Тормозная колодка для высокоскоростного локомотивного и мотовозного подвижного железнодорожного состава

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к тормозному оборудованию подвижного железнодорожного состава. Тормозная колодка содержит стальную пластину, чугунное дугообразное тело, состоящее из основного и профильного участков, с выполненным в нем ручьем и снабженное фрикционными элементами. Фрикционные элементы заложены в тело основного участка колодки со стороны трущейся поверхности и в тело профильного участка - в ручье колодки. Основной участок дугообразного тела колодки выполнен в виде каркаса с камерами, которые могут быть разделены перегородками на ячейки, в которых размещены фрикционные элементы. Камеры или ячейки и соответствующие им фрикционные вставки выполнены в форме усеченных пирамид или конусов, развернутых меньшим основанием к трущейся поверхности колодки, с наклоном стенок под углом α=10°-15°, с образованием неподвижного крепления типа «ласточкин хвост». Стальная пластина, покрывающая тыльную сторону основного участка, выполнена в форме пластинчатой профильной пружины с выступами, расположенными под точками опоры башмака, и упирается в упорные выступы. Между пластинчатой профильной пружиной и телом колодки установлена гофрированная термостойкая фторопластовая прокладка. В боковой стенке ручья профильного участка выполнены полости в виде усеченных пирамид, развернутых меньшим основанием к трущейся поверхности ручья колодки, в которые установлены соответствующие им фрикционные элементы с образованием неподвижного крепления типа «ласточкин хвост». Достигается обеспечение надежного и эффективного торможения при высокоскоростном режиме движения, увеличение срока работы тормозной колодки и снижение шума при взаимодействии колодки с башмаком. 7 з.п. ф-лы, 8 ил.

Реферат

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к тормозному оборудованию тягового подвижного состава, а также может использоваться на других видах транспорта в тормозных системах.

Существующие металлические и биметаллические тормозные колодки железнодорожного локомотивного и мотовозного подвижного состава исчерпывают свои фрикционные и трибологические свойства при скоростях движения подвижного железнодорожного состава до 140 км/ч. В связи с запуском в эксплуатацию в Российской Федерации новых высокоскоростных железнодорожных поездов существующие колодки не выдерживают условий эксплуатации, теряют коэффициент трения и разрушаются в расплаве чугуна.

Известные металлокерамические колодки зарубежного производства для высокоскоростного подвижного железнодорожного транспорта, у которых по причине низкой вязкости и высокой хрупкости, при взаимодействии с поверхностями колес фрикционная масса откалывается от стальных подложек, размещенных с тыльной стороны колодок, появляются трещины, заколы, расслоения и, как следствие, колодки разрушаются, не отработав 5% своего ресурса. Попытки крепления фрикционной массы к несущей пластине болтами, заклепками, винтами положительных результатов не дают, происходят те же разрушения, теряются надежность и ресурс тормозов.

Учитывая недостатки известных тормозных колодок и возросшие скорости локомотивного и мотовозного подвижного железнодорожного состава до 300 км/ч и выше, возникает необходимость создания новой тормозной колодки с высокоскоростными и, следовательно, с высокотермостойкими качествами, обеспечивающими допустимую длину тормозного пути локомотивного и мотовозного подвижного железнодорожного состава в соответствии с нормами безопасности на федеральном железнодорожном транспорте НБ ЖТ ТМ 02-98.

Известна тормозная колодка по Авт. св. 1572889, В61Н 1/00, публ. 23.06.90, содержащая стальной каркас, чугунное дугообразное тело, состоящее из основного и профильного участков с выполненным в нем ручьем и снабженное вставками, заложенными рядами в тело колодки со стороны рабочей трущейся поверхности, причем гребневые вставки профильного участка выполнены в виде цилиндрических элементов с продольным вырезом и установлены в ручье колодки с возможностью схватывания и взаимодействия с гребнем бандажа колеса.

Однако в известном техническом решении вставки выполнены из специального чугуна, обладающего высокой твердостью, и вследствие этого вызывают интенсивный износ поверхности колес.

