Способ защиты транспортного средства от несанкционированного использования
Изобретение относится к области защиты транспортных средств (ТС) от несанкционированного использования и предназначено для предотвращения угона (кражи) ТС. Включают режим охраны ТС. Первым блоком считывания информации и одним из радиобрелоков осуществляют опознавание пользователя, находящегося вне ТС. При положительном результате указанной процедуры отключают режим охраны и разрешают доступ пользователя в ТС. После включения зажигания с помощью первого блока считывания информации и транспондера (метки) осуществляют процедуру опознавания пользователя, находящегося внутри салона ТС, и в случае отрицательного результата указанной процедуры блокируют работу двигателя ТС. В случаях утери (кражи) радиобрелока и транспондера или неработоспособности первого блока считывания информации при необходимости использования ТС пользователем открывают дверь водителя и принудительно прекращают активированный открыванием двери водителя режим тревоги с вырабатываемыми охранной частью комплекса звуковыми и/или световыми сигналами тревоги и сигналами радиооповещения. Принудительно прекращают осуществляемое противоугонной частью комплекса блокирование работы двигателя. При этом в салоне ТС скрытно устанавливают второй блок считывания информации, а пользователя ТС оснащают аварийным транспондером. Для прекращения активированного открыванием двери водителя режима тревоги и прекращения блокирования работы двигателя вносят указанный аварийный транспондер в зону действия второго блока считывания информации. Опознают код аварийного транспондера, после чего останавливают подачу звуковых и/или световых сигналов и сигналов радиооповещения и осуществляют разблокирование двигателя. Изобретение позволяет упростить процедуру снятия ТС с охраны без снижения степени защищенности ТС от проникновения злоумышленников. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.
Реферат
Изобретение относится к технике радиоэлектронной защиты транспортных средств (ТС) от несанкционированного использования и предназначено для предотвращения угона (кражи) ТС.
Известно противоугонное устройство для ТС по патенту RU №2090395, В60R 25/00, содержащее связанные с аккумуляторной батареей через бортовую сеть питания центральный узел управления и датчики несанкционированного воздействия на ТС, а также узлы звуковой и/или световой тревожной сигнализации и узлы блокирования дверей и функциональных органов ТС, подключенные к бортовой сети питания, соответственно, до и после введенного в нее выключателя зажигания.
В указанное противоугонное устройство для ТС входит также блок идентификации, выполненный в соответствии с патентом RU №2099904, Н04Q 7/00. Блок идентификации включает в себя носимую часть - электронный ключ (метку или радиобрелок) и возимую часть - блок считывания, связанный с пусковым входом центрального узла управления, сигнальный вход которого связан с выходами датчиков и узлов блокирования, первый выход соединен с управляющими входами датчиков, узлов тревожной сигнализации и узлов блокирования дверей, а второй выход - с управляющими входами узлов блокирования функциональных органов ТС, при этом вход и первый выход центрального узла управления, управляющие входы и выходы датчиков, управляющие входы узлов тревожной сигнализации, управляющие входы и выходы узлов блокирования объединены с их питающими входами, а второй выход центрального узла управления - с его входом обратной связи, подключенным к бортовой сети питания после выключателя зажигания, при этом узлы тревожной сигнализации выполнены с возможностью приема из бортовой сети питания, а датчики, узлы блокирования и центральный узел управления - с возможностью формирования, передачи в бортовую сеть питания и приема из бортовой сети питания кодовых сигналов.
Недостатком вышеуказанного противоугонного устройства для ТС является невозможность программирования режимов работы охранных и противоугонных узлов ТС.
Этот недостаток устраняется в серийно выпускаемых предприятием-заявителем охранно-противоугонных комплексах BLACK BUG SUPER ВТ-8 5, BT-85W, BT-85L (Каталог "Автомобильные охранные системы", ООО "Альтоника", выпуск 9, 2006, с.4-6), в которых реализован способ защиты ТС от несанкционированного использования по патенту RU №2179122, В 60R 25/00. Согласно этому способу охранной частью указанных охранно-противоугонных комплексов управляют радиобрелоком и/или транспондером, а их противоугонной частью - транспондером, при этом при попытках несанкционированного доступа в ТС с помощью охранной части комплекса включают световую и/или звуковую тревожную сигнализацию, а с помощью противоугонной части комплекса блокируют работу двигателя и вводят охранно-противоугонный комплекс в режим паники с подключением дополнительных, ранее не проявлявшихся средств тревожной сигнализации. Дистанционное опознавание кодов транспондеров и радиобрелоков осуществляют блоком считывания информации, установленным на ТС.
