Цепь роликовая длиннозвенная для транспортеров и элеваторов
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к общему и сельскохозяйственному машиностроению и может найти широкое применение в производстве роликовых длиннозвенных цепей для транспортеров и элеваторов. Цепь содержит звенья с лапками, лежащими в плоскости, перпендикулярной осям шарниров звена, и свертные втулки с продольным швом стыка. Свертные втулки содержат не менее двух технологических отверстий, расположенных по шву стыка. Шов стыка первой входящей в зацепление свертной втулки каждого внутреннего звена расположен в зоне под углом 135 градусов против часовой стрелки относительно направления движения, а шов стыка второй втулки этого же звена расположен в зоне под углом 20 градусов против часовой стрелки относительно направления движения. Технический результат заключается в повышении маслоемкости, износостойкости шарнира и надежности работы свертной втулки в составе цепи. 3 ил.
Реферат
Изделие относится к общему и сельскохозяйственному машиностроению и может найти широкое применение в производстве роликовых длиннозвенных цепей для транспортеров и элеваторов.
Из технических условий стандарта - “Цепи роликовые длиннозвенные для транспортеров и элеваторов” ГОСТ 4267-78 известна конструкция цепи со специальными звеньями с лапками, лежащими в плоскости, перпендикулярной осям шарниров звена.
Втулки такой цепи должны изготавливаться из ленты по свертной технологии. Положение шва стыка втулки относительно продольного направления звеньев цепи в стандарте не оговаривается. Свертная втулка, вследствие особенности своей конструкции, обладает неоднородными механическими свойствами и искажением округлости внутреннего и внешнего контура за счет наличия шва стыка. При беспорядочном ориентировании втулок некоторые из них находятся в наименее или наиболее благоприятных напряженных условиях.
Известно также, что наиболее влияющим фактором выхода из строя роликовых цепей по критерию износа является наличие смазки в шарнире втулка, валик, ролик. Во время работы смазка из шарнира выдавливается в боковое пространство, далее эта смазка утрачивается безвозвратно.
Техническая задача изобретения - повысить износостойкость и механическую надежность шарнира роликовой длиннозвенной цепи со специальными звеньями с лапками, лежащими в плоскости, перпендикулярной осям шарниров звена и свертными втулками.
Сущность изобретения заключается в том, что цепь роликовая длиннозвенная для транспортеров и элеваторов, содержащая специальные звенья с лапками, лежащими в плоскости, перпендикулярной осям шарниров звена, и свертные втулки с продольным швом стыка, содержащие не менее двух технологических отверстий, расположенных по шву стыка, причем шов стыка первой входящей в зацепление свертной втулки каждого внутреннего звена расположен в зоне под углом 135 градусов против часовой стрелки относительно направления движения, условно слева направо, а шов стыка второй втулки этого же звена расположен в зоне под углом 20 градусов против часовой стрелки относительно направления движения. Применение свертной втулки с технологическими отверстиями, расположенными по шву стыка, повышает маслоемкось шарнира, а следовательно, и износостойкость. Втулка, ориентированная швом стыка в место, равноудаленное от прилагаемых нагрузок, находится в благоприятном напряженно-деформированном состоянии, что повышает надежность работы свертной втулки в составе цепи.
На фиг.1 изображен отрезок с местным разрезом роликовой длиннозвенной цепи со специальными звеньями с лапками, лежащими в плоскости, перпендикулярной осям шарниров звена, и втулками, ориентированными в благоприятном направлении; на фиг.2 сечение по А-А на фиг.1; на фиг.3 показана втулка с технологическими базами в виде отверстий, расположенных по шву стыка.
Цепь состоит из специальных пластин 1 с лапками, лежащими в плоскости, перпендикулярной осям шарниров звена, свертных втулок 2, роликов 3, валиков 4, пластин наружных 5, свертная втулка содержит технологические отверстия 6, расположенные по шву стыка.
Поставленная цель достигается благодаря тому, что свертная втулка в составе внутреннего звена ориентируется не беспорядочно, а в благоприятном направлении относительно воздействующих силовых факторов. Такие нагрузки (фиг.2) можно классифицировать: Р1, Р2 - тяговые усилия на ветви контура; Р3 - давление при входе в зацепление с зубом звездочки шарнира наружного звена; Р4 - давление при входе в зацепление с зубом звездочки шарнира внутреннего звена. Кроме того, свертная втулка 2, находящаяся в контакте с валиком 4 сектором, удаленным от шва стыка, имеет наиболее правильную цилиндрическую поверхность. Контакт в шарнире по правильным цилиндрическим поверхностям обеспечивает меньший износ и меньшие потери механической энергии. Цепь, показанная на фиг.1, имеет однозначное направление движения, соответствующее геометрии специальных звеньев. Предлагаемая свертная втулка 2 выполнена с технологическими отверстиями, расположенными по шву стыка. Технологические отверстия служат в качестве базирующих элементов для ориентации свертной втулки при сборке цепи. В процессе работы цепи эти технологические отверстия служат карманами для удержания дополнительной смазки в шарнире, повышая тем самым маслоемкость и износостойкость цепи.
Цепь роликовая длиннозвенная для транспортеров и элеваторов, содержащая звенья с лапками, лежащими в плоскости, перпендикулярной осям шарниров звена, и свертные втулки с продольным швом стыка, отличающаяся тем, что свертные втулки содержат не менее двух технологических отверстий, расположенных по шву стыка, причем шов стыка первой входящей в зацепление свертной втулки каждого внутреннего звена расположен в зоне под углом 135° против часовой стрелки относительно направления движения, а шов стыка второй втулки этого же звена расположен в зоне под углом 20° против часовой стрелки относительно направления движения.