Кроме того, выполнение вставок основного участка призматическими, с непрерывной поверхностью трения, ухудшает теплоотвод и способствует еще большему износу пар трения и снижению тормозного усилия из-за уменьшения коэффициента трения.

Известна тормозная колодка, содержащая стальной каркас, чугунное дугообразное тело, состоящее из основного и профильного участков, с выполненным в нем ручьем и снабженное вставками. Вставки заложены рядами в тело колодки со стороны трущейся поверхности, причем гребневые вставки профильного участка выполнены в виде цилиндрических элементов с продольным вырезом и установлены в ручье колодки. Все вставки выполнены из пластичного металла. Вставки основного участка тела колодки выполнены цилиндрической формы и размещены группами, вставки имеют большую абразивность, чем абразивность тела колодки. Патент №2153994, МПК 7 В61Н 1/00, F16D 65/04, 69/00, Бюл. №22, 10.08.2000.

Недостатком известной тормозной колодки является снижение тормозного эффекта при скоростях более 140 км/ч за счет перегрева вставок и снижения коэффициента трения. Колодка создает шум при работе.

Задача изобретения создание новой тормозной колодки, обеспечивающей надежное и эффективное торможение при высокоскоростном режиме движения с увеличением срока ее работы и снижение шума за счет упругости взаимодействия колодки с башмаком.

Поставленная задача достигается конструкцией тормозной колодки для высокоскоростного локомотивного и мотовозного подвижного железнодорожного состава, содержащей стальную пластину, чугунное дугообразное тело, состоящее из основного и профильного участков, с выполненным в нем ручьем и снабженное фрикционными элементами. Фрикционные элементы заложены в тело основного участка колодки со стороны трущейся поверхности и в тело профильного участка в ручье колодки. Фрикционные элементы имеют большую абразивность, чем абразивность тела колодки. С тыльной стороны тело колодки имеет прилив с отверстием под клиновую чеку.

Основной участок дугообразного тела колодки выполнен в виде каркаса с камерами, которые могут быть разделены перегородками на ячейки, в которых размещены фрикционные элементы. Камеры или ячейки и соответствующие им вставки выполнены в форме усеченных пирамид или конусов, развернутых меньшим основанием к трущейся поверхности колодки, с наклоном стенок под углом α=10°-15°, с образованием неподвижного крепления типа «ласточкин хвост». В боковых стенках каркаса выполнено по два окна с каждой стороны напротив камер. На тыльной стороне основной участок дугообразного тела колодки снабжен по краям установочными упорными выступами Т-образной формы. Стальная пластина, покрывающая тыльную сторону основного участка, выполнена в форме пластинчатой профильной пружины с выступами, расположенными под точками опоры башмака, и упирается в упорные выступы. Между пластинчатой профильной пружиной и телом колодки установлена гофрированная термостойкая фторопластовая прокладка. Пластинчатая профильная пружина и фторопластовая прокладка имеют вырезы напротив установочных упорных выступов основного участка тела колодки и отверстия в приливе. В боковой стенке ручья профильного участка выполнены полости в виде усеченных пирамид, развернутых меньшим основанием к трущейся поверхности ручья колодки, с наклоном стенок полостей под углом α=10°-15°, с основанием в форме четырехугольника, в которые установлены соответствующие им фрикционные элементы, с образованием неподвижного крепления типа «ласточкин хвост».

Камеры или ячейки и соответствующие им фрикционные элементы имеют форму, выбранную из ряда: усеченный конус с основанием в форме круга или эллипса; усеченная пирамида с 3-6 боковыми стенками, с основанием соответственно в форме треугольника, четырехугольника, пятиугольника, шестиугольника.

Фрикционные элементы, укладывают в литейную форму и заливают расплавом металла.

Каркас колодки, перегородки выполняют сборными, сварными, в полученные полости, камеры или ячейки засыпают композитный наполнитель, который спрессовывают и спекают с получением фрикционных элементов, монолитно размещенных в теле колодки.

Каркас колодки, перегородки выполняют сборными сварными, в полученные полости, камеры или ячейки помещают наполнитель, который отвердевает за счет химической реакции, с получением фрикционных элементов.