Каждый из транспондеров имеет уникальный код. Блок считывания информации дистанционно определяет наличие или отсутствие транспондера в его зоне действия и реагирует соответствующим образом. Так, при опознавании транспондера охранно-противоугонный комплекс позволяет беспрепятственно пользоваться ТС. Дальность действия транспондера такова, что управлять охранно-противоугонным комплексом можно, не вынимая транспондер из кармана. В том случае когда пользователь ТС не опознан, охранно-противоугонный комплекс держит двигатель ТС в заблокированном состоянии.
В память охранно-противоугонного комплекса могут быть записаны коды трех различных транспондеров. Возможно удаление кодов утерянных транспондеров. Запись новых транспондеров в память охранно-противоугонного комплекса проводится посредством так называемой Мастер-метки, информация в которую вносится с помощью специального программатора. Транспондер может быть выполнен, например, в виде пластиковой карточки, которая не требует источника питания.
С помощью радиобрелоков проводится постановка ТС под охрану, снятие с охраны, управление режимами (отключение тревоги, поиск, паника), а также управление программируемыми каналами. По отношению к транспондеру радиобрелок является дополнительным элементом управления.
В критических ситуациях (в случаях потери, неисправности или хищения транспондеров и радиобрелоков) охранная часть комплекса может работать без них - с помощью персонального секретного кода. При несанкционированных открываниях капота, багажника, дверей салона или при нажатии на педаль тормоза, сопровождающихся соответствующими срабатываниями датчиков, противоугонная часть комплекса переходит в режим тревоги и поддерживает двигатель в заблокированном состоянии.
Описанный выше способ защиты ТС является ближайшим аналогом предлагаемого технического решения.
Его принципиальный недостаток заключается в следующем.
При нарушении по каким-либо причинам работы блока опознавания (например, при выходе из строя блока считывания информации или при нарушении радиоконтакта с транспондером из-за сильного внешнего помехового излучения) наступает аварийная ситуация, когда пользователь не может воспользоваться своим ТС и вынужден вызывать эвакуатор.
Для того чтобы избежать подобной ситуации, в вышеупомянутом охранно-противоугонном комплексе предусмотрен так называемый служебный режим (режим VALET) - то есть процедура снятия с охраны и разблокирования работы двигателя. Перевод охранно-противоугонного комплекса в режим VALET может быть реализован следующими способами ("Охранно-противоугонный комплекс BLACK BUG SUPER BT-85W", Руководство пользователя, ООО "Альтоника", с.23, 24):
1. Если постановка ТС под охрану проводилось с помощью транспондера, то с помощью одного из транспондеров охранно-противоугонного комплекса можно автоматически отключить режим охраны. Для этого пользователь должен приблизиться к ТС на расстояние опознавания транспондера. Режим охраны автоматически отключится, и пользователь будет оповещен об этом двукратными звуковыми и световыми сигналами. После отключения режима охраны будут выполнены действия, заданные при программировании режимов работы охранной и противоугонной частей охранно-противоугонного комплекса: открыты дверные замки, включено освещение салона, опущены стекла и другие возможные аналогичные действия.
2. При наличии у пользователя радиобрелока он может отключить режим охраны, нажав одну из кнопок радиобрелока. После отключения режима охраны при отсутствии в зоне опознавания транспондера и при выполнении условий автоматической постановки ТС под охрану спустя установленный при программировании промежуток времени произойдет автоматическое включение режима охраны.
