Способ управления летательным аппаратом в полете

Изобретение относится к авиации, а именно к системам управления летательным аппаратом в поперечном канале при использовании органов управления непосредственного управления боковой силой. Управление ЛА в полете основано на использовании органов непосредственного управления боковой силой и создании боковой силы, действующей на фюзеляж летательного аппарата в плоскости XOZ с помощью канарда и рулей управления. Управляющее воздействие передают к рулевому приводу путем радиального перемещения в вертикальной плоскости летчиком дополнительных педалей, установленных шарнирно на основных педалях управления в кабине летательного аппарата, при этом блокируют и устанавливают в нейтральное положение основные педали управления. Техническим результатом заявленного изобретения является повышение удобства пилотирования при использовании органов непосредственного управления боковыми силами. 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к авиации, а именно к системам управления летательным аппаратом в поперечном канале при использовании органов непосредственного управления боковой силой.

Известен способ управления летательным аппаратом в плоскости XOZ, который реализуется при применении вертикальной поворотной поверхности, расположенной под носовой частью фюзеляжа - канарда и стандартных рулей направления, посредством которых летчик создает боковые силы, действующие на летательный аппарат (ЛА).

Недостатком такого способа управления перемещением центра масс ЛА является наличие дополнительных рычагов управления в кабине летчика, расположенных, как правило, на приборной панели, что требует от летчика дополнительных движений, создает нежелательную психофизиологическую нагрузку и может приводить к нарушению безопасности полетов.

Перспективным направлением совершенствования систем управления силами, действующими на летательный аппарат, является комплексирование различных органов управления в одном канале с единым рычагом управления.

Технической задачей изобретения является повышение удобства пилотирования и облегчение работы летчика при использовании органов непосредственного управления боковыми силами (НУБС).

Решение технической задачи заявляемого изобретения в том, что в способе управления летательным аппаратом в полете, основанном на использовании органов непосредственного управления боковой силой, передача управляющего воздействия к рулевым приводам осуществляется путем радиального перемещения в вертикальной плоскости летчиком дополнительных педалей, установленных шарнирно на основных педалях управления в кабине ЛА, при этом блокируют и устанавливают в нейтральное положение основные педали управления.

Управляющие воздействия к рулевому приводу путем радиального перемещения в вертикальной плоскости дополнительных педалей, установленных на основных педалях управления в кабине летчика, при нейтральном положении основных педалей, является существенным отличительным признаком заявляемого изобретения.

Технический результат изобретения заключается в создании удобных условий пилотирования при использовании органов НУБС, при этом самолет перемещается по прямолинейной траектории в плоскости XOZ без создания крена.

На чертеже приведена схема устройства управления летательным аппаратом в полете.

Для реализации способа произведены изменения в механической части проводки управления, связанные с изменением способа передачи управляющих воздействий к рулевому приводу.

Устройство для осуществления способа управления летательным аппаратом в полете при использовании органов непосредственного управления боковой силой состоит из датчика 3 на дополнительной педали 1, преобразующего механическое воздействие летчика в электрический сигнал, гидроцилиндра 2 для блокирования основных педалей, блока управления 4, в котором происходит распределение сигнала на двухкамерные бустеры канарда 5 и руля направления 6, при этом учитываются параметры полета: число Маха - М, β - угол скольжения, α - угол атаки, nz - боковая перегрузка, q - скоростной напор, поступающие от датчиков 7.

При пилотировании летательного аппарата летчик включает режим НУБС, при этом происходит блокирование основных педалей управления ЛА с помощью гидроцилиндра 2, они устанавливаются в нейтральное положение. Летчик, перемещая левую или правую дополнительную педаль 1, управляет перемещением ЛА влево или вправо. При этом механическое перемещение дополнительных педалей 1 преобразуется в электрический сигнал через датчик 3 и отсюда поступает на блок управления 4. Одновременно на блок управления 4 поступают от датчиков 7 параметры полета: число Маха - М, β - угол скольжения, α - угол атаки, nz - боковая перегрузка, q - скоростной напор. В блоке управления 4, с учетом всех поступающих параметров полета, выдается сигнал на перемещение на рулевые приводы руля направления 6 и руля привода канарда 5.

Использование заявляемого способа позволяет облегчить управление ЛА в поперечном канале.

Источники информации.

1. Нелюбов А.И., Новад А.А. Динамика полета и боевого маневрирования летательных аппаратов. / Издание ВВИА им. проф. Н.Е.Жуковского, М., 1990 г., с.66-69, рис 2.18.

2. Истребитель F-16. ЦАГИ, ОНТИ, 1985 г., с.43, рис.66.

Способ управления летательным аппаратом в полете, основанный на использовании органов непосредственного управления боковой силой и создании боковой силы, действующей на фюзеляж летательного аппарата в плоскости XOZ, с помощью канарда и рулей управления, отличающийся тем, что передают управляющее воздействие к рулевому приводу путем радиального перемещения в вертикальной плоскости летчиком дополнительных педалей, установленных шарнирно на основных педалях управления в кабине летательного аппарата, при этом блокируют и устанавливают в нейтральное положение основные педали управления.