Тормозная колодка выполнена из материалов, работающих при температуре до 1000°С.

Общая площадь поверхности трения фрикционных элементов составляет 85-95% от рабочей поверхности основного участка колодки.

Фрикционные элементы основного участка колодки на боковой поверхности имеют выступы, соответствующие окнам в боковых стенках каркаса.

Новизна изобретения заключается в конструктивных особенностях колодки:

- Основной участок дугообразного тела колодки выполнен в виде каркаса с камерами, которые могут быть разделены перегородками на ячейки, в которых размещены фрикционные вставки. Камеры, ячейки и соответствующие им фрикционные элементы выполнены в форме усеченных пирамид или конусов, развернутых меньшим основанием к трущейся поверхности колодки, с наклоном стенок под углом α=10°-15°, с образованием неподвижного крепления типа «ласточкин хвост». Это позволяет создать надежную систему крепления. Форма усеченной пирамиды или конуса не позволяет фрикционным элементам при истирании выпасть из тела колодки. Фрикционные элементы равномерно и максимально перекрывают по ширине трущуюся поверхность основного участка колодки, причем при истирании их трущаяся поверхность увеличивается, что обеспечивает минимальный износ колодки, равномерность истирания и увеличивает ресурс колодки.

- В боковых стенках каркаса выполнено по два окна с каждой стороны напротив камер. Через эти окна можно визуально контролировать износ фрикционных элементов и через них же происходит лучшее охлаждение этих элементов.

- На тыльной стороне основной участок дугообразного тела колодки снабжен по краям установочными упорными выступами Т-образной формы. Эти элементы служат для закрепления стальной пластинчатой пружины и фторопластовой прокладки, а также для закрепления в колодкодержателе.

- Стальная пластина, покрывающая тыльную сторону основного участка, выполнена в форме пластинчатой профильной пружины с выступами, расположенными под точками опоры башмака, и упирается в упорные выступы. Между пластинчатой профильной пружиной и телом колодки установлена гофрированная термостойкая фторопластовая прокладка. Пластинчатая профильная пружина и фторопластовая прокладка имеют вырезы напротив установочных упорных выступов основного участка тела колодки и отверстия в приливе. Обе детали в совокупности выполняют функцию эластичной подвески в башмаке, обеспечивающей отсутствие вибраций тела колодки и вставок, что предотвращает возникновение трещин, а также значительно снижает шум. При взаимодействии колодки с колесом обеспечивается плавное касание с постепенным нарастанием усилия.

- В боковой стенке ручья профильного участка выполнены полости в виде усеченных пирамид развернутых меньшим основанием к трущейся поверхности ручья колодки, с наклоном стенок под углом α=10°-15°, с основанием в форме четырехугольника, в которые установлены соответствующие им фрикционные элементы, с образованием неподвижного крепления типа «ласточкин хвост». При торможении за счет центробежных сил и наклона поверхности колеса колодка смещается, и тогда возникает взаимодействие фрикционных элементов в боковой стенке ручья с колесом. Эти фрикционные элементы предотвращают быстрый износ этого участка колодки и повышают срок ее службы.

- Камеры или ячейки и соответствующие им фрикционные элементы имеют форму, выбранную из ряда: усеченный конус с основанием в форме круга или эллипса; усеченная пирамида с 3-6 боковыми стенками, с основанием соответственно в форме треугольника, четырехугольника, пятиугольника, шестиугольника. Такая форма позволяет максимально перекрыть по ширине трущуюся поверхность основного тела колодки, что обеспечивает минимальный износ колодки.

- Фрикционные элементы укладывают в литейную форму и заливают расплавом металла. Фрикционные элементы в этом случае изготавливают заранее. Достигается очень прочное соединение элементов.

- Каркас колодки, перегородки выполняют сборными, сварными, в полученные полости, камеры или ячейки засыпают композитный наполнитель, который спрессовывают и спекают с получением фрикционных элементов, монолитно размещенных в теле колодки. Такая технология является более простой по сравнению с литьем.

