Чугун с вермикулярным графитом
Изобретение относится к черной металлургии, в частности к составам чугуна с вермикулярным графитом. Может использоваться для отливок «Барабан тормозной» грузовых, магистральных, спортивных автомобилей и автопоездов. Чугун содержит, мас.%: углерод 2,5-4,5; кремний 1,5-4,0; марганец 0,01-2,0; хром 0,01-0,5; никель 0,01-0,5; медь 0,01-1,5; титан 0,01-0,05; магний 0,01-0,05; сумма редкоземельных элементов 0,01-2,0; сумма окислов магния, церия, иттрия и лантана 0,001-0,1; сера 0,001-0,1; железо - остальное. Полученный чугун обладает высокими эксплуатационными свойствами при повышенных динамических и температурных нагрузках. 2 табл.
Реферат
Изобретение относится к металлургии, к литейному производству, в частности к разработке химического состава чугуна с вермикулярным графитом для отливок «Барабан тормозной» грузовых, магистральных, спортивных автомобилей и автопоездов и может быть использовано при массовом производстве.
Наиболее близким к заявляемому изобретению является чугун с вермикулярным графитом (патент RU 2034087), содержащий, мас.%:
углерод | 3,0-3,6 |
кремний | 1,5-2,0 |
марганец | 0,4-0,6 |
хром | 0,4-0,6 |
никель | 1,4-2,0 |
алюминий | 0,1-0,3 |
титан | 0,3-0,5 |
медь | 0,5-1,5 |
редкоземельные элементы | 0,1-0,15 |
ниобий | 0,2-0,5 |
железо | остальное |
Известный химический состав чугуна наряду с достоинствами (физико-механические свойства, износостойкость, термостойкость) имеет ряд недостатков применительно к деталям «барабан тормозной» для грузовых, магистральных и спортивных автомобилей и автопоездов, а именно:
- повышенный нагрев в результате эксплуатации (до 250°С) и, как следствие, образование микротрещин и разрушение детали;
- повышенное содержание хрома, титана, ниобия приводит к образованию карбидов и неравномерной твердости на рабочей поверхности «Барабана тормозного», что ведет к неравномерному износу рабочей поверхности и выходу из строя детали;
- наличие в чугуне легирующего комплекса: марганец, хром, никель, титан, медь, ниобий приводит к локальному формированию в структуре фосфитной эвтектики даже при незначительном содержании фосфора (менее 0,1%), отличающихся высокой твердостью и хрупкостью, что вызывает образование поперечных трещин и разрушение детали «барабан тормозной» при эктремальных знакопеременных и динамических нагрузках.
Предлагаемое изобретение направлено на создание чугуна с вермикулярным графитом для производства отливок «барабан тормозной», позволяющем эксплуатировать грузовые автомобили в тяжелых условиях при повышенных динамических и температурных нагрузках, что повышает эксплуатационную надежность автомобиля в целом.
Предлагаемый состав чугуна содержит, мас.%:
углерод | 2,5-4,5 |
кремний | 1,5-4,0 |
марганец | 0,01-2,0 |
хром | 0,01-0,5 |
никель | 0,01-0,5 |
медь | 0,01-1,5 |
титан | 0,01-0,05 |
магний | 0,01-0,05 |
сумма редкоземельных элементов | 0,01-2,0 |
сумма окислов магния, церия, иттрия, лантана | 0,001-0,1 |
сера | 0,001-0,1 |
железо | остальное |
Углерод является одним из основных компонентов всех чугунов, определяющий форму, распределение, размер, количество и общую площадь графитовых включений. Ниже 2,5% углерод способствует формированию в структуре чугуна цементита и других карбидов, что недопустимо. Выше 4,5% будут снижаться литейные свойства сплава (жидкотекучесть, формозаполняемость), увеличиваться размеры графитных включений.
Кремний является одним из основных элементов чугуна, способствующих вытеснению углерода из химических соединений с железом и другими легирующими элементами в самостоятельную фазу - графитные включения. Кремний является основным элементом в чугунах, способствующих формированию центров графитизации или зарождения графитной фазы. При содержании кремния менее 1,5% будет недостаточно центров кристаллизации графитных включений, что способствует формированию карбидов, а это недопустимо. Выше 4,0% будет увеличиваться хрупкость сплава вследствие образования феррита, легированного кремнием.
