Фрикционная муфта

Изобретение относится к общему машиностроению, в частности к устройствам для соединения валов и передачи вращения. Фрикционная муфта содержит ведущую 2 и ведомую 7 полумуфты, фланец 4 ведущей полумуфты 2, установленный с возможностью осевого перемещения, стакан 10, соединенный с фланцем 8 ведомой полумуфты 7 и охватывающий фланец 4 ведущей полумуфты 2, дно стакана 10, выполненное с центральным отверстием 11 и обращенное в сторону ведомой полумуфты 7, фрикционный диск 12, турбину 3, неподвижно закрепленную на ведущем валу 1 и расположенную в центральном отверстии 11 стакана 10. Фланец 4 ведущей полумуфты 2 соединен с ведущим валом 1 с помощью шлицевого соединения 6. Фланец 8 ведомой полумуфты 7 имеет симметрично расположенные по окружности сквозные отверстия 9. Между фрикционным диском 12 и дном стакана 10 выполнена полость С, а фрикционный диск 12 жестко прикреплен к дну стакана 10 с помощью втулок 13. Технический результат заключается в повышении надежности и увеличении долговечности работы муфты за счет теплоотвода от фрикционного диска благодаря прохождению воздуха через полости А, В и С. 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для соединения валов и передачи вращения.

Известна фрикционная муфта, содержащая ведущую и ведомую фланцевые полумуфты, фланец ведущей полумуфты, установленный с возможностью осевого перемещения, стакан, соединенный с фланцем ведомой полумуфты и охватывающий фланец ведущей полумуфты, дно стакана выполнено с центральным отверстием и обращено в сторону ведомой полумуфты, фрикционный диск, гибкие элементы, (а.с. 1434174, F 16 D 13/44, опубл. 30.10.1988, бюл.№40).

Недостатком данной муфты является быстрый нагрев фрикционного диска в период включения, что отрицательно сказывается на его долговечности, надежности работы и, следовательно, долговечности и надежности работы муфты в целом.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому устройству является фрикционная муфта сцепления, содержащая ведущую и ведомую фланцевые полумуфты, фланец ведущей полумуфты, установленный с возможностью осевого перемещения, стакан, соединенный с фланцем ведомой полумуфты и охватывающий фланец ведущей полумуфты, дно стакана выполнено с центральным отверстием и обращено в сторону ведомой полумуфты, фрикционный диск, турбину, неподвижно закрепленную на ведущем валу, расположенную в центральном отверстии стакана, фланец ведущей полумуфты, соединенный с ведущим валом с помощью шлицевого соединения и имеющий возможность осевого перемещения, фланец ведомой полумуфты, имеющий симметрично расположенные по окружности сквозные отверстия (а.с. 2179662, F 16 D 13/42, опубл. 20.02.2002, бюл.№5).

Недостатком данной муфты является значительный нагрев фрикционного диска в период включения, что приводит к снижению надежности, долговечности муфты.

Техническая задача изобретения - повышение надежности, увеличение долговечности работы муфты.

Техническая задача изобретения достигается тем, что во фрикционной муфте, содержащей ведущую и ведомую фланцевые полумуфты, фланец ведущей полумуфты, установленный с возможностью осевого перемещения, стакан, соединенный с фланцем ведомой полумуфты и охватывающий фланец ведущей полумуфты, дно стакана, выполненное с центральным отверстием, обращено в сторону ведомой полумуфты, фрикционный диск, турбину, неподвижно закрепленную на ведущем валу, расположенную в центральном отверстии стакана, фланец ведущей полумуфты, соединенный с ведущим валом с помощью шлицевого соединения, фланец ведомой полумуфты, имеющий симметрично расположенные по окружности сквозные отверстия, новым является то, что между фрикционным диском и дном стакана выполнена полость, при этом фрикционный диск жестко прикреплен к дну стакана с помощью втулок.

