Устройство для измерения параметров рельсовых цепей на электрифицированных железнодорожных линиях

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике и обеспечивает возможность измерения абсолютного и относительного значений асимметрии тягового тока в рельсовых нитях в любой точке рельсовой линии. Устройство содержит регистратор (1), усилитель с регулируемым коэффициентом усиления (3), пороговый элемент (7), блок сигнализации (8), переключатель режимов, делитель напряжения (4), два операционных усилителя (15, 16) и три рельсовых контакта. Устройство также снабжено вторым усилителем с регулируемым коэффициентом усиления (6), двумя переключателями для выбора измеряемого параметра, двумя электронными ключами с разными порогами срабатывания (22, 23), магазином сопротивлений (21), сумматором (20) и вычитателем (19), четвертым рельсовым контактом, который при измерениях асимметрии тягового тока подключается к первому выводу входа второго операционного усилителя вместо второго рельсового контакта. Техническим результатом изобретения является расширение функциональных возможностей. 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике и может быть использовано при техническом обслуживании рельсовых цепей на электрифицированных участках железных дорог.

Известны устройства для измерения различных параметров рельсовых цепей [1]. Однако эти приборы достаточно громоздки и требуют проведения множества манипуляций в процессе проведения измерений.

Известно также устройство для измерения сопротивления токопроводящих стыков [2], однако это устройство обеспечивает измерение только одного параметра. В то же время на электрифицированных участках железных дорог очень актуально измерение также разности тяговых токов в рельсовых нитях рельсовой линии - асимметрии тягового тока.

Асимметрия тягового тока отрицательно влияет на устойчивость работы рельсовых цепей и автоматической локомотивной сигнализации, причем степень этого влияния прямо пропорциональна абсолютной величине асимметрии. В настоящее время асимметрия тяговых токов измеряется только в рельсовых цепях с дроссель-трансформаторами как разность тяговых токов, измеренных в секциях основных обмоток дроссель-трансформаторов, то есть по концам рельсовых цепей [1].

Для автоматической локомотивной сигнализации важно распределение асимметрии тяговых токов вдоль всей линии, а при тональных рельсовых цепях, не имеющих изолирующих стыков с дроссель-трансформаторами, важно знать асимметрию тягового тока в рельсовых нитях в местах присоединения к ним аппаратуры рельсовых цепей. Данное изобретение позволяет измерить дополнительно как абсолютное, так и относительное значения асимметрии тягового тока в любой точке рельсовой линии.

Цель изобретения - расширение функциональных возможностей известного устройства [2].

Цель достигается тем, что устройство снабжено дополнительно вторым усилителем с регулируемым коэффициентом усиления, двумя переключателями для выбора измеряемого параметра, двумя электронными ключами с разными порогами срабатывания, магазином сопротивлений, сумматором и вычитателем, четвертым рельсовым контактом, который при измерениях асимметрии тягового тока подключается к первому выводу входа второго операционного усилителя вместо второго рельсового контакта, выходы операционных усилителей подключены дополнительно к входам сумматора и вычитателя, соединенных своими выходами через контакты второго переключателя для выбора измеряемого параметра со входами делителя напряжений; выход вычитателя соединен также через магазин сопротивлений, второй усилитель с регулируемым коэффициентом усиления и первый переключатель для выбора измеряемого параметра с регистратором; выход сумматора соединен также с управляющими входами электронных ключей, подключенных своими выходами каждый параллельно к одному из сопротивлений магазина сопротивлений; второй усилитель с регулируемым коэффициентом усиления своим управляющим входом подключен к переключателю режимов, а рельсовые контакты при проведении измерений асимметрии тягового тока подключаются попарно к рельсам разных рельсовых нитей одной рельсовой линии с одинаковыми расстояниями между контактами в паре.

На чертеже представлена блок-схема устройства.

Устройство содержит регистратор 1, подключенный через нормально открытый контакт первого переключателя для выбора измеряемого параметра 2 к выходу первого усилителя с регулируемым коэффициентом усиления 3, а через нормально замкнутый контакт этого переключателя подключен к выходу делителя напряжения 4. Выход делителя напряжения 4 подключен также через первый нормально замкнутый контакт второго переключателя для выбора измеряемого параметра 5, через второй усилитель с регулируемым коэффициентом усиления 6 и через пороговый элемент 7 к входу блока сигнализации 8.