- Каркас колодки, перегородки выполняют сборными сварными, в полученные полости, камеры или ячейки помещают наполнитель, который отвердевает за счет химической реакции с получением фрикционных элементов.

Тормозная колодка выполнена из материалов, работающих при температуре до 1000°С.

Общая площадь поверхности трения фрикционных элементов составляет 85-95% от рабочей поверхности основного участка колодки.

Фрикционные элементы основного участка колодки на боковой поверхности имеют выступы, соответствующие окнам в боковых стенках каркаса.

Заявленная нами совокупность существенных признаков изобретения в доступной нам литературе не найдена. Изобретение удовлетворяет критерию «новизна».

Совокупность существенных признаков позволяет получить новый технический результат.

Оснащение основного участка колодки пластинчатой пружиной и гофрированной фторопластовой прокладкой обеспечивают эластичную подвеску колодки в колодочном башмаке. Это дает плавный мягкий ход тормозной колодки при торможении и взаимодействии с сопряженной поверхностью колеса, при этом исключаются вибрации, резкое взаимодействие трущихся поверхностей, вызывающих образование трещин, выкрашивание и разрушение фрикционных элементов. Плавное касание также обеспечивает снижение шума при работе тормозов. Жесткое закрепление фрикционных элементов в теле колодки типа «ласточкин хвост», их форма в виде усеченных конусов или пирамид, выступы на уровне окон в боковых стенках каркаса колодки обеспечивают надежную фиксацию в литом или сварном корпусе.

Возможность изготовления колодок с использованием различных технологий изготовления позволяет улучшить их качество и варьировать получаемые технические показатели колодок в зависимости от требований конкретных условий работы на том или ином подвижном составе.

Изобретение поясняется чертежами, представленными на Фиг.1-8.

На Фиг.1 показана колодка с частичным разрезом по продольной оси.

На Фиг.2 - пластинчатая профильная пружина с выступами и вырезами.

На Фиг.3 - гофрированная термостойкая фторопластовая прокладка с вырезами.

На Фиг.4 - каркас основного участка колодки с пустой камерой и камерами с фрикционными элементами, а также окнами в боковых стенках.

На Фиг.5 - вид на колодку с тыльной (установочной) стороны.

На Фиг.6 - клиновая чека крепления колодки в башмаке.

На Фиг.7 - поперечное сечение колодки.

На Фиг.8 - схемы размещения перегородок в камерах для получения ячеек под фрикционные элементы, вид со стороны рабочей поверхности основного участка колодки.

Тормозная колодка для высокоскоростного локомотивного и мотовозного подвижного железнодорожного состава содержит чугунное дугообразное тело, состоящее из основного 1 и профильного 2 участков, с выполненным в нем ручьем 3 и снабженное фрикционными элементами 4 и 5. Фрикционные элементы 4 заложены в тело основного участка колодки со стороны трущейся поверхности, а фрикционные элементы 5 в тело профильного участка 2 в ручье 3 колодки (Фиг.1, Фиг.4, Фиг.5). Фрикционные элементы 4 и 5 имеют большую абразивность, чем абразивность тела колодки. Боковой профильный участок 2 предотвращает сползание колодки при торможении по скосу колеса, выполненного по ГОСТ1597-58. С тыльной стороны тело колодки имеет прилив 6 с отверстием 7 под клиновую чеку 8 (Фиг.1, Фиг.6). Основной участок 1 дугообразного тела колодки выполнен в виде каркаса с камерами 9 (Фиг.4), которые могут быть разделены перегородками 10 на ячейки 11 (Фиг.8), в которых размещены фрикционные элементы 4; камеры 9, ячейки 11 и соответствующие им фрикционные элементы 4 выполнены в форме усеченных пирамид или конусов, развернутых меньшим основанием к трущейся поверхности колодки, с наклоном стенок 12 и перегородок ячеек 11 под углом α=10°-15°, с образованием неподвижного крепления типа «ласточкин хвост». На Фиг.8 размещение перегородок 10 показано схематично. В боковых стенках каркаса выполнено по два окна 13 с каждой стороны напротив камер 9. На тыльной стороне основной участок 1 дугообразного тела колодки снабжен по краям установочными упорными выступами Т-образной формы 14. Стальная пластина Фиг.2, Фиг.5, покрывающая тыльную сторону основного участка 1, выполнена в форме пластинчатой профильной пружины 15 с выступами 16, расположенными под точками опоры башмака, и упирается в упорные выступы 14. Между пластинчатой профильной пружиной 15 и телом колодки установлена гофрированная термостойкая фторопластовая прокладка 17 Фиг.1, Фиг.3, Фиг.5. Стальная пластина в форме пластинчатой профильной пружины 15 и фторопластовая прокладка 17 имеют вырезы 18 и 19 соответственно, напротив установочных упорных выступов 14 основного участка тела колодки и окно 20 и 21 соответственно, напротив отверстия 7 в приливе 6 Фиг.2, Фиг.3. В боковой стенке ручья 3 профильного участка 2 выполнены полости в виде усеченных пирамид, развернутых меньшим основанием к трущейся поверхности ручья колодки, с наклоном боковых стенок под углом α=10°-15°, с основанием в форме четырехугольника, в которые установлены соответствующие им фрикционные элементы 5, с образованием неподвижного крепления типа «ласточкин хвост».

