Способ термической обработки рельсов
Изобретение относится к области черной металлургии, в частности к способам термической обработки железнодорожных рельсов. Техническим результатом изобретения является повышение комплекса механических свойств, получение максимальной твердости (НВ388) на глубине до 22 мм от поверхности катания головки, а также увеличение эксплуатационной стойкости рельсов за счет получения достаточной глубины закаленного слоя с однородной сорбитной структурой. Для достижения технического результата рельс с прокатного нагрева подстуживают до температуры 820-870°С и охлаждают в двух средах: первоначально сжатым воздухом с поверхности головки в течение 20-30 сек при расходе воздуха 3000-4000 м3/ч, температуре воздуха 10-25°С и давлении 0,55 МПа; затем производят охлаждение головки водо-воздушной смесью при расходе воды 25-30 л/мин, температуре воды 10-30°С и давлении 0,3-0,4 МПа, одновременно с охлаждением головки рельса производится охлаждение подошвы водо-воздушной смесью при температуре воды 10-30°С, расходе 6-7 л/мин и давлении 0,08-0,09 МПа. 2 табл.
Реферат
Изобретение относится к черной металлургии, в частности к способам термической обработки железнодорожных рельсов.
Известен способ закалки рельсов с прокатного нагрева путем дифференцированного охлаждения элементов профиля сжатым воздухом [1]. Существенными недостатками этого способа являются ограниченная возможность получения максимальных значений твердости (НВ388) на рельсах из стали с содержанием углерода 0,71-0,82%, недостаточная глубина закаленного слоя в головке рельса.
Известны также способы термической обработки рельсов, включающие нагрев под закалку и поверхностное охлаждение головки рельса струями воды и водовоздушной смесью [2, 3]. Недостатками данных способов являются неоднородность структуры по глубине закаленного слоя, образование недопустимых структур (верхний бейнит, мартенсит) в приповерхностном слое головки, недостаточная прямолинейность рельсов из-за неравномерного охлаждения всех элементов профиля рельса, необходимость в холодной правке.
Известен также способ термической обработки рельсов [3], прототип, при котором охлаждение головки производят непрерывно до 100-400°С при увеличении расхода охладителя от 1 до 50 объемов в секунду, после которого производят регулируемое охлаждение всех элементов профиля. Существенным недостатком данного способа является неоднородность микроструктуры с поверхности головки рельса, возможность образования в поверхностном слое головки недопустимых структур (верхний бейнит, мартенсит), невозможность получения максимальных значений твердости (НВ388) на расстоянии 22 мм от поверхности катания головки.
Желаемыми техническими результатами изобретения являются: повышение комплекса механических свойств, получение максимальной твердости (НВ388) на глубине до 22 мм от поверхности катания головки, а также увеличение эксплуатационной стойкости рельсов за счет получения достаточной глубины закаленного слоя с однородной сорбитной структурой.
Для этого рельс с прокатного нагрева подстуживают до температуры 820-870°С, затем производят охлаждение в двух средах: первоначально сжатым воздухом с поверхности головки в течение 20-30 сек при расходе воздуха 3000-4000 м3/ч, температуре воздуха 10-25°С и давлении 0,55 МПа; затем производят охлаждение головки водовоздушной смесью при расходе воды 25-30 л/мин, температуре воды 10-30°С и давлении 0,3-0,4 МПа, одновременно с охлаждением головки рельса производится охлаждение подошвы водо-воздушной смесью, при температуре воды 10-30°С, расходе 6-7 л/мин и давлении 0,08-0,09 МПа.
Охлаждение головки рельса в двух средах позволяет в первоначальный момент времени за счет подачи сжатого воздуха в течение 20-30 сек охладить поверхность головки до температуры 600-550°С, обеспечив образование сорбита с пластинчатой формой карбидной фазы, благодаря этому полностью исключается возможность образования в приповерхностных слоях головки недопустимых структур верхнего бейнита и мартенсита. Причем увеличение времени охлаждения сжатым воздухом (более 30 сек) приводит к резкому снижению твердости на поверхности катания, а при уменьшении времени охлаждения (менее 20 сек) возрастает вероятность образования мартенсита и бейнита. Последующее применение водовоздушной смеси с постоянным расходом воды способствует увеличению глубины и твердости закаленного слоя головки до требуемых пределов. Охлаждение подошвы рельса водовоздушной смесью производится для обеспечения его прямолинейности. При этом содержание воды в смеси, подаваемой на подошву, должно быть в четыре раза меньше, чем на головку.
Заявляемые пределы подобраны экспериментальным путем исходя из требований к микроструктуре, прямолинейности, механическим свойствам и твердости углеродистой стали.
Способ был реализован в полупромышленных условиях на полнопрофильных пробах длиной 1500 мм, отобранных от рельса типа Р65, изготовленного из стали марки НЭ76Ф. Нагретые до температуры 820-870°С, пробы закаливали в охлаждающем устройстве, представляющем собой две секции, состоящие из восьми ресиверов, два из которых расположены над поверхностью катания, четыре - со стороны боковых поверхностей головки, два - под подошвой рельсовой пробы. Ресиверы имеют решетки, образованные рядами отверстий диаметром 1,5 мм и расположенные на фиксированном расстоянии (50 мм) от поверхности рельса. После термообработки исследовали микроструктуру закаленного металла, а также определяли механические свойства и твердость.
