Резервуар транспортного средства

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к резервуарам транспортных средств. Резервуар имеет слоистую оболочку, один из слоев которой, например внутренний, выполнен тонколистовым, другой слой, например внешний, выполнен толстолистовым, а слой, образованный полостью между внутренним и внешним слоями, заполнен средой, находящейся в пастообразном состоянии. Технический результат заключается в расширении функциональных возможностей резервуара. 2 з.п. ф-лы.

Реферат

Изобретение относится к транспортным средствам, а более конкретно к резервуарам (цистернам, бакам, котлам, сосудам, танкерам и проч.) рельсовых и безрельсовых наземных транспортных средств, судов и прочих плавучих средств, а также используемым в авиации, космонавтике, на транспортных средствах военного назначения.

Известен резервуар транспортного средства, имеющий три слоя: внешний слой, внутренний слой и слой, образованный полостью между внутренним и внешним слоями, которая заполнена средой, находящейся в твердом состоянии в слоистом виде (два слоя: полиуретан и минеральная вата) или в пенообразном состоянии (клегецилл), (см. С.И.Логачев, М.М.Николаев. Суда для перевозки сжиженных газов. - Л.: Судостроение, 1966. - С.184. - Рис.109).

Недостатком известного резервуара транспортного средства являются узкие функциональные возможности вследствие невозможности противостоять различным неблагоприятным воздействиям, например, внешним воздействиям ударного характера или внутренним воздействиям типа гидро- или пневмоударов, возникающих при транспортировке в этом резервуаре жидкостей или газов.

Сущность изобретения заключается в следующем.

Задача - создать резервуар транспортного средства, способный противостоять неблагоприятным динамическим внешним и внутренним воздействиям.

Технический результат - расширение функциональных возможностей за счет способности противостоять внешним воздействиям ударного характера и внутренним воздействиям типа гидро- или пневмоударов, возникающих при транспортировке в этом резервуаре жидкостей или газов.

Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в известном резервуаре транспортного средства, имеющем слоистую оболочку, один из слоев, например внутренний, выполнен тонколистовым (толщиной до 4 см) из легированных сталей, цветных металлов или сплавов цветных металлов, другой слой, например внешний, выполнен толстолистовым (толщиной более 4 мм) из углеродистой стали, а слой, образованный полостью между внутренним и внешним слоями, заполнен средой, находящийся, например, в пастообразном состоянии. При этом в полости между внутренним и внешним слоями установлены устройства для подогрева или охлаждения или стабилизации температуры или давления транспортируемых веществ, а также для непрерывного мониторинга за параметрами транспортируемых веществ и за состоянием оболочки, причем сигналы от них посредством средств телемеханики передаются на централизованный пункт наблюдения и контроля, находящийся на расстоянии от транспортного средства.

Различные неблагоприятные воздействия в виде внешних и внутренних динамических нагрузок будут смягчены за счет упругой деформации, например внутреннего тонколистового слоя, и демпфирования средой, например, в пастообразном состоянии, находящейся в полости между слоями, что расширит функциональные возможности резервуара транспортного средства. Этому будут способствовать также устройства для подогрева или охлаждения, стабилизации температуры, давления транспортируемых веществ, т.к. резервуар можно будет использовать при очень высоких и очень низких температурах, при резких колебаниях температуры. Кроме того, за параметрами транспортируемых веществ (температурой, давлением) будет вестись постоянное наблюдение и контроль. При нарушении целостности оболочки резервуара по объективным или субъективным причинам об этом сразу станет известно на централизованном пункте оператору или дежурному.

Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения с получением вышеуказанного результата, заключаются в следующем.

Резервуар транспортного средства имеет слоистую оболочку. Один из слоев, например внутренний, выполнен тонколистовым, другой слой, например внешний, толстолистовым, а слой, образованный полостью между внутренним и внешним слоями, заполнен средой, находящейся в пастообразном состоянии. При необходимости, наоборот, внутренний слой может быть изготовлен толстолистовым, а внешний слой - тонколистовым. Это зависит от того, с какой стороны, с внешней или внутренней, можно ожидать более значительные нежелательные динамические воздействия.

