Универсальный гусеничный движитель транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к транспортным средствам с гусеничным движителем, и может быть использовано для повышения эксплуатационной надежности и опорно-сцепной проходимости по мерзлому обледенелому грунту за счет увеличения коэффициента сцепления гусеничного движителя транспортного средства с мерзлым обледенелым грунтом. Звено гусеничной цепи содержит трак, выполненный с углублением на опорной поверхности и ребрами с вырезами, съемный асфальтоходный башмак, размещенный в углублении, и крепящую башмак к траку пружинную пластину, установленную внутри башмака и свободными концами размещенную в вырезах ребер. Ребра выполнены в средней части трака. Пружинная пластина образована двумя симметрично расположенными по ширине трака частями. Каждая из частей с одной стороны выполнена в виде отогнутых под углом друг к другу лепестков. Одни из лепестков размещены в теле башмака, а другие образуют свободные концы. Другой стороной часть пружинной пластины жестко закреплена на краю трака. На съемном башмаке вдоль продольной оси со стороны опорной поверхности выполнена выемка. В теле трака выполнены гидравлические каналы. На опорную поверхность звена установлена съемная дополнительная наставка со встроенными в ней подвижными грунтозацепами конической формы и гидравлическими каналами. Наставка крепится к телу трака двумя болтами. К дополнительной наставке двумя болтами крепится крышка. К гребню трака двумя болтами крепится крышка гребня. В верхней части гребня трака установлен гидравлический поршень. В балансире опорного катка выполнен воздушный канал. Между двумя частями опорного катка располагается резиновая воздушная камера. Технический результат направлен на повышение проходимости транспортного средства за счет увеличения коэффициента сцепления его гусеничного движителя с мерзлым обледенелым грунтом. 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к транспортным средствам с гусеничным движителем, и обеспечивает расширение эксплуатационных возможностей.

Известна гусеница [Авторское свидетельство СССР №971697, МПК В62D 55/26, 1982 г.], состоящая из звеньев двух чередующихся типов, в которой звенья одного типа снабжены грунтозацепом. С целью улучшения сцепных качеств на слабых грунтах и на снегу с одновременным сохранением устойчивости на твердых грунтах грунтозацеп выполнен -образным в плане, а звенья другого типа снабжены грунтозацепом аналогичной формы, но уменьшенным по длине, и двумя дополнительными грунтозацепами одинаковой высоты, расположенными под углом к продольной оси звена с обеих сторон.

Недостатком данной гусеницы является то, что при движении транспортного средства, оборудованного движителем с такими гусеницами по слабому грунту, будет происходить залипание грунта между грунтозацепами, вследствие чего будет увеличиваться буксование и уменьшаться коэффициент сцепления движителя с грунтом, что в свою очередь повлияет на ухудшение проходимости транспортного средства.

Особый интерес представляет гусеничный движитель [Авторское свидетельство СССР №1337308, МПК В62D 55/10, 1987 г.], содержащий опорные катки и охватывающую их гусеничную ленту, состоящую из звеньев, на которых закреплены грунтозацепы и выполнены беговые дорожки, симметрично расположенные со стороны внутренней и внешней поверхности гусеничной ленты, которая установлена с возможностью поворота ее звеньев на 180° относительно продольной оси, с целью расширения эксплуатационных возможностей путем обеспечения движения в различных дорожных условиях грунтозацепы расположены на внутренней и внешней сторонах гусеничной ленты вне беговой дорожки, причем на одной из сторон они выполнены в виде упругих подушек, а на другой стороне - в виде металлических выступов.

Однако недостатком данного гусеничного движителя является то, что для того, чтобы перевернуть гусеницу, потребуется много времени, в связи с этим увеличится простой транспортного средства при эксплуатации.

