Тягово-сцепное устройство изменяемой длины

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к устройствам для связи прицепных звеньев транспортных средств, например к автопоездам, и может быть использовано для повышения маневренности автопоезда путем увеличения длины дышла при значительных углах складывания. Тягово-сцепное устройство изменяемой длины содержит дышло, состоящее из отдельных звеньев, соединенных шарнирно между собой, зубчатый венец, закрепленный на раме прицепа, зубчатое колесо, установленное на подрамнике и находящееся в зацеплении с зубчатым венцом, ускорительный механизм, выполненный в виде двух зубчатых реек, находящихся в зацеплении с зубчатыми колесами, каждое из которых жестко соединено с кривошипом, шарнирно связанным с одним из звеньев дышла. Устройство дополнительно снабжено шатуном, один конец которого шарнирно связан с рейками ускорительного механизма, а второй - с зубчатым колесом, установленным на подрамнике. Технический результат направлен на повышение быстроты срабатывания ускорительного механизма, надежности и упрощение конструкции устройства. 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к устройствам для связи прицепных звеньев транспортных средств, например к автопоездам, и может быть использовано для повышения маневренности автопоезда путем увеличения длины дышла при значительных углах складывания.

Наиболее близким к заявляемому изобретению является тягово-сцепное устройство (ТСУ) изменяемой длины [Авторское свидетельство СССР №1703497 А1, МПК В 60 D 1/145, 1989], содержащее дышло, состоящее из отдельных звеньев, соединенных шарнирно между собой и посредством кривошипов, связанных с дополнительными зубчатыми колесами, находящимися в зацеплении с зубчатыми рейками, жестко соединенными со штоком исполнительного гидроцилиндра, гидравлически соединенного с задающим гидроцилиндром, который корпусом шарнирно соединен с подрамником прицепа, а штоком с кривошипом зубчатого колеса, находящегося в постоянном зацеплении с зубчатым венцом, соединенным с рамой прицепа.

Недостатками данного устройства являются значительная затрата времени на приведение в действие ускорительного механизма, сложность конструкции устройства в связи с наличием в ТСУ гидроцилиндров.

Технический результат направлен на повышение быстроты срабатывания ускорительного механизма, надежности и упрощение конструкции устройства.

Технический результат достигается тем, что ТСУ изменяемой длины, содержащее дышло, состоящее из отдельных звеньев, соединенных шарнирно между собой, зубчатый венец, закрепленный на раме прицепа, зубчатое колесо, установленное на подрамнике и находящееся в зацеплении с зубчатым венцом, ускорительный механизм, выполненный в виде двух зубчатых реек, находящихся в зацеплении с зубчатыми колесами, каждое из которых жестко соединено с кривошипом, шарнирно связанным с одним из звеньев дышла, при этом устройство дополнительно снабжено шатуном, один конец которого шарнирно связан с рейками ускорительного механизма, а второй - с зубчатым колесом, установленным на подрамнике.

Отличительными признаками от прототипа является то, что устройство дополнительно снабжено шатуном, один конец которого шарнирно связан с рейками ускорительного механизма, а второй - с зубчатым колесом, установленным на подрамнике.

На фиг.1 представлено предлагаемое ТСУ изменяемой длины при прямолинейном движении автопоезда, на фиг.2 представлено ТСУ изменяемой длины при повороте автопоезда. Оно содержит дышло 1, состоящее из отдельных звеньев, соединенных шарнирно между собой, зубчатый венец 2, закрепленный на раме прицепа 3, зубчатое колесо 4, установленное на подрамнике 5 и находящееся в зацеплении с зубчатым венцом 2, ускорительный механизм, выполненный в виде двух зубчатых реек 6, находящихся в зацеплении с зубчатыми колесами 7, каждое из которых жестко соединено с кривошипом, шарнирно связанным с одним из звеньев дышла, шатун 8, один конец которого шарнирно связан с рейками ускорительного механизма, а второй - с зубчатым колесом 4.

Устройство работает следующим образом.

При прямолинейном движении автопоезда (фиг.1) дышло 1 прицепа 3 имеет минимальную длину. В этом случае ось звеньев дышла 1 пересекает ось вращения зубчатых колес 7, что позволяет получить кинематически жесткую конструкцию укороченного дышла. При движении автопоезда на повороте (фиг.2) зубчатое колесо 4 начинает обкатываться по зубчатому венцу 2. При этом конец шатуна 8, связанный с зубчатым колесом 4, поворачивается на угол, пропорциональный углу складывания. Шатун 8, в свою очередь, увлекает за собой зубчатые рейки 6, которые приводят в действие дополнительные зубчатые колеса 7, удлиняющие ТСУ пропорционально углу складывания звеньев автопоезда. При выходе из поворота угол складывания уменьшается, зубчатое колесо 4 обкатывается по зубчатому венцу 2 в обратном направлении, шатун 8 становится в исходное положение и перемещает зубчатые рейки 6, а поворачивающиеся при этом зубчатые колеса 7 и звенья дышла 1 приводят к его укорачиванию.

При угле складывания, равном нулю, длина дышла минимальная. Система управления находится в исходном положении.

В результате исключения из конструкции ТСУ гидравлического привода ускорительного механизма повышается быстрота срабатывания последнего, надежность эксплуатации и простота конструкции устройства.

Тягово-сцепное устройство изменяемой длины, содержащее дышло, состоящее из отдельных звеньев, соединенных шарнирно между собой, зубчатый венец, закрепленный на раме прицепа, зубчатое колесо, установленное на подрамнике и находящееся в зацеплении с зубчатым венцом, ускорительный механизм, выполненный в виде двух зубчатых реек, находящихся в зацеплении с зубчатыми колесами, каждое из которых жестко соединено с кривошипом, шарнирно связанным с одним из звеньев дышла, отличающееся тем, что устройство дополнительно снабжено шатуном, один конец которого шарнирно связан с рейками ускорительного механизма, а второй - с зубчатым колесом, установленным на подрамнике.