Технический результат заключается в том, что наличие полости между фрикционным диском и дном стакана позволяет осуществлять обдув фрикционного диска воздухом, при этом происходит значительный теплоотвод от фрикционного диска, что положительным образом сказывается на его долговечности, надежности работы и, следовательно, долговечности и надежности работы муфты в целом.

На чертеже изображена предлагаемая фрикционная муфта, продольный разрез.

Предлагаемая фрикционная муфта состоит из ведущего вала 1, ведущей полумуфты 2, на которой неподвижно закреплена турбина 3, фланца 4 ведущей полумуфты 2, установленного на ведущем валу 1 и соединенного с ведущим валом с помощью шлицевого соединения 6, ведомой полумуфты 7 с фланцем 8, имеющим симметрично расположенные по окружности сквозные отверстия 9 и присоединенный к фланцу 8 стакан 10, охватывающий фланец 4 ведущей полумуфты. Дно стакана 10 выполнено с центральным отверстием 11, в котором расположена турбина 3, и обращено в сторону ведомой полумуфты 7. Между фланцем 4 и дном стакана 10 установлен фрикционный диск 12, жестко прикрепленный к дну стакана 10 с помощью втулок 13 с резьбой и гаек 14, между фланцем 4 и фрикционным диском 12 имеется полость А, между фланцем 8 ведомой полумуфты и фланцем 4 ведущей полумуфты имеется полость В, между дном стакана 10 и фрикционным диском 12 имеется полость С. Диск 12 выполнен таким образом, что между ним и стенками стакана имеется зазор, достаточный для протекания воздуха из полости А в полость С и выхода его через центральное отверстие 11.

Фрикционная муфта работает следующим образом. При вращении ведущего вала 1 и ведущей полумуфты 2 турбина 3, неподвижно закрепленная на ведущем валу, создает воздушный поток (показано стрелками), исходящий через центральное отверстие 11, выполненное в дне стакана 10, из полости А между фланцем 4 и фрикционным диском 12, полости С между фрикционным диском 12 и дном стакана 10 в окружающую среду. Одновременно с этим воздух из атмосферы через отверстия 9 во фланце 8 поступает в полость В, образованную фланцем 4 и фланцем 8 ведомой полумуфты 7, в результате чего между зонами А, В и С создается разница давлений. При этом фланец 4 начнет перемещаться по шлицам шлицевого соединения 6 в направлении к фрикционному диску 12 и плавно войдет с ним в контакт. Происходит плавное сцепление полумуфт и передача крутящего момента на ведомую полумуфту 7, то есть на ведомый вал 5. Плавное сцепление полумуфт сопровождается значительным выделением тепла. Благодаря полости С, образованной фрикционным диском 12 и дном стакана 10 с помощью втулок 13 и гаек 14, проходящий воздух способствует интенсивному отводу тепла от нагретого фрикционного диска 12, что увеличивает его долговечность и, как следствие, долговечность муфты в целом.

Использование данной фрикционной муфты позволит: осуществлять обдув фрикционного диска воздухом, при этом происходит значительный теплоотвод от фрикционного диска, что положительным образом сказывается на его долговечности, надежности работы и, следовательно, долговечности и надежности работы муфты в целом.

Фрикционная муфта, содержащая ведущую и ведомую фланцевые полумуфты, фланец ведущей полумуфты, установленный с возможностью осевого перемещения, стакан, соединенный с фланцем ведомой полумуфты и охватывающий фланец ведущей полумуфты, дно стакана, выполненное с центральным отверстием и обращенное в сторону ведомой полумуфты, фрикционный диск, турбину, неподвижно закрепленную на ведущем валу, расположенную в центральном отверстии стакана, фланец ведущей полумуфты, соединенный с ведущим валом с помощью шлицевого соединения, фланец ведомой полумуфты, имеющий симметрично расположенные по окружности сквозные отверстия, отличающаяся тем, что между фрикционным диском и дном стакана выполнена полость, при этом фрикционный диск жестко прикреплен к дну стакана с помощью втулок.