Способ определения параметров, характеризующих ориентацию тележки транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к робототехнике и предназначено для определения углового положения, а также подъема тележки мобильного робота при его перемещении по неровной поверхности в том случае, когда размеры препятствий по длине и ширине не превышают габариты тележки. Техническим результатом является автоматизированное определение углового положения относительно вертикали и подъема тележки мобильного робота. На тележке выбирается декартова система координат с горизонтальной продольной x, горизонтальной поперечной у и вертикальной осью z, образующими правую тройку. Причем тележка имеет четыре опорные точки, лежащие симметрично по отношению к центру системы координат на расстоянии А от оси x и на расстоянии В от оси у. На тележке выбирают точки с координатами (x1, у1), (х2, у2), (х3, у3), не лежащие на одной прямой, в них стационарно устанавливают вертикальные сообщающиеся между собой трубки с жидкостью, снабженные датчиками уровня, и определяют в каждой из трубок уровень жидкости - z1, z2, z3. После чего рассчитывают по формулам величины, характеризующие ориентацию тележки: угол поворота α тележки вокруг горизонтальной продольной оси x, угол поворота β вокруг горизонтальной поперечной оси у и величину h вертикального подъема центра системы координат:

β=arcsin{[(у21)(z3-z1)-(у31)(z2-z1)]/[(х3-x1)(у21)-(х21)(у31)]};

α=arcsin{[(x2-x1)(z3-z1)-(х3-x1)(z2-z1)]/([(х3-x1])(у21)-(х2-x1)(у31)]·cosβ)};

h=A·|sinβ|+В·|sinαcosβ|.

1 ил.

Реферат

Изобретение относится к робототехнике и предназначено для определения углового положения, а также подъема тележки мобильного робота при его перемещении по неровной поверхности в том случае, когда размеры препятствий по длине и ширине не превышают габариты тележки. Крупные препятствия хорошо распознаются системами видеонаблюдения и их преодоление, как правило, происходит в режиме ручного управления. Основную сложность представляют небольшие препятствия. Неучет угловых смещений тележки и ее подъема значительно усложняет распознавание получаемой от него визуальной информации, управление приводами движителей, манипуляторов и др.

Известно устройство для определения углов наклона объектов (Патент РФ №2142613, кл. G01С 9/02, 1998), содержащее панель с подвешенным на ней маятником и шкалу, закрепленную на панели, при этом панель, плата, шкала и другие элементы конструкции выполнены с возможностью их взаимного перемещения и закрепления.

Недостатком данного устройства является необходимость дополнительных настроечных операций перед каждым измерением. Также он не предназначен для определения перемещений по вертикали.

Также известен сигнализатор угла наклона (Патент РФ №2156957, кл. 7 G01С 9/00), содержащий стакан с крышкой, в которой установлена шаровая опора с жестко закрепленными на ней двумя стержнями, нижний из которых соединен с маятником, расположенным внутри стакана, заполненного демпфирующей жидкостью, а верхний замыкает на массу контактные кольца при определенных углах крена машины, два регулировочных болта, каждый из которых соединен с одним из контактных колец так, что при их вывинчивании обеспечивается независимое перемещение контактных колец (соответственно вверх или вниз) вдоль оси сигнализатора.

Данный сигнализатор позволяет определять предельно допустимые углы наклона в вертикальных плоскостях, но не позволяет находить точное значение данных углов и их проекции на заданные ортогональные оси.

Задачей изобретения является автоматизированное определение углового положения относительно вертикали и подъема тележки мобильного робота в том случае, когда размеры препятствий по длине и ширине не превышают габариты тележки.

Поставленная задача достигается тем, что предложен способ контроля ориентации тележки транспортного средства при его движении, заключающийся в выборе на тележке декартовой системы координат с горизонтальной продольной x, горизонтальной поперечной у и вертикальной осью z, образующими правую тройку, причем тележка имеет четыре опорные точки, лежащие симметрично по отношению к центру системы координат на расстоянии А от оси x и на расстоянии В от оси у, на тележке выбирают точки с координатами (х1, у1), (х2, у2), (х3, у3), не лежащие на одной прямой, в них стационарно устанавливают вертикальные сообщающиеся между собой трубки с жидкостью, снабженные датчиками уровня, и определяют в каждой из трубок уровень жидкости - z1, z2, z3, после чего рассчитывают по формулам величины, характеризующие ориентацию тележки: угол поворота α тележки вокруг горизонтальной продольной оси x, угол поворота β вокруг горизонтальной поперечной оси у и величину h вертикального подъема центра системы координат:

β=arcsin{[(у21)(z3-z1)-(у31)(z2-z1)]/[(х3-x1)(у21)-(х21)(у31)]};

α=arcsin{[(x2-x1)(z3-z1)-(х3-x1)(z2-z1)]/([(х3-x1])(у21)-(х2-x1)(у31)]·cosβ)};

h=A·|sinβ|+В·|sinαcosβ|.

На чертеже схематически на примере четырехколесного привода дан общий вид тележки мобильного робота в несмещенном положении, а также показано перемещение системы координат, жестко связанной с тележкой при повороте тележки вокруг оси x на угол α и дополнительном повороте вокруг оси у на угол β.

На тележке мобильного робота 1 показано исходное (без перекосов) положение горизонтальной продольной оси x, горизонтальной поперечной оси у и вертикальной оси z. Также показано положение осей после поворота тележки вокруг оси x на угол α - х', у', z', а также после дополнительного поворота тележки вокруг оси у на угол β - х", у", z". На тележке 1 в точках с координатами (x1, у1), (х2, у2), (х3, у3), не лежащих на одной прямой, установлены три вертикальные трубки 2, 3, 4 с жидкостью, образующие сообщающиеся сосуды и снабженные датчиками 5, 6, 7, определяющими в каждой из трубок уровень жидкости по координате z, z1, z2, z3.

