Самовыравнивающаяся торпеда
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к Военно-Морскому флоту и применяется для стрельбы по морским целям из торпедного аппарата как с подводной лодки, так и с надводного корабля. Торпеда содержит гребные винты, основной горизонтальный руль и вертикальный руль. Торпеда снабжена дополнительными горизонтальными рулями с механизмом управления, обеспечивающим их разворот в разные стороны относительно друг друга. Изобретение обеспечивает повышение технических и тактических характеристик торпеды при стрельбе. 3 ил.
Реферат
Изобретение относится к Военно-морскому флоту и применяется для стрельбы торпедами по морским целям из торпедного аппарата как с подводной лодки так, и с надводного корабля.
Известна торпеда, приведенная в патенте US 3721952 А, кл. F42В 19/01, 29.04.1976 г., являющаяся самонаводящей по кильваторному следу корабля во время его движения. Для движения и управления торпедой в ее хвостовой части расположены гребные винты, горизонтальный и вертикальный рули. Приводимые в действие механизмами торпеды в соответствующее положение в зависимости от нахождения и характера корабля-цели.
Температура воды в кильватерном следе всегда отличается от температуры окружающей его воды /см. В.П.Дородных, В.А.Лобашевский. Торпеды, стр.67-69, 1986 г./, такая разница температур используется для самонаведения торпеды на корабль-цель при помощи термопар, чувствительных к тепловому изменению морской воды.
Как видно из фиг.1 патента, эти термопары закреплены в головной части торпеды и разнесены с некоторым расстоянием друг от друга, а возникшие в них электрические токи от теплового воздействия воды кильватерного следа передаются по проводам во внутрь торпеды к исполнительным механизмам, направляющим торпеду автоматически по кильватерному следу. Данную торпеду можно применить только против движущегося корабля и невозможно ее применить по неподвижному кораблю, нет движения, нет кильваторного следа.
Приведенная в патенте торпеда представляет собой торпеду узкоспециального назначения, применяющуюся только против движущегося корабля-цели. Эта торпеда, как видно на фиг.1, по своей конфигурации и по наружному оснащению может запускаться только с надводного положения; торпеда по своим габаритам не влезет в торпедный аппарат.
Вести борьбу против такой торпеды возможно, если за кормой корабля будет сцеплен буксируемый торпедоулавливатель, состоящий из сетки, внутри которой помещены термоэлементы, нагревающие дополнительно воду кильватерного следа. Входя в зону воды с повышенной температурой, торпеда устремится прямо к сети торпедоулавливателя (точно так, как рыба в воде устремляется за приманкой в рыболовную корзину). Войдя вовнутрь торпедоулавливателя, она взорвется в нем, разрушая при этом только торпедоулавливатель, благодаря которому будет устранен непосредственный подрыв корабля-цели торпедой.
Таким образом, применение этой торпеды во время ведения боевых действий особого успеха не будет иметь.
Известна еще торпеда, имеющая для движения гребные винты, а для управления с движением горизонтальный и вертикальный рули /см. А.Ф.Забнев; Торпедное оружие, стр.6, 1984 г./. Данная торпеда выстреливается с торпедного аппарата как с подводной лодки, так и с надводного корабля /см. А.Ф.Забнев. Торпедное оружие, стр.43, 1984 г./. При заряжании торпеды в торпедный аппарат следует соблюдать ее положение по продольной оси "верх-низ" /вниз дном/; без его соблюдения торпеда при выходе из торпедного аппарата с самого начала отклонится от заданного курса корректировки, которая не предусмотрена в торпеде при ее движении, поэтому торпеду невозможно использовать для стрельбы из гладкотрубного торпедного аппарата /см. утвержденную заявку №2005132064/02/, не имеющего внутри трубы различные пазы, по которым проходят наделки, имеющиеся на торпеде для ее фиксации по продольной оси с положением "верх-низ". Учитывая такое положение, при заряжении торпеды тратится излишнее время на попадание наделки торпеды в паз торпедной трубы.
Кроме этих недостатков, торпеда имеет еще один существенный недостаток, она подвержена крену, т.е. поворот торпеды на некоторый угол вдоль продольной оси во время ее движения. Крен отражается на точность прицеливания торпеды к цели. При большом крене нет возможности его выравнивания существующим креновыравнивателем, установленным на торпеде.
Крен может возникнуть при обстреле торпеды артиллерискими снарядами с корабля при ее движении к цели и при ее спуске парашютом с самолета на морскую поверхность /см. журнал "Юный техник" за 1988 г. №7, стр.36, нижние строки страницы/. Сам креновыравниватель представляет собой сложный автоматический механизм, выравнивающий торпеду только на малых углах /см. В.П.Дородных, В.А.Лобашевский; Торпеды, стр.59, 1984 г./.
