Рельсовая сталь
Изобретение относится к черной металлургии, в частности к стали, используемой для изготовления железнодорожных рельсов. Предложена рельсовая сталь, содержащая в мас.%: углерод 0,71-0,82, марганец 0,75-1,05 кремний 0,30-0,60, алюминий не более 0,005, азот 0,005-0,015, ванадий 0,05-0,15, хром 0,40-0,80, никель 0,03-0,30, кальций 0,0001-0,005, барий 0,0001-0,005, железо - остальное, при этом в качестве примесей сталь может содержать серу не более 0,020, фосфор не более 0,025, медь не более 0,20. Техническим результатом изобретения является повышение комплекса физико-механических свойств и эксплуатационной стойкости. 2 табл.
Реферат
Изобретение относится к черной металлургии, в частности к стали, используемой для изготовления железнодорожных рельсов.
Известна рельсовая сталь марки Э76Ф [1], содержащая (в мас.%):
углерод | 0,71-0,82 |
марганец | 0,75-1,05 |
кремний | 0,25-0,45 |
ванадий | 0,03-0,15 |
хром | не более 0,15 |
никель | не более 0,15 |
медь | не более 0,15 |
железо | - остальное |
Существенным недостатком данной стали является низкая стойкость железнодорожных рельсов без термической обработки и необходимость термообработки стали для повышения эксплуатационных свойств.
Известна выбранная в качестве прототипа рельсовая сталь [2], содержащая (в мас.%):
углерод | 0,71-0,82 |
марганец | 0,75-1,05 |
кремний | 0,45-0,80 |
алюминий | 0,005-0,015 |
азот | 0,0005-0,015 |
ванадий | 0,03-0,09 |
хром | 0,35-0,70 |
никель | 0,03-0,20 |
железо | - остальное |
Существенным недостатком данной стали является низкая эксплуатационная стойкость, обусловленная пониженным комплексом физико-механических свойств.
Желаемым техническим результатом изобретения является повышение комплекса физико-механических свойств и эксплуатационной стойкости.
Для достижения этого рельсовая сталь, содержащая углерод, марганец, кремний, алюминий, азот, ванадий, кальций, барий, железо и в качестве примесей серу, фосфор и медь, дополнительно содержит хром и никель при следующем соотношении компонентов (в мас.%):
углерод | 0,71-0,82 |
марганец | 0,75-1,05 |
кремний | 0,30-0,60 |
алюминий | не более 0,005 |
азот | 0,005-0,015 |
ванадий | 0,05-0,15 |
хром | 0,40-0,80 |
никель | 0,03-0,30 |
кальций | 0,0001-0,005 |
барий | 0,0001-0,005 |
железо | - остальное |
при этом примеси содержатся в следующих количествах: сера - не более 0,020%, фосфор - не более 0,025%, медь не более 0,20%.
Заявляемый химический состав стали подобран исходя из следующих предпосылок:
Увеличение кремния до 0,60% повышает пределы текучести и прочности, при снижении кремния менее 0,30% наблюдается резкое снижение данных параметров.
Концентрация хрома выбрана исходя из обеспечения высокого сопротивления износу и высоких прочностных свойств, при этом снижение концентрации хрома менее 0,40% не позволяет обеспечить требуемую стойкость рельсов в пути, а при повышении концентрации более 0,80% значительно возрастает стоимость стали при постоянных прочностных свойствах стали.
Содержание алюминия выбрано исходя, с одной стороны, из получения мелкого действительного зерна, с другой - исключения получения недопустимых глиноземистых неметаллических включений.
Концентрация марганца в выбранных пределах обеспечивает достаточную износостойкость рельсов. Марганец увеличивает устойчивость переохлажденного аустенита и обеспечивает образование дисперсного тонкопластинчатого перлита, имеющего хорошее сочетание прочности, пластичности и вязкости. Поскольку марганец смещает точку фазовых превращений к более низким температурам, с дальнейшим увеличением его концентрации более 1,05% в стали с высоким содержанием углерода возрастает вероятность образования недопустимой структуры верхнего бейнита.
Введение азота позволяет получить измельченное зерно аустенита, что обеспечивает повышение прочностных свойств и увеличение сопротивляемости хрупкому разрушению. Наличие ванадия при этом позволяет добиваться необходимой растворимости азота в соединениях. При наличии азота менее 0,005% невозможно измельчение зерна и соответственно не обеспечивается необходимое упрочнение стали, а более 0,015% приводит к получению нерастворившегося азота и возможного образования недопустимых пузырей в стали. Выбранное содержание и соотношение азота и ванадия обеспечивает получение требуемой ударной вязкости (в том числе и при отрицательных температурах) за счет карбонитридного упрочнения.
Повышение концентрации никеля до 0,30% связано с повышением уровня ударной вязкости при отрицательных температурах, при дальнейшем повышении концентрации никеля возможно получение недопустимых бейнитных структур.