Наиболее близким к заявляемому изобретению является звено гусеничной цепи [Авторское свидетельство СССР №1532420, МПК В62D 55/26, 1989 г.], содержащее трак, выполненный с углублением на опорной поверхности и ребрами с вырезами, и съемный асфальтоходный башмак, размещенный в углублении, и крепящая башмак к траку пружинная пластина, установленная внутри башмака и свободными концами размещенная в вырезах ребер, ребра выполнены в средней части трака, пружинная пластина образована двумя симметрично расположенными по ширине трака частями, каждая из которых с одной стороны выполнена в виде отогнутых под углом друг к другу лепестков, одни из них размещены в теле башмака, а другие образуют свободные концы, при этом другой стороной часть пружинной пластины жестко закреплена на краю трака, на съемном башмаке вдоль продольной оси со стороны опорной поверхности выполнена выемка.

Недостатком данной гусеничной цепи является то, что при движении транспортного средства по обледенелым дорогам коэффициент сцепления гусеничной машины будет определяться только трением между обледенелой поверхностью и резиновой частью асфальтоходного башмака, чего недостаточно для преодоления обледенелых подъемов.

Технический результат направлен на повышение проходимости транспортного средства за счет увеличения коэффициента сцепления его гусеничного движителя с мерзлым обледенелым грунтом.

Технический результат достигается тем, что звено гусеничной цепи, содержащее трак, выполненный с углублением на опорной поверхности и ребрами с вырезами, и съемный асфальтоходный башмак, размещенный в углублении, и крепящая башмак к траку пружинная пластина, установленная внутри башмака и свободными концами размещенная в вырезах ребер, ребра выполнены в средней части трака, пружинная пластина образована двумя симметрично расположенными по ширине трака частями, каждая из которых с одной стороны выполнена в виде отогнутых под углом друг к другу лепестков, одни из них размещены в теле башмака, а другие образуют свободные концы, при этом другой стороной часть пружинной пластины жестко закреплена на краю трака, на съемном башмаке вдоль продольной оси со стороны опорной поверхности выполнена выемка, в теле трака выполнены гидравлические каналы, на опорную поверхность звена установлена съемная дополнительная наставка, со встроенными в ней подвижными грунтозацепами конической формы и гидравлическими каналами, которая крепится к телу трака двумя болтами, к дополнительной наставке двумя болтами крепится крышка дополнительной наставки, к гребню трака двумя болтами крепится крышка гребня и в верхней части гребня трака установлен гидравлический поршень, в балансире опорного катка выполнен воздушный канал, между двумя частями опорного катка располагается резиновая воздушная камера.

Отличительными признаками от прототипа является то, что в теле трака выполнены гидравлические каналы, на опорную поверхность звена установлена съемная дополнительная наставка, со встроенными в ней подвижными грунтозацепами конической формы и гидравлическими каналами, которая крепится к телу трака двумя болтами, к дополнительной наставке двумя болтами крепится крышка, к гребню трака двумя болтами крепится крышка гребня, в верхней части гребня трака установлен гидравлический поршень, в балансире опорного катка выполнен воздушный канал, между двумя частями опорного катка располагается резиновая воздушная камера.

На фиг.1 изображен элемент универсального гусеничного движителя транспортного средства - опорный каток-звено гусеничной цепи, поперечный разрез; на фиг.2 - вид В на фиг.1.

Гусеничный движитель транспортного средства содержит: балансир 2 (фиг.1) с воздушным каналом 1, на который установлен опорный каток 5 гусеничного движителя с резиновым бандажем 6, между двумя частями опорного катка располагается резиновая воздушная камера 3.

Звено гусеничной цепи содержит трак 8, в теле трака выполнены гидравлические каналы 7, в гребне трака 17 установлен гидравлический поршень 4, для возможности монтажа поршня к гребню трака двумя болтами 20 крепится крышка гребня 21. Асфальтоходный съемный башмак 12 устанавливается на опорную поверхность трака. Внутрь башмака встроены части пружинной пластины 9, концы пружинных пластин снабжены отогнутыми лепестками 14, встроенными в теле башмака. Элементы пружинных пластин размещены в теле башмака симметрично по ширине трака.

Противоположные концы пластин 9 скреплены с подошвой трака с помощью болтового соединения 11. В средней части тела башмака 2 со стороны опорной поверхности выполнена выемка 15.