Рассмотрим функционирование данной конструкции. При отсутствии перекосов уровень жидкости во всех трех трубках одинаково. Обозначим его через z0. После поворота тележки вокруг оси x на угол α, а также после дополнительного поворота вокруг оси у на угол β положение жидкости относительно уровня z0 в трубках 2, 3, 4 изменится. Обозначим измененные уровни жидкости в трубках через z1, z2, z3. При этом, если трубка поднимается относительно среднего уровня, уровень жидкости в ней будет меньше z0 и наоборот, при опускании трубки - превышать z0. Сигналы с датчиков 5, 6, 7 по уровням z1, z2, z3 передаются на вычислительное устройство. Рассмотрим алгоритм их обработки.

Матрицы, задающие элементарные преобразования координат трехмерных векторов при рассмотренных поворотах имеют вид:

Преобразование координат трехмерных векторов при рассмотренных поворотах задается умножением их слева на матрицу

Изменение уровня в каждой из трубок 1, 2, 3, равное (z0-z1), (z0-z2), (z0-z3), совпадает с третьей компонентой (по оси z) векторов

Из выражений для разностей уровней (z2-z1) и (z3-z1) получается следующая система уравнений:

С учетом того, что реальные углы наклона α и β лежат в интервале от -π/2 до +π/2, зависимость углов α и β от измененных уровней жидкости z1, z2, z3 будет следующей:

β=arcsin{[(у21)(z3-z1)-(у31)(z2-z1)]/detMp};

α=arcsin{[(x2-x1)(z3-z1)-(х3-x1)(z2-z1)]/(detMp·cosβ)};

Очевидно, углы α и β можно рассчитать тогда и только тогда, когда detMp≠0. Это условие эквивалентно тому, что точки (x1, у1), (х2, у2), (х3, у3) не лежат на одной прямой. При любых значениях углов перекоса α и β величина подъема центральной точки тележки h равна

h=A·|sinβ|+В·|sinαcosβ|.

Анализ случаев α=0 и β=0 дополнительно позволяет уточнить характер контакта опорных точек тележки с горизонтальной поверхностью.

Таким образом, расчеты углов α, β и смещения h позволяют полностью решить задачу автоматизированного контроля ориентации тележки в случае, когда размеры препятствий по длине и ширине не превышают ее габариты.

Пример.

1. Общая характеристика конструкции.

У четырехколесной тележки ширина просвета между колесами равна 2А=0,4 м, длина просвета между колесами равна 2В=0,6 м.

Вертикальные сообщающиеся между собой трубки с жидкостью, снабженные датчиками уровня, установлены на тележке в точках с координатами (x1=0,1 м, у1=0,1 м), (х2=0,1 м, у2=-0,1 м), (х3=-0,1 м, у3=0 м).

Вспомогательный определитель Мр имеет вид:

Величина определителя detMp=-0,04.

2. Выполняемые действия.

При измерении в трубках получены следующие уровни жидкости: z1=0,116 м, z2=0,141 м, z3=0,129 м.

Рассчитываем угол поворота α тележки вокруг горизонтальной продольной оси x, угол поворота β вокруг горизонтальной поперечной оси у и величину h вертикального подъема центра системы:

β=arcsin{[(у21)(z3-z1)-(у31)(z2-z1)]/detMp}=arcsin{[(-0,2)(0,013)-(-0,1)(0,025)]/(-0,04)}=arcsin{0,0025}=8,6';

α=arcsin{[(x2-x1)(z3-z1)-(х3-x1)(z2-z1)]/(detMp·cosβ)}=arcsin{[0(0,013)-(-0,2)(0,025)]/(-0,04)}=arcsin{0,125}=70 10,8';

h=A·|sinβ|+B·|sinαcosβ|=0,2·0,0025+0,3·0,125=0,0425 м=42,5 мм.

Таким образом, по показаниям датчиков уровня жидкости и по конструктивным параметрам тележки и измерительной системы рассчитаны все величины, характеризующие местную ориентацию тележки.

Способ определения параметров, характеризующих ориентацию тележки транспортного средства при ее движении, заключающийся в выборе на тележке декартовой системы координат с горизонтальной продольной x, горизонтальной поперечной у и вертикальной осью z, образующими правую тройку, причем тележка имеет четыре опорные точки, лежащие симметрично по отношению к центру системы координат на расстоянии А от оси x и на расстоянии В от оси у, на тележке выбирают точки с координатами (x1, у1), (x2, у2), (х3, у3), не лежащие на одной прямой, в них стационарно устанавливают вертикальные сообщающиеся между собой трубки с жидкостью, снабженные датчиками уровня, и определяют в каждой из трубок уровень жидкости - z1, z2, z3, после чего рассчитывают по формулам величины, характеризующие ориентацию тележки: угол поворота α тележки вокруг горизонтальной продольной оси x, угол поворота β вокруг горизонтальной поперечной оси y и величину h вертикального подъема центра системы координат:

β=arcsin{[(у21)(z3-z1)-(у31)(z2-z1)]/[(х3-x1)(у21)-(х21)(у31)]};

α=arcsin{[(x2-x1)(z3-z1)-(х3-x1)(z2-z1)]/([(х3-x1])(у21)-(х2-x1)(у31)]·cosβ)};

h=A·|sinβ|+В·|sinαcosβ|.