Введение кальция и бария позволяет модифицировать источники концентраторов напряжений - неметаллические включения, исключить образование «опасных» включений глинозема, повысить чистоту стали по оксидным и сульфидным включениям, обеспечить образование глобулярных включений и исключить образование строчечных включений алюминатов. При введении более 0,005% кальция (или бария) в сталь возможно получение грубых барий- кальцийсодержащих неметаллических включений, загрязняющих сталь, вследствие чего снижаются физико-механические свойства стали.
Ограничение концентрации фосфора, серы и меди обусловлено улучшением качества поверхности готовой продукции после прокатки и повышения ее физико-механических свойств.
Серия опытных плавок с заявляемым химическим составом была выплавлена в дуговых печах ДСП-100И7. Химический состав приведен в таблице 1. После разливки стали на МНЛЗ осуществляли прокатку железнодорожных рельсов типа Р65. После прокатки рельсов термообработка не проводилась. Результаты испытаний механических свойств в горячекатанном состоянии в сравнении с рельсовой сталью Э76Ф (после объемной закалки в масле и отпуске) приведены в таблице 2. Таким образом, заявляемый химический состав обеспечивает повышение механических свойств рельсовой стали по всему спектру контролируемых физико-механических параметров.
Источники информации
1. А.С.Зубченко. Марочник сталей и сплавов - М.: Машиностроение, 2003. - 713 с.
2. Патент РФ №2131946, С 22 С 38/46.
Таблица 1.Химический состав стали | ||||||||||||||
Состав | С | Si | Mn | Cr | V | Al | N | Са | Ва | Ni | S | P | Cu | Fe |
1 | 0,71 | 0,30 | 0,75 | 0,40 | 0,05 | 0,002 | 0,005 | 0,0001 | 0,003 | 0,03 | 0,005 | 0,015 | 0,05 | ост |
2 | 0,76 | 0,48 | 0,82 | 0,40 | 0,09 | 0,005 | 0,012 | 0,003 | 0,0001 | 0,14 | 0,008 | 0,009 | 0,06 | ост |
3 | 0,71 | 0,40 | 0,76 | 0,42 | 0,13 | 0,005 | 0,010 | 0,004 | 0,003 | 0,30 | 0,006 | 0,019 | 0,07 | ост |
4 | 0,88 | 0,53 | 0,89 | 0,75 | 0,10 | 0,001 | 0,012 | 0,002 | 0,004 | 0,28 | 0,005 | 0,025 | 0,12 | ост |
5 | 0,75 | 0,34 | 1,03 | 0,79 | 0,11 | 0,003 | 0,015 | 0,005 | 0,003 | 0,15 | 0,014 | 0,018 | 0,15 | ост |
6 | 0,82 | 0,60 | 1,05 | 0,80 | 0,15 | 0,004 | 0,016 | 0,005 | 0,005 | 0,20 | 0,020 | 0,023 | 0,20 | ост |
прототип | ||||||||||||||
Э76Ф по ГОСТ Р 516852000 | 0,71-0,82 | 0,25-0,45 | 0,75-1,05 | ≤0,15 | 0,03-0,15 | ≤0,020 | - | - | ≤0,15 | ≤0,030 | ≤0,025 | ≤0,15 | ост |
Таблица 2Механические свойства стали | ||||||
Состав | Предел текучести, Н/мм2 | Предел прочности, Н/мм2 | Относительное удлинение, % | Относительное сужение, % | KCU ударная вязкость, Дж/см2 | |
+2°С | -60°С | |||||
1 | 1200 | 1330 | 10 | 32 | 0,38 | 0,28 |
2 | 1110 | 1480 | 11 | 31 | 0,45 | 0,34 |
3 | 1100 | 1390 | 15 | 38 | 0,48 | 0,45 |
4 | 1210 | 1550 | 12 | 37 | 0,38 | 0,38 |
5 | 1220 | 1450 | 17 | 32 | 0,46 | 0,40 |
6 | 900 | 1350 | 19 | 31 | 0,47 | 0,36 |
прототип Э76Ф | 880-1200 | 1350-1550 | 10-17 | 30-34 | 0,33-0,44 | 0,18-0,35 |
Рельсовая сталь, содержащая углерод, марганец, кремний, алюминий, азот, ванадий, кальций, барий, железо и в качестве примесей серу, фосфор и медь, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит хром и никель при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Углерод | 0,71-0,82 |
Марганец | 0,75-1,05 |
Кремний | 0,30-0,60 |
Алюминий | Не более 0,005 |
Азот | 0,005-0,015 |
Ванадий | 0,05-0,15 |
Хром | 0,40-0,80 |
Никель | 0,03-0,30 |
Кальций | 0,0001-0,005 |
Барий | 0,0001-0,005 |
Железо | Остальное |
при этом примеси содержатся в следующих количествах: сера не более 0,020, фосфор не более 0,025, медь не более 0,20.