Способ определения автомобильного бензина в воздухе
Изобретение относится к аналитической химии органических соединений и может быть применено для определения паров автомобильного бензина в воздухе. Способ определения паров автомобильного бензина в воздухе характеризуется тем, что для подготовки детектирующего устройства к работе электроды пьезоэлектрического кварцевого резонатора АТ-среза с частотой колебаний 9 Мгц модифицируют раствором β-циклодекстрина в этаноле так, чтобы масса пленки после экспонирования пьезосенсора в сушильном шкафу при 60°С составляла 20 мкг, затем в течение 2 мин в ячейку через фильтрующий патрон продувают анализируемый воздух, содержащий пары автомобильного бензина, подготовленный пьезосенсор помещают в детектор и включают в схему высокочастотного кварцевого генератора, аналитический сигнал регистрируют в виде частоты колебаний кварцевой пластины пьезосенсора при установлении в сорбционной системе термодинамического равновесия, о чем свидетельствует постоянство частоты колебаний пьезосенсора во времени, строят градуировочный график, по которому определяют концентрацию паров автомобильного бензина в воздухе. Способ позволяет определять концентрацию автомобильного бензина в воздухе на уровне ПДК. 1 табл.
Реферат
Изобретение относится к аналитической химии органических соединений и может быть применено для определения паров автомобильных бензинов в воздухе.
Технической задачей изобретения является разработка экспрессного способа определения паров автомобильного бензина в воздухе на уровне предельно допустимых концентраций (ПДК) [ГОСТ 2084-77. Бензины автомобильные] с применением модифицированного пьезоэлектрического кварцевого резонатора.
Поставленная техническая задача достигается тем, что способ определения паров автомобильного бензина в воздухе характеризуется тем, что для подготовки детектирующего устройства к работе электроды пьезоэлектрического кварцевого резонатора АТ-среза (SU 633136 A1, 15.11.1978; SU 267703 A1, 08.07.1970) с частотой колебаний 9 МГц модифицируют раствором (β-циклодекстрина в этаноле так, чтобы масса пленки после экспонирования пьезосенсора в сушильном шкафу при 60°С составляла 2 мкг, затем в течение 2 мин в ячейку через фильтрующий патрон продувают анализируемый воздух, содержащий пары автомобильного бензина, подготовленный пьезосенсор помещают в детектор и включают в схему высокочастотного генератора, аналитический сигнал регистрируют в виде частоты колебаний кварцевой пластины пьезосенсора при установлении в сорбционной системе термодинамического равновесия, о чем свидетельствует постоянство частоты колебаний пьезосенсора во времени, строят градуировочный график, по которому находят концентрацию паров автомобильного бензина.
Технический результат по предлагаемому способу заключается в разработке экспрессного способа определения паров автомобильного бензина в воздухе за счет модификации электродов пьезоэлектрического кварцевого резонатора раствором (β-циклодекстрина в этаноле. Способ осуществляют следующим образом.
1. Готовят ячейку детектирования. Анализируемый воздух в течение 2 мин продувают через фильтрующий патрон в ячейку детектирования, ячейку герметично закрывают двумя заглушками. Фильтрующий патрон представляет собой стеклянную трубку с тремя секциями, две секции заполнены поглотительным порошком для улавливания непредельных и ароматических углеводородов, мешающих определению, и одна секция заполнена зерненым хлоридом кальция для улавливания паров воды.
Поглотительный порошок для улавливания ароматических углеводородов. Шамот обрабатывают 3%-ным раствором AgNO3 в серной кислоте (р=1,84 г/см3) из расчета 0,2 см3 раствора на 1 г порошка, перемешивают и помещают в первую секцию фильтрующего патрона.
Поглотительный порошок для улавливания непредельных углеводородов. Растворяют 4 г Hg2SO4 в 20 см3 серной кислоты квалификации х.ч. при нагревании и перемешивании, добавляют 50 г шамота и тщательно перемешивают его до равномерного смачивания. Затем высушивают при постоянном перемешивании 15-20 мин, остывшим порошком шамота заполняют вторую секцию фильтрующего патрона. Третью секцию заполняют зерненым хлоридом кальция.
Признаками отработки патрона служит образование расплывшихся от увлажнения зерен хлорида кальция и изменение окраски порошка, обработанного раствором Hg2SO4. Применение фильтрующего патрона позволяет определять пары автомобильного бензина в воздухе в присутствии воды, непредельных и ароматических углеводородов.
2. Модификация сенсора. В качестве модификатора поверхности электродов пьезосенсора применяют раствор (β-циклодекстрина в этаноле. Сорбент наносят, например, методом статического испарения капли, после удаления растворителя масса модификатора должна составлять 20 мкг.