Первый 9 и второй 10 рельсовые контакты при измерении сопротивления токопроводящего стыка 11 подключаются к рельсам 12 и 13 одной рельсовой нити по разные стороны этого стыка, а при измерении асимметрии тягового тока эти рельсовые контакты 9 и 10 подключаются к рельсу 14 другой рельсовой нити при фиксированном расстоянии между контактами, равном l0. Рельсовый контакт 9 соединен с одним выводом входа первого операционного усилителя 15, а рельсовый контакт 10 соединен с другим выводом входа первого операционного усилителя 15 и через нормально замкнутый контакт 5.2 второго переключателя для выбора измеряемо параметра 5 с первым выводом входа второго операционного усилителя 16. Третий рельсовый контакт 17 подключается к рельсу 13 на фиксированных расстояниях l0 от второго и четвертого 18 рельсовых контактов. Третий рельсовый контакт 17 соединен со вторым выводом входа второго операционного усилителя 16, а четвертый рельсовый контакт 18 через нормально открытый контакт 5.2 второго переключателя для выбора измеряемого параметра 5 соединен с первым выводом входа второго операционного усилителя 16.

Сигнал с выхода первого операционного усилителя 15 подается на первые входы вычитателя 19 и сумматора 20, а также через нормально замкнутый контакт 5.3 второго переключателя для выбора измеряемого параметра 5 - на первый вход делителя напряжений 4. Сигнал с выхода второго операционного усилителя 16 подается на вторые входы вычитателя 19 и сумматора 20, а также через нормально замкнутый контакт 5.4 второго переключателя для выбора измеряемого параметра 5 - на второй вход делителя напряжения 4.

Выход вычитателя 19 через нормально открытый контакт 5.3 второго переключателя для выбора измеряемого параметра 5 соединен с первым входом делителя напряжения 4, а также подключен к первому выводу магазина сопротивлений 21, содержащего четыре резистора R1-R4. Второй вывод магазина сопротивлений 21 от резистора R4 подключен к общей точке схемы.

Выход сумматора соединен с управляющими входами первого 22 и второго 23 электронных ключей, а через нормально открытый контакт 5.4 второго переключателя для выбора измеряемого параметра 5 - ко второму входу делителя напряжений 4. Первый электронный ключ 22 с меньшим порогом срабатывания своими выходными выводами подключен параллельно сопротивлению R4 магазина сопротивлений 21, а второй электронный ключ с большим порогом срабатывания своими выходными выводами подключен параллельно сопротивлению R3 магазина сопротивлений 21.

Переключатель режимов 24 подключен к управляющим входам первого 3 и второго 6 усилителей с регулируемым коэффициентом усиления.

Устройство работает следующим образом.

При показанном на чертеже положении первого 2 и второго 5 переключателей для выбора измеряемого параметра устройство настроено на измерение сопротивления токопроводящих стыков для электрифицированных железнодорожных линий. Для проведения измерений устройство подключается рельсовыми контактами 9 и 10 к рельсам 12 и 13 по разные стороны стыка 11, а рельсовыми контактами 10 и 17 - к участку рельса 13 фиксированной длины l0.

На участках железных дорог с электротягой по рельсам всегда протекает тяговый ток определенной величины IT, при этом падение напряжения на измеряемом стыке

UCT=IT·ZCT

и на участке рельса с фиксированной длиной l0

,

где ZCT - измеряемое сопротивление стыка;

zP - удельное сопротивление одного метра рельса тяговому току.

Эти напряжения подаются соответственно через первый 15 и второй 16 операционные усилители на первый и второй входы делителя 4 напряжения, на выходе которого будет сигнал

,

где kу - коэффициент усиления операционных усилителей 15 и 16;

K=1/l0·zP - коэффициент пропорциональности.

Таким образом, на выходе делителя 4 напряжение UД пропорционально величине измеряемого сопротивления стыка ZCT. Удельное сопротивление рельса zP тяговому току известно, а длина l0 фиксирована и тоже известна, что позволяет одну шкалу регистратора 1 отградуировать непосредственно в единицах измеряемого сопротивления.

При проведении массовых профилактических измерений и поиске места повреждения в рельсовых цепях достаточно знать, не превышает ли сопротивление стыка ZCT установленного максимально допустимого значения zCT.МАХ. При этом величина ZCT.МАХ нормируется для разных типов стыка эквивалентным сопротивлением рельса определенной опорной длины. Для практически мгновенного определения, соответствует ли сопротивление измеряемого стыка нормам, служит второй канал на выходе делителя 4 напряжения, где сигнал UД, пропорциональный величине измеряемого сопротивления, после усиления усилителем 6 подается на вход порогового элемента 7. Если напряжение UД больше допустимого для данного типа стыка, должен срабатывать пороговый элемент 7 и включаться блок сигнализации 8.

