи наружных и внутренних баков и в сигнализатор заполнения баков 58. Поплавок 61 с магнитом 62 всплывает в стакане 59 по направляющей 60, и геркон 63 подает управляющий электрический сигнал на отключение БЦН 50 и включение звукового сигнала мостоукладчика.

Для стыковки гидроэлектросистем мостоукладчика и моста автоматически открываются крышки корпусов 64, 77. Управляющий гидроцилиндр 65 выдвигает выдвижной элемент 66, плиту 72 и связанные с ней выдвижные элементы 68, 70. Заходные фаски "в" взаимодействуют с заходными конусами "г", а шаровые наконечники 73 и сквозные шаровые опоры 81 за счет возможности разворота компенсируют несоосность стыкуемых элементов. Клапаны 75 стыкуются с ответными клапанами 78, а разъем 76 - с ответным разъемом 79.

При опускании сцепной рамы 11 с мостом 8 на препятствие опорная плита 14 и тарельчатые опоры 91 несут максимальные нагрузки как статические (давление от массы моста 8 и части корпуса 1), так и консольно-изгибающие, которые в основном зависят от крена моста 8, от состояния грунта и его просадки. В данном изобретении путем ввода дополнительных опор 91 увеличивается опорная площадь на 70-75% от площади плиты 14 и на 20-22% - ширина ее опорной базы, что практически исключает появление дополнительного угла уклона, а вместе с тем устраняется крен моста 8.

Для запуска дымовых гранат при необходимости установки дымовой завесы можно одновременно вести запуск со всех пусковых установок 85 и по отдельности. При этом установка и крепление пусковых установок 85 обеспечивает возможность запуска гранат в транспортном положении, перед укладкой моста 8, в процессе укладки, а также и при взятии моста с препятствия.

Таким образом, предлагаемым изобретением решается задача повышения технических и эксплуатационных характеристик мостоукладчика, уровня защиты, безопасности и надежности.

1. Мостоукладчик, выполненный на шасси танка, содержащий обитаемое отделение с рабочими местами экипажа, машинное отделение, ходовую часть с торсионными подвесками, оборудование для самоокапывания в виде межгусеничного отвала, топливную, гидравлическую и электрическую системы, двухколейный секционный мост, закрепленный на корпусе шасси, устройство для стыковки гидроэлектросистем мостоукладчика и моста, механизм укладки моста со сцепной рамой и опорно-поворотной рамой с опорной плитой, отличающийся тем, что рабочие места экипажа в обитаемом отделении размещены в корпусе шасси в зоне межколейного пространства, обитаемое отделение оборудовано системами защиты и жизнеобеспечения современного танка, например Т-90, межгусеничный бульдозерный отвал оборудования для самоокапывания отнесен от корпуса, образуя совместно с опорно-поворотной рамой механизма укладки моста и нижним носовым листом корпуса шасси полость, обеспечивающую усиление рассеивания энергии куммулятивной струи при боевом поражении, а по торцам опорной плиты закреплены дополнительные самоустанавливающиеся тарельчатые опоры с жестким центральным основанием.

2. Мостоукладчик по п.1, отличающийся тем, что устройство для стыковки гидроэлектросистем мостоукладчика и моста содержит управляющий гидроцилиндр, телескопический сливной трубопровод и телескопическую гильзу электрического кабеля, выдвижные элементы которых соединены между собой плитой и снабжены каждый подпружиненной сквозной шаровой опорой с запорным клапаном на конце или электрическим разъемом соответственно, при этом концевая секция моста снабжена приемным корпусом узла стыковки систем с ответными клапанами и электрическим разъемом, каждый из которых установлен на подпружиненной шаровой опоре и снабжен направляющим конусом, причем указанное устройство для стыковки размещено в защитном корпусе, снабженном крышкой с гидравлическим приводом ее открывания.

3. Мостоукладчик по п.1, отличающийся тем, что обитаемое отделение снабжено фильтровентиляционной установкой, воздухозаборное устройство которой выполнено с обеспечением забора из зоны межколейного пространства наименее запыленного воздуха, например, в виде установленного под колеей моста наружного кожуха с горизонтальной воздухоподающей секцией, разъемно связанной с вертикальной воздухозаборной секцией, в качестве которой использована закрепленная на крыше корпуса в межколейном пространстве мостоукладчика выносная полая опора антенны, снабженная входным окном с сетчатым фильтром.

4. Мостоукладчик по п.1, отличающийся тем, что обитаемое отделение выполнено с возможностью обеспечения доступа к силовым узлам и агрегатам машинного отделения через раздвижную переборку из вертикально установленных и шарнирно сочлененных панелей, по меньшей мере одна из которых снабжена фиксаторами открытого и закрытого положения.

5. Мостоукладчик по п.1, отличающийся тем, что узлы торсионных подвесок первых и вторых пар опорных катков ходовой части снабжены буферными устройствами, каждое из которых образовано жестким упором, закрепленным на борту корпуса и использованным в качестве ограничителя перемещения балансира подвески опорного катка, и пакетом резинометаллических элементов, установленным на подвижном в осевом направлении несущем штоке с отбойником.

6. Мостоукладчик по п.1, отличающийся тем, что на днище обитаемого отделения закреплено сиденье командира с использованием передних и задних сдающих устройств, попарно размещенных с левой и правой сторон сиденья, а спереди и сзади сиденья перпендикулярно продольной оси машины установлены, с обеспечением подрессоривания сидения при срабатывании сдающих устройств, съемные торсионы.

7. Мостоукладчик по п.1, отличающийся тем, что заправочная горловина топливной системы шасси снабжена жестко закрепленным по ее продольной оси делителем потока топлива, выполненным с обеспечением первоочередного заполнения расходного бака, а дренажный трубопровод связи наружных и внутренних баков снабжен сигнализатором заполнения баков, электрические выводы которого связаны с электросистемой управления заправочного насоса.

8. Мостоукладчик по п.1, отличающийся тем, что на верхней части опорной плиты механизма укладки моста жестко закреплены опорные кронштейны с несущими основаниями под пусковые установки запуска дымовых гранат, размещенные с обеспечением возможности постановки дымовых завес как при наличии моста, так и без него.

9. Мостоукладчик по пп.1, 4, отличающийся тем, что обитаемое отделение снабжено разнесенными по внутреннему объему панелями из противорадиационного материала.

10. Мостоукладчик по п.1, отличающийся тем, что внутренняя полость опорной плиты механизма укладки моста по всей ее длине снабжена сотовым каркасом жесткости.