Перед сборкой башмак изгибается под углом 20-30° для заведения лепестков пружин пластин 9 в вырезы в ребрах трака 8, после чего противоположные концы пластин скрепляются с подошвой трака 8 с помощью болтового соединения 11. С помощью этого же соединения к траку 8 крепится съемная дополнительная наставка 10 (фиг.1, 2) с гидравлическими каналами 16 и подвижными грунтозацепами 13, установленная на опорной поверхности звена гусеничной цепи поверх съемного асфальтоходного башмака 12. Для исключения самовыпадания подвижных грунтозацепов и возможности их монтажа, к съемной дополнительной наставке крепится двумя болтами 18 крышка съемной дополнительной наставки 19.

Универсальный гусеничный движитель транспортного средства работает следующим образом.

В процессе движении транспортного средства при входе в контакт гусеничного движителя с обледенелым мерзлым грунтом для увеличения коэффициента сцепления гусеничного движителя транспортного средства с ним принудительно подается постоянное давление воздуха от компрессора транспортного средства в воздушный канал балансира опорного катка 1, в результате чего воздушная резиновая камера 3 увеличивает свои размеры и при движении опорного катка 5 по внутренней поверхности гусеничной цепи воздействует на гидравлический поршень 4, в свою очередь гидравлический поршень 4 создает давление рабочей жидкости в гидравлическом канале 7 трака и гидравлическом канале 16 съемной дополнительной наставки 10, за счет чего подвижные грунтозацепы 13 внедряются в опорную поверхность и разрушают ее. В результате при входе в контакт с обледенелым мерзлым грунтом подвижные грунтозацепы продавливают ледяную поверхность или разрушают ее, за счет этого увеличивается зацепление звена с опорной поверхностью и увеличивается коэффициент сцепления гусеничного движителя транспортного средства с дорогой.

При завершении преодоления участка с обледенелым грунтом и дальнейшем движении по твердому грунту отключается воздушный канал балансира опорного катка 1 от компрессора транспортного средства в результате чего воздушная резиновая камера 3 уменьшает свои размеры и при движении опорного катка 5 по внутренней поверхности гусеничной цепи не воздействует на гидравлический поршень 4, в свою очередь гидравлический поршень 4 не создает давление рабочей жидкости в гидравлическом канале 7 трака и гидравлическом канале 16 съемной дополнительной наставки 10, за счет чего подвижные грунтозацепы 13 не внедряются в опорную поверхность и не разрушают ее. Данный режим движения транспортного средства обеспечивает надежное сцепление гусеничного движителя с твердой опорной поверхностью без ее разрушения, так как коэффициент сцепления транспортного с твердой опорной поверхностью движения будет определяться величиной трения материала съемного асфальтоходного башмака и грунта.

Звено гусеничной цепи, содержащее трак, выполненный с углублением на опорной поверхности и ребрами с вырезами, съемный асфальтоходный башмак, размещенный в углублении, и крепящую башмак к траку пружинную пластину, установленную внутри башмака и свободными концами размещенную в вырезах ребер, ребра выполнены в средней части трака, пружинная пластина образована двумя симметрично расположенными по ширине трака частями, каждая из которых с одной стороны выполнена в виде отогнутых под углом друг к другу лепестков, одни из них размещены в теле башмака, а другие образуют свободные концы, при этом другой стороной часть пружинной пластины жестко закреплена на краю трака, на съемном башмаке вдоль продольной оси со стороны опорной поверхности выполнена выемка, отличающееся тем, что в теле трака выполнены гидравлические каналы, на опорную поверхность звена установлена съемная дополнительная наставка со встроенными в ней подвижными грунтозацепами конической формы и гидравлическими каналами, которая крепится к телу трака двумя болтами, к дополнительной наставке двумя болтами крепится крышка, к гребню трака двумя болтами крепится крышка гребня, в верхней части гребня трака установлен гидравлический поршень, в балансире опорного катка выполнен воздушный канал, между двумя частями опорного катка располагается резиновая воздушная камера.