Марганец является одним из легирующих элементов в чугунах, способствующих перлитизации металлической матрицы. В больших количествах в чугунах способствует формированию сложных карбидов типа (FeMn)mCn. При содержании марганца ниже 0,01% получать расплав экономически нецелесообразно - надо применять очень чистые по марганцу шихтовые материалы, что приведет к значительному удорожанию чугуна. Выше 3,0% марганец будет способствовать формированию сложных карбидов, что приведет к повышению твердости и ухудшению обрабатываемости чугуна резанием.
Хром в количествах 0,01-0,5% определяет твердость всего сплава, способствует растворению углерода в железе с образованием химических соединений Fe3С и др. Ниже 0,01% получать расплав экономически нецелесообразно - надо применять очень чистые по хрому шихтовые материалы, что приводит к удорожанию чугуна. При содержании хрома выше 0,05% образуются карбиды, что приведет к значительному повышению твердости и резкому ухудшению обрабатываемости чугуна резанием.
Никель является легирующим элементом и при содержании 0,01-0,5% способствует формированию перлита в металлической матрице без карбидообразующего действия. При содержании никеля ниже 0,01% не обеспечивается легирования расплава для формирования перлита в металлической матрице. Содержание никеля выше 0,5% экономически нецелесообразно - приводит к удорожанию чугуна.
Медь при содержании в пределах 0,01-1,5% оказывает аналогичное никелю действие на чугун. При содержании меди ниже 0,01% не обеспечивается легирование расплава для выравнивания физико-механических свойств по сечению отливки. Содержание меди выше 1,5% экономически нецелесообразно, приводит к удорожанию чугуна.
Титан при содержании 0,01-0,05% способствует формированию центров образования графита. Является активным десфероидизатором графитной фазы в чугунах. При содержании титана ниже 0,01% не обеспечивается создание подложек для роста центров кристаллизации графита в чугуне. Выше 0,05% сказывается сильное действие титана как десфероидизатора графита в чугуне, а это приводит к перерасходу вермикуляризирующего модификатора.
Магний - основной модифицирующий элемент, который сфероидизирует и вермикуляризирует графитные включения в чугуне. При содержании магния ниже 0,01% не обеспечивается формирования графита вермикулярной формы в чугуне. Выше 0,05% в чугуне будет формироваться графит в виде сферы. Будет распадаться вермикулярный каркас в чугуне, что снизит теплопроводность отливки «барабан тормозной».
Редкоземельные элементы - основные модифицирующие элементы, способствующие формированию вермикулярной формы графита в чугунах. При содержании суммы редкоземельных элементов ниже 0,01% не будет происходить удаления кислорода, растворенного в расплаве, чугун будет подвержен газоусадочным дефектам. При содержании РЗМ выше 2,0% будет создаваться высокое переохлаждение расплава, что вызовет образование карбидных включений в структуре чугуна.
Оксиды магния, церия, иттрия, лантана являются стабилизирующими присадками, которые способствуют усилению эффекта вермикуляризации графита в чугуне. При содержании суммы оксидов магния, церия, иттрия и лантана ниже 0,001% будет ухудшаться формирование вермикулярного графитного каркаса в чугуне, что важно для создания оптимальных условий для эксплуатации детали «барабан тормозной». При содержании суммы оксидов магния, церия, иттрия и лантана выше 0,1% в теле отливки оксиды формируют скопление неметаллических фаз, что снижает физико-механические свойства чугуна.
Сера является неизбежным примесным элементом чугуна, препятствующим формированию вермикулярной и шаровидной форм графитных включений. Содержание серы ниже 0,001% получать в расплаве экономически нецелесообразно - надо применять очень чистые по сере шихтовые материалы, а это приводит к значительному удорожанию чугуна. При содержании серы выше 0,1% будут формироваться в структуре чугуна пластинчатый графит и снижаться механические свойства.
Предлагаемый химический состав чугуна с вермикулярным графитом для отливок «барабан тормозной» производится путем плавления шихты в первичных плавильных агрегатах: вагранка, индукционная печь или электродуговая печь, затем возможно использование как моно-процесса (т.е. без выдерживания исходного расплава в миксере), так и дуплекс-процесса, в качестве миксера возможно использование индукционной или электродуговой печей. Затем исходный (базовый) расплав чугуна обрабатывается комплексным вермикуляризирующим модификатором (возможно использование фракционного кускового модификатора, быстроохлажденного «чипс» - модификатора, проволочного модификатора по средствам «трайп» - аппарата и др.). Допускается как ковшевая обработка исходного (базового) чугуна, так и внутриформенная. Графитизирующее модифицирование осуществляется как в ковше, так и возможна внутриформенная обработка. Формообразование отливок «барабан тормозной» осуществляется как в разовые, так и в постоянные формы.