Технологические параметры термообработки рельсовых проб приведены в таблице 1. Результаты механических испытаний и исследований микроструктуры в таблице 2.
Предлагаемый способ термической обработки позволил повысить комплекс механических свойств, твердость стали, а также увеличить эксплуатационную стойкость рельсов за счет получения однородной сорбитной структуры и увеличения глубины закаленного слоя.
Источники информации
1. В.В.Поляков, А.В.Великанов. Основы технологии производства железнодорожных рельсов - М.: Металлургия, 1990. 416 с.
2. А.С. СССР № 518970, кл C 21 D 9/04.
3. А.С. СССР № 350843, кл C 21 D 9/04.
4. А.С. СССР № 522751, кл C 21 D 9/04.
Таблица 1.Технологические параметры термообработки рельсовой пробы на охлаждающей установке, состоящей из двух секций (длина 1500 мм) | |||||||||||
№ | Температура рельса, °С | Режим термической обработки головки рельса | Режим охлаждения подошвы | ||||||||
I этап | II этап | ||||||||||
Давление сжатого воздуха, МПа | Расход сжатого воздуха, м3/ч | Температура воздуха, °С | Время охлаждения, сек | Давление воды, МПа | Расход воды, л/мин | Температура воды, °С | Время охлаждения, мин | Давление воды, МПа | Расход воды, л/мин | ||
1 | 840 | 0,15 | 1000 | 10 | 60 | 0,10 | 8 | 14 | 5 | 0,03 | 1 |
2 | 820 | 0,25 | 1000 | 20 | 40 | 0,15 | 12 | 17 | 5 | 0,04 | 2 |
3 | 860 | 0,35 | 2000 | 10 | 30 | 0,20 | 16 | 26 | 4 | 0,05 | 3 |
4 | 850 | 0,45 | 2500 | 14 | 30 | 0,25 | 19 | 14 | 4 | 0,06 | 4 |
5 | 830 | 0,50 | 3000 | 18 | 20 | 0,30 | 23 | 20 | 3 | 0,07 | 5 |
6 | 820 | 0,50 | 3000 | 10 | 30 | 0,35 | 25 | 30 | 3 | 0,08 | 6 |
7 | 870 | 0,55 | 4000 | 25 | 20 | 0,40 | 30 | 10 | 2 | 0,09 | 7 |
8 | 870 | 0,55 | 4000 | 12 | 15 | 0,40 | 30 | 18 | 2 | 0,09 | 7 |
Таблица 2.Результаты физико-механических испытаний и исследований микроструктуры | ||||||||||||||
№ | Микроструктура закаленного слоя головки рельса | Глубина закаленного слоя (сорбита закалки), мм | Микроструктура шейки и подошвы рельса | Твердость по сечению рельса, НВ | σт, | σв, | δ5, | ϕ, | KCU, Дж/см2 | |||||
ПКГ | 10 | 22 | шейка | подошва | Н/мм2 | % | +20°С | -60°С | ||||||
1 | Сорбит закалки | 5-6 | Перлит | 341 | 331 | 321 | 293 | 293,283 | 710 | 1160 | 15 | 44 | 27 | 12 |
2 | Сорбит закалки | 7-8 | Перлит | 341 | 341 | 331 | 283 | 293,283 | 740 | 1180 | 13 | 37 | 28 | 14 |
3 | Сорбит закалки | 9-15 | Перлит | 375 | 341 | 331 | 302 | 293,302 | 840 | 1190 | 12 | 37 | 30 | 16 |
4 | Сорбит закалки | 18-23 | Перлит | 375 | 352 | 341 | 302 | 302,302 | 900 | 1280 | 12 | 35 | 30 | 22 |
5 | Сорбит закалки | 24-26 | Перлит | 388 | 363 | 341 | 311 | 311,302 | 910 | 1290 | 11 | 36 | 33 | 24 |
6 | Сорбит закалки | 25-28 | Перлит | 388 | 375 | 363 | 321 | 311,321 | 960 | 1320 | 12 | 35 | 30 | 25 |
7 | Сорбит закалки | 27-30 | Перлит | 388 | 388 | 375 | 331 | 311,341 | 990 | 1340 | 12 | 34 | 32 | 24 |
8 | Сорбит закалки с участками мартенсита | 27-30 | Перлит | 388 | 388 | 375 | 331 | 311,341 | 1040 | 1360 | 10 | 32 | 25 | 16 |
прототип | Сорбит закалки | 25 | 363-388 | 352-363 | 321-331 |
Способ термической обработки рельсов, включающий непрерывное охлаждение головки с последующим регулируемым охлаждением элементов профиля рельса, отличающийся тем, что рельс с прокатного нагрева подстуживают до температуры 820-870°С и охлаждают в двух средах: первоначально сжатым воздухом с поверхности головки в течение 20-30 с при расходе воздуха 3000-4000 м3/ч, при температуре воздуха 10-25°С и давлении 0,55 МПа, затем производят охлаждение головки водовоздушной смесью при расходе воды 25-30 л/мин, температуре воды 10-30°С и давлении 0,3-0,4 МПа, одновременно с охлаждением головки рельса производится охлаждение подошвы водовоздушной смесью при температуре воды 10-30°С, расходе 6-7 л/мин и давлении 0,08-0,09 МПа.