Камеры 9 или ячейки 11 основного участка 1 и соответствующие им фрикционные элементы имеют форму, выбранную из ряда: усеченный конус с основанием в форме круга или эллипса Фиг.8 К; усеченная пирамида с 3-6 боковыми стенками, с основанием соответственно в форме треугольника Фиг.8 О, Р, четырехугольника Фиг.8 A, D, E, F, пятиугольника Фиг.8 В, С, М, шестиугольника.

Фрикционные элементы 4, 5 укладывают в литейную форму и заливают расплавом металла. Каркас колодки, состоящий из основного 1 и профильного 2 участков, изготавливают из чугуна, стали или иного сплава с твердостью не более 255 HB. По этой технологии получают монолитную колодку с прочным и надежным закреплением фрикционных элементов.

Фрикционные элементы для колодки могут быть изготовлены из минералов, карбидов, силицидов, металлокерамики, различных металлов и их сплавов и других неорганических соединений. Также фрикционные элементы могут быть изготовлены из углепластика, фторопласта, термопласта и других полимеров с различными наполнителями,

Каркас колодки, перегородки 12, 10 выполняют сборными, сварными, в полученные полости, камеры 9 или ячейки 11 засыпают композитный наполнитель, который спрессовывают и спекают с получением фрикционных элементов, одновременно с получением колодки. В качестве таких материалов используют фрикционный материал ТИИР-303 в смеси со стружкой чугуна или металлокерамические смеси.

В полученные полости, камеры 9 или ячейки 11 также могут помещать наполнитель, который отвердевает за счет химической реакции с получением фрикционных элементов 4.

При этом используют наполнитель, который отвердевает за счет химической реакции. Например, заполняют смесью жидкого стекла Na2SiO3 с окисью алюминия Al2O3 или другим минералом с последующим размещением в среде углекислого газа CO2, при этом происходит затвердевание залитой смеси.

Технологии получения колодки обеспечивают полную монолитность тела колодки и фрикционных элементов, что обеспечивает не только надежность их закрепления, но и хороший отвод тепла.

Материалы, из которых изготавливают фрикционные элементы, обладают высокой термостойкостью и абразивностью, обеспечивают тормозной путь подвижного железнодорожного состава при скоростях движения до 360 км/ч в соответствии с нормами безопасности на железнодорожном транспорте Российской Федерации.

Кроме того, для колодки, представляющей собой монолит, нет необходимости в защите от атмосферных осадков и температурных воздействий окружающей среды.

Кроме того, зимой и летом состояние фрикционных элементов контролируется визуально через окна в боковых стенках каркаса.

Тормозная колодка выполнена из материалов, работающих при температуре до 1000°С.

Для фрикционных элементов 4, 5 используют материал с большей абразивностью, чем абразивность тела колодки и перегородок 12, 10.