3. Режим охраны может быть отключен без использования транспондера и радиобрелока - путем введения специального кода (PIN-кода). Для этого пользователь, открыв дверь водителя, автоматически вводит охранно-противоугонный комплекс в режим тревоги. После этого пользователь занимает свое место в салоне ТС, включает зажигание, нажимает кнопку VALET (расположенную на специальном индикаторе) и удерживает ее до появления звукового сигнала. Далее, пользователь отпускает кнопку VALET и не позднее чем через двенадцать секунд начинает ввод PIN-кода путем кратковременных нажатий кнопки VALET количество раз, соответствующее набираемой цифре. При этом на индикаторе будут последовательно загораться цифры от 1 до 9 и далее 0. Фиксация указанных цифр осуществляется путем нажатия/отпускания педали тормоза. При этом цифра на экране индикатора гаснет и специальный звуковой сигнал подтверждает ввод данной цифры. После правильного ввода всех цифр PIN-кода режим тревоги отключается и ТС снимается с охраны, о чем свидетельствует появление точки на экране индикатора. Если работа двигателя была заблокирована, то одновременно происходит разблокирование двигателя, то есть разрешается движение ТС.
С одной стороны, описанные выше процедуры отключения режима охраны позволяют избежать ситуаций, в которых пользователь был бы вынужден вызывать эвакуатор, но, с другой стороны, они снижают степень защищенности ТС. Например, выкрав радиобрелок и имея при себе инструкцию по его применению, злоумышленник одним нажатием кнопки может снять ТС с охраны и беспрепятственно проникнуть в ТС. Вполне вероятно, что злоумышленнику может стать известен и PIN-код. Тогда злоумышленник сможет воспользоваться им для снятия ТС с охраны.
Настоящее изобретение направлено на устранение указанных недостатков. Целью предлагаемого технического решения является упрощение процедуры перевода охранно-противоугонного комплекса в режим VALET без снижения степени защищенности ТС от проникновения злоумышленников.
Предметом изобретения является способ защиты ТС от несанкционированного использования, при котором включают режим охраны ТС, с помощью первого блока считывания информации и одного из радиобрелоков осуществляют опознавание пользователя, находящегося вне ТС, при положительном результате указанной процедуры отключают режим охраны и разрешают доступ пользователя в ТС, а после включения зажигания с помощью первого блока считывания информации и транспондера (метки) осуществляют процедуру опознавания пользователя, находящегося внутри салона ТС, и в случае отрицательного результата указанной процедуры блокируют работу двигателя ТС, в случаях же утери (кражи) радиобрелока и транспондера или неработоспособности первого блока считывания информации при необходимости использования ТС пользователем открывают дверь водителя и принудительно прекращают активированный открыванием двери водителя режим тревоги с вырабатываемыми охранной частью комплекса звуковыми и/или световыми сигналами тревоги и сигналами радиооповещения, и с осуществляемым противоугонной частью комплекса блокированием работы двигателя, при этом в салоне ТС скрытно устанавливают второй блок считывания информации, пользователя ТС оснащают аварийным транспондером, а для прекращения активированного открыванием двери водителя режима тревоги вносят указанный аварийный транспондер в зону действия второго блока считывания информации, опознают код аварийного транспондера, после чего останавливают подачу звуковых и/или световых сигналов и сигналов радиооповещения и осуществляют разблокирование двигателя.
Частными существенными признаками изобретения являются следующие.
Аварийный транспондер хранят в потайном месте ТС.
На ТС по радиоэфиру подают команду блокирования, по которой блокируют работу двигателя ТС и запрещают опознавание с помощью первого блока считывания информации, при этом действие команды блокирования отменяют либо путем опознавания кода аварийного транспондера, либо путем подачи по радиоэфиру на ТС команды отмены блокирования.
На ТС по радиоэфиру подают команду блокирования, по которой блокируют работу двигателя ТС и запрещают опознавание с помощью первого и второго блоков считывания информации, при этом действие команды блокирования отменяют путем подачи по радиоэфиру на ТС команды отмены блокирования.
Задачей настоящего изобретения является создание технологии защиты ТС от несанкционированного использования, которая позволила бы упростить процедуру снятия ТС с охраны без снижения степени защищенности ТС от проникновения злоумышленников.
Обеспечиваемый технический результат заключается в использовании процедуры принудительного перевода ТС в режим тревоги путем открывания двери и процедуры дополнительной идентификации специального кода, служащего для снятия ТС с охраны. Указанный код записывается в аварийный транспондер, находящийся у пользователя ТС, либо хранимый в потайном месте ТС.