Предлагаемый химический состав чугуна с вермикулярным графитом для отливок «барабан тормозной» отливается с содержанием оксидов магния, иттрия, церия и лантана и сбалансированным содержанием легирующих элементов марганца, хрома, никеля, меди, титана, суммы РЗМ, отсутствием ниобия, что обеспечивает оптимальные физико-механические свойства чугуна с вермикулярным графитом, литейные технологические свойства сплава, а также эксплуатационные характеристики материала для отливки «барабан тормозной» грузовых, магистральных, спортивных автомобилей и автопоездов.
В таблице 1 приведены результаты сравнительных испытаний физико-механических свойств предлагаемого состава чугуна (нижний, средний и верхний уровни) и прототипа (средний уровень). В таблице 2 приведены химические составы чугуна по уровням: нижний, средний, верхний, а также по прототипу (средний уровень). В материалах прототипа, обладающем высокой относительной износостойкостью при длительных нагружениях (свыше 200 часов), происходит накапливание внутренних напряжений, приводящих к разрушениям образцов, что недопустимо для отливок «барабан тормозной». Остальные показатели физико-механических свойств говорят о комплексном приоритете предлагаемого состава чугуна с вермикулярным графитом перед прототипом.
Таблица 1 | |||||||||||
№ п/п | Химический состав чугуна | Механические свойства | Физические свойства | ||||||||
Предел прочности при растяжении, МПа | Условный предел текучести, МПа | Относит. удлинение, % | Твердость по Бринелю | Предел выносливости, МПа | Теплопроводность, Вт/мК | Коэффиц. линейного расширения (20-100°С), 10-6/°С | Относительная износостойкость, % | ||||
100 часов | 200 часов | 500 часов | |||||||||
1 | Предлагаемый ЧВГ (нижний уровень) | 460 | 390 | 3,5 | 207 | 200 | 0,41 | 12 | 95 | 94 | 92 |
2 | Предлагаемый ЧВГ (средний уровень) | 470 | 400 | 3,0 | 215 | 210 | 0,43 | 12 | 96 | 95 | 92 |
3 | Предлагаемый ЧВГ (верхний уровень) | 490 | 420 | 2,5 | 222 | 230 | 0,49 | 12 | 98 | 97 | 95 |
4 | Прототип (средний уровень) | 390 | 320 | 1,5 | 240 | 190 | 0,37 | 15 | 99 | 97 | Разрушение |
Таблица 2 | |||||||||||||
№ п/п | Уровень | Углерод, % | Сера, % | Кремний, % | Ниобий, % | Марганец, % | Хром, % | Никель, % | Медь, % | Титан, % | Магний, % | Сумма РЗМ, % | Сумма оксидов, % |
1 | Предлагаемый ЧВГ, (нижний) | 2,8 | 0,008 | 1,9 | - | 0,05 | 0,05 | 0,03 | 0,03 | 0,02 | 0,012 | 0,05 | 0,003 |
2 | Предлагаемый ЧВГ (средний) | 3,7 | 0,020 | 2,9 | - | 0,60 | 0,20 | 0,24 | 0,80 | 0,03 | 0,032 | 0,98 | 0,049 |
3 | Предлагаемый ЧВГ (верхний) | 4,2 | 0,080 | 3,8 | - | 1,80 | 0,40 | 0,49 | 1,42 | 0,04 | 0,48 | 1,94 | 0,099 |
4 | Прототип (средний) | 3,3 | 0,020 | 1,75 | 0,35 | 0,50 | 0,50 | 1,7 | 1,00 | 0,50 | - | 0,125 | - |
Чугун с вермикулярным графитом, содержащий углерод, кремний, марганец, хром, никель, медь, титан, редкоземельные элементы и железо, отличающийся тем, что он дополнительно содержит магний, окислы магния, церия, иттрия и лантана и остаточную серу при следующем соотношении компонентов, мас.%:
углерод | 2,5-4,5 |
кремний | 1,5-4,0 |
марганец | 0,01-2,0 |
хром | 0,01-0,5 |
никель | 0,01-0,5 |
медь | 0,01-1,5 |
титан | 0,01-0,05 |
магний | 0,01-0,05 |
сумма редкоземельных | |
элементов | 0,01-2,0 |
сумма окислов магния, | |
церия, иттрия и лантана | 0,001-0,1 |
сера | 0,001-0,1 |
железо | - остальное |