Общая площадь поверхности трения фрикционных элементов составляет 85-95% от рабочей поверхности основного участка колодки, что обеспечивает эффективный режим торможения и повышенный ресурс колодки.

Фрикционные элементы 4 основного участка колодки на боковой поверхности имеют выступы, соответствующие окнам 13 в боковой поверхности каркаса.

Эти окна позволяют следить за степенью износа фрикционных элементов, а также служат дополнительным креплением этих элементов в теле колодки. Фрикционные элементы 5, установленные в ручье, препятствуют интенсивному износу внешней боковой стенки ручья при торможении, при отклонении колодки за счет скоса колеса.

Тормозная колодка при установке в тормозной башмак фиксируется клиновой чекой 8, опираясь на установочный выступ башмака колодки и опору чеки.

Работа тормозной колодки производится нажатием колодки к поверхности катания колеса подвижного железнодорожного состава, вследствие взаимодействия возникает упругое и упругопластическое трение.

Установочные размеры предлагаемой тормозной колодки соответствуют ГОСТ 1597-58, поэтому никаких дополнительных подгоночных работ или замены башмаков тормозных колодок на подвижном составе не требуется, при этом учтены необходимые размеры для монтажа эластичных элементов - пластинчатой профильной пружиной и фторопластовой прокладкой.

Вибрации, возникающие при взаимодействии колодки с колесом подвижного железнодорожного состава, поглощаются гофрированной термостойкой фторопластовой прокладкой и пластинчатой профильной пружиной, размещенными между телом колодки и ее башмаком. При этом обеспечивается плавный и мягкий подход тормозной колодки к рабочей поверхности колес и обратный отход, а также исключается резкое воздействие на трущиеся поверхности, что исключает возникновение трещин, выкрашивание и разрушение фрикционных элементов и каркаса колодки.

Усилие пластинчатой пружины превышает или равняется усилию нажатия колодочного башмака на колодку при торможении.

Колодка состоит из небольшого количества деталей при размещении в теле колодке минимально трех полостей и трех камер с фрикционными элементами, гофрированной термостойкой фторопластовой прокладки и пластинчатой профильной пружины.

Небольшое количество деталей обеспечивает простоту сборки и конструкции колодки, поэтому ее изготовление легко автоматизируется.

Форма фрикционных элементов в виде усеченных конусов и пирамид вместе с перегородками обеспечивают жесткую фиксацию фрикционных элементов системой «ласточкин хвост». Кроме того, не требуется высокая точность посадки фрикционных элементов в тело колодки, т.к. эти элементы, имеющие грани системы «ласточкин хвост», заливаются расплавом металла и при затвердевании надежно фиксируются. При спрессовывании сыпучие композиты в каркасе, боковые стенки и перегородки которого расходятся под определенным углом, также образуют в сечении систему «ласточкин хвост» и спекаются непосредственно в каркасе колодки или отвердевают посредством химической реакции, что обеспечивает их монолитность.

Кроме того, заявленная колодка, не имея в конструкции никаких химически активных деталей, таких как резиновые упругие элементы, разлагающиеся при температуре 150°С и выше, является экологически чистой, т.е. без вредных выбросов в окружающую среду.

Таким образом, конструкция предложенной колодки обеспечивает эластичную подвеску колодки в колодочном башмаке, плавность взаимодействия колодки с сопряженной рабочей поверхностью колеса, что улучшает ее эксплуатационные свойства. Исключаются вибрации, вызывающие разрушение тела колодки и фрикционных элементов, что обеспечивает высокую надежность тормозов, уменьшается шум при их работе. Конструкция обеспечивает надежность крепления фрикционных элементов в теле колодки, так как используется крепление типа «ласточкин хвост» и форма фрикционных элементов в виде усеченных конусов и пирамид, развернутых меньшим основанием к рабочей поверхности колодки. Это также повышает надежность работы тормозов, так как при их истирании площадь фрикционных элементов увеличивается по отношении ко всей рабочей поверхности колодки.