Суть изобретения поясняется чертежом, на котором приведена структурная схема охранно-противоугонного комплекса, реализующего заявляемый способ защиты ТС от несанкционированного использования.
На указанном чертеже использованы следующие обозначения:
1 - транспондер; 2 - радиобрелок; 3 - первый блок считывания информации; 4 - блок управления охранной частью комплекса; 5 - блок управления противоугонной частью комплекса; 6 - охранная часть комплекса; 7 - противоугонная часть комплекса; 8 - возимый приемопередатчик; 9 - носимый приемопередатчик; 10 - Мастер-метка; 11 - второй блок считывания информации; 12 - аварийный транспондер.
Первый блок 3 считывания информации связан по радиоэфиру с находящимися у пользователей транспондерами 1 и Мастер-меткой 10. С их помощью пользователи могут управлять охранной 6 и противоугонной 7 частями комплекса, находясь внутри салона ТС.
Кроме того, при постановке под охрану и при снятии ТС с охраны кадый пользователь использует свой радиобрелок 2, выполненный с возможностью передачи по радиоэфиру различных команд на первый блок 3 считывания информации. При этом пользователь может находиться на достаточно большом (до 250 м) расстоянии от ТС. В охранно-противоугонным комплексе, являющимся ближайшим аналогом рассматриваемого охранно-противоугонного комплекса, можно использовать до трех транспондеров (меток) 1 и до трех радиобрелоков 2.
Выход первого блока 3 считывания информации подключен к первым входам блока 4 управления охранной частью комплекса и блока 5 управления противоугонной частью комплекса. Первый выход блока 4 управления охранной частью комплекса подключен ко второму входу блока 5 управления противоугонной частью комплекса и ко входу охранной части 6 комплекса, выход которой подключен ко второму входу блока 4 управления охранной частью комплекса. Блок 4 управления охранной частью комплекса связан, кроме того, с каналом радиооповещения, состоящим из связанных друг с другом по радиоэфиру возимым 8 и носимым 9 приемопередатчиками. Выход блока 5 управления противоугонной частью комплекса подключен ко входу противоугонной части 7 комплекса и к третьему входу блока 4 управления охранной частью комплекса.
В охранно-противоугонный комплекс введен аварийный радиоканал. Его образуют второй блок 11 считывания информации, выход которого подключен к дополнительному входу блока 5 управления противоугонной частью комплекса, и аварийный транспондер 12, выполненный с возможностью взаимодействия по радиоэфиру со вторым блоком 11 считывания информации, если аварийный транспондер 12 находится на достаточно близком (не более метра) расстоянии от второго блока 11 считывания информации.
Все показанные на чертеже блоки и узлы рассматриваемого охранно-противоугонного комплекса используются и в ближайшем аналоге - в охранно-противоугонном комплексе "BLACK BUG SUPER" BT-85 (Комплекс "BLACK BUG SUPER" BT-85. Руководство пользователя, ООО "Альтоника", 2002, www.altonika.ru).
Отличия заключаются лишь в наличии второго блока 11 считывания информации и аварийного транспондера 12, конструктивно выполненных так же, как, соответственно, первый блок 3 считывания информации и транспондер 1, а также в наличии дополнительного входа у блока 5 управления противоугонной частью комплекса.
Эти изменения обуславливают отличия в порядке действий и в условиях их выполнения, что относится к признакам способа. Поэтому возможность практической реализации показанной на чертеже схемы, реализующей заявленный способ, не вызывает сомнений.
Охранно-противоугонный комплекс, реализующий рассматриваемый способ защиты ТС от несанкционированного использования, работает следующим образом.
Принцип действия охранно-противоугонного комплекса основан на дистанционном опознавании кода "электронного ключа". Используемый принцип опознавания - радиочастотный. В качестве "электронного ключа" используются транспондеры 1 - устройства, выполненные в виде пластиковой карточки без кнопок, либо устройства с кнопочным управлением - радиобрелоки 2. Указанные устройства находятся у пользователей ТС. При этом для опознавания с помощью транспондера 1 пользователю достаточно лишь занять такое место в салоне ТС, при котором транспондер 1 попадет в зону действия первого блока 3 считывания информации. В отличие от радиобрелока 2 транспондер 1 не требует источника питания. В охранно-противоугонном комплексе могут применяться несколько транспондеров 1 и радиобрелоков 2. Кодовая информация записывается в них с помощью программатора (на чертеже не показан).