Целью настоящего изобретения являются устранение перечисленных недостатков и повышение технических и тактических характеристик торпеды при ее стрельбе.
Данная цель достигается тем, что наряду о имеющимся основным горизонтальным рулем ставятся дополнительные выравнивающие горизонтальные рули с механизмом управления, обеспечивающим их разворот в разине стороны относительно друг друга, а основной горизонтальный руль включается после выравнивания торпеды по продольной оси в положении "вниз дном".
На фиг.1 изображена самовыравнивающаяся торпеда;
на фиг.2 - выравнивающий механизм дополнительного горизонтального руля;
на фиг.3 - включатель основного горизонтального руля.
Самовыравнивающаяся торпеда состоит из корпуса 1; выравнивающего горизонтального руля 2; основного горизонтального руля 3; механизма управления дополнительным горизонтальным рулем 4; включателя основного горизонтального руля 5; вертикального руля 6; гребных винтов 7; блока электропитания 8.
Механизм управления дополнительным горизонтальным рулем содержит зубчатую передачу 9, электропривод 10, металлическую трубку 11 со ртутью 12, контакты 13, 14; реле 15, 16; контакты реле 15', 16'.
Включатель основного горизонтального руля содержит гидростат 17; шток 18; контакт 19; толкатель 20; пружину 21; зубчатое колесо 22; зубчатую рейку 23; соленоид 24; пружину 21; стержень 26; ртутный включатель 27; контакты 28; ось, идущую к механизму горизонтального руля 29.
Торпеда заряжается в торпедный аппарат без ее ориентации по продольной оси ″верх-низ″. После выстрела, если торпеда не окажется соорентированной по продольной оси, т.е. не окажется в положении вниз дном, то тогда трубка 11 /см. фиг.2/ будет наклонена под каким-то углом по отношению к горизонтальной плоскости и ртуть 12 переместится к одному из контактов 13, 14 и замкнет его, образуется цепь срабатывания электрического привода 10, + плюс, трубка 11, ртуть 12, контакт 13, обмотка реле 15', минус -; по этой цепи срабатывает реле 15 и образуется цепь: + плюс, обмотка электродвигателя 10, контакты реле 15', минус -; который воздействует на зубчатую передачу 9 и развернет выравнивающий руль 2 в разные стороны /раздрай/ относительно друг друга, руль от набегающей воды будет испытывать разносторонее давление и повернет торпеду вокруг продольной оси, процесс будет длиться до тех пор, пока трубка 11 не выйдет из горизонтального положения в другую сторону, тогда ртуть 12 переместится к другому контакту и опять образуется цепь срабатывания электропривода 10, разварачивая зубчатую передачу в другую сторону. После чего весь цикл повторится заново.
Как только торпеда при движении примет положение вниз дном, ртутный выключатель 27 примет горизонтальное положение и образуется цепь работы соленоида: + плюс, контакт 19, контакты 28 ртутного включателя, обмотка соленоида 24, минус -; как только соленоид станет под током, стержень 26 втянется вовнутрь соленоида, сжимая одновременно пружину 25 и освобождая при этом шток 18 и толкатель 20 от сжатой пружины 21, сработает толкатель и разамкнет контакт 19, соленоид обесточится, пружина 25 придет в исходное положение и стержень 26 упрется в толкатель 20 мимо отверстия, не давая этим стержню зафиксировать в исходном положении шток 18. Освобожденный шток через гидростат 17 и зубчатую рейку 28 приведет во вращательное движение зубчатое колесо 22, а оно через ось 29 воздействует на горизонтальный руль 3, устанавливая торпеду на определенную глубины хода к цели.
Выравниватель руля отрегулирован таким образом, что если какая-нибудь принудительная сила поставит торпеду верх дном, то при ее движении она опять перейдет в нормальное положение вниз дном и оно будет сохраняться в течение всего времени движения торпеды.
Нет необходимости данную торпеду проверять и регулировать на крен; упрощается и ускоряется ее заряжание в торпедный аппарат; отпадает необходимость иметь на торпеде современный креновыравниватель, сложный по устройству и частично выравнивающмй торпеду при малых углах крена.
Сделанная мною модель самовыравнивающейся торпеды наглядно отображает действия ее механизмов и составных частей.
Торпеда, содержащая гребные винты, горизонтальный руль и вертикальный руль, отличающаяся тем, что торпеда снабжена дополнительными горизонтальными рулями с механизмом управления, обеспечивающим их разворот в разные стороны относительно друг друга.