1. Тормозная колодка для высокоскоростного локомотивного и мотовозного подвижного железнодорожного состава, содержащая стальную пластину, чугунное дугообразное тело, состоящее из основного и профильного участков, с выполненным в нем ручьем и снабженное фрикционными элементами, фрикционные элементы заложены в тело основного участка колодки со стороны трущейся поверхности и в тело профильного участка - в ручье колодки, фрикционные элементы имеют большую абразивность, чем абразивность тела колодки, с тыльной стороны тело колодки имеет прилив с отверстием под клиновую чеку, отличающаяся тем, что основной участок дугообразного тела колодки выполнен в виде каркаса с камерами, которые могут быть разделены перегородками на ячейки, в которых размещены фрикционные элементы; камеры или ячейки и соответствующие им фрикционные вставки выполнены в форме усеченных пирамид или конусов, развернутых меньшим основанием к трущейся поверхности колодки, с наклоном стенок под углом α=10-15°, с образованием неподвижного крепления типа «ласточкин хвост», на боковых стенках каркаса выполнено по два окна с каждой стороны напротив камер, на тыльной стороне основной участок дугообразного тела колодки снабжен по краям установочными упорными выступами Т-образной формы, стальная пластина, покрывающая тыльную сторону основного участка, выполнена в форме пластинчатой профильной пружины с выступами, расположенными под точками опоры башмака, и упирается в упорные выступы, между пластинчатой профильной пружиной и телом колодки установлена гофрированная термостойкая фторопластовая прокладка, пластинчатая профильная пружина и фторопластовая прокладка имеют вырезы напротив установочных упорных выступов основного участка тела колодки и отверстия в приливе, в боковой стенке ручья профильного участка выполнены полости в виде усеченных пирамид, развернутых меньшим основанием к трущейся поверхности ручья колодки, с наклоном стенок под углом α=10-15°, с основанием в форме четырехугольника, в которые установлены соответствующие им фрикционные элементы с образованием неподвижного крепления типа «ласточкин хвост».

2. Тормозная колодка для высокоскоростного локомотивного и мотовозного подвижного железнодорожного состава по п.1, отличающаяся тем, что камеры или ячейки основного участка и соответствующие им фрикционные элементы имеют форму, выбранную из ряда: усеченный конус с основанием в форме круга или эллипса; усеченная пирамида с 3-6 боковыми стенками, с основанием соответственно в форме треугольника, четырехугольника, пятиугольника, шестиугольника.

3. Тормозная колодка для высокоскоростного локомотивного и мотовозного подвижного железнодорожного состава по п.1, отличающаяся тем, что фрикционные элементы укладывают в литейную форму и заливают расплавом металла.

4. Тормозная колодка для высокоскоростного локомотивного и мотовозного подвижного железнодорожного состава по п.1, отличающаяся тем, что каркас колодки, перегородки выполняют сборными, сварными, в полученные полости, камеры или ячейки засыпают композитный наполнитель, который спрессовывают и спекают с получением фрикционных элементов, монолитно размещенных в теле колодки.

5. Тормозная колодка для высокоскоростного локомотивного и мотовозного подвижного железнодорожного состава по п.1, отличающаяся тем, что каркас колодки, перегородки выполняют сборными сварными, в полученные полости, камеры или ячейки помещают наполнитель, который отвердевает за счет химической реакции с получением фрикционных элементов.

6. Тормозная колодка для высокоскоростного локомотивного и мотовозного подвижного железнодорожного состава по п.1, отличающаяся тем, что тормозная колодка выполнена из материалов, работающих при температуре до 1000°С.

7. Тормозная колодка для высокоскоростного локомотивного и мотовозного подвижного железнодорожного состава по п.1, отличающаяся тем, что общая площадь поверхности трения фрикционных элементов составляет 85-95% от рабочей поверхности основного участка колодки.

8. Тормозная колодка для высокоскоростного локомотивного и мотовозного подвижного железнодорожного состава по п.1, отличающаяся тем, что фрикционные элементы основного участка колодки на боковой поверхности имеют выступы, соответствующие окнам в боковых стенках каркаса.