Напряжение срабатывания порогового элемента 7 фиксировано UПОР. Чтобы срабатывание канала световой индикации зависело от типа стыка, коэффициент усиления усилителя 6 меняется переключателем режимов 24.

Величина падения напряжения Ui тягового тока на участке рельса пороговой длины для i-го типа стыка

Ui=IT·li·zP,

где li - нормативное значение длины рельса, сопротивление которого является предельно допустимым для рассматриваемого i-го типа стыка. Тогда требуемое при этом значение коэффициента усиления усилителя 6 должно меняться пропорционально отношению li/l0.

В качестве усилителей 3 и 6 с регулируемым коэффициентом усиления могут быть использованы операционные усилители.

Канал световой индикации работает следующим образом.

Перед измерениями посредством переключателя режимов 24 устанавливается тип используемых на участке стыков и тем самым устанавливается требуемое значение коэффициента усиления усилителя 6. Если при проведении измерения окажется, что сопротивление стыка меньше предельно допустимого, т.е. находится в пределах нормы, то напряжение на выходе усилителя 6 будет недостаточно для срабатывания порогового элемента 7. Если же сопротивление стыка выше допустимого, то падение напряжения на нем растет, отчего растет напряжение UД и на выходе делителя 4, а напряжение на выходе усилителя 6 оказывается больше напряжения срабатывания порогового элемента 7. Последний срабатывает и включает блок сигнализации 8, построенный, например, на светодиодах, потребляющих весьма малую мощность. Световой сигнал показывает, что измеряемый стык дефектен.

Для измерения коэффициента асимметрии тягового тока второй переключатель 5 переводят в другое положение. В результате контактом 5.1 канал световой индикации о состоянии токопроводящего стыка, включающий в себя второй усилитель с регулируемым коэффициентом усиления 6, пороговый элемент 7 и блок сигнализации 8, отключается, а к входам делителя напряжений 4 включаются выходы вычитателя 19 и сумматора 20. Первый вывод входа второго операционного усилителя 16 контактом 5.2 отключается от второго рельсового контакта 10 и подключается к четвертому рельсовому контакту 18. Затем устройство подключается рельсовыми контактами 17 и 18 к рельсу 13 первой рельсовой нити, а рельсовыми контактами 9 и 10 - к рельсу 14 второй рельсовой нити так, чтобы межконтактные расстояния были равны l0.

При протекании тяговых токов и в рельсах соответственно 13 и 14 на отрезках этих рельсов фиксированной длины l0 возникают падения напряжения

;

.

Эти напряжения подаются соответственно через второй 16 и первый 15 операционные усилители на входы вычитателя 19 и сумматора 20. На выходе вычитателя 19 появляется сигнал

,

а на выходе арифметического сумматора 20 появляется сигнал

.

Эти напряжения и подаются на входы делителя напряжения 4, на выходе которого появляется сигнал

,

то есть сигнал, пропорциональный коэффициенту асимметрии тягового тока. При градуировке второй шкалы регистратора 1 в значениях коэффициента асимметрии тягового тока подача на него сигнала с выхода делителя напряжения 4 обеспечивает непосредственное измерение этого параметра.

Для измерения абсолютного значения асимметрии тягового тока в рельсовых нитях рельсовой линии первый переключатель 2 переводится во второе положение. В результате на регистратор 1 через магазин сопротивлений 21 и первый усилитель 3 с регулируемым коэффициентом усиления подается напряжение с выхода вычитателя 19, пропорциональное разности тяговых токов в рельсовых нитях. Градуировка третьей шкалы регистратора 1 в амперах позволяет измерять абсолютное значение асимметрии тягового тока.

Магазин сопротивлений 21, электронные ключи 22, 23 и переключатель режимов 24 повышают точность измерения асимметрии тягового тока, так как величина удельного сопротивления рельсов zP зависит от типа рельсов и величины тягового тока в них.

Коррекцию результатов измерения в зависимости от типа рельсов, в которых проводятся измерения, производится с помощью переключателя режимов 24. Перед началом измерений абсолютного значения асимметрии тягового тока этим переключателем выбирается тип рельсов, в результате чего изменяется коэффициент усиления усилителя 3. Настраивается этот коэффициент усилителя так, чтобы изменение удельного сопротивления рельсов zP при переходе на рельсы другого типа не сказывалось на показаниях регистратора 1 о величине асимметрии тягового тока.