3. Методика определения. Перед началом работы в течение 2 мин в ячейку через фильтрующий патрон продувают анализируемый воздух. Подготовленный пьезосенсор помещают в ячейку и включают в схему высокочастотного кварцевого генератора. Секундомером отсчитывают время, после которого сигнал пьезосенсора не изменяется, и регистрируют аналитический сигнал. Для проведения следующего измерения проводят регенерацию сорбционного покрытия и вентиляцию ячейки детектирования пропусканием через нее осушенного лабораторного воздух до выхода сигнала пьезосенсора на начальный уровень (до ввода пробы). Содержание паров автомобильного бензина в воздухе находят по градуировочному графику.
Продолжительность анализа с пробоотбором по полной схеме, включающей модификацию электродов пьезоэлектрического кварцевого резонатора и последующую регенерацию сорбционного покрытия, составляет 40 мин.
Способ определения паров автомобильного бензина в воздухе поясняется следующим примером.
Пример 1.
Способ определения паров автомобильного бензина в воздухе включает подготовку ячейки детектирования, для чего анализируемый воздух продувают через фильтрующий патрон в ячейку детектирования, затем в нее помещают пьезоэлектрический кварцевый резонатор модифицированный (β-циклодекстрином и включают в схему высокочастотного кварцевого генератора, регистрируют аналитический сигнал, строят градуировочный график, по которому находят концентрацию паров автомобильного бензина. Для проведения следующего измерения проводят регенерацию сорбционного покрытия и вентиляцию ячейки детектирования пропусканием через нее осушенного лабораторного воздух до выхода сигнала пьезосенсора на начальный уровень.
На электроды пьезоэлектрического кварцевого резонатора АТ-среза с заранее измеренной частотой колебаний (f0) методом статического испарения капли наносят раствор β-циклодекстрина в этаноле, после экспонирования пьезосенсора в сушильном шкафу при 60°С измеряют частоту модифицированного резонатора (fпл). Массу пленки рассчитывают по уравнению Зауэрбрея [Sauerbrey G.G. Messung von plattenschwingungen sehr kleiner amplitude durch lichtstrom-modulation // Z.Phys. - 1964. - Bd. 178. -
Δf=-2.3·10-6·f0 2·m/А,
где m - масса модификатора, г; f0 - резонансная частота пьезосенсора, МГц; Δf=fпл-fo - изменение частоты резонатора, Гц; А - площадь поверхности модификатора, см2.
Перед началом работы в течение 2 мин в ячейку через фильтрующий патрон продувают воздух, содержащий пары автомобильного бензина. После этого в детектор помещают подготовленный пьезосенсор и включают в схему высокочастотного кварцевого генератора. Сигнал пьезосенсора регистрируют каждую секунду до установления термодинамического равновесия в системе, о чем свидетельствует постоянство частоты колебаний кварцевой пластины пьезосенсора, и выводят на монитор персонального компьютера в виде кинетической кривой сорбции. Для проведения следующего измерения проводят регенерацию сорбционного покрытия и вентиляцию ячейки детектирования пропусканием через нее осушенного лабораторного воздуха до выхода сигнала пьезосенсора на начальный уровень до ввода пробы. Способ осуществим.
Продолжительность анализа с пробоотбором по полной схеме, включающей модификацию электродов пьезоэлектрического кварцевого резонатора и последующую регенерацию сорбционного покрытия, составляет 40 мин. Результаты определения приведены в таблице.
В соответствии с требованиями безопасности предельно допустимая концентрация паров автомобильного бензина в воздухе составляет 100 мг/м3. Заявляемый способ позволяет определять пары автомобильного бензина (ГОСТ 2084-77. Бензины автомобильные) в воздухе на уровне ПДК.
Определение паров автомобильного бензина в воздухе, n=5, Р=0,95
Таблица | ||
Введено, мг/м3 | Найдено, мг/м3 | Sr |
50 | 45,6±2,88 | 2,5 |
60 | 56,6±2,52 | 2,3 |
70 | 68,9±2,35 | 2,4 |
80 | 78,3±1,85 | 1,8 |
90 | 89,2±1,08 | 1,5 |
n - число определений;
Р - доверительная вероятность;
Sr - погрешность.
Способ определения паров автомобильного бензина в воздухе, характеризующийся тем, что для подготовки детектирующего устройства к работе электроды пьезоэлектрического кварцевого резонатора АТ-среза с частотой колебаний 9 МГц модифицируют раствором β-циклодекстрина в этаноле так, чтобы масса пленки после экспонирования пьезосенсора в сушильном шкафу при 60°С составляла 20 мкг, затем в течение 2 мин в ячейку через фильтрующий патрон продувают анализируемый воздух, содержащий пары автомобильного бензина, подготовленный пьезосенсор помещают в детектор и включают в схему высокочастотного кварцевого генератора, аналитический сигнал регистрируют в виде частоты колебаний кварцевой пластины пьезосенсора при установлении в сорбционной системе термодинамического равновесия, о чем свидетельствует постоянство частоты колебаний пьезосенсора во времени, строят градуировочный график, по которому находят концентрацию паров автомобильного бензина в воздухе.