Для большей наглядности органы управления охранно-противоугонного комплекса разделены на блок 4 управления охранной частью комплекса и на блок 5 управления противоугонной частью комплекса, с помощью которых пользователь управляет, соответственно, охранной 6 и противоугонной 7 частями комплекса.
Охранная часть 6 комплекса включает в себя датчики несанкционированного воздействия (например, датчики движения или удара) и блоки тревожной сигнализации (звуковой и/или световой).
Высокий уровень защиты ТС от угона достигается применением в противоугонной части 7 комплекса дистанционно управляемых реле, которые устанавливают в любом месте ТС без прокладки дополнительных проводов.
Управление дистанционно управляемыми реле осуществляется специальными кодированными сигналами по штатной проводке питания ТС.
Возимый приемопередатчик 8, связанный по радиоэфиру с носимым приемопередатчиком 9, выполняет как охранную, так и противоугонную функцию. Так при срабатывании какого-либо датчика в охранной части 6 комплекса сигнал тревоги поступает из охранной части 6 комплекса в блок 4 управления охранной частью комплекса. По сигналу тревоги блок 4 управления охранной частью комплекса вырабатывает команду, которая подается в возимый приемопередатчик 8, излучающий в эфир сигнал, соответствующий поступившей команде. Этот сигнал принимается носимым приемопередатчиком 9 и служит пользователю (или специальному оператору) в качестве оповещения о том, что произошло несанкционированное воздействие на охраняемое ТС. Воспользовавшись обратным радиоканалом "носимый приемопередатчик 9 → возимый приемопередатчик 8 → блок 4 управления охранной частью комплекса", пользователь имеет возможность дистанционно заблокировать работу двигателя и благодаря этому воспрепятствовать несанкционированному движению ТС.
Радиоканал оповещения пользователя (или оператора) и передачи сигналов блокирования ТС может быть выполнен, например, в виде канала пейджинговой, сотовой или транкинговой связи. Выбор типа радиоканала для данного изобретения несущественен.
Блокировка осуществляется следующим образом. Команда блокирования, посылаемая по радиоканалу носимым приемопередатчиком 9, поступает в возимый приемопередатчик 8. Возимый приемопередатчик 8 анализирует принятую команду, отождествляет ее с определенной командой блокирования и передает специальный сигнал в блок 4 управления охранной частью комплекса. В блоке 4 управления охранной частью комплекса по полученному сигналу вырабатываются команда принудительного блокирования, поступающая в охранную часть 6 комплекса и в блок 5 управления противоугонной частью комплекса. Охранная часть 6 комплекса по этой команде формирует специальные световые и/или звуковые сигналы, предупреждающие о том, что в ближайшее время двигатель ТС будет принудительно заблокирован. Блок 5 управления противоугонной частью комплекса, спустя несколько (не более десяти) секунд после поступления на него команды принудительного блокирования, запрещает поступление на него сигналов из первого блока 3 считывания информации и формирует команду блокирования двигателя ТС. Эта команда поступает в противоугонную часть 7 комплекса. После поступления этой команды противоугонная часть 7 комплекса блокирует двигатель ТС. Снять эту блокировку возможно только с помощью другой команды, формируемой носимым приемопередатчиком 9. С помощью транспондеров 1, радиобрелоков 2 или Мастер-метки 10 разблокировать двигатель ТС невозможно. Этот режим рассчитан на тот случай, когда ТС захватывают злоумышленники, завладевают транспондером 1 и/или радиобрелоком 2 пользователя, после чего пользователь оказывается выброшен из ТС.
В памяти первого блока 3 считывания информации могут быть записаны коды нескольких транспондеров 1 и радиобрелоков 2. Возможно удаление кодов утерянных (украденных) транспондеров 1 и радиобрелоков 2. Запись кодов "новых" транспондеров 1 и радиобрелоков 2 проводится с помощью Мастер-метки 10, в многостраничной памяти которой хранится вся информация об установках охранно-противоугонного комплекса. Для внесения изменений в алгоритм работы охранно-противоугонного комплекса с помощью специального программного обеспечения и программатора изменяют содержимое Мастер-метки 10, после чего переписывают содержимое Мастер-метки 10 в память первого блока 3 считывания информации.