Удельное сопротивление рельсов zP растет с ростом тягового тока в них [3]. Для компенсации изменения напряжения на выходе вычитателя 19 от изменения zP в результате варьирования тягового тока в рельсах использована корректирующая цепочка, включающая в себя магазин сопротивлений 21 и электронные ключи 22, 23. Пороги срабатывания электронных ключей настраиваются так, что электронный ключ 22 срабатывает при токе в рельсовой нити 100 А, а электронный ключ 23 - при токе в рельсовой нити, равном 200 А.

Когда ток в рельсовых нитях не превышает 100 А, на вход первого усилителя 3 с регулируемым коэффициентом усиления подается часть выходного напряжения с выхода вычитателя 19, определяемая соотношением (R2+R3+R4)/R1. Когда ток в рельсовой нити становится больше 100 А, напряжение на выходе сумматора 20 становится достаточным для срабатывания электронного ключа 22. Электронный ключ 22, сработав, шунтирует резистор R4 магазина сопротивлений 21, и напряжение на входе усилителя 3 уменьшается до величины, определяемой соотношением (R2+R3)/R1. Если ток в рельсовой нити превышает 200 А, то напряжение на выходе сумматора 20 становится достаточным для срабатывания электронного ключа 23, который, сработав, закорачивает резистор R3 магазина сопротивлений 21. Напряжение на входе усилителя 3 становится еще меньше в соответствии с соотношением R2/R1. Степень уменьшения напряжения на входе усилителя 3 подбирается так, чтобы за счет выбора соответствующих величин сопротивления резисторов R1-R4 компенсировать рост сопротивления рельсовых нитей из-за увеличения тягового тока в них.

Экспериментальные исследования опытного макета заявляемого устройства для измерения параметров рельсовых цепей электрифицированных железнодорожных линий в лабораторных и эксплуатационных условиях показали, что по сравнению с устройством аналогичного назначения (прототип) заявляемым устройством дополнительно измеряются абсолютное и относительное значения асимметрии тягового тока в рельсовых нитях в любой точке рельсовой линии независимо от наличия или отсутствия в месте измерения изолирующих стыков с дроссель-трансформаторами.

Устройство очень удобно для проведения измерений в эксплуатационных условиях, так как не требует выполнения каких-либо сложных манипуляций с устройством во время проведения измерений.

Литература

1. Аркатов B.C., Кравцов Ю.А., Степенский Б.М. Рельсовые цепи. Анализ работы и техническое обслуживание. - М.: Транспорт, 1990. - 295 с.

2. Авторское свидетельство СССР №1792861 А1, кл. В61L 23/16. Стыкоизмеритель для электрифицированных железнодорожных линий / В.И.Шаманов и др.

3. Марквардт К.Г. Электроснабжение электрифицированных железных дорог. - М: Транспорт, 1982. - 528 с.

Устройство для измерения параметров рельсовых цепей на электрифицированных железнодорожных линиях, содержащее регистратор, усилитель с регулируемым коэффициентом усиления, пороговый элемент, блок сигнализации, переключатель режимов, делитель напряжения, два операционных усилителя и три рельсовых контакта, отличающееся тем, что оно снабжено вторым усилителем с регулируемым коэффициентом усиления, двумя переключателями для выбора измеряемого параметра, двумя электронными ключами с разными порогами срабатывания, магазином сопротивлений, сумматором и вычитателем, четвертым рельсовым контактом, который при измерениях асимметрии тягового тока подключается к первому выводу входа второго операционного усилителя вместо второго рельсового контакта, выходы операционных усилителей подключены дополнительно к входам сумматора и вычитателя, соединенных своими выходами через контакты второго переключателя для выбора измеряемого параметра с входами делителя напряжений, первый рельсовый контакт соединен с одним выводом входа первого операционного усилителя, второй рельсовый контакт также соединен с другим выводом входа первого операционного усилителя, а третий рельсовый контакт соединен с вторым выводом входа второго операционного усилителя, регистратор через первый переключатель для выбора измеряемого параметра подключен к делителю напряжения, выход которого подключен через второй переключатель для выбора измеряемого параметра, через второй усилитель с регулируемым коэффициентом усиления и через пороговый элемент к входу блока сигнализации, выход вычитателя соединен также через магазин сопротивлений, первый усилитель с регулируемым коэффициентом усиления и первый переключатель для выбора измеряемого параметра с регистратором, выход сумматора соединен также с управляющими входами электронных ключей, подключенных своими выходами каждый параллельно к одному из сопротивлений магазина сопротивлений; второй усилитель с регулируемым коэффициентом усиления своим управляющим входом подключен к переключателю режимов, а рельсовые контакты при проведении измерений асимметрии тягового тока подключаются попарно к рельсам разных рельсовых нитей одной рельсовой линии с одинаковыми расстояниями между контактами в паре.