Резервуар транспортного средства эксплуатируется следующим образом.

В резервуар накачивается жидкость или газ, которые необходимо транспортировать. При неблагоприятных воздействиях, например внешних воздействиях ударного характера вследствие ДТП или внутренних воздействиях типа гидро- или пневмоударов, возникающих при разгоне или торможении транспортных средств, эти воздействия будут смягчены за счет упругой деформации, подобно мембране, внутреннего тонколистового слоя и демпфирования гидро- или пневмоудара пастообразной средой, заполняющей полость между слоями. Устройства для подогрева или охлаждения, стабилизации температуры, давления транспортируемых жидкостей или газов, а также устройства для мониторинга за параметрами транспортируемых веществ и сохранностью оболочки позволят предотвратить возможность аварии и своевременно сигнализировать об этом водителю (оператору, дежурному). Сигналы от вышеуказанных устройств посредством средств телемеханики могут передаваться ни централизованный пункт наблюдения и контроля.

Вышеописанный резервуар может быть использован на известных транспортных средствах различного назначения: локомотивах, тепловозах, грузовых, военных и специального назначения автомобилях, тракторах, грузовых, пассажирских и трамвайных вагонах, различных летательных аппаратах, в том числе космических кораблях, и их конструктивных элементах: кабинах, корпусах, дверях, окнах-корпусах различных судов, в том числе танкеров, помещениях для членов экипажа и пассажиров, резервуарах и контейнерах для перевозки веществ, находящихся в любом агрегатном состоянии: твердом, жидком или газообразном при наличии изоляции или применении других способов герметизации - и в различном виде: сжатом, пастообразном, пенообразном, сыпучем, смолистом и др., в том числе под давлением, а также различных грузов и товаров.

Резервуар транспортного средства может быть изготовлен из известных материалов, например внутренний слой, из легированных сталей, цветных металлов и их сплавов, а, например, внешний слой, из углеродистой стали известными способами, только в слоистом исполнении. В качестве среды, находящейся в пастообразном состоянии, могут быть использованы, например кремнийорганические (силиконовые) каучуки.

За исключением вышеотмеченных отличительных особенностей резервуары транспортных средств изготавливаются и эксплуатируются обычным образом, в зависимости от их назначения, на земле, на воде, в воздухе и в космическом пространстве, в том числе для военных целей.

При неблагоприятных внутренних или внешних воздействиях, например ударного характера, тонколистовой податливый слой, например внутренний, за счет упругой деформации (подобно мембране), и пастообразная среда, заполняющая пространство между слоями, за счет демпфирования гидро- или пневмоудара, будут расширять функциональные возможности транспортных средств, особенно при эксплуатации в экстремальных условиях, в том числе при высоких и низких температурах. Использование изобретения позволит также снизить расход дорогостоящих материалов за счет изготовления отдельных (ого) слоев (я) оболочки тонкостенными, например внутреннего тонколистового слоя, а других слоев, например внешнего толстолистового слоя, из более дешевых материалов, типа углеродистых сталей.

1. Резервуар транспортного средства, имеющий слоистую оболочку, один из слоев которой, например внутренний, выполнен тонколистовым из легированных сталей, цветных металлов или сплавов цветных металлов, другой слой, например внешний, выполнен толстолистовым из углеродистой стали, а слой, образованный полостью между внутренним и внешним слоями, заполнен средой, отличающийся тем, что среда находится в пастообразном состоянии.

2. Резервуар по п.1, отличающийся тем, что в полости между внутренним и внешним слоями установлены устройства для подогрева, или охлаждения, или стабилизации температуры, или давления транспортируемых веществ.

3. Резервуар по п.1, отличающийся тем, что в полости между внутренним и внешним слоями установлены устройства для непрерывного мониторинга за параметрами транспортируемых веществ и за состоянием оболочки, причем сигналы от них посредством средств телемеханики передаются на централизованный пульт наблюдения и контроля, находящийся на расстоянии от транспортного средства.