В особых случаях снятие ТС с охраны реализуется благодаря введению в охранно-противоугонный комплекс второго блока 11 считывания информации и аварийного транспондера 12.
Взаимодействуя друг с другом по радиоэфиру, они образуют аварийный радиоканал, действующий на тех же принципах, что и радиоканал "первый блок 3 считывания информации - транспондер 1". Отличие заключается лишь в специальном коде, записываемом в память второго блока 11 считывания информации с помощью Мастер-метки 10, специально подносимой ко второму блоку 11 считывания информации для осуществления данной операции. В аварийный транспондер 12 указанный специальный код записывается с помощью программатора.
Режим снятия с охраны реализуется следующим образом.
Пользователь, обнаружив, что охранно-противоугонный комплекс не реагирует на радиобрелок 2 (например, из-за неисправности первого блока 3 считывания информации) или что у него украдены и транспондер 1, и радиобрелок 2, открывает дверь водителя и проникает в салон ТС. При этом срабатывает концевой выключатель двери водителя, входящий в состав охранной части 6 комплекса, и начинает работать тревожная сигнализация. Далее, пользователь обнаруживает отсутствие у него транспондера 1 или убеждается, что охранно-противоугонный комплекс не реагирует на его транспондер 1 (например, из-за неисправности первого блока 3 считывания информации). Зная местонахождение второго блока 11 считывания информации, пользователь подносит к нему аварийный транспондер 12, взятый им, например, из известного ему потайного места в ТС. После этого второй блок 11 считывания информации считывает из аварийного транспондера 12 специальный код, предназначенный для перевода охранно-противоугонного комплекса в режим VALET. Этот специальный код во втором блоке 11 считывания информации сравнивается с ранее записанным в его памяти специальным кодом. При совпадении указанных специальных кодов второй блок 11 считывания информации включает блок 5 управления противоугонной частью комплекса, который посылает в противоугонную часть 7 комплекса команду разблокирования. Эта команда поступает в органы, обеспечивающие блокирование двигателя в режиме охраны (иммобилайзер и/или управляемые реле). В результате срабатывания указанных органов происходит разблокирование двигателя, и ТС может начать движение. Одновременно команда разблокирования подается на третий вход блока 4 управления охранной частью комплекса. По этой команде блок 4 управления охранной частью комплекса формирует команду отключения звуковой и/или световой тревожной сигнализации, подаваемую в охранную часть 6 комплекса, а также команду отключения тревожного радиооповещения, подаваемую на возимый приемопередатчик 8. По этим командам охранная часть 6 комплекса прерывает подачу звуковых и/или световых сигналов, а возимый приемопередатчик 8 прерывает подачу сигналов тревожного радиооповещения.
Выше было рассмотрено блокирование двигателя ТС по команде, поступающей по радиоканалу на возимый приемопередатчик 8, и было указано, что возимый приемопередатчик 8 отождествляет поступившую команду с определенной командой блокирования. Теперь после рассмотрения работы второго блока 11 считывания информации и аварийного транспондера 12 необходимо внести уточнение в понятие "определенной команды блокирования". Существуют две различные команды блокирования:
- по основной команде блокирования осуществляется блокирование двигателя и запрет поступления на блок 5 управления противоугонной частью комплекса сигналов от первого блока 3 считывания информации. Эта команда не запрещает поступление на блок 5 управления противоугонной частью комплекса сигналов от второго блока 11 считывания информации;
- по дополнительной команде блокирования осуществляется блокирование двигателя и запрет поступления на блок 5 управления противоугонной частью комплекса сигналов как от первого 3, так и от второго 11 блоков считывания информации.
Необходимо отметить, что к подаче той или иной команды блокирования приходится прибегать в критических случаях, когда на снятое с охраны ТС состоялось нападение злоумышленников, в результате которого у пользователя были отобраны транспондер 1 и радиобрелок 2, а сам пользователь был удален злоумышленниками из ТС. В этом-то случае пользователь и подает одну из команд блокирования (например, связавшись с оператором сотовой подвижной сети связи).
Основная команда блокирования не запрещает поступления сигналов на блок 5 управления противоугонной частью комплекса от второго блока 11 считывания информации. Поэтому после того как злоумышленники убедятся, что двигатель ТС заблокирован и с помощью взятых у пользователя транспондера 1 и радиобрелока 2 не удается его разблокировать, они будут вынуждены покинуть захваченное ТС. Пользователь же, найдя свое ТС, может открыть его дверь, извлечь из потайного места в ТС аварийный транспондер 12 и с помощью второго 11 блока считывания информации перевести ТС в режим VALET, разблокировав при этом двигатель ТС.
Дополнительная команда блокирования запрещает пользователю такую возможность разблокирования двигателя ТС.
Однако при любой команде блокирования у пользователя остается возможность разблокировать двигатель ТС, подав команду отмены блокирования. Эта команда принимается возимым приемопередатчиком 8, поступает из него в блок 4 управления охранной частью комплекса и передается далее в охранную часть 6 комплекса и в блок 5 управления противоугонной частью комплекса. Блок 5 управления противоугонной частью комплекса разблокирует двигатель ТС и разрешает прием сигналов от первого 3 и второго 11 блоков считывания информации, охранная часть 6 комплекса подает при этом специальные световые и/или звуковые сигналы.
Таким образом, полностью рассмотрены особенности работы охранно-противоугонного комплекса, реализующего заявляемый способ.
Совокупность вышеуказанных существенных признаков позволяет решить поставленную задачу - создать такую технологию защиты ТС от несанкционированного использования, которая позволяла бы упростить процедуру снятия ТС с охраны (перевода охранно-противоугонного комплекса в режим VALET) без увеличения риска проникновения в ТС злоумышленников.
Обеспечиваемый технический результат заключается в использовании процедуры принудительного перевода охранно-противоугонного комплекса ТС в режим тревоги путем открывания двери водителя ТС и процедуры дополнительной идентификации специального кода, служащего для перевода охранно-противоугонного комплекса в режим VALET. Указанный специальный код записывается во второй блок 11 считывания информации и в аварийный транспондер 12, находящийся у пользователя ТС либо хранимый в потайном месте ТС.
1. Способ защиты транспортного средства (ТС) от несанкционированного использования, при котором включают режим охраны ТС, с помощью первого блока считывания информации и одного из радиобрелоков осуществляют опознавание пользователя, находящегося вне ТС, при положительном результате указанной процедуры отключают режим охраны и разрешают доступ пользователя в салон ТС, а после включения зажигания с помощью первого блока считывания информации и транспондера (метки) осуществляют процедуру опознавания пользователя, находящегося внутри салона ТС, и в случае отрицательного результата указанной процедуры блокируют работу двигателя ТС, в случаях же утери (кражи) радиобрелока и транспондера или неработоспособности первого блока считывания информации при необходимости использования ТС пользователем открывают дверь водителя и принудительно прекращают активированный открыванием двери водителя режим тревоги с вырабатываемыми охранной частью комплекса звуковыми и/или световыми сигналами тревоги и сигналами радиооповещения и с осуществляемым противоугонной частью комплекса блокированием работы двигателя, отличающийся тем, что в салоне ТС скрытно устанавливают второй блок считывания информации, пользователя ТС оснащают аварийным транспондером, а для прекращения активированного открыванием двери режима тревоги вносят указанный аварийный транспондер в зону действия второго блока считывания информации, опознают код аварийного транспондера, после чего останавливают подачу звуковых и/или световых сигналов и сигналов радиооповещения и осуществляют разблокирование двигателя.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что аварийный транспондер хранят в потайном месте ТС.
3. Способ по п.1, отличающийся тем, что подают на ТС по радиоэфиру команду блокирования, по которой блокируют работу двигателя ТС и запрещают опознавание с помощью первого блока считывания информации, при этом действие команды блокирования отменяют либо путем опознавания кода аварийного транспондера, либо путем подачи по радиоэфиру на ТС команды отмены блокирования.
4. Способ по п.1, отличающийся тем, что подают на ТС по радиоэфиру команду блокирования, по которой блокируют работу двигателя ТС и запрещают опознавание с помощью первого и второго блоков считывания информации, при этом действие команды блокирования отменяют путем подачи по радиоэфиру на